АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-19469/2020
05 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2021 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Кузьминой М.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гресевой И.В., рассмотрев исковое заявление
общества с ограниченной ответственностью «Строй ТО Сервис», г. Краснодар, ОГРН <***>, ИНН <***>,
к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, ОГРН <***>, ИНН <***>,
об изменении срока исполнения контракта, установленного пунктом 4.1 муниципального контракта № 15 на выполнение работ по капительному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске от 21.08.2020, заключенного между Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, и обществом с ограниченной ответственностью «Строй ТО Сервис», г. Краснодар, установить срок исполнения контракта до 14.07.2021; о внесении изменений в п.16.1 муниципального контракта № 15 и установить срок его действия - с момента заключения до 21.07.2021,
при участии в судебном заседании представителя истца ФИО1 по доверенности от 01.03.2021, представителя ответчика ФИО2 по доверенности от 26.10.2020 № 09,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Строй ТО Сервис», г. Краснодар, ОГРН <***>, ИНН <***>, обратилось в суд с исковым заявлением к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, ОГРН <***>, ИНН <***>, о внесении изменений в сроки выполнения работ, предусмотренные п. 4.1 муниципального контракта № 15, которым установить срок окончания выполнения работ до 21.04.2021.
Определением от 19.01.2021 приняты уточненные исковые требования.
В судебном заседании представитель истца обратилась с заявлением об уточнении исковых требований. Просила рассматривать иск об изменении срока исполнения контракта, установленного пунктом 4.1 муниципального контракта № 15 на выполнение работ по капительному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске от 21.08.2020, заключенного между Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, и обществом с ограниченной ответственностью «Строй ТО Сервис», г. Краснодар, установить срок исполнения контракта до 14.07.2021; о внесении изменений в п.16.1 муниципального контракта № 15 и установить срок его действия - с момента заключения до 21.07.2021.
Уточненные исковые требования приняты судом (протокольное определение от 03.03.2021).
Представитель истца поддержала заявленные требования с учетом уточнений. Также указала, что поданное ранее от общества ходатайство о проведении онлайн-заседания просит не рассматривать, так как представитель прибыл в судебное заседание.
Представитель ответчика указала, что управление не может заключить дополнительное соглашение об изменении срока, так как он установлен в соответствии с условиями контракта. При этом пояснила, что контракт заключен в интересах публичного образования и должен быть исполнен. Заключение контракта по истечении длительного времени после проведения аукциона вызвано рассмотрением комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок жалоб на действия заказчика - Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона путем проведения аукциона в электронной форме №0321300002920000036 «Выполнение работ по капитальному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске».
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что 30.04.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении закупки на выполнение работ по капитальному строительству детского сада - яслей на 280 в городе - курорте Кисловодске.
21 августа 2020 года Управлением городского хозяйства администрации города - курорта Кисловодска (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ТО СЕРВИС» (далее - Подрядчик) был заключен Муниципальный контракт № 15 на выполнение работ по капитальному строительству детского сада - яслей на 280 в городе - курорте Кисловодске (далее - Контракт).
Заключения Контракта по истечении значительного срока с момента размещения извещения о закупке в ЕИС было обусловлено длительным рассмотрением жалоб другого участника закупки в УФАС Ставропольского края, по результатам которых четырежды выносились предписания об отмене протоколов итогов электронного аукциона и повторном его проведении.
В последующем, контракт на тех же условиях, что были размещены в ЕИС изначально, без их актуализации, соответствующей дате заключения Контракта с ООО «СТРОЙ ТО СЕРВИС» был заключен с истцом спустя более чем 4 месяца со дня размещения извещения о закупке.
Согласно п.4.1 контракта срок проведения работ был определен с даты заключения муниципального контракта по 20.12.2020.
Работы должны были быть выполнены согласно календарному графику выполнения работ по капитальному строительству детского сада - яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске (Приложение № 2 к контракту).
Истец указал, что к моменту заключения контракта с ООО «СТРОЙ ТО СЕРВИС» истекли 67 дней, отведенных контрактом для выполнения первого и второго этапов выполнения работ, что привело к распространению действия контракта на обстоятельства, возникшие до его подписания, что противоречит ч. 1 ст. 425 ГК РФ. В соответствии с календарным графиком выполнения работ выполнение 1 этапа работ предусмотрено со дня заключения контракта до 15 июня 2020 года, II этапа - с 15 июня 2020 года по 30 сентября.
Пунктом 22 Проекта организации строительства проектной документации, являющейся неотъемлемой частью контракта, предусмотрена продолжительность строительства детского сада-яслей - 9,5 месяцев, установки теневых навесов - 2,5 месяца, навеса для игрушек и колясок - 0,5 месяцев. Итого: проектной документацией установлена общая продолжительность строительства объекта закупки - 12 месяцев,что соответствует нормам СНиП 1.04.03-85*.
Кроме того, истец указал, что не имел возможности приступить к выполнению работ и после заключения контракта, так как ему не было своевременно передано разрешение на строительство, тогда как выполнение строительных работ без соответствующего разрешения является основанием для привлечения подрядчика к административной ответственности на основании ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ. Работы, на выполнение которых согласно СНиП 1.04.03-85* и проектной документации отводится 365 дней, не могут быть выполнены за 82 дня.
Стороны не имели возможности согласовать имеющиеся разногласия до подписания Контракта, так как условие проекта Контракта о сроках начала и окончания работ соответствовало размещенным в ЕИС извещению о закупке и документации в то время, как согласно ч.4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В связи с отказом ответчика внести изменения в сроки выполнения работ в досудебном порядке истец обратился с иском в суд.
Оценивая правомерность заявленных требований, суд первой инстанции исходит из следующего. В силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если иное не установлено данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота и регулирует, в частности, договорные и иные обязательства (пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров или иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе (пункты 1, 3 статьи 420 ГК РФ).
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статьи 307, 309 Гражданского кодекса).
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункты 1, 2 статьи 421 ГК РФ).
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К существенным условиям договора отнесены цена, качество работ, срок выполнения.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что при заключении между истцом и ответчиком муниципального контракта от 21.08.2020 № 15 возникли правоотношения, регулируемые параграфом 1 главы 37 ГК РФ - договором подряда.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, являющиеся существенным условием договора подряда. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В части 1 статьи 746 Кодекса определено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, который заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами.
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(далее - Закон № 44-ФЗ) регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Статьей 6 Закона № 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ч.6 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Частью 1 статьи 34 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч.6 ст. 65 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
Согласно статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (п.2 ст. 71 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Соответственно, у арбитражного суда в соответствии с правилами о доказательствах и доказывании (статьи 64 - 68, 71 АПК РФ) отсутствует право и обязанность принимать во внимание не подтвержденные доказательствами доводы одной из сторон.
Исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Техническая документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, то есть предмет договора (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 №51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).
В силу положений части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, либо по решению суда в случаях, установленных законом.
Согласно п. 4 ст. 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии с п. 2 ст. 451 ГК РФ закреплено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии со статьями 34, 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в данном Законе.
Вместе с тем, нормы Закона о контрактной системе не содержат запрета на изменение в судебном порядке существенных условий контракта в связи с существенным изменением условий его исполнения, в том числе и при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 451 и пунктом 1 статьи 718 ГК РФ.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
Согласно подп. в п. 1 ч. 62 ст. 112 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, указанного в части 56 статьи, при его исполнении допускается по соглашению сторон при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в целях увеличения сроков исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 части 1 статьи 95 Федерального закона, в части увеличения предусмотренных контрактом сроков строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объекта капитального строительства. При этом указанное увеличение сроков осуществляется при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 8 и 9 части 1 статьи 95 Федерального закона.
Согласно заключению Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по проекту федерального закона № 682010-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при нарушении сроков исполнения строительных контрактов по вине подрядчика согласно положениям законопроекта заказчик будет вправе однократно продлить срок действия таких контрактов по соглашению сторон.
В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что изменения позволят заказчику в том числе изменить срок и цену таких контрактов без необходимости заключения нового контракта.
Заключением Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проект № 682010-7) предусмотрено, что введение новых возможных случаев изменения существенных условий контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а именно при возникновении непредвиденных обстоятельств допускается увеличение цены не более чем на 10% и однократное продление срока выполнения контракта.
При этом, следует учесть, что нормами законодательства предусмотрено правило, согласно которому подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию (пункт 10 Обзора судебной практики).
На основании пункта 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах (подпункт 3).
При не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика (пункт 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
По смыслу действующего законодательства о контрактной системе сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона № 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Согласно п.7 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (п.8).
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 Федерального закона, части 13 статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Федерального закона протоколов (п.9).
Часть 12 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусматривает, если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
В абзаце 2 пункта 4.1 контракта указано, что работы, предусмотренные контактом, должны быть выполнены согласно календарном графику выполнения работ (приложение №2 к контракту).
Пунктом 6.4.1 контракта от 21.08.2020 предусмотрено, что подрядчик обязан принять на себя обязательства выполнить работы по капитальному строительству детского сада-яслей в городе-курорте Кисловодске в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением № 2 к контракту и его неотъемлемой частью.
Объектом закупки в рассматриваемом случае является строительство объекта капитального строительства, а потому выполнение работ по контракту должно осуществляться непосредственно в соответствии с планом-графиком.
Согласно п.2.1 Приказа Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» (далее - Методика) составление графика выполнения работ осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта, а также рабочей документацией (при наличии).
В соответствии с п.2.1 Методики График составляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство.
Согласно п.2.5 Методики срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ.
Пунктом 22 Проекта организации строительства проектной документации, являющейся неотъемлемой частью Контракта, предусмотрена продолжительность строительства детского сада-яслей - 9,5 месяцев, установки теневых навесов - 2,5 месяца, навеса для игрушек и колясок - 0,5 месяцев. Итого: проектной документацией установлена общая продолжительность строительства объекта закупки - 12 месяцев,что соответствует нормам СНиП 1.04.03-85*.
Таким образом, исходя из системного толкования договора и приложений к нему, срок исполнения контракта определяется исходя из графика выполнения работ (Приложение № 2) и сроков заключения контракта,предусмотренных законом. Иное определение срока исполнения контракта противоречит положениям Закона № 44-ФЗ, Методике и приведет к нарушению технологической последовательности работ.
Датой окончания подачи заявок являлось 08.05.2020, следовательно, с учетом положений ст.83.2 Закона № 44-ФЗ, контракт с победителем должен был быть заключен не позднее 28.05.2020. В таком случае срок исполнения контракта составляет 206 дней, и может быть изменен на данный срок, то есть, продлен до 14.07.2021.
Документация на размещение закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта с муниципальным заказчиком - Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска на выполнение работ по капитальному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске в сумме 253 845 082 руб., из них - за счет средств бюджета Ставропольского края на 2020 год: 193526383 руб. 63 коп., за счет бюджета города-курорта Кисловодска на 2020 год: 60 318 698 руб. 37 коп., была направлена Управлением городского хозяйства в администрацию города-курорта Кисловодска 29.04.2020 и получена 30.04.2020 (сопроводительное письмо от 29.04.2020 № 2144).
Порядок определения 28.05.2020 как предельной даты заключения контракта определяется следующим образом: срок подачи заявок - до 08.05.2020 - 9:00; проведение электронного аукциона 08.05.2020 - 13:00 (протокол проведения электронного аукциона размещен в 13.52); протокол подведения итогов аукциона - 13.05.2020 (три рабочих дня с даты публикации протокола проведения электронного аукциона (ч.5 ст. 69 закона № 44-ФЗ); размещение протокола - 14.05.2020 (не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания договора (ч.8 ст. 69 Закона № 44-ФЗ); срок размещения проекта контракта - 19.05.2020 (пять дней с даты размещения протокола (ч.2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ); срок подписания и размещения контракта подрядчиком - 25.05.2020 (пять дней с дары размещения проекта заказчиком (ч.3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ); срок подписания и размещения контракта заказчиком - 28.05.2020 (три рабочих дня с даты подписания и размещения контракта подрядчиком (ч. 7 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).
Как установлено из материалов дела, заключения контракта 21.08.2020, по истечении значительного срока с момента размещения извещения о закупке в ЕИС, было обусловлено длительным рассмотрением жалоб другого участника закупки в УФАС Ставропольского края, по результатам которых четырежды выносились предписания об отмене протоколов итогов электронного аукциона и повторном его проведении.
Так, решением от 26.05.2020 по делу № 026/06/69-1138/2020 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок решила признать жалобу ООО «Терос» на действия заказчика - Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона путем проведения аукциона в электронной форме № 0321300002920000036 «Выполнение работ по капитальному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске» - обоснованной.
По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона № 44-ФЗ внеплановой проверки действия заказчика - Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска признаны нарушившими требования ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.
Заказчику - Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченному органу - Управлению по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска выдано предписание № 344 от 26.05.2020, согласно которому протокол подведения торгов отменен, установлена обязательность повторного рассмотрения вторых частей заявок. Оператор электронной площадки обязан обеспечить возможность исполнения предписания и уведомления участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе. Срок исполнения предписания установлен в 10 дней с момента размещения.
Решением от 17.06.2020 по делу № 026/06/69-1344/2020 комиссия Управления ФАС по СК по контролю в сфере закупок решила признать жалобу ООО «Терос» на действия заказчика - Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона путем проведения аукциона в электронной форме №0321300002920000036 «Выполнение работ по капитальному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске» - обоснованной.
Заказчику - Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченному органу - Управлению по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска выдано предписание № 411 от 17.06.2020, согласно которому установлена обязательность протокол подведения торгов от 05.06.2020 отменить, повторно подвести итоги аукциона.
Решением от 08.07.2020 по делу № 026/06/69-1537/2020 комиссия Управления ФАС ПО СК по контролю в сфере закупок решила признать жалобу ООО «Терос» на действия заказчика - Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона путем проведения аукциона в электронной форме № 0321300002920000036 «Выполнение работ по капитальному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске» - обоснованной.
Заказчику - Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченному органу - Управлению по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска выдано предписание № 455 от 08.07.2020, согласно которому установлена обязательность протокол подведения торгов от 25.06.2020 отменить, повторно подвести итоги аукциона.
Решением от 05.08.2020 по делу № 026/06/69-1715/2020 комиссия Управления ФАС по СК по контролю в сфере закупок решила признать жалобу ООО «Терос» на действия заказчика - Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона путем проведения аукциона в электронной форме № 0321300002920000036 «Выполнение работ по капитальному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске» - обоснованной.
Заказчику - Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченному органу - Управлению по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска выдано предписание № 533 от 05.08.2020, согласно которому установлена обязательность протокол подведения торгов от 29.07.2020 отменить, повторно подвести итоги аукциона.
По итогам проведенного аукциона Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска с ООО «Терос», г. Ессентуки был заключен муниципальный контракт № 11 от 17.08.2020 на выполнение работ по капитальному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске.
В последующем, соглашением о расторжении муниципального контракта от 18.08.2020 стороны пришли к соглашению расторгнуть муниципальный контракт № 11 на выполнение работ по капитальному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске, признав, что на дату расторжения контракта общая стоимость фактически выполненных работ составила 0,00 руб.
Пунктом 3 соглашения от 18.08.2020 установлено, что обязательства сторон, возникшие по муниципальному контракту, прекращаются с момента подписания соглашения.
21 августа 2020 года Управлением городского хозяйства администрации города - курорта Кисловодска и обществом с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ТО СЕРВИС» был заключен муниципальный контракт № 15 на выполнение работ по капитальному строительству детского сада - яслей на 280 в городе - курорте Кисловодске. Контракт заключен ввиду расторжения контракта с победителем аукциона - ООО «Терос», г. Ессентуки.
Однако, исполнение подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ТО СЕРВИС» заключенного 21.08.2020 контракта было невозможным до 28.09.2020.
Земельный участок был передан подрядчику по договору безвозмездного пользования от 08.09.2020 № 8-б/2020, согласно которому ссудодатель - комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска передает, а ссудополучатель - ООО «Строй ТО Сервис» принимает в безвозмездное пользование земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 26:34:090301:112, площадью 28 334 кв.м., находящийся по адресу: СК, Г. Кисловодск, улица Замковая, 84, разрешенное использование: дошкольное, начальное и среднее образование.
Участок передается в безвозмездное пользование на срок исполнения муниципального контракта № 15 на выполнение работ по капитальному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске от 21.08.2020 сроком по 31.12.2020 (согласно п. 16.1 муниципального контракта № 15 от 21.08.2020).
28 сентября 2020 года истцу было выдано разрешение на строительство № 26-Ru26305000-11-2020, согласно которому разрешено строительство детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске от 21.08.2020 на земельном участке с кадастровым номером 26:34:090301:112. Указано, что строительство должно осуществляться на основании проектной документации ООО «РусИнтеКо», 2019, г. Краснодар, имеющей положительное заключение экспертизы № 26-1-1-2-008270-2020 от 20.03.2020. Общая площадь застройки - 4 600,7, площадь участка - 2 833, количество этажей - 2,3, подземных этажей - 1, площадь застройки 2 608,2.
Срок действия разрешения на строительство установлен до 27.09.2021 в соответствии с проектной документацией, раздел 6 «Проект организации строительства», шифр ПД.02.19/ДС-ПОС.
Таким образом, земельный участок для проведения строительных работ передан только 28.09.2020, то есть за 83 дня до истечения срока исполнения обязательств.
В то же время, выполнение строительных работ по строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, проектной документацией за указанный срок невозможно.
Просрочку заключения контракта и передачи земельного участка следует признать обстоятельствами, объективно не зависящими от воли сторон. Возложение в данном случае ответственности за просрочку выполнения работ на подрядчика не соответствует требованиям законодательства и публичным интересам.
Учитывая наличие оснований для увеличения конечного срока выполнения работ, суд считает обоснованными исковые требования о продлении срока выполнения обязательств на срок, предусмотренный в контракте, что соответствует положениям пункта 9 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» судам разъяснено, что при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Статьями 6, 12 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что одними из принципов контрактной системы являются принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Соблюдение указанных принципов в ходе исполнения контракта предполагает определенную стабильность отношений заказчика с подрядчиком (поставщиком, исполнителем), степень которой выше, нежели стабильность отношений между сторонами обычного гражданско-правового договора. Это обусловлено тем, что использование такого института, как отказ от исполнения договора применительно к государственным (муниципальным) контрактам повлечет за собой необходимость осуществления процедуры новой закупки. Это, в свою очередь, связано с дополнительными расходами за счет бюджетных средств, процедурными, временными затратами.
Произвольное либо формальное использование названного института может привести к тому, что государственные (муниципальные) нужды не будут удовлетворены в течение длительного времени. Отказ от исполнения контракта может считаться обоснованным в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что прекращение отношений с данным подрядчиком (поставщиком, исполнителем) будет способствовать более эффективному достижению результата обеспечения тех государственных (муниципальных) нужд, для которых и проводилась соответствующая закупка.
В данном случае ответчик не имеет намерения обратиться к ответчик
Исходя из общих принципов гражданского законодательства, основанных на требовании добросовестности, разумности и справедливости, при данных сложившихся обстоятельствах, в целях экономии бюджетных средств, суд считает исковые требования обоснованными, отвечающими принципам стабильности гражданского оборота, разумности и добросовестности осуществления гражданских прав, соответствующими общему смыслу положений гражданского законодательства о добросовестном исполнении обязательств.
Вопросы о том, нарушаются ли сторонами сделки публичные интересы, разрешаются судом с учетом всех обстоятельств дела. Согласно пункту 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
При этом под публичными интересами суды могут понимать интерес общества в правовой стабильности, правовой определенности, гарантированности защиты интересов экономически и социально более слабых членов общества в их отношениях с сильными. Недопустимы нарушения явно выраженных законодательных запретов и обход закона.
В Определении Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 № 226-О указано, что такие понятия, как «основы правопорядка» и «нравственность», будучи оценочными, наполняются содержанием в зависимости от того, как их толкуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика. Они не являются настолько неопределенными, чтобы не обеспечивать единообразного понимания и применения соответствующих законоположений.
Модели ограничения свободы договора, предусмотренные в законодательстве, преследуют одну из трех целей: защита слабой стороны договора, защита интересов кредиторов либо защита публичных интересов (государства, общества).
Право стороны на изменение условий контракта не может трактоваться отдельно от вышеназванных понятий.
Расторжение контракта в данном случае не будет соответствовать публичным интересам, от имени которых выступает муниципальное образование.
При этом не нарушаются положения статьи 8 Закона № 44-ФЗ, так как изменения срока исполнения обязательств касаются работ, бывших предметом аукциона, проведенного в соответствии с установленными законодательством требованиями.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2012 № 5761/12 изложена позиция, согласно которой исполнитель, обнаруживший непригодность или недоброкачественность предоставленной заказчиком технической документации, предвидя возможные неблагоприятные для заказчика последствия выполнения его указаний о способе исполнения работы, иные не зависящие от подрядчика обстоятельства, которые грозят годности и прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок, вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении договора.
Следуя изложенной позиции, признавшей за исполнителем право на расторжение государственного контракта по причине существенного изменения обстоятельств в соответствии с нормами статьи 451 ГК РФ, необходимо исходить из того, что по этим причинам исполнитель вправе инициировать вопрос и об изменении государственного контракта.
Согласно п.3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с п. 16.1 контракта от 21.08.2020 - контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2020. Окончание срока действия контракта не влечет за собой прекращение обязательств сторон контракта и не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Предложенный истцом срок исполнения обязательств, по которым возникли обстоятельства, делающие невозможным исполнение их в первоначально установленный контрактом срок, ответчиком не оспорен.
Следовательно, требования истца об изменении срока исполнения контракта, установленного пунктом 4.1 муниципального контракта № 15 на выполнение работ по капительному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске от 21.08.2020, заключенного между Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, и обществом с ограниченной ответственностью «Строй ТО Сервис», г. Краснодар, установке срока исполнения контракта до 14.07.2021; внесении изменения в п.16.1 муниципального контракта № 15 и установлении срок его действия - с момента заключения до 21.07.2021 следует удовлетворить.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение настоящего спора в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Изменить срок исполнения контракта, установленный пунктом 4.1 муниципального контракта № 15 на выполнение работ по капительному строительству детского сада-яслей на 280 мест в городе-курорте Кисловодске от 21.08.2020, заключенного между Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, и обществом с ограниченной ответственностью «Строй ТО Сервис», г. Краснодар, установить срок исполнения контракта до 14.07.2021; внести изменения в п.16.1 муниципального контракта № 15 и установить срок его действия - с момента заключения до 21.07.2021.
Взыскать с Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строй ТО Сервис», г. Краснодар, ОГРН <***>, ИНН <***>, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 6 000 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу по заявлению взыскателя.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.Н.Кузьмина