АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
26 сентября 2018 года
г. Ставрополь
Дело № А63-14900/2018
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2018 года
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи
Турчина И.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игнатьковым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Управления Судебного департамента в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае г. Ставрополь, ОГРН <***>,
ГБУ СК «Издательский дом «Периодика Ставрополья», г. Михайловск, Шпаковский район, Ставропольский край, ОГРН <***>,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,ОГРН <***>,
о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления за истцом на нежилое здание - гараж, кадастровый номер 26:08:040514:772, площадью 26.7 кв. м, расположенный по адресу: <...>,
при участии в судебном заседании представителя истца ФИО1 по доверенности от 08.08.2018, представителя ТУ Росимущества в СК ФИО2 по доверенности №5484 от 12.07.2018, в отсутствие ответчика и третьего лица ГБУ СК «Издательский дом «Периодика Ставрополья»,
УСТАНОВИЛ:
Управление Судебного департамента в Ставропольском крае, г. Ставрополь обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае г. Ставрополь, ОГРН <***>, ГБУ СК «Издательский дом «Периодика Ставрополья», г. Михайловск, Шпаковский район, Ставропольский край, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь о признании права собственности Российской Федерации на нежилое здание - гараж, кадастровый номер 26:08:040514:772, площадью 26.7 кв. м, расположенный по адресу: <...>, о признании недействительной государственной регистрации права собственности Ставропольского края на нежилое здание - гараж, площадью 26.7 кв. м, .расположенный по адресу: <...>, о признании права оперативного управления за истцом на нежилое здание - гараж, кадастровый номер 26:08:040514:772, площадью 26.7 кв. м., расположенный по адресу: <...>.
В обоснование исковых требований указано, что на балансе истца закреплен объект недвижимости сооружение (гараж), который был передан учреждению актом приема-передачи имущества.
Истец в судебном заседании заявил письменное ходатайство об уточнении исковых требований и просил суд признать право собственности Российской Федерации и права оперативного управления за истцом на нежилое здание - гараж, кадастровый номер 26:08:040514:772, площадью 26.7 кв. м, расположенный по адресу: <...>, в остальной части заявил отказ от исковых требований.
Заявление об отказе от части иска подписано уполномоченным лицом.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ от части иска является правом истца.
Согласно части 1 пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от части иска и отказ принят арбитражным судом.
Отказ от части иска принят судом, производство в указанной части требований прекращено в порядке статей 49, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Истец в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.
Ответчик в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку истец не представил доказательств наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах Российской Федерации на спорный объект.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае в судебном заседании не возражало против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица ГБУ СК «Издательский дом «Периодика Ставрополья», г. Михайловск, Шпаковский район, Ставропольский край и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г.Ставропольв судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьего лица, по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца и третьего лица, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
26.04.1999 Управление юстиции Ставропольского края передало на баланс Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае, объекты недвижимости, занимаемые Петровским районным судом Ставропольского края, находящиеся по адресу: <...>, площадью 1301,2 кв. м (здание литер А), 222,3 кв. м (здание литер В), 70 кв. м (2 гараж литер Г).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 26:08:040514:772, гараж по адресу: <...>, площадью 26,7 кв.м находится в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Издательский дом «Периодика Ставрополья» (реорганизовано в Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Издательский дом «Периодика Ставрополья»).
Между тем, помещение данного гаража используется по назначению Петровским районным судом Ставропольского края.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 19.04.2006 № 124-рп «О безвозмездной передаче имущества государственной собственности Ставропольского края, предназначенного для обеспечения деятельности Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае, в федеральную собственность» утвержден перечень недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого из государственной собственности Ставропольского края в федеральную собственность.
Имущество, переданное с баланса Управления юстиции Ставропольского края, относится исключительно к федеральной собственности, государственная регистрация права собственности на спорный объект - гараж, площадью 26,7 кв.м, за Ставропольским краем и, соответственно, передача его в хозяйственное ведение Государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Издательский дом «Периодика Ставрополья» является незаконной, Министерство имущественных отношений Ставропольского края неправомерно включило спорный объект федеральной собственности в реестр объектов государственной собственности Ставропольского края. Из состава федеральной собственности спорный объект не выбывал и в порядке, установленном законодательными актами, в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Ставропольского края не передавался.
По информации, содержащейся в выписке из реестра государственного имущества Ставропольского края, выданной Государственному учреждению «Редакция газеты «Петровские вести», от 15.06.2009 № 3969/07, гараж, площадью 26,70 кв.м, принят в государственную собственность Ставропольского края на основании документов, которые содержат информацию о местонахождении имущества «Редакции газеты «Петровские вести» исключительно по адресу: <...>. Спорный объект - гараж 26,70 кв.м находится по иному адресу: <...>. Приложение к постановлению Правительства Ставропольского края от 26.05.1998 № 47-п «О принятии в государственную собственность Ставропольского края объектов, находящихся в общей собственности муниципальных образований Петровского района» - перечень объектов общей собственности муниципальных образований Петровского района, принимаемых в государственную собственность Ставропольского края, содержит информацию только об адресе: <...>.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в пункте 58 указано, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункт 59).
Согласно пункту 53 указанного Постановления от 29.04.2010 № 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
Согласно постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, крае, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» право государственной и муниципальной собственности на объекты, находившиеся по состоянию на 27.12.1991 в государственной собственности, возникает в порядке разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление о разграничении государственной собственности) объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1 к Постановлению о разграничении государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной принадлежности относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела II приложения № 1 к
Постановлению о разграничении государственной собственности имущество
учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского
бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории
Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Управление юстиции в 1991 году, на момент издания Постановления о разграничении государственной собственности, финансировалось из республиканского бюджета Российской Федерации. Это подтверждается Постановлением Совмина РСФСР от 05.11.1991 № 587 «О мерах по реализации Постановления Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1991 г. «Об исполнении республиканского бюджета РСФСР за 8 месяцев и о республиканском бюджете РСФСР на IV квартал 1991 года». Согласно п. 4 данного постановления и приложения № 2 к нему в республиканском бюджете РСФСР на IV квартал 1991 г. предусмотрены ассигнования по министерствам, ведомствам и предприятиям РСФСР, в том числе по текущему бюджету с выделением защищенных статей расходов и по бюджету развития, из них Минюсту РСФСР - 147590 тыс. рублей.
Таким образом имущество, переданное с баланса Управления юстиции Ставропольского края, относится исключительно к федеральной собственности, государственная регистрация права собственности на спорный объект - гараж, площадью 26,7 кв.м, за Ставропольским краем и, -соответственно, передача его в хозяйственное ведение Государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Издательский дом «Периодика Ставрополья» является незаконной, Министерство имущественных отношений Ставропольского края неправомерно включила спорный объект федеральной собственности в реестр объектов государственной собственности Ставропольского края. Из состава федеральной собственности спорный объект не выбывал и в порядке, установленном законодательными актами, в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Ставропольского края не передавался.
Суд отклонил довод ответчика о том, что спорный объект принят в государственную собственность Ставропольского края на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.1998 № 47-п «О принятии в государственную собственность Ставропольского края объектов, находящихся в общей собственности муниципальных образований, Петровского района». Приложение к постановлению Правительства Ставропольского края от 26.05.1998 № 47-п «О принятии в государственную собственность Ставропольского края объектов, находящихся в общей собственности муниципальных образований Петровского района» - перечень объектов общей собственности муниципальных образований Петровского района, принимаемых в государственную собственность Ставропольского края, содержит информацию только об адресе: <...> Оснований принимать в государственную собственность Ставропольского края спорный объект по адресу: <...> не имелось.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта РФ).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 в пункте 5 Постановления от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указал, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Право оперативного управления является вещным правом, основанием возникновения которого является прямое волеизъявление собственника имущества, направленное на закрепление его за учреждением или казенным предприятием и фактическая передача данного имущества в оперативное управление.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы наделены полномочиями собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти (п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 8 января 1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в том числе организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении Судебного департамента в Ставропольском крае, утвержденного приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 31.08.2015, Управление Судебного департамента в Ставропольском крае является органом Судебного департамента, осуществляющим организационное обеспечение деятельности районных, городских и межрайонных судов (далее - районные суды), гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества Ставропольского края (далее - органы судейского сообщества), а также финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Основными задачами Управления в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Управления являются организация строительства, реконструкции, приобретения, эксплуатации, ремонта, технического обслуживания и оснащения зданий (помещений) и сооружений районных судов, гарнизонных военных судов, управление и использование движимого и недвижимого имущества районных судов, гарнизонных военных судов.
Имущество, находящиеся в пользовании Управления Судебного департамента в Ставропольском крае, является собственностью Российской Федерации, закрепленное на праве оперативного управления за истцом.
На основании изложенного требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 49, 150, 156, 167, 176, 180, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказ от части иска принять.
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Управления Судебного департамента в Ставропольском крае, ОГРН <***>, г. Ставрополь, на объект недвижимого имущества: нежилое здание - гараж, кадастровый номер 26:08:040514:772, площадью 26.7 кв. м, расположенный по адресу: <...>.
В остальной части иска производство по делу прекратить.
Настоящее решение служит основанием для погашения в едином государственном реестре недвижимости права собственности Ставропольского края и регистрации в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю права собственности Российской Федерации и оперативного управления Управления Судебного департамента в Ставропольском крае, ОГРН <***>, г. Ставрополь, на указанный объект недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья
И.Г. Турчин