ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-16095/2021 от 14.09.2022 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь                                                                                               Дело № А63-16095/2021

21 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2022 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Минеева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ксенофонтовой Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь», г. Ставрополь, ОГРН <***>,

к управлению Ставропольского края – государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь, ОГРН <***>,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, Ставропольский край, Кировский городской округ, ст. Марьинская,

о признании недействительным предписания от 29.09.2021 № 1373,

при участии представителей заявителя – ФИО2 по доверенности от 10.03.2022 № 29, заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 11.02.2022 № 02-04/840, в отсутствие представителя третьего лица,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Ставропольского края – государственной жилищной инспекции (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным предписания от 29.09.2021 № 1373 о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из показаний индивидуального прибора учета газа СГМН-1 G-6, зав. № 3360958 (уточненные требования).

Первоначально общество обратилось в суд с требованиями о признании недействительным предписаний от 29.09.2021 № 1373 и № 1374 о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из показаний индивидуального прибора учета газа и работы по возобновлению подачи газа.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1 (далее – третье лицо).

Определением от 24.05.2022 судом приняты уточненные исковые требования, рассматриваемые по существу.

В обоснование заявленных требований общество в заявлении указало, что не согласно с необходимостью произведения перерасчета, исходя из показаний прибора учета газа СГМН-1 G-6; зав. № 3360958, поскольку в назначенное в уведомлении время о проведении проверки учета газа абонентом не был предоставлен допуск к прибору учета газа, о чем был составлен акт об отказе в допуске (о недопуске) к индивидуальному прибору учета газа от 10.12.2020 и согласно положениям пункта 62 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549) по лицевому счету абонента произведен перерасчет потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа, что свидетельствует о законности начисленной обществом задолженности.

В судебное заседание третье лицо, надлежащим образом извещенное, не явилось, ходатайств не заявило. В силу положений статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица, по имеющимся в деле письменным доказательствам.

В ходе судебного заседания представитель общества поддержал доводы заявления, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица представил отзыв на заявление, указал на законность и обоснованность вынесенного предписания, а также, что у поставщика газа отсутствовали основания для перерасчета абоненту ФИО1 объема газа согласно пункту 62 Правил № 549, поскольку абонентом уведомление о проведении проверки от 30.10.2020 получено не было, что является нарушением пункта 57 вышеуказанных Правил. Просил отказать в удовлетворении требований.

Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд по существу заявленных требований пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что общество (поставщик) и ФИО1 (абонент) заключили договор поставки газа от 02.03.2021 № 090800508 для обеспечения коммунально-бытовых нужд в помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Кировский район, ст. Марьинская, ул. Толстого, д. 10 (лицевой счет <***>).Жилой дом был оборудован индивидуальным прибором учета газа (тип - СГМН-1 G-6; зав. № 3360958; дата первичной поверки 04.01.2013; дата очередной поверки - 04.01.2021).

На основании обращения абонента по вопросам расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, а также технического состояния индивидуального прибора учета газа, установленного в жилом доме сотрудниками заинтересованного лица с 29.09.2021 на основании распоряжения управления о проведении внеплановой документарной проверки от 01.09.2021 № 2535 проведена проверка, по результатам которой составлен акт проверки № 2535-08/01.

В ходе проверки установлено, что общество 30.10.2020 направило в адрес третьего лица уведомление от 30.10.2020 № б/н о согласовании даты и времени допуска сотрудников ресурсоснабжающей организации к индивидуальному прибору учета газа и газоиспользующего оборудования, расположенного в жилом доме, для проведения проверки. В указанном уведомлении абоненту также сообщено, что в случае несогласования даты и времени посещения контролера, для осуществления проверки будет направлен контролер 10.12.2020 в 11 часов 00 минут.

Данное уведомление направлено заказным письмом с уведомлением по адресу:
Ставропольский край, Кировский городской округ, ст. Марьинская, ул. Толстого, д. 10 и возвращено отправителю по иным обстоятельствам, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений с идентификатором 80095853293774.

В ходе выезда на место, 10.12.2020 абонентом не был представлен допуск к индивидуальному прибору учета газа сотрудникам общества, в результате чего последними составлен акт от 10.12.2020 б/н об отказе в допуске (о недопуске) к индивидуальному прибору учета газа.

Акт от 10.12.2020 об отказе в допуске (о недопуске) к индивидуальному прибору учета газа и уведомление от 11.12.2020 № и009-264 о перерасчете объема газа с 01.12.2019 в соответствии с нормативами потребления газа были направлен в адрес абонента почтовой связью и возвращен отправителю по иным обстоятельствам, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором № 80088055014452.

На основании вышеуказанного акта проверки управлением 29.09.2021 обществу выдано предписание № 1373 о необходимости в срок до 29.12.2021 осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из показаний индивидуального прибора учета газа СГМН-1 G-6, зав. № 3360958.

Полагая, что названное предписание является незаконным, нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – Гражданский кодекс).

Собственники жилого помещения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс)). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату в том числе за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса).

Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, она представляет собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса).

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).

Статья 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами № 549).

Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется, в том числе, исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа (подпункт «а» пункта 2 Правил № 549).

Поставщиком газа является газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества (пункт 3 Правил № 549). Абонент – сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поставщик газа обязан в том числе обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве (подпункт «а» пункта 22 Правил № 549). Абонент обязан в том числе незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа (подпункт «б» пункта 21 Правил № 549).

При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа (пункт 24 Правил № 549). Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии (пункт 25 Правил № 549).

Следовательно, оплата услуги газоснабжения, исходя из фактического потребления объема газа, возможна лишь при соблюдении перечисленных условий в совокупности. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета. В случае, если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев (пункт 28 Правил № 549).

Порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Из содержания подпункта «б» пункта 2 Правил № 354, закрепляющего положение, по которому Правила № 354 не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами № 549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила № 354.

Данный вывод согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 25.06.2014 № АКПИ14-470.

Согласно подпункту «д» пункта 16 Правил № 549 под проверкой, понимается проведение поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования

В силу пункта 55 Правил № 549, поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 22 Правил № 549, поставщик газа обязан уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ.

Проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения. Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение, не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом (пункт 56 Правил № 549).

Согласно пункту 62 Правил № 549 в случае если абонент, объем поставки газа которому определяется по показаниям прибора учета газа, не допускает представителей поставщика газа для проведения проверки, это фиксируется в акте проверки и является основанием для перерасчета объема газа, поставленного этому абоненту, в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения предыдущей проверки до дня, следующего за днем проведения проверки по заявке абонента.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при рассмотрении документов, представленных обществом в ходе проверки, должностными лицами управления установлено, что заявителем был нарушен порядок проведения проверок, установленный Правилами № 549.

Так, в соответствии с пунктами 22, 56 Правил № 549 проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения. Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.

Согласно пункту 59 Правил № 549 результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения: а) дата и место проведения проверки; б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка; в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность; г) показания приборов учета газа; д) описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу; е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись.

В силу пункта 60 Правил № 549 акт проверки составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения (так как в рассматриваемом акте проверки имеется отметка отказа от подписи и отсутствует отметка о вручении данного акта абоненту).

Материалами дела установлено, что 30.11.2020 общество направило в адрес третьего лица уведомление от 30.10.2020 № б/н о согласовании даты и времени допуска сотрудников ресурсоснабжающей организации к индивидуальному прибору учета газа и газоиспользующего оборудования, расположенного в жилом доме, для проведения проверки. В указанном уведомлении абоненту также сообщено, что в случае несогласования даты и времени посещения контролера, для осуществления проверки будет направлен контролер 10.12.2020 в 11 часов 00 минут.

Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений с идентификатором 80095853293774 данное уведомление возвращено отправителю с отметкой «по иным обстоятельствам».

Статус отправления «Возврат отправителю по иным обстоятельствам» не свидетельствует о том, что невручение почтового отправления абоненту имело место по обстоятельствам, зависящим от него и не является надлежащим извещением лица. Возврат отправления без отметки отделения почтовой связи о причинах возврата не подтверждает информирование стороны о поступлении корреспонденции. Само отправление 13.07.2021 было уничтожено службой почтовой связи.

При этом в нарушение вышеуказанных положений Правил № 549 общество не предприняло меры к уведомлению абонента (третьего лица) любым иным способом, обеспечивающим его получение (например, путем направления телеграммы, вручения уведомления под подпись или иным). Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, обществом суду не представлено.

В связи с тем, что уведомление о проведение проверки от 30.10.2020 абонентом получено не было, у поставщика газа отсутствовали основания для перерасчета абоненту ФИО1 объема газа согласно пункту 62 Правил № 549.

В соответствии с аналогичной правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 05.06.2018 № 308-АД18-6197 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2019 по делу № А63-14516/2018, в действиях заявителя усматривается факт нарушения предусмотренного Правилами № 549 порядка проведения проверок, выразившийся в проведении проверки без предварительного уведомления абонента о дате ее проведения, в не направлении абоненту уведомления, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки.

В рассматриваемом случае заявителем не учтено, что оспариваемое предписание контролирующего органа вынесено не по обстоятельствам не допуска абонентом сотрудника энергоснабжающей организации к индивидуальным приборам учета газа, а по факту нарушения Правил № 549 самим обществом при проведении проверки.

Суд признает допущенные обществом недостатки существенными и нарушающими права и законные интересы абонента при проведении у него контрольных мероприятий газоснабжающей организацией и считает, что общество, обладая правом на проведения проверки абонента, также обязано соблюдать требования и нормы действующего законодательства, в том числе Правил № 549.

Принимая во внимание изложенное, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд посчитал, что управлением при проведении проверки был сделан правильный вывод о том, что при расчете потребления коммунального ресурса (газа) обществом неправомерно произведен перерасчет объемов потребления газа согласно нормативам, в связи с чем в соответствии с требованиями действующего законодательства обществу выдано законное и обоснованное предписание от 29.09.2021 № 1373 об устранении нарушений и осуществлении перерасчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению.

Ввиду изложенного, суд на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.

Доводы лиц, участвующих в деле, приведенные в ходе судебного разбирательства в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на изложенные в нем выводы суда.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам, рассматриваемым арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций - 3 000 рублей.

При обращении в суд обществом уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей (платежное поручение от 08.10.2021 № 27397).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 названного Кодекса уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 46 от 11.07.2014 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.

В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 1, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении арбитражного суда.

Поскольку определением от 24.05.2022 к рассмотрению приняты уточненные исковые требования в части уменьшения требований, решение вынесено не в пользу заявителя, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей подлежат отнесению на общества, а государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежат возврату из федерального бюджета, как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь», г. Ставрополь, ОГРН <***>, отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь», г. Ставрополь, ОГРН <***>, из бюджета Российской Федерации уплаченную платежным поручением от 08.10.2021 № 27397 государственную пошлину в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в двухмесячный срок после вступления в законную силу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                                А.С. Минеев