ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-15075/2021 от 01.03.2022 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь                                                                                                  Дело № А63-15075/2021

08 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения изготовлена 01 марта 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 08 апреля 2022 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Минеева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гаспарян А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Ессентукская сетевая компания», Ставропольский край, г. Ессентуки, ОГРН <***>,

к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>,

о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
№ АП-315-2021/КМВ/Е,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ессентукская сетевая компания» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № АП-315-2021/КМВ/Е о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде предупреждения (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 24.09.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 22.11.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства

В обоснование требований общество в заявлении указало, что событие вменяемого административного нарушения отсутствует, согласно решению Ленинского районного суда от 10.12.2021 по делу № 12-453/2021 с момента приобретения права собственности на энергосетевой комплекс (1994 год) сетевые организации приобретают право на использование земельного участка под включенными в комплекс объектами. Таким образом, при реконструкции опоры линейного объекта на новую опору с улучшенными эксплуатационными характеристиками не образуется состав вмененного правонарушения. Также указало на пропуск управлением срока привлечения общества к административной ответственности.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало на законность и обоснованность вынесенного постановления, общество не получало разрешения на размещение линейного объекта, письмо управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки от 13.10.2021 № 22/3212 не является ненормативным правовым актом обязательным к применению.

В судебное заседание 22.02.2022 явились представители заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2022, заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 № 5.

В ходе судебного заседания представитель заявителя представил дополнения к заявлению и дополнительные документы, пояснил, что реконструкция объекта электроэнергетики ВЛ 0,4 кВ от ТП № 225 Ф-Первомайская четная, инвентарный номер № 0783, пора № 7, расположенного по адресу: <...> (опора) осуществлена после подтверждения права собственности общества на линейный объект в соответствии с постановлением арбитражного суда кассационной инстанции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.06.2020 № А63-15481/2018. Просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица представил дополнительный отзыв на заявление, указал, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности общества на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:30:000000:2493 на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-15481/2021, таким образом право пользования земельным участком у общества отсутствует, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ. Просил отказать в удовлетворении требований.

В связи с возникновением технических неполадок при использовании средств аудиозаписи в данном судебном заседании объявлен перерыв до 12 часов 40 минут 01.03.2022.

В судебное заседание после перерыва представители участвующих в деле лиц, не явились, ходатайств не заявили. В силу положений статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд счел возможным провести судебное заседание и рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц, по имеющимся письменным доказательствам.

В связи с неявкой в судебное заседание после перерыва представителей участвующих в деле лиц, протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось.

Исследовав материалы дела, суд по существу заявленных требований пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что общество является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии в границах балансовой принадлежности своего электросетевого хозяйства.

В связи с необходимостью реконструкции находящегося в собственности сетевой организации объекта электроэнергетики: ВЛ 0,4 кВ от ТП № 225 Ф-Первомайская четная, инвентарный номер № 0783, опора № 7, расположенного по адресу: <...> (опора) обществом с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Русмаркет» заключен договор подряда от 04.03.2021 № 18/ПТО/2021 (далее – договор).

Согласно техническому заданию к договору подрядчик обязался:

- произвести замену существующей опоры № 7, тип опоры определить при проектировании с условием предоставления подробных технических характеристик и расчета механической прочности с учетом всех нагрузок, опора высотой 9 метров с фланцевой площадкой на отметке 9 м для возможности увеличения высоты путем монтажа дополнительных металлических секций;

- при замене опоры предусмотреть сохранность всех существующих воздушных линий, произвести подвес на новую опору всех существующих воздушных линий;

- предусмотреть реконструкцию воздушной линии электропередачи и/или городского освещения с заменой вводов к потребителям, сечение проводов и необходимые объемы работ предусмотреть при проектировании;

- при наличии на реконструируемом участке линии наружного освещения предусмотреть замену существующих алюминиевых проводов на провод марки СИП, предусмотреть установку на реконструируемой опоре светильника (светильников) наружного освещения, произвести установку необходимого оборудования и подключение его к проектируемому проводу марки СИП, сечение провода и тип светильников определить при проектировании;

- замену опоры и воздушной линии выполнить в соответствии с ПУЭ изд. 7, глава 2.4.

21 мая 2021 года ООО «Русмаркет» получен ордер № 107 на право производства земляных работ на территории города Ессентуки, связанных с выполнением работ по демонтажу опоры уличного освещения и монтажу новой опоры связи двойного назначения по адресу: г. Ессентуки ул. Первомайская, 24.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 № А63-15481/2018 за АО «Ессентукская сетевая компания» признано право собственности на сооружение производственного назначения – участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 3,4 км, расположенный по адресу <...> количество опор - 79, поименованный в пункте 65 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 № 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Первомайской, количество опор – 79, длина линии – 3,4 км, кадастровый (или условный) номер 26:30:000000:2493.

Согласно сведениям Публичной кадастровой карты России назначение сооружения с кадастровым номером 26:30:000000:2493 – сооружения производственного назначения, мощность 0,4 кв.

На основании требования прокуратуры города Ессентуки от 30.06.2021 № 7/3-84-2021 «О проведении внеплановой проверки» комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки (далее – комитет) издано распоряжение о проведении в период с 12.08.2021 по 16.08.2021 в отношении ООО «Русмаркет» проверки по земельному участку по адресу: <...> в кадастровом квартале 26:30:030104.

19 июля 2021 года комитет направил ООО «Русмаркет» уведомление о проведении проверки соблюдения земельного законодательства в 11 часов 00 минут 12.08.2021 и предложило направить своего представителя для участия в проверке.

В ходе проведения проверки сотрудниками комитета выявлено, в соответствии с данными, имеющимися в комитете земельный участок под опорой, расположенный по адресу: <...> на праве аренды или собственности физическим или юридическим лицам не предоставлен, разрешение на использование указанного земельного участка также не выдавалось. Общество осуществляет реконструкцию находящегося в собственности сетевой организации объекта электроэнергетики: ВЛ-0,4 кВ от ТП № 225
Ф-Первомайская четная, инвентарный номер № 07575, опора № 8, расположенного по адресу: <...>. Работы по реконструкции проводятся силами подрядной организации – ООО «Русмаркет». В ходе проведения проверки выявлен факт самовольного занятия и использования земельного участка площадью 4,43 кв. м, с кадастровым номером квартала 26:30:030104, из числа земель муниципального образования, путем сооружения бетонной подушки, установки опоры, оборудования.

Результаты проверки отражены в акте проверки юридического лица органом муниципального контроля от 12.08.2021 № 8 и фототаблицах (приложения к акту).

09 сентября 2021 года в присутствие представителя общества сотрудником управления по результатам рассмотрения вышеуказанных результатов проверки в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 311КМВ/2021 по статье 7.1 КоАП РФ, в котором отражено, что общество в отсутствии оформленных в установленном порядке прав на земельный участок осуществило реконструкцию опоры уличного освещения ВЛ 0,4 кВ от ТП № 225, Ф-Первомайская четная, инвентарный номер № 07575 опора № 8 в результате строительства которой возведен капитальный объект электросетевого хозяйства опора линии связи, двойного назначения. Сведения о границах охранных зон данного объекта электросетевого хозяйства в установленном законом порядке не внесены в государственный кадастр недвижимости что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан. Данные действия общества образуют состав административного правонарушения за самовольное занятие и использование земельного участка обшей площадью 4,43 кв. м, лицом не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерацией прав на указанный земельный участок

09 сентября 2021 года в управление от общества поступили объяснения в которых указано, что состав административного правонарушения при реконструкции находящегося в собственности сетевой организации объекта электроэнергетики отсутствует, поскольку земельный участок под линейным объектом (совокупность воздушных линий, опор и трансформаторных подстанций) принадлежит обществу на праве собственности на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 № А63-15481/2018 вступившего в законную силу как неделимый объект недвижимости.

Определением от 09.09.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 15.09.2021 на 14 часов 00 минут.

15 сентября 2021 года заместителем главного государственного инспектора управления в присутствии представителя общества вынесено постановление № АП-315-2021/КМВ/Е, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.

Высший Арбитражный Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, состоит в том, что лицо самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок при отсутствии прав на него.

Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, самовольно занявшее или использующее земельные участки в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Таким образом, в целях установления факта наличия в действиях юридического лица объективной стороны административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, необходимо доказать, что оно пользовалось земельным участком, данный земельный участок принадлежит третьему лицу, которое в установленном порядке не выражало свою волю на использование земельного участка указанным субъектом.

Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из системного толкования статей 5, 40, 41, 43 ЗК РФ, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником - землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).

Кроме того, согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии со статьями 40 и 41 ЗК РФ собственник (иной титульный владелец) земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно пунктам 14.1 и 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса под реконструкцией линейных объектов подразумевается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов; под капитальным ремонтом линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

В силу подпунктов 4, 4.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства.

Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса – это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Положением пункта 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» к особо опасным, технически сложным сооружениям связи отнесены сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или 10 частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.

Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, введенного в действие Федеральным законом от 02.08.2019 № 283-ФЗ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.

В подпункте 9 пункта 2 статьи 10 Закона Ставропольского края от 18.06.2012
№ 53-кз «О некоторых вопросах регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории Ставропольского края» закреплено, что разрешение на строительство не требуется в случаях, установленных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, а также в случае строительства, реконструкции объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно - от места подключения таких объектов к существующим сетям до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам объекта капитального строительства.

В пункте 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016), разъяснено, что высоковольтная линия электропередачи представляет собой единый объект вещных прав, ее составные части (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем они не могут быть признаны самовольными постройками.

Постановлением правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которым к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5); линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 № А63-15481/2018 за обществом признано право собственности на сооружения производственного назначения, в том числе участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 3,4 км, расположенный по адресу <...> количество опор - 79, поименованный в пункте 65 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 № 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Первомайской, количество опор – 79, длина линии – 3,4 км, кадастровый (или условный) номер 26:30:000000:2493.

При вынесении названного решения суд установил, что спорное имущество создано в 1932-1989 годах и приватизировано акционерным обществом открытого типа «Ессентукские городские электрические сети» в 1994 году путем преобразования предприятия городских электрических сетей, то есть до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Проанализировав приватизационное дело, документы по реорганизации, суд пришел к выводу, что право собственности открытого акционерного общества (ОАО) «Ессентукские городские электрические сети» на переданное энергосетевое имущество возникло в 1994 году. Из плана приватизации не следует, что опоры линий электропередачи, являющиеся обязательными частями энергосетевого комплекса как единого объекта недвижимого имущества, были исключены из перечня подлежащего приватизации имущества, в связи с чем, при приватизации спорного имущества право собственности у правопредшественника общества возникло на все составные части приватизированного имущества - опоры и линии электропередачи, представляющие единый и неделимый функциональный комплекс, основным целевым назначением которого с момента его создания является передача электроэнергии потребителям (в муниципальной собственности осталось движимое имущество - оборудование уличного освещения). В составе энергосетевого комплекса, который был передан обществу его правопредшественником, находились воздушные линии электропередачи, что прямо следует из приватизационного дела. В этой связи право собственности на энергосетевые объекты перешло от ОАО «Ессентукские городские электрические сети» к обществу, как к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации данного права.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сделка по отчуждению земельного участка без строений, расположенных на нем, собственник которых один, ничтожна. Ничтожна и сделка по отчуждению только сооружений без связи с земельным участком.

В силу статьи 272 ГК РФ при переходе права собственности на здание, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием и необходимый для его использования.

Согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ ели здание и участок принадлежат одному лицу, то их отчуждение происходит одновременно; отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания не допускается.

В этих данных проявляется принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

Таким образом, в собственность общества перешел комплекс линейных объектов вместе с земельным участком, на котором он расположен. 

В силу вышеизложенного, регистрация сооружения производственного назначения – участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 3,4 км, расположенный по адресу <...> количество опор - 79, поименованный в пункте 65 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 № 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Первомайской, количество опор – 79, длина линии – 3,4 км, кадастровый (или условный) номер 26:30:000000:2493 – не требуется.

Ввиду изложенного доводы управления об отсутствии в Едином государственно реестре недвижимости сведений о государственной регистрации права собственности общества на спорный объект недвижимого имущества и отсутствие сведений о государственной регистрации права заявителя на самовольно занимаемый земельный участок, подлежат отклонению.

Кроме того земли в месте расположения воздушной линии по ул. Первомайская относятся к территориальной зоне «Ж-1. «Зона малоэтажной жилой застройки, застройки индивидуальными домами отдельно стоящими и/или блокированными», выделенной на Схеме градостроительного зонирования территории города Ессентуки Ставропольского края, утвержденной решением Думы города Ессентуки от 07.06.2016 № 45 «О внесении изменений в решение Совета города Ессентуки от 09.11.2006 № 114 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Ессентуки». Градостроительный регламент указанной территориальной зоны предусматривает основной вид разрешенного использования «Линейные объекты инженерной инфраструктуры (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, сети связи».

В пункте 1 статьи 25 ЗК РФ закреплено что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Случаи, в которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, перечислены в пунктах. 1 - 6 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса, к которым и относится, в частности, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).

Действия общества по замене опоры ВЛ 0,4 кВ не требуют предоставления земельных участков и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях образования земельного участка.

Согласно пункта 8 постановления Правительства Российской федерации от 11.08.2003
№ 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети» - земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами в период строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии электропередачи, ширина которой превышает расстояние между осями крайних фаз на 2 метра с каждой стороны.

Таким образом, реконструированная опора установлена в границах земельного участка, на котором размещен линейный объект. 

Кроме того, постановлением администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 25.10.2018 № 1379 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование производства земляных работ на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки. Подготовка и выдача ордеров на проведение земляных работ» (далее – Регламент).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2.6.1. Регламента для получения ордера на право проведения земельных работ предоставляется проект производства работ, согласованный со всеми заинтересованными службами города Ессентуки.

21 мая 2021 года ООО «Русмаркет» получен ордер № 107 на право производства земляных работ на территории города Ессентуки, связанных с выполнением работ по демонтажу опоры уличного освещения и монтажу новой опоры связи двойного назначения по адресу: <...> выданный управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ессентуки.

Также, согласно представленному в материалы дела письму управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки от 13.10.2021 № 22/2112 у общества отсутствует необходимость получения разрешения на строительство, а также отсутствует необходимость разработки документации по планировке территории для объектов, указанных в обращении общества, поскольку не требуется предоставление земельного участка.

С учетом изложенного и вышеприведенных положений пункта 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса и подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Ставропольского края от 18.06.2012 № 53-кз «О некоторых вопросах регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории Ставропольского края» для строительства спорной опоры не требуется получения разрешения на строительство, так как согласно рабочей документации общая высота опоры составляет менее 30 метров.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к следующему, спорная опора, представляющая собой один из элементов составной части линейного объекта – сети наружного освещения, имеющая согласно проектной документации высоту до 32 метров, технологическое заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли до 4 метров, была установлена на месте ранее существовавшей опоры; действия общества по строительству (реконструкции) опоры воздушных линий электропередачи не требуют предоставления земельных участков и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях образования земельного участка, в связи с чем не имеется оснований считать опору самовольно установленной и соответственно наличия в действиях общества признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Ввиду вышеизложенного, суд признал оспариваемое постановление незаконным, в связи с чем удовлетворил требования общества.

Доводы, участвующих в деле лиц, приведенные в ходе судебного разбирательства в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на изложенные в нем выводы суда.

Выводы суда, сделанные в ходе рассмотрении дела, согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2021 по делу № А53-34971/2020.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 15.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
№ АП-315-2021/КМВ/Е о признании акционерного общества «Ессентукская сетевая компания», ОГРН <***>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде предупреждения.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок, при условии, что решение было предметом пересмотра арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                                       А.С. Минеев