ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-2374/20 от 04.06.2020 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

М О Т И В И Р О В А Н Н О Е  Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                     Дело № А63-2374/2020

04 июня 2020 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Аксенова В.А., рассмотрев дело по заявлению

публичного акционерного общества «Ставропольэнергосбыт» в лице Центрального межрайонного отделения, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к управлению Ставропольского края-государственная жилищная инспекция, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>,

об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 203 от 27.12.2019, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось публичное акционерное общество «Ставропольэнергосбыт» в лице Центрального межрайонного отделения с заявлением к управлению Ставропольского края-государственная жилищная инспекция об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 203 от 27.12.2019, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 23.03.2020 г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Стороны надлежащим образом извещены о начавшемся процессе и рассмотрении дела в упрощенном порядке.

В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

На основании вышеизложенного решением суда от 25.05.2020 года (резолютивная часть), опубликованным на официальном сайте арбитражного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.  

01 июня 2020 года заявитель обратился в суд с ходатайством об изготовлении мотивированного решения.

На основании части 2 статьи 229 АПК РФ суд изготавливает мотивированное решение.

В соответствии со статьями 226-229 АПК РФ дело рассматривается по имеющимся в нем материалам в порядке упрощенного производства.

Суд считает, что административный материал представлен в полном объеме, отзыв налогового органа приобщен к материалам дела, представленных сторонами доказательств достаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Губернатора Ставропольского края от 20.11.2019 № 367 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае», управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору было переименовано на управление Ставропольского края-государственную жилищную инспекцию (далее - управление), в связи с чем су­дом была произведена замена заинтересованного лица по рассматриваемому де­лу с управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на управление Ставропольского края - государственную жилищную инспекцию, ИНН <***>.

В соответствии с ранее действующим на момент проведения проверки по­ложением об управлении Ставропольского края по строительному и жилищно­му надзору, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 № 244-П, с учетом полномочий в установленной сфере деятельности, управление являлось органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в т. ч. региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставро­польского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставро­польского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия ин­формации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами и т. д.

Согласно положению об управлении, утвержденным постановле­нием Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 № 607-п, с учетом полномочий в установленной сфере деятельности управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в том числе региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами и т.д.

Ранее, в ноябре 2019 г. в адрес управления поступило обращение гр. ФИО1 от 11.11.2019 г. № 14885-Э-И-1, по вопросам приостановле­ния подачи коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме № 52, расположенном по ул. Набережной, в с. Левокумка, Минераловодского город­ского округа Ставропольского края, а также обоснованности и правомерности расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению соб­ственнику и пользователям указанного выше жилого дома.

На основании данного обращения, в период с 25.11.2019 г. по 12.12.2019 г. должностными лицами управления в отношении ПАО «Ставропольэнергосбыт» ИНН <***> была проведена внеплановая документарная проверка в рам­ках осуществления регионального государственного жилищного надзора, в том числе по соблюдению ресурсоснабжающей организацией обязательных для ис­полнения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации.

Целью и задачами данной проверки явилось рассмотрение поступившего в адрес управления обращения гр. ФИО1 по указанным выше вопросам.

По информации, полученной должностными лицами управления в рам­ках проведения проверки, жилой дом № 52, по ул. Набережной в с. Левокумка, Минераловодского городского округа Ставропольского края с 09.07.2018 года принадлежит на праве собственности гр. ФИО1

Однако согласно информации, представленной в ходе проверки в адрес управления ПАО «Ставропольэнергосбыт», общество располагало сведениями о правообладателе указанного выше жилого дома ФИО2, что подтвер­ждается актом сверки от 26.11.2019 г., ведомостью снятия показаний за период с января 2019 г. по октябрь 2019 г., ведомостью оплат по лицевому счету абонента ФИО2, квитанциями о приеме платежей, квитанциями на оплату за по­требленную электрическую энергию, выданными на имя ФИО3, а также предупреждением (уведомлением) от 11.09.2019 г. № 8408/12 на имя абонента ФИО2 о числящейся за указанным абонентом задолженности.

Также, по информации, представленной в ходе проверки ПАО «Ставропольэнергосбыт», абонентом ФИО2, с которым обществом был заключен договор энергоснабжения по указанному выше жилому дому, плата за пот­ребленные коммунальные ресурсы осуществлялась несвоевременно, в связи с чем по состоянию на 01.11.2019 г. у абонента образовалась задолженность по коммунальной услуге «электроснабжение», общая сумма которой составила                         3 522,78 руб.

Порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услу­ги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверж­денными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 г. (далее - Правила № 354).

Указанные Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквар­тирных и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потре­бителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммуналь­ных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с ис­пользованием приборов учета и при их отсутствии.

В силу подпункта «а» пункта 119 Правил № 354 исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае не­погашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предо­ставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Пре­дупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потре­бителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупре­ждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потреби­телю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвиж­ной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, те­лефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или че­рез личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполните­ля в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фик­сированной телефонной связи.

Вместе с тем, по информации и документам, представленными ПАО «Ставропольэнергосбыт» в ходе проведения проверки, абоненту ФИО2 направлялось уведомление о числящейся за ним задолженности, как отдельным документом, так и путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения, что соответствует, по мнению ресурсоснабжающей организации, требованиям пункта 119 (а) Правил №354.

Данные документы направлялись на имя потребителя коммунальной услуги ФИО2, а не ФИО1, так как ресурсоснабжающая организация не располагала сведениями о замене собственника указанного выше жилого дома.

Кроме того, согласно поступившей от общества информации, договор энергоснабжения с абонентом ФИО1 не заключался (не перезаклю­чался) и лицевой счет на имя абонента ФИО1 не переоформлялся.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом поме­щении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартир­ным) прибором учета.

С учетом изложенного, в ходе проверки было выявлено не исполнение собственником жилого дома № 52 по ул. Набережной, в с. Левокумка Минера­ловодского городского округа Ставропольского края, как потребителем комму­нальной услуги по электроснабжению подпункта «з» пункта 34 Правил № 354.

Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки, должностными лицами управления было установлено, что ПАО «Ставропольэнергосбыт» 05.11.2019 г. в 15 час. 44 мин. было произведено полное приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, в связи с невозможностью ввести ограничение в указанном выше жилом доме, о чем был составлен акт от 05.11.2019, от подписи которого собственник указанного выше жилого дома № 52 гр. ФИО1 отказался.

Согласно данному акту от 05.11.2019 г. ПАО «Ставропольсэнергосбыт» было произведено полное отключение абонента ФИО1 выключателем 6-10 кВ на подстанции оперативно-выездной бригадой.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Рос­сийской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилого помещения с момен­та возникновения права собственности на данное помещение, обязаны своевре­менно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако, в нарушение ст. 153 ЖК РФ абонентом (потребителем) ФИО1 не осу­ществлялась своевременно и в полном объеме плата за соответствующий по­требленный коммунальный ресурс, в связи с чем за абонентом, как было указа­но управлением выше и образовалась задолженность.

По причине образовавшейся задолженности представителями ПАО «Став­ропольэнергосбыт» и были произведены работы по полному приостановлению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению ФИО1, как собственнику (потребителю) данного жилого дома.

Согласно информации, поступившей в адрес управления в рамках прове­дения проверки, в указанном жилом доме установлен котел BAXI (двухконтурный), используемый для нужд отопления.

Кроме того, согласно доводам ФИО1, собственника жилого дома № 52, расположенного по ул. Набережной, в с. Левокумка, Минераловодского городского округа Ставропольского края, изложенным в поступившем обраще­нии, коммунальная услуга по электроснабжению была ему отключена в полном объеме ресурсоснабжающей организацией незаконно, без всякого предупрежде­ния и уведомления, тем более в отопительный период.

Также согласно данному обращению, направленному ФИО1 в   управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, по указанному выше адресу прописаны и проживают он и трое детей - от 2-х до 8-ми лет. А так как в жилом доме установлен газо­электрический котел BAXI (двухконтурный), используемый для нужд отопле­ния, то соответственно в жилом доме, с момента отключения электроэнергии, перестал работать и котел, что явилось следствием отсутствия в отопительный период отопления и холодной температуры во всем доме.

Согласно постановлению администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 01.10.2019 № 318-р, отопительный период 2019-2020 г.г. на территории Минераловодского городского округа был начат с 15.10.2019 г.

Приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснаб­жению повлекло за собой невозможность использования системы индивидуаль­ного отопления в указанном выше жилом доме в отопительный период 2019-2020 г.г., установленный постановлением администрации Минераловодского городского округа № 318-р от 01.10.2019, что является нарушением п. 119 Пра­вил № 354, согласно которому исполнитель вправе приостанавливать предо­ставление коммунальных услуг, за исключением отопления.

Также в соответствии с пунктом 122 Правил № 354 действия по ограни­чению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквар­тирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими по­мещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обяза­тельства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения
для постоянного проживания граждан.

Незаконные действия ресурсоснабжающей организации по полному от­ключению у гр. ФИО1 коммунальной услуги по электроснабжению в отопительный период, послужившие следствием нарушения прав и законных интересов его, а также его несовершеннолетних детей, являются нарушением со стороны общества подпункта «в» пункта 122 Правил № 354, так как действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жило­го помещения для постоянного проживания граждан.

По информации, представленной ПАО «Ставропольэнергосбыт», числяща­яся за абонентом задолженность была погашена собственником указанного жи­лого дома в полном объеме, в связи с чем сотрудниками ПАО «Ставропольэнер­госбыт», в соответствии с пунктом 120 Правил № 354, было возобновлено предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме № 52 по ул. Набережной в с. Левокумка, Минераловодского городского округа, что подтверждается актом от 07.11.2019 года о возобновлении режима потреб­ления электрической энергии.

Однако, в указанных действиях ресурсоснабжающей организации, выра­зившихся в отключении в отопительный период коммунальной услуги по элек­троснабжению, следствием чего явилось прекращение в жилом доме работы отопления, усматриваются признаки состава административного правонаруше­ния, ответственность за нарушение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодек­са Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическим лицом ПАО «Ставропольэнергосбыт», при полном приостановлении предоставления коммунальной услуги по электро­снабжению, т.е. при полном отключении у ФИО1 в жилом доме элек­тричества в отопительный период, в том числе при наличии в данном жилом доме газо-электрического двухконтурного котла, используемого для нужд отоп­ления, были нарушены пункты 119 и 122 Правил № 354.

С учетом изложенного выше, в действиях юридического лица ПАО «Ставропольэнергосбыт» должностными лицами управления по результатам проведенной проверки был усмотрен состав административного правонаруше­ния, предусмотренный ст.7.23 КоАП РФ - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет нало­жение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

По результатам проверки должностными лицами управления был состав­лен акт проверки от 12.12.2019 г. № 4416-29/01, который был вручен заявителю в установленный законодательством срок, что подтверждается личной подписью представителя ресурсоснабжающей организации, исполнительного директора в строках акта проверки.

О дате составления протокола, назначенной на 13.12.2019 г., а также месте его составления, ПАО «Ставропольэнергосбыт» было уведомлено надлежащим образом 12.12.2019 г., что подтверждается штампом общества с указани­ем вх. № 5383 от 12.12.2019 в уведомлении от 12.12.2019 г. о составлении про­токола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении от 13.12.2019 г. № 676 Ю был составлен в отсутствие представителя ПАО «Ставрополь­энергосбыт», уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени его составления.

О дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 27.12.2019, ПАО «Ставропольэнергосбыт» было уведомлено надлежащим образом 25.12.2019 г., что подтверждается уведомлением со штам­пом почтамта о вручении обществу 25.12.2019 г. телеграммой о назначении даты, места и времени рассмотрения дела, назначенной на 27.12.2019 г. в 10-00 час.

27.12.2019 г. заместителем начальника управления - главным государ­ственным жилищным инспектором Ставропольского края без присутствия уве­домленного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела ПАО «Ставропольэнергосбыт», было вынесено обжалуемое постановление № 203 о привлечении заявителя ПАО «Ставропольэнергосбыт» к администра­тивной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением управления, общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края.

Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Материалами дела подтверждается факт совершения вмененного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противо­правное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонару­шениях установлена административная ответственность.

Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно знать о существовании установленных требованиями действующего законодательства обязанностей и требований в осуществляемой сфере деятельности, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.

Доказательств   невозможности   соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государст­вом мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Необоснованное освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности может привести к увеличению количества правонару­шений и нарушает один из главных принципов административного права - безотвратности наказания за совершенные деяния.

Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований вышеупомянутых правовых норм и невозможности осуществления этого в силу объективных, не зависящих от него причин, заявитель в суд не представил.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований вышеупомянутых правовых норм и невозможности осуществления этого в силу объективных, не зависящих от него причин, заявитель в суд не представил.

Таким образом, вина заявителя в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела.

При назначении административного наказания административным органом учтены характер совершенного заявителем административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства и назначено минимальное наказание, соразмерное допущенному нарушению.

Процессуальных нарушений статей 28.2, 29.7 КоАП РФ заинтересованным лицом не допущено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено ввиду продолжительности нарушения и отсутствия доказательств исключительности рассматриваемого случая.

Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (далее - Постановление №10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 Постановления № 10 предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в материалы дела, доказательства с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, административный орган, равно как и суд, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания его малозначительным, так как административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы.

Аналогичные выводы содержатся в следующих судебных актах: Постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2008 по делу №А55-3481/2008, ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2008 по делу № А13-2368/2008).

При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований публичного акционерного общества «Ставропольэнергосбыт» в лице Центрального межрайонного отделения, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ОГРН <***>, ИНН <***>, об оспаривании постановления управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции от 27.12.2019 № 203 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать. 

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                               В.А. Аксенов