ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-16158/2017 от 21.05.2018 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело №А63-16158/2017

28 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Безлепко В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евсеевой А.В., рассмотрев исковое заявление акционерного общества «Ессентукская сетевая компания», ОГРН <***>, г. Ессентуки,

к администрации городского округа города-курорта Ессентуки, ОГРН <***>, г. Ессентуки,

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, публичного акционерного общества «Вымпел-коммуникации», ОГРН <***>, г. Москва, муниципального бюджетного учреждения «Безопасный город Ессентуки», ОГРН <***>, г. Ессентуки, публичного акционерного общества «Ставропольэнергосбыт», ОГРН <***>, г. Ессентуки,

о признании права собственности на сооружения производственного назначения:

- участок воздушной линии электропередачи мощностью 0,4кВ, протяженностью 0,2 км, расположенный по адресу <...> количество опор - 6, поименованный в п. 1 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 № 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Тбилисский, количество опор - 6, длина линии - 0,2 км;

- участок воздушной линии электропередачи мощностью 0,4кВ, протяженностью 0,2 км, расположенный по адресу <...> количество опор - 6 , поименованный в п. 4 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 № 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Толстого, количество опор - 6, длина линии - 0,2 км,

при участии представителя ответчика ФИО1 по доверенности от 29.01.2018 № 04, представителя ответчика ФИО2 по доверенности от 09.01.2018 №01/15, представителя МБУ «Безопасный город Ессентуки» ФИО3 по доверенности от 13.11.2017 №195, представителя ПАО «Вымпел-коммуникации» ФИО4 по доверенности от 09.01.2017, в отсутствие представителя ПАО «Ставропольэнергосбыт», надлежащим образом извещенного.

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ессентукская сетевая компания», ОГРН <***>, г. Ессентуки, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации городского округа города-курорта Ессентуки, ОГРН <***>, г. Ессентуки, о признании права собственности на сооружения производственного назначения: участок воздушной линии электропередачи мощностью 0,4кВ, протяженностью 0,2 км, расположенный по адресу <...> количество опор - 6, поименованный в п. 1 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 № 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Тбилисский, количество опор - 6, длина линии - 0,2 км; участок воздушной линии электропередачи мощностью 0,4 кВ, протяженностью 0,2 км, расположенный по адресу <...> количество опор - 6, поименованный в п. 4 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 № 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Толстого, количество опор - 6, длина линии - 0,2 км.

Исковые требования мотивированы тем, что истец в порядке приватизации имущества муниципального предприятия «Горэлектросети» и последующей реорганизации ОАО «Ессентукские городские электрические сети» путем выделения из него ОАО «Ессентукская сетевая компания» приобрел в собственность энергосетевой комплекс, обеспечивающий энергоснабжение города Ессентуки, включающий в себя воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные и распределительные пункты и подстанции, оборудование, предназначенное для обслуживания энергосетей и управления ими, в том числе спорное имущество – участки воздушной линии электропередачи мощностью 0,4кВ по ул. Толстого и по пер. Тбилисский.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, ссылаясь в обоснование владения спорными участками воздушной линии электропередач на акт совместного обследования, в связи с чем возражал на заявление ответчика о применении срока исковой давности. Представитель истца также пояснил, что оборудование уличного освещения, не подлежавшее приватизации, представляло собой лампы освещения (светильники), провода и оборудование (радиаторы).

Представитель администрации в связи регистрацией права собственности за муниципальным образованием городским округом город-курорт Ессентуки на спорные объекты возражал против заявленных требований в соответствии с доводами представленного письменного отзыва, указал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права и заявленные исковые требования не приведут к восстановлению нарушенных прав истца, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать. Также представил приватизационное дело муниципального предприятия «Горэлектросети», которое судом обозревалось в судебном заседании. Ответчик ходатайствовал о применении срока исковой давности.

Представитель МБУ «Безопасный город Ессентуки» возражал против заявленных требований, в соответствии с доводами письменных дополнений к отзыву, также ходатайствовал о применении срока исковой давности. Третье лицо указало, что ссылка истца на акт приема-передачи от 14.05.2010 между ОАО «Ессентукские городские электрические сети» и ОАО «Ессентукская сетевая компания» не подтверждает факт возникновения права собственности и государственную регистрацию возникновения такового, как того требует закон, в связи с чем просило в иске отказать.

Представитель ПАО «Вымпел-коммуникации» представил письменный отзыв на иск, в соответствии с которым возражал против заявленных требований в полном объеме, поскольку истец, по мнению третьего лица, не представил ни одного документа о том, что в результате приватизации муниципального имущества в г. Ессентуки данное имущество было передано лицам, в результате реорганизации которых и передачи имущества оно поступило в собственность АО «Ессентукская сетевая компания». Ссылка истца на передачу спорного имущества ему в 2010 году в результате реорганизации ОАО «Ессентукские городские электрически сети» не может являться доказательством законного владения спорного имущества.

ПАО «Ставропольэнергосбыт» в отзыве на иск указало, что поддерживает исковые требования в полном объеме, представил договоры электроснабжения с абонентами от спорных линий электропередач. Представитель в судебных заседаниях пояснил, что года при реорганизации ОАО «Горэлектросеть» и выделении из него ОАО «Ессентукская сетевая компания», состоялась передача в собственность истца имущества - ВЛ (опоры и линии электропередач, расположенные на этих опорах), которые представляют единый и неделимый функциональный комплекс. Опоры воздушных линий электропередач, вместе с линиями электропередач, являются собственностью АО «Ессентукская сетевая компания», но данные опоры использовались также для совместного подвеса линий уличного освещения и закрепления на них светильников, которые являются собственностью администрации г. Ессентуки.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что 15 января 1982 года Ессентукские городские электрические сети Краевого эксплуатационного энергетического управления «Ставрополькоммунэнерго» на основании приказа от 15.01.1982 № 6а краевого производственного объединения «Ставропольэлектроэнерго» переименованы в Ессентукское предприятие городских электрических сетей Краевого производственного объединения «Ставропольэлектроэнерго».

В соответствии с приказом от 12.06.1987 № 283 краевого производственного объединения «Ставрополькрайэлектро» предприятие 15 июня 1987 года предприятие переименовано в Ессентукское межрайонное предприятие электрических сетей производственного объединения.

Согласно приказу от 12.08.1988 № 39-п Управления коммунального хозяйства гор. Ставрополя предприятие переименовано в Ессентукское предприятие городских электрических сетей Многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства (сокращенно «Горэлектросети»).

Спорные объекты недвижимого имущества – воздушные линии электропередач согласно инвентаризационным описям по состоянию на 1 ноября 1989 года представляют собой: ВЛ 0,4 кв по пер. Тбилисскому, год постройки – 1953; ВЛ 0,4 кв по ул. Толстого, год постройки – 1950 и находятся на балансовом счете 01 в составе основных средств Ессентукского предприятия городских электрических сетей.

На основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 № 110 предприятие «Горэлектросети» включено в муниципальную собственность г. Ессентуки.

28 июня 1994 года в соответствии с постановлением главы г. Ессентуки от 17.06.1994 № 486 и распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города администрации города Ессентуки от 22.06.1994 № 175 создано Акционерное общество открытого типа «Ессентукские городские электрические сети» путем преобразования предприятия городских электрических сетей.

На основании постановления главы администрации г. Ессентуки от 28.06.1994 № 521 Акционерное общество открытого типа «Ессентукские городские электрические сети» явилось правопреемником предприятия «Горэлектросети» по всем имущественным правам и обязательствам в результате произведенной приватизации.

Согласно постановлению главы администрации города Ессентуки от 14.05.1996 № 389 общество переименовано в Открытое акционерное общество «Ессентукские городские электрические сети», зарегистрирован устав в новой редакции.

В 2010 году ОАО «Ессентукские городские электрические сети» реорганизовано путем выделения из него ОАО «Ессентукская сетевая компания».

02 августа 2010 года, в связи с реорганизацией, ОАО «Ессентукские городские электрические сети» передало в собственность ОАО «Ессентукская сетевая компания» (в настоящее время - АО «Ессентукская сетевая компания»), согласно актам приема - передачи имущества, энергосетевой комплекс, обеспечивающий энергоснабжение города: Ессентуки, включающий в себя воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные и распределительные пункты и подстанции, оборудование, предназначенное для обслуживания энергосетей и управления ими, объекты уличного освещения, иное имущество.

Согласно приложению №1 к акту передачи документов, ОАО «Ессентукские городские электрические сети» (ОАО «Горэлектросеть») передало в собственность ОАО «Ессентукская сетевая компания» ряд объектов основных средств, среди которых были спорные Воздушные линии (ВЛ). .

02 августа 2010 года состоялась передача основных средств (уличного освещения) и износа, находящихся за балансом ОАО «Ессентукские городские электрические сети», подлежащих передачи в ОАО «Ессентукская сетевая компания» согласно приложению № 10 к акту передачи документов.

Согласно постановлению от 30.03.2011 № 447 главы администрации г. Ессентуки создана рабочая группа по инвентаризации и включения электросетей и оборудования уличного освещения в казну муниципального образования г. Ессентуки.

В соответствии с постановлением от 16.04.2013 № 668 главы администрации г. Ессентуки закреплено недвижимое имущество на праве оперативного управления за Муниципальным бюджетным учреждением «Безопасный город Ессентуки».

Согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 17.04.2013, являющийся приложением к постановлению от 16.04.2013 № 668, муниципальное бюджетное учреждение «Безопасный город Ессентуки» от администрации г. Ессентуки приняло 162 объекта сетей уличного освещения, включая также опоры.

На основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 № 110 зарегистрировано право собственности муниципального городского округа города – курорта Ессентуки на воздушную линию уличного освещения мощностью 0,4 кв, кадастровый номер 26:30:000000:2573, протяженностью 200 м (количество опор -6; количество светильников – 6; марка и сечение провода – А35, по адресу: г. Ессентуки, пер Тбилисский), о чем в ЕГРП внесена запись регистрации от 29.09.2015 № 26-26/035-26/035/202/2015-6178/1.

Также на основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 № 110 зарегистрировано право собственности муниципального городского округа города – курорта Ессентуки на воздушную линию уличного освещения мощностью 0,4 кв, кадастровый номер 26:30:000000:2573, протяженностью 200 м (количество опор -6; количество светильников – 6; марка и сечение провода – А35, по адресу: г. Ессентуки, ул. Толстого), о чем в ЕГРП внесена запись регистрации от 29.09.2015 № 26-26/035-26/035/202/2015-6061/.1

В 2015-2016 годах муниципальное бюджетное учреждение «Безопасный город Ессентуки» получило свидетельства о государственной регистрации права на указанные воздушные линии уличного освещения, в соответствии с которыми зарегистрировано право оперативного управления на сооружения производственного назначения, куда вошли опоры, светильники и провода уличного освещения, расположенные на конкретной улице.

Полагая, что АО «Ессентукская сетевая компания» не отчуждало опоры, являющиеся частью объекта ВЛ, приватизированные и использующиеся обществом для поставки электроэнергии потребителям, которые не входят в состав объекта уличного освещения и принадлежат АО «Ессентукская сетевая компания», истец оспорил регистрацию права собственности за муниципалитетом путем предъявления иска о признании права собственности.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.

В силу статьи 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22) если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию.

В статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Пунктом 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Названным Законом установлен заявительный порядок регистрации права собственности на недвижимое имущество. Признание права собственности в судебном порядке не должно подменять собой установленный законом порядок регистрации права собственности. На вновь созданное в соответствии с нормами действующего законодательства недвижимое имущество по основаниям статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности не может быть признано в судебном порядке, поскольку суд не может заменить собой государственный регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Закон № 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218 государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Требования истца обоснованы тем, что спорное имущество создано в 1950 и 1953 годах и приватизировано Акционерным обществом открытого типа «Ессентукские городские электрические сети» в 1994 году путем преобразования предприятия городских электрических сетей, то есть до 1998 года, используется обществом в его уставной деятельности. Однако истец не может осуществить государственную регистрацию права собственности в регистрирующем органе ввиду регистрации права собственности за муниципалитетом.

Проанализировав приватизационное дело, документы по реорганизации, суд пришел к выводу, что право собственности ОАО «Ессентукские городские электрические сети» на переданное энергосетевое имущество возникло в 1994 году, до вступления в силу вышеуказанного закона и обязательной государственной регистрации не подлежало.

Согласно пункту 11 постановления № 10/22 граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

В составе энергосетевого комплекса, который был передан АО «Ессентукская сетевая компания» его правопредшественником, находились воздушные линии электропередачи, что прямо следует из приватизационного дела. В этой связи право собственности на энергосетевые объекты перешло от ОАО «Ессентукские городские электрические сети» к АО «Ессентукская сетевая компания» как к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации данного права.

Особенностью данного спора является наличие на одних и тех же столбах – опорах как линий электропередач общества, по которым осуществляется энергоснабжение потребителей, так и воздушных линий уличного освещения, не вошедших в план приватизации.

При этом суд учитывает специфику спорных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Исходя из положений ст. 133.1 ГК РФ линейные объекты рассматриваются как совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов, таких как линии электропередачи.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 № 295 воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.

Воздушными линиями (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ, согласно Правилам устройства электроустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187, являются устройства для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям (п.2.4.2, 2.5.2 Правил). На воздушных линиях электропередачи, в качестве дополнительных подвесов, могут располагаться волоконно-оптические кабели связи, провода телемеханики, оборудование уличного освещения (п.2.4.27, 2.4.71, 2.4.89, 2.5.178 Правил), что не изменяет основное назначение воздушной линии электропередачи, являющейся линейным объектом, предназначенным для передачи (поставки) электроэнергии потребителям.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-2014 (СНС 2008)), утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст, в ОКОФ к группировке «СООРУЖЕНИЯ» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ.

Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи (220.41-20.20 Линия электропередачи воздушная); местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.

Это означает, что линией электропередачи является совокупность конструктивных элементов и устройств (трансформаторные подстанции, энергопередающие устройства, кабельные и воздушные линии, опоры линий электропередачи и т.п.), составляющих единый функциональный комплекс.

Согласно акту совместного обследования спорных объектов от 27.02.2018 спорные объекты являются линиями электропередачи и представляют собой совокупность объектов (опор, несущих конструкций, кронштейнов и стоек, проводов, подвесов, кабелей) технологически образующих единое целое, соединенных между собой, а также с центром питания (трансформаторной подстанцией) физическими цепями (проводами, кабелями). Закрепление опор линий электропередачи в грунте произведено в котлованы, засыпка произведена грунтово-щебеночной смесью, с последующим бетонированием.

Перемещение линии электропередачи без нанесения ущерба ее назначению невозможно, поскольку демонтаж ее частей, в том числе опор, связанных с землей, может повлечь утрату функциональности линии электропередачи.

Таким образом, линии электропередачи обладают признаками объекта недвижимости и отнесены к таковым рядом вышеуказанных правовых актов.

В силу п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Согласно акту совместного обследования спорных объектов от 27.02.2018, участок линии электропередачи по пер. Тбилисский, на который зарегистрировано право муниципальной собственности, не является самостоятельным объектом, он является составной частью линейного объекта - линии электропередачи, соседние участки которой физически соединены с участками, расположенными по адресу <...> с центром питания в трансформаторной подстанции ТП -13. Участок линии электропередачи по ул. Толстого, на который зарегистрировано право муниципальной собственности, также не является самостоятельным объектом, он является составной частью линейного объекта - линии электропередачи, соседние участки которой расположены по адресу <...> с центром питания в трансформаторной подстанции ТП -48.

Указанные сведения также подтверждаются представленными в материалы дела истцом техническими паспортами воздушных линий электропередачи.

В соответствии с планом приватизации, актом оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 Ессентукского предприятия городских электрических сетей (приложение № 3) в состав приватизируемого имущества вошли строительная часть ТП первоначальной стоимостью 973,6 тыс. руб. и остаточной 546,6 тыс. руб.; оборудование ТП первоначальной стоимостью 850,1 тыс. руб. и остаточной 244,3 тыс. руб.; кабельные линии 0,4 кв первоначальной стоимостью 652,5 тыс. руб. и остаточной 244,4 тыс. руб.; кабельные линии 6-10 кв первоначальной стоимостью 1177,2 тыс. руб. и остаточной 598,9 тыс. руб.; ВЛ 0,4 кв первоначальной стоимостью 1017,9 тыс. руб. и остаточной 224,8 тыс. руб. Всего оценка стоимости имущества предприятия (основных средств за вычетом износа) составила 2 813 тыс. руб., из которых не подлежали приватизации электрические сети уличного освещения остаточной стоимостью 151,1 тыс. руб., в том числе кабельные линии 2,9 тыс. руб. и ВЛ-0,4 кв – 148,2 тыс. руб.

Сведений об исключении из подлежащего приватизации имущества опор линий электропередач, строительной части ТП или иных обязательных частей сложной вещи – энергосетевого комплекса как единого объекта недвижимого имущества план приватизации не содержит. Следовательно, правопредшественником истца для осуществления уставного вида деятельности – оказания услуг по передаче электрической энергии были приобретены в собственность в порядке приватизации линии электропередач, в том числе спорные по ул. Толстого и пер. Тбилисский.

То обстоятельство, что спорные опоры воздушных линий электропередачи, являющихся собственностью АО «Ессентукская сетевая компания» в составе приватизированного энергосетевого имущественного комплекса, использовались администрацией города Ессентуки для размещения на них объектов уличного освещения - проводов и осветительных приборов наружного освещения (ламп, светильников, прожекторов), иных элементов уличного освещения, не изменяет основное назначение воздушной линии электропередачи, являющейся линейным объектом, предназначенным для передачи (поставки) электроэнергии потребителям.

При этом администрация не учитывает специфику линейного объекта недвижимости как сложной вещи и ошибочно полагает, что указанное имущество (электросети и оборудование уличного освещения) являются самостоятельным объектом недвижимости, поскольку сами по себе подвесы в виде электропроводов, светильники (лампы освещения), радиаторы и другое оборудование являются движимым имуществом. Их самостоятельное использование без использования иных частей линейного объекта невозможно, т.к. это повлечет полное ограничение передачи электроэнергии и объекты уличного освещения функционировать не смогут.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что электросети и оборудование уличного освещения являются движимым имуществом вспомогательного использования и представляют собой подвес воздушной линии уличного освещения к существующему линейному объекту электросетевого хозяйства, приватизированному правопредшественником истца.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Как ранее указывалось в иске, спорное имущество было приватизировано, и в силу положений ст. 133,134 ГК РФ право собственности возникло у правопредшественника истца на все составные части приватизированной линии электропередачи. Правопредшественник истца (ОАО «Горэлектросеть») передал истцу спорные объекты по актам приема-передачи, предоставленным в материалы дела. К истцу перешло право собственности на ВЛ (воздушные линии электропередачи по пер. Тбилисский и по ул. Толстого, акт- приема передачи объектов основных средств ОАО «Горэлектросеть по состоянию на 31.07.2010).

Таким образом, 02 августа 2010 года при реорганизации ОАО «Горэлектросеть» и выделении из него ОАО «Ессентукская сетевая компания», состоялась передача в собственность имущества - ВЛ (опоры и линии электропередач, расположенные на этих опорах), которые представляют единый и неделимый функциональный комплекс.

Также 02 августа 2010 года состоялась передача основных средств (уличного освещения) и износа, находящихся за балансом ОАО «Ессентукские городские электрические сети», подлежащих передачи в ОАО «Ессентукская сетевая компания» согласно приложению №10 к акту передачи документов.

Согласно акту совместного обследования спорных объектов от 27.02.2018 на участке линии электропередачи по пер. Тбилисский расположены: 6 железобетонных опор, 4 провода воздушной линии электропередачи, по которым осуществляется поставка электроэнергии в 12 домовладений, 1 провод уличного освещения, 6 светильников, провод связи. На участке линии электропередачи по ул. Толстого расположены: 6 металлических опор, 4 провода воздушной линии электропередачи, по которым осуществляется поставка электроэнергии в 21 домовладение, 1 провод уличного освещения, 6 светильников, провод связи.

В описанном виде данные участки линий электропередачи были переданы истцу в 2010 году. После передачи линий электропередачи истцу замена опор ответчиком не производилась, так как для замены опор необходимо обесточивание линий электропередачи, которое может осуществить только истец, а ответчик в адрес истца по данному вопросу не обращался.

Основное целевое назначение принадлежащих истцу спорных объектов - передача электроэнергии ее потребителям, дополнительное целевое назначение предоставление объектов инфрастуктуры для размещения сетей электросвязи, радиосвязи, оборудования уличного освещения.

Запись в ЕГРП о праве муниципальной собственности на спорные объекты нарушает право истца на использование по целевому назначению принадлежащих ему на праве собственности линейных объектов.

Так, согласно п. 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, допустимое число часов отключения электроэнергии составляет не более 24 часов подряд. При возникновении на спорных объектах повреждений опор и линий электропередачи истец не сможет обеспечить своевременное восстановление энергоснабжения потребителей, т.к. не вправе осуществлять работы на электросетевых объектах, принадлежащих иным лицам.

Согласно п. 18 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 № 1284 владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. При обращении в адрес истца лиц, заинтересованных в пользовании электросетевой инфраструктурой, истец не сможет реализовать принадлежащие ему права и обязанности.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, избранный истцом способ защиты права собственности позволяет обеспечить его восстановление.

Заявление ответчика о пропуске обществом срока исковой давности подлежит отклонению, как не соответствующие правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 57 постановления № 10/22.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ (ч.1 ст. 196). Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Иск направлен на оспаривание зарегистрированного права муниципальной собственности на участки линий электропередачи, находящихся в собственности истца.

Течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.

Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.

Регистрация права муниципальной собственности осуществлена 02.10.2015, иск предъявлен 19.10.2017, следовательно, иск подан в пределах срока исковой давности.

Доводы ответчика о том, что истец участвовал в инвентаризации оборудования уличного освещения в целях его включения в муниципальную казну и поэтому знал о нарушении его права собственности, признан судом несостоятельным.

Факт включения имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

При этом в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется (п. 57 постановления № 10/22).

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по оплате госпошлины относятся на истца в соответствии с его ходатайством.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования акционерного общества «Ессентукская сетевая компания», ОГРН <***>, г. Ессентуки, удовлетворить.

Признать право собственности акционерного общества «Ессентукская сетевая компания», ОГРН <***>, г. Ессентуки на объекты недвижимого имущества - участок воздушной линии электропередачи мощностью 0,4кВ, протяженностью 0,2 км, расположенный по адресу <...> количество опор - 6 , поименованный в п. 1 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 № 82 как воздушная линия уличного освещения по пер. Тбилисский, количество опор - 6, длина линии - 0,2 км;

- участок воздушной линии электропередачи мощностью 0,4кВ, протяженностью 0,2 км, расположенный по адресу <...> количество опор - 6 , поименованный в п. 4 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 № 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Толстого, количество опор - 6, длина линии - 0,2 км.

Настоящее решение служит основанием для регистрации в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю права собственности на указанные объекты недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В. Безлепко