ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-16743/2021 от 04.04.2022 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                          Дело № А63-16743/2021

11 апреля 2022 года

  Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2022 года

   Решение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Демковой Н.В. , при ведении протокола секретарем Проскуряковой А.О., рассмотрел в судебном заседании исковое заявление публичного акционерного общества «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии»,  ОГРН 1052600002180, ИНН 2607018122, п. Солнечнодольск, к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, ОГРН 1172651025205, ИНН 2607022471, г. Изобильный,  отделу имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, о взыскании 11 029 руб. 75 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению жилого помещения № 38, расположенного по адресу: п. Солнечнодольск, ул. Молодежная, д. 3, за периоды с 01.11.2018 по 30.04.2019, 01.10.2019 по 30.04.2020, 01.11.2020 по 30.04.2021, 122 руб. 87 коп. пени за период с 13.03.2021 по 27.08.2021, при участии представителя истца Барышевой Ю.Е. по доверенности от 28.12.2021,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ПАО «ОГК-2») обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края (администрация),  отделу имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, о взыскании 11 029 руб. 75 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению жилого помещения № 38, расположенного по адресу: <...>, за периоды с 01.11.2018 по 30.04.2018, 01.10.2019 по 30.04.2020, 01.11.2020 по 30.04.2021, 122 руб. 87 коп. пени за период с 13.03.2021 по 27.08.2021 (уточненное требование).

Отдел имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края в возражениях на иск указал на то, что обязательства по оплате в силу действующих положений возложены на него; истцом пропущен срок исковой давности; возражает против уплаты пени ввиду отсутствия вины в просрочке обязательства.

В судебном заседании истец в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков 11 029 руб. 75 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению жилого помещения № 38, расположенного по адресу: <...>, за периоды с 01.11.2018 по 30.04.2019, 01.10.2019 по 30.04.2020, 01.11.2020 по 30.04.2021, 122 руб. 87 коп. пени за период с 13.03.2021 по 27.08.2021.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. К рассмотрению приняты уточненные исковые требования.

Истец поддержал уточненные требования в полном объеме.

От отдела имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования  истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Собственниками помещений многоквартирного дома по ул. Молодежная, 3 в порядке, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса (далее - ЖК РФ), принято решение о заключении договора горячего водоснабжения и отопления с ресурсоснабжающей организацией (протокол №6 общего собрания собственников помещений от 29.05.2018, письмо ПАО «ОГК-2» № 09-10/2809 от 31.05.2018). Истец оказывает коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям многоквартирного дома №3  по ул. Молодежная с 01.09.20218.

Собственник жилого помещения по адресу: <...> умер 26.05.2018, что подтверждается свидетельством о смерти от 29.05.2018, открытое наследственное дело отсутствует, в квартире никто не проживает.

Полагая, что задолженность по спорному выморочному помещению должна оплатить администрация, истец направил претензию, которая осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Оценивая законность и обоснованность заявленных требований, суд руководствуется следующим.

В силу положений пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не принял наследства, имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории; в том числе жилое помещение. В силу статьи 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142, 1145 и 1148 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо лишены наследства (статья 1119 ГК РФ), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

Согласно статье 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никого из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным (статья 1151 ГК РФ).

В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации. Переход выморочного имущества к государству и муниципальному образованию закреплен императивно и не требует выражения волеизъявления на принятие наследства. Возникновение права собственности не связано с получением свидетельства, а также с государственной регистрацией права наследника на имущество. Наследство принадлежит наследнику со дня открытия наследства. В состав наследства, в силу статьи 1112 ГК РФ, входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В пунктах 49, 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» даны разъяснения, согласно которым неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей, в частности, выплаты долгов наследодателя. Выморочное имущество со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность публично-правового образования: Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и государственной регистрации.

Согласно положениям статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа и организация содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии со статьями 124 и 125 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических  лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять, права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со статей 32 Устава Изобильненского городского округа Ставропольского края администрация является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами.

Довод о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, на основании того, что функции уполномоченных органов по управлению казной городского округа выполняет администрация через отдел, признается судом несостоятельным.

Согласно п.3.1 Порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности Изобильненского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Изобильненского городского округа Ставропольского края №72 от 22.12.2017 (Порядок управления муниципальным имуществом), от имени городского округа права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления: Дума Изобильненского городского округа Ставропольского края и администрация. К компетенции администрации относится осуществление полномочий собственника муниципального имущества в порядке, предусмотренном действующим законодательством, Уставом городского округа, муниципальными правовыми актами (п.п. 1 п.3.3. Порядка управления муниципальным имуществом). Финансирование всех необходимых расходов по управлению и распоряжению имуществом казны городского округа осуществляется за счет средств бюджета городского округа. Исполнение расходных обязательств городского округа осуществляется за счет средств бюджета городского округа в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ (п.3. ст. 47 Устава Изобильненского городского округа).

Согласно п. 1.8 Положения об отделе имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, утвержденного Решением Думы Изобильненского городского округа Ставропольского края от 17.11.2017 №48, отдел является представителем собственника муниципального имущества.

Отдел, в отличии от администрации, является органом специальной компетенции, то есть вправе делать исключительно то, что предусмотрено муниципальными актами, определяющими его правомочиями. Полномочия по несению расходов на содержание муниципального имущества (в том числе на оплату коммунальных услуг) за отделом не закреплены.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Тем самым, к числу главных распорядителей бюджетных средств отнесены как администрация, так и отдел. Вместе с тем, в числе расходных обязательств отдела несение расходов по оплате коммунальных услуг не выделено. В связи с тем, что администрация является органом общей компетенции, с учетом статей 125 и 215 ГК РФ, как главный распорядитель средств местного бюджета и орган, к компетенции которого отнесены исполнение бюджета, исполнение расходных обязательств Изобильненского городского округа, администрация является обязанным лицом нести расходы по оплате коммунальных услуг, поставленных в муниципальное имущество.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно статье 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Довод отдела о неверном определении отопительного периода опровергается расчетом тепловой энергии на нужды отопления с указанием фактического количества отапливаемых дней в расчетном месяце. Контррасчет ответчиками не представлен.

Факт поставки истцом коммунальных услуг, их объем ответчиками не оспорен, доказательств оплаты, оказанных в спорный период коммунальных услуг не представлено.

Отделом имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края заявлено о  пропуске срока исковой давности.

Расчет задолженности не содержит периодов до 01.10.2018, а истцом была допущена опечатка в просительной части иска, впоследствии истцом заявлены уточненные требования, которые приняты судом.

Поскольку администрацией не доказано отсутствие обязанности оплаты тепловой энергии по спорному жилому помещению, сумма основного долга не оспорена, требования истца о взыскании задолженности сумме 11 152 руб. 62 коп. подлежат удовлетворению.

Истцом заявлены требования о взыскании пени размере 122 руб. 87 коп. за период с 13.03.2021 по 27.08.2021.

Согласно статье 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Поскольку спорное помещение расположено в многоквартирном жилом доме, к правоотношениям сторон подлежит применению пункт 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которому собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.

Согласно пункту 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня следующего за днем наступления, установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате задолженности установлен судом, а доказательств наличия обстоятельств освобождения от ответственности ответчиком не представлено, то требование истца о взыскании пени заявлено правомерно.

Оснований для уменьшения размера пени в порядке статьи 333 ГК РФ у суда не имеется.

Проверив произведенный истцом расчет пени, суд признал его произведенным методологически и арифметически верно, в связи с чем требование о взыскании с администрации пени в размере 122 руб. 87 коп. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на администрацию.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

принять уточненные требования истца.

Исковые требования в уточненной редакции к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края удовлетворить.

Взыскать с администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Изобильный, в пользу публичного акционерного общества «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», ОГРН <***>, ИНН <***>, п. Солнечнодольск, 11 029 руб. 75 коп. долга за периоды с 01.11.2018 по 30.04.2019, 01.10.2019 по 30.04.2020, 01.11.2020 по 30.04.2021, 122 руб. 87 коп. пени за период с 13.03.2021 по 27.08.2021, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В иске к отделу имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края  в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                   Н.В. Демкова