АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63-14862/2021
22 сентября 2022 года
Резолютивная часть решения изготовлена 15 сентября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2022 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Жирновой С.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривоноговой Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Ессентукская сетевая компания», г. Ессентуки, ОГРН <***>, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2021 № АП-292-2021/КВМ/Е,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Ессентукская сетевая компания» (далее – АО «ЕСК», общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – Управление Росреестра по СК, управление) о признании незаконным и отмене постановления отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по СК о привлечении АО «Ессентукская сетевая компания» к административной ответственности по делу об административном правонарушении от 23.08.2021 № АП-292-2021/КВМ/Е.
Определением суда от 08.10.2021 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определениями от 06.12.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, заинтересованное лицо ходатайства об отложении или проведении судебного заседания в его отсутствие суду не представило. От заявителя поступило ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя.
В силу положений статей 123, 156 АПК РФ суд счел возможным провести судебное заседание и рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам.
В обоснование заявленных требований общество указало, что постановлением отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по СК от 23.08.2021 № АП-292-2021/КВМ/Е АО «Ессентукская сетевая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество с названным постановлением не согласно, считает, что событие вмененного административного нарушения отсутствует. Отметил, что согласно решению Ленинского районного суда от 10.12.2021 по делу № 12-453/2021 с момента приобретения права собственности на энергосетевой комплекс (1994 год) сетевые организации приобретают право на использование земельного участка под включенными в комплекс объектами. Таким образом, при реконструкции опоры линейного объекта на новую опору с улучшенными эксплуатационными характеристиками не образуется состав вмененного правонарушения. Также общество указало на пропуск управлением срока привлечения общества к административной ответственности.
АО «ЕСК» просило удовлетворить заявленные требования.
Управление Росреестра по СК возражало против удовлетворения заявленных требований, в отзыве на заявление и дополнительном отзыве указало на законность и обоснованность вынесенного постановления. Отметило, что общество не получало разрешение на размещение линейного объекта, а письмо управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки от 13.10.2021 № 22/3212 не является ненормативным правовым актом, обязательным к применению.
Заинтересованное лицо просило отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, суд счел требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО «ЕСК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии в границах балансовой принадлежности своего электросетевого хозяйства.
В связи с необходимостью реконструкции находящегося в собственности сетевой организации объекта электроэнергетики (линейный объект): ВЛ 0,4 кВ от ТП № 19 Ф-Кольцевая-Куйбышева, инвентарный номер № 07546, опора № 56/2, расположенного по адресу: <...> район дома 121 (опора) между АО «Ессентукская сетевая компания» и ООО «Русмаркет» был заключен договор подряда от 04.03.2021 № 17/ПТО/2021 (далее - договор).
Согласно техническому заданию к договору подрядчик обязался:
- произвести замену существующей опоры № 56/2, тип опоры определить при проектировании с условием предоставления подробных технических характеристик и расчета механической прочности с учетом всех нагрузок. Опора высотой 9 метров с фланцевой площадкой на отметке 9 м для возможности увеличения высоты путем монтажа дополнительных металлических секций;
- при замене опоры предусмотреть сохранность всех существующих воздушных линий. Произвести подвес на новую опору всех существующих воздушных линий;
- предусмотреть реконструкцию воздушной линии электропередачи и/или городского освещения с заменой вводов к потребителям, сечение проводов и необходимые объемы работ предусмотреть при проектировании;
- при наличии на реконструируемом участке линии наружного освещения предусмотреть замену существующих алюминиевых проводов на провод марки СИП. Предусмотреть установку на реконструируемой опоре светильника (светильников) наружного освещения. Произвести установку необходимого оборудования и подключение его к проектируемому проводу марки СИП. Сечение провода и тип светильников определить при проектировании;
- замену опоры и воздушной линии выполнить в соответствии с ПУЭ изд. 7, глава 2.4.
17 декабря 2020 года ООО «Русмаркет» был получен ордер № 307 на право производства земляных работ на территории города Ессентуки связанных с выполнением работ по демонтажу опоры уличного освещения и монтажу новой опоры связи двойного назначения по адресу: <...>/Кольцевая.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2019 № А63-13330/2018 за АО «Ессентукская сетевая компания» подтверждено право собственности на: сооружение производственного назначения с кадастровым номером 26:30:000000:2622: участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 3,0 км, с центром питания в ПТ-200, количество опор - 90, расположенный по адресу <...>; участок воздушной линии электропередачи с кадастровым номером 26:30:000000:2618, мощностью 0,4 кВ, протяженностью 1,6 км, с центром питания в ПТ-200, ТП-123, количество опор - 55, расположенный по адресу <...>.
Согласно сведениям ЕГРН на вышеуказанные объекты недвижимого имущества проведена государственная регистрация права оперативного управления МБУ «Безопасный город Ессентуки» (выписки из ЕГРН от 05.03.2022 № КУВИ-001/2022-30758928, № КУВИ-001/2022-30758045).
07 июля 2021 года на основании требования прокуратуры г. Ессентуки от 26.05.2021 № 7/3-84/2021 отделом муниципального контроля комитета по управлению муниципальным имуществом по городу Ессентуки проведен осмотр места установки опоры связи двойного назначения, расположенной по адресу <...> по результатам которого установлено, что часть земельного участка по вышеуказанному адресу, площадью 4.47 кв.м, самовольно занята и используется ООО «Русмаркет» путем строительства бетонного фундамента и установки на нём опоры сотовой связи (акт проверки юридического лица от 01.07.2021 № 5).
Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, административный орган 09.08.2022 вручил представителю общества ФИО1 уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 10.08.2021 в 14:30, что подтверждается его подписью.
10 августа 2021 года государственный инспектор управления ФИО2 составил в отношении общества (в отсутствие законного представителя, надлежащим образом извещенного) протокол об административном правонарушении № 242/КМВ/2021 по статье 7.1 КоАП РФ.
23 августа 2021 года рассмотрев названный протокол и иные материалы дела, заместитель главного государственного инспектора ФИО3 в присутствии законного представителя общества ФИО1 вынес постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № АП-292-2021/КМВ/Е, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Высший Арбитражный Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, состоит в том, что лицо самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок при отсутствии прав на него.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, самовольно занявшее или использующее земельные участки в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Таким образом, в целях установления факта наличия в действиях юридического лица объективной стороны административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, необходимо доказать, что оно пользовалось земельным участком, данный земельный участок принадлежит третьему лицу, которое в установленном порядке не выражало свою волю на использование земельного участка указанным субъектом.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из системного толкования статей 5, 40, 41, 43 ЗК РФ, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником - землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
Кроме того, согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьями 40 и 41 ЗК РФ собственник (иной титульный владелец) земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пунктам 14.1 и 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса под реконструкцией линейных объектов подразумевается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов; под капитальным ремонтом линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В силу подпунктов 4, 4.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства.
Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса – это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Положением пункта 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» к особо опасным, технически сложным сооружениям связи отнесены сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или 10 частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, введенного в действие Федеральным законом от 02.08.2019 № 283-ФЗ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 10 Закона Ставропольского края от 18.06.2012
№ 53-кз «О некоторых вопросах регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории Ставропольского края» закреплено, что разрешение на строительство не требуется в случаях, установленных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, а также в случае строительства, реконструкции объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно - от места подключения таких объектов к существующим сетям до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам объекта капитального строительства.
В пункте 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016), разъяснено, что высоковольтная линия электропередачи представляет собой единый объект вещных прав, ее составные части (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем они не могут быть признаны самовольными постройками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которым к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5); линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2019 № А63-13330/2018 за АО «Ессентукская сетевая компания» подтверждено право собственности на: сооружение производственного назначения с кадастровым номером 26:30:000000:2622: участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 3,0 км, с центром питания в ПТ-200, количество опор - 90, расположенный по адресу <...>; участок воздушной линии электропередачи с кадастровым номером 26:30:000000:2618, мощностью 0,4 кВ, протяженностью 1,6 км, с центром питания в ПТ-200, ТП-123, количество опор - 55, расположенный по адресу <...>.
Согласно сведениям ЕГРН на вышеуказанные объекты недвижимого имущества проведена государственная регистрация права оперативного управления МБУ «Безопасный город Ессентуки» (выписки из ЕГРН от 05.03.2022 № КУВИ-001/2022-30758928, № КУВИ-001/2022-30758045).
Согласно пункту 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сделка по отчуждению земельного участка без строений, расположенных на нем, собственник которых один, ничтожна. Ничтожна и сделка по отчуждению только сооружений без связи с земельным участком.
В силу статьи 272 ГК РФ при переходе права собственности на здание, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием и необходимый для его использования.
Согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ ели здание и участок принадлежат одному лицу, то их отчуждение происходит одновременно; отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания не допускается.
В этих данных проявляется принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
Таким образом, в собственность общества перешел комплекс линейных объектов вместе с земельным участком, на котором он расположен.
В силу вышеизложенного, регистрация сооружения производственного назначения с кадастровым номером 26:30:000000:2622: участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 3,0 км, с центром питания в ПТ-200, количество опор - 90, расположенный по адресу <...>; участок воздушной линии электропередачи с кадастровым номером 26:30:000000:2618, мощностью 0,4 кВ, протяженностью 1,6 км, с центром питания в ПТ-200, ТП-123, количество опор - 55, расположенный по адресу <...>, не требуется.
Таким образом, доводы управления об отсутствии в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности общества на спорный объект недвижимого имущества и отсутствие сведений о государственной регистрации права заявителя на самовольно занимаемый земельный участок, подлежат отклонению.
Кроме того, земли в месте расположения воздушной линии по ул. Кольцевая и по ул. Куйбышева относятся к территориальной зоне «Ж-1. «Зона малоэтажной жилой застройки, застройки индивидуальными домами отдельно стоящими и/или блокированными», выделенной на Схеме градостроительного зонирования территории города Ессентуки Ставропольского края, утвержденной решением Думы города Ессентуки от 07.06.2016 № 45 «О внесении изменений в решение Совета города Ессентуки от 09.11.2006 № 114 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Ессентуки». Градостроительный регламент указанной территориальной зоны предусматривает основной вид разрешенного использования «Линейные объекты инженерной инфраструктуры (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, сети связи».
В пункте 1 статьи 25 ЗК РФ закреплено что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Случаи, в которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, перечислены в пунктах. 1 - 6 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса, к которым и относится, в частности, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).
Действия общества по замене опоры ВЛ 0,4 кВ не требуют предоставления земельных участков и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях образования земельного участка.
Согласно пункта 8 постановления Правительства Российской федерации от 11.08.2003 № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети» - земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами в период строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии электропередачи, ширина которой превышает расстояние между осями крайних фаз на 2 метра с каждой стороны.
Таким образом, реконструированная опора установлена в границах земельного участка, на котором размещен линейный объект.
Более того, постановлением администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 25.10.2018 № 1379 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование производства земляных работ на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки. Подготовка и выдача ордеров на проведение земляных работ» (далее – Регламент).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2.6.1. Регламента для получения ордера на право проведения земельных работ предоставляется проект производства работ, согласованный со всеми заинтересованными службами города Ессентуки.
17 декабря 2020 года ООО «Русмаркет» был получен ордер № 307 на право производства земляных работ на территории города Ессентуки связанных с выполнением работ по демонтажу опоры уличного освещения и монтажу новой опоры связи двойного назначения по адресу: <...>/Кольцевая.
Согласно представленному в материалы дела письму управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки от 13.10.2021 № 22/2112 у общества отсутствует необходимость получения разрешения на строительство, а также отсутствует необходимость разработки документации по планировке территории для объектов, указанных в обращении общества, поскольку не требуется предоставление земельного участка.
С учетом изложенного и вышеприведенных положений пункта 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса и подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Ставропольского края от 18.06.2012 № 53-кз «О некоторых вопросах регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории Ставропольского края» для строительства спорной опоры не требуется получения разрешения на строительство, так как согласно рабочей документации общая высота опоры составляет менее 30 метров.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что спорная опора, представляющая собой один из элементов составной части линейного объекта – сети наружного освещения, имеющая согласно проектной документации высоту до 32 метров, технологическое заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли до 4 метров, была установлена на месте ранее существовавшей опоры; действия общества по строительству (реконструкции) опоры воздушных линий электропередачи не требуют предоставления земельных участков и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях образования земельного участка, в связи с чем не имеется оснований считать опору самовольно установленной и соответственно наличия в действиях общества признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Ввиду вышеизложенного, суд признал оспариваемое постановление незаконным, в связи с чем удовлетворил требования общества.
Доводы лиц, участвующих в деле, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на правильность изложенных в нем выводов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2021 по делу № А53-34971/2020, постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу № А63-15075/2021.
Руководствуясь статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 23.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
№ АП-292-2021/КВМ/Е о признании акционерного общества «Ессентукская сетевая компания», ОГРН <***>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.Л. Жирнова