ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-14674/19 от 21.08.2019 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                                    Именем Российской Федерации

                                                               РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь                                                                              Дело № А63-14674/2019

 Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2019 года

                      Решение изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Карпеля В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курасовым Д.А., рассмотрел в судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «Северо-Кавказская торговая промышленная компания «Азия-Европа», г. Нефтекумск, ОГРН <***>, 

к  Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН <***>,

об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.07.2019 № 08-19/650 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ,

при участии  представителя  заявителя ФИО1 по доверенности от 23.05.2019, представителя заинтересованного лица Козий К.В. по доверенности от 09.01.2019 №дов8-4,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Северо-Кавказская торговая промышленная компания «Азия-Европа» (далее - общество, ООО «СКТПК «Азия-Европа») обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - управление) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 17.07.2019 № 08-19/650 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части снижения суммы штрафа.

Представитель общества в судебном заседании просил суд снизить административный штраф в соответствии с требованиями действующего законодательства, вину признал, сообщил об исправлении допущенных нарушений, ссылался на тяжелое материальное положение.

Управление в отзыве на заявление просило оставить оспариваемое постановление без изменения, указав, что вина заявителя в совершении правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ, является доказанной, нарушений процедуры привлечения общества к ответственности не допущено. При этом, учитывая, что ООО «СКТПК «Азия-Европа» признало вину, предприняло меры для предотвращения подобных ошибок в будущем (проведено дополнительное обучение с оператором систем ЕГАИС, внедрено визуальное информирование, указывающее на несоответствие дат отгрузки и фиксации).  

В судебном заседании представитель управления просил принять решение на усмотрение суда.

С учетом мнения представителей сторон суд в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), завершил предварительное разбирательство и открыл судебное заседание.

Материалами дела установлено, что ООО «СКТПК «Азия-Европа» осуществляет деятельность по оптовой торговле пивом.

Согласно сведениям об отгрузке продукции, зафиксированных в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), общество за период с 01.06.2019 по 15.06.2019, выявлены несоответствия между датами отпуска груза, и датами фиксации, согласно заявкам о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) а именно:

Идентификатор накладной   

Номер накладной

Дата накладной  

Дата фиксации накладной 

Дата отгрузки

TTN-0296460722

УТАЕ0006575

10.06.2019

11.06.2019

10.06.2019

По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ, и проведено административное расследование.

В ходе проверки во исполнение определения о возбуждении дела и проведении административного расследования от 18.06.2019 №08-19/650, ООО «СКТПК» Азия-Европа» представлены товарно-сопроводительные документы в адрес ИП ФИО2 ИНН <***>, согласно которым дата фиксации в ЕГАИС заявки об отгрузке не соответствует дате фактической отгрузки.

Согласно заявке в ЕГАИС от 10.06.2019 № УТАЕ0006575 фактически отпуск груза произведен 10.06.2019, согласно представленной товарно-транспортной накладной отпуск груза произведен также - 10.06.2019, в товарном разделе товарно-транспортной накладной, указан срок доставки груза - 10.06.2019, однако зафиксирована в ЕГАИС указанная отгрузка - 11.06.2019.

С учетом выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 11.07.2019 № 08-19/650-1.

Постановлением управления от 17.07.2019 № 08-9/650 общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Общество, не оспаривая постановление по существу, обратилось в суд с требованием об изменении постановления и снижении суммы штрафа.

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Правила функционирования ЕГАИС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Постановление № 1459, Правила функционирования).

Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 (далее – Приказ № 149).

В соответствии с пунктом 21 Правил функционирования направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

Заявки о фиксации информации об объеме производства и (или) оборота (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Приложения № 5 к Приказу №149, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции. Обществом указанные положения Приказа нарушены.

За данный вид нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ.

Обществом представлены пояснения, из которых следует, что указанное нарушение, произошло по ошибке оператора ЕГАИС.

Частью 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗопределено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольнойпродукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС препятствует осуществлению контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.

Таким образом, 10.06.2019 (время совершения правонарушения), по адресу: 356884, <...> (место совершения правонарушения), ООО «СКТПК» Азия-Европа» совершено административное правонарушение, выразившееся в нефиксации информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, является доказанным.

Обстоятельств, смягчающих ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено.

В ходе производства по делу, установлены отягчающие обстоятельства в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ: а именно, повторное, в течение одного года, совершение обществом правонарушения по статье 14.19 КоАП РФ.

Обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 статье 3.4 КоАП РФ предупреждение назначается за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая, что ООО «СКТПК «Азия-Европа», согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 23.10.2018 № 08-18/865-2  привлекалось к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, административный штраф не может быть заменен на предупреждение.

Процедура привлечения к административной ответственности обществом не оспаривается.

Вместе с тем при осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).

Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за завершенное правонарушение предусмотренное, статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку по своему правовому характеру оно является формальным, а не реальным.

При этом общество указало в заявлении, на то, что оно в полном объеме признает свою вину, а также им предприняты все меры для предотвращения подобных ошибок в будущем: проведено дополнительное обучение с оператором системы ЕГАИС, внедрено визуальное информирование, указывающее на несоответствие дат отгрузки и фиксации.

В отзыве на заявление управление не расценивает заявление общества, как попытку уйти от ответственности, в виду раскаяния общества в совершенном правонарушении и в вопросе снижения штрафа, полагается на усмотрение суда.

Суд посчитал возможным снизить размер административного штрафа на пятьдесят процентов, ввиду следующего.

Мера ответственности, установленная обществу в оспариваемом постановлении требует оценки в системе действующего правового регулирования, в том числе с учетом общих правил назначения административного наказания, закрепленных статьей 4.1 данного Кодекса, - возможности назначения юридическим лицам административного штрафа, соразмерного всем обстоятельствам, характеризующим конкретное административное правонарушение и юридическое лицо, виновное в его совершении.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

Исключений из этого правила не предусмотрено, поэтому ни суд, ни иной субъект административной юрисдикции не вправе ни при каких условиях назначить юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание, не предусмотренное санкцией соответствующей нормы, или выйти за пределы, в том числе нижний, установленного законом административного наказания.

Данное общее правило назначения административного наказания имеет целью предотвращение излишнего административного усмотрения и избежание злоупотреблений при принятии решений о размерах административных санкций в конкретных делах, что в целом согласуется с конституционными требованиями к использованию мер публично-правовой ответственности. Тем не менее применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, оно может - при определенных обстоятельствах - противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 № 4-П).

В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. Соответственно, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, суд считает необходимым отметить, что в данном конкретном случае, подлежат применению положения о снижении назначенного заинтересованным лицом штрафа, ниже низшего предела, установленного санкцией статьи 14.19 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей, предусмотренном санкцией статьи 14.19 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до размера не менее половины минимального размера.

Снижение штрафа до 75 000 рублей отвечает принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствует характеру совершенного правонарушения и имущественному положению общества, позволяет достичь предупредительные цели административного производства и обеспечить соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.

Указанный размер штрафа является адекватным, соразмерным и отвечающим требованиям справедливости.

Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.06.2017 по делу № А53-30092/2016.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

изменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу 17.07.2019 № 08-19/650 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Северо-Кавказская торговая промышленная компания «Азия-Европа» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания, снизив сумму административного штрафа до 75 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края  в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный  срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                             В.Л. Карпель