АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
М О Т И В И Р О В А Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-2374/2020
04 июня 2020 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Аксенова В.А., рассмотрев дело по заявлению
публичного акционерного общества «Ставропольэнергосбыт» в лице Центрального межрайонного отделения, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ОГРН <***>, ИНН <***>,
к управлению Ставропольского края-государственная жилищная инспекция, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 203 от 27.12.2019, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось публичное акционерное общество «Ставропольэнергосбыт» в лице Центрального межрайонного отделения с заявлением к управлению Ставропольского края-государственная жилищная инспекция об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 203 от 27.12.2019, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 23.03.2020 г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Стороны надлежащим образом извещены о начавшемся процессе и рассмотрении дела в упрощенном порядке.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
На основании вышеизложенного решением суда от 25.05.2020 года (резолютивная часть), опубликованным на официальном сайте арбитражного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
01 июня 2020 года заявитель обратился в суд с ходатайством об изготовлении мотивированного решения.
На основании части 2 статьи 229 АПК РФ суд изготавливает мотивированное решение.
В соответствии со статьями 226-229 АПК РФ дело рассматривается по имеющимся в нем материалам в порядке упрощенного производства.
Суд считает, что административный материал представлен в полном объеме, отзыв налогового органа приобщен к материалам дела, представленных сторонами доказательств достаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Губернатора Ставропольского края от 20.11.2019 № 367 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае», управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору было переименовано на управление Ставропольского края-государственную жилищную инспекцию (далее - управление), в связи с чем судом была произведена замена заинтересованного лица по рассматриваемому делу с управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на управление Ставропольского края - государственную жилищную инспекцию, ИНН <***>.
В соответствии с ранее действующим на момент проведения проверки положением об управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 № 244-П, с учетом полномочий в установленной сфере деятельности, управление являлось органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в т. ч. региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами и т. д.
Согласно положению об управлении, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 № 607-п, с учетом полномочий в установленной сфере деятельности управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в том числе региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами и т.д.
Ранее, в ноябре 2019 г. в адрес управления поступило обращение гр. ФИО1 от 11.11.2019 г. № 14885-Э-И-1, по вопросам приостановления подачи коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме № 52, расположенном по ул. Набережной, в с. Левокумка, Минераловодского городского округа Ставропольского края, а также обоснованности и правомерности расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственнику и пользователям указанного выше жилого дома.
На основании данного обращения, в период с 25.11.2019 г. по 12.12.2019 г. должностными лицами управления в отношении ПАО «Ставропольэнергосбыт» ИНН <***> была проведена внеплановая документарная проверка в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, в том числе по соблюдению ресурсоснабжающей организацией обязательных для исполнения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
Целью и задачами данной проверки явилось рассмотрение поступившего в адрес управления обращения гр. ФИО1 по указанным выше вопросам.
По информации, полученной должностными лицами управления в рамках проведения проверки, жилой дом № 52, по ул. Набережной в с. Левокумка, Минераловодского городского округа Ставропольского края с 09.07.2018 года принадлежит на праве собственности гр. ФИО1
Однако согласно информации, представленной в ходе проверки в адрес управления ПАО «Ставропольэнергосбыт», общество располагало сведениями о правообладателе указанного выше жилого дома ФИО2, что подтверждается актом сверки от 26.11.2019 г., ведомостью снятия показаний за период с января 2019 г. по октябрь 2019 г., ведомостью оплат по лицевому счету абонента ФИО2, квитанциями о приеме платежей, квитанциями на оплату за потребленную электрическую энергию, выданными на имя ФИО3, а также предупреждением (уведомлением) от 11.09.2019 г. № 8408/12 на имя абонента ФИО2 о числящейся за указанным абонентом задолженности.
Также, по информации, представленной в ходе проверки ПАО «Ставропольэнергосбыт», абонентом ФИО2, с которым обществом был заключен договор энергоснабжения по указанному выше жилому дому, плата за потребленные коммунальные ресурсы осуществлялась несвоевременно, в связи с чем по состоянию на 01.11.2019 г. у абонента образовалась задолженность по коммунальной услуге «электроснабжение», общая сумма которой составила 3 522,78 руб.
Порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 г. (далее - Правила № 354).
Указанные Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу подпункта «а» пункта 119 Правил № 354 исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Вместе с тем, по информации и документам, представленными ПАО «Ставропольэнергосбыт» в ходе проведения проверки, абоненту ФИО2 направлялось уведомление о числящейся за ним задолженности, как отдельным документом, так и путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения, что соответствует, по мнению ресурсоснабжающей организации, требованиям пункта 119 (а) Правил №354.
Данные документы направлялись на имя потребителя коммунальной услуги ФИО2, а не ФИО1, так как ресурсоснабжающая организация не располагала сведениями о замене собственника указанного выше жилого дома.
Кроме того, согласно поступившей от общества информации, договор энергоснабжения с абонентом ФИО1 не заключался (не перезаключался) и лицевой счет на имя абонента ФИО1 не переоформлялся.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
С учетом изложенного, в ходе проверки было выявлено не исполнение собственником жилого дома № 52 по ул. Набережной, в с. Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края, как потребителем коммунальной услуги по электроснабжению подпункта «з» пункта 34 Правил № 354.
Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки, должностными лицами управления было установлено, что ПАО «Ставропольэнергосбыт» 05.11.2019 г. в 15 час. 44 мин. было произведено полное приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, в связи с невозможностью ввести ограничение в указанном выше жилом доме, о чем был составлен акт от 05.11.2019, от подписи которого собственник указанного выше жилого дома № 52 гр. ФИО1 отказался.
Согласно данному акту от 05.11.2019 г. ПАО «Ставропольсэнергосбыт» было произведено полное отключение абонента ФИО1 выключателем 6-10 кВ на подстанции оперативно-выездной бригадой.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное помещение, обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако, в нарушение ст. 153 ЖК РФ абонентом (потребителем) ФИО1 не осуществлялась своевременно и в полном объеме плата за соответствующий потребленный коммунальный ресурс, в связи с чем за абонентом, как было указано управлением выше и образовалась задолженность.
По причине образовавшейся задолженности представителями ПАО «Ставропольэнергосбыт» и были произведены работы по полному приостановлению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению ФИО1, как собственнику (потребителю) данного жилого дома.
Согласно информации, поступившей в адрес управления в рамках проведения проверки, в указанном жилом доме установлен котел BAXI (двухконтурный), используемый для нужд отопления.
Кроме того, согласно доводам ФИО1, собственника жилого дома № 52, расположенного по ул. Набережной, в с. Левокумка, Минераловодского городского округа Ставропольского края, изложенным в поступившем обращении, коммунальная услуга по электроснабжению была ему отключена в полном объеме ресурсоснабжающей организацией незаконно, без всякого предупреждения и уведомления, тем более в отопительный период.
Также согласно данному обращению, направленному ФИО1 в управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, по указанному выше адресу прописаны и проживают он и трое детей - от 2-х до 8-ми лет. А так как в жилом доме установлен газоэлектрический котел BAXI (двухконтурный), используемый для нужд отопления, то соответственно в жилом доме, с момента отключения электроэнергии, перестал работать и котел, что явилось следствием отсутствия в отопительный период отопления и холодной температуры во всем доме.
Согласно постановлению администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 01.10.2019 № 318-р, отопительный период 2019-2020 г.г. на территории Минераловодского городского округа был начат с 15.10.2019 г.
Приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению повлекло за собой невозможность использования системы индивидуального отопления в указанном выше жилом доме в отопительный период 2019-2020 г.г., установленный постановлением администрации Минераловодского городского округа № 318-р от 01.10.2019, что является нарушением п. 119 Правил № 354, согласно которому исполнитель вправе приостанавливать предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления.
Также в соответствии с пунктом 122 Правил № 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения
для постоянного проживания граждан.
Незаконные действия ресурсоснабжающей организации по полному отключению у гр. ФИО1 коммунальной услуги по электроснабжению в отопительный период, послужившие следствием нарушения прав и законных интересов его, а также его несовершеннолетних детей, являются нарушением со стороны общества подпункта «в» пункта 122 Правил № 354, так как действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
По информации, представленной ПАО «Ставропольэнергосбыт», числящаяся за абонентом задолженность была погашена собственником указанного жилого дома в полном объеме, в связи с чем сотрудниками ПАО «Ставропольэнергосбыт», в соответствии с пунктом 120 Правил № 354, было возобновлено предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме № 52 по ул. Набережной в с. Левокумка, Минераловодского городского округа, что подтверждается актом от 07.11.2019 года о возобновлении режима потребления электрической энергии.
Однако, в указанных действиях ресурсоснабжающей организации, выразившихся в отключении в отопительный период коммунальной услуги по электроснабжению, следствием чего явилось прекращение в жилом доме работы отопления, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, юридическим лицом ПАО «Ставропольэнергосбыт», при полном приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, т.е. при полном отключении у ФИО1 в жилом доме электричества в отопительный период, в том числе при наличии в данном жилом доме газо-электрического двухконтурного котла, используемого для нужд отопления, были нарушены пункты 119 и 122 Правил № 354.
С учетом изложенного выше, в действиях юридического лица ПАО «Ставропольэнергосбыт» должностными лицами управления по результатам проведенной проверки был усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренный ст.7.23 КоАП РФ - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
По результатам проверки должностными лицами управления был составлен акт проверки от 12.12.2019 г. № 4416-29/01, который был вручен заявителю в установленный законодательством срок, что подтверждается личной подписью представителя ресурсоснабжающей организации, исполнительного директора в строках акта проверки.
О дате составления протокола, назначенной на 13.12.2019 г., а также месте его составления, ПАО «Ставропольэнергосбыт» было уведомлено надлежащим образом 12.12.2019 г., что подтверждается штампом общества с указанием вх. № 5383 от 12.12.2019 в уведомлении от 12.12.2019 г. о составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 13.12.2019 г. № 676 Ю был составлен в отсутствие представителя ПАО «Ставропольэнергосбыт», уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени его составления.
О дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 27.12.2019, ПАО «Ставропольэнергосбыт» было уведомлено надлежащим образом 25.12.2019 г., что подтверждается уведомлением со штампом почтамта о вручении обществу 25.12.2019 г. телеграммой о назначении даты, места и времени рассмотрения дела, назначенной на 27.12.2019 г. в 10-00 час.
27.12.2019 г. заместителем начальника управления - главным государственным жилищным инспектором Ставропольского края без присутствия уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела ПАО «Ставропольэнергосбыт», было вынесено обжалуемое постановление № 203 о привлечении заявителя ПАО «Ставропольэнергосбыт» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением управления, общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается факт совершения вмененного правонарушения.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно знать о существовании установленных требованиями действующего законодательства обязанностей и требований в осуществляемой сфере деятельности, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Необоснованное освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности может привести к увеличению количества правонарушений и нарушает один из главных принципов административного права - безотвратности наказания за совершенные деяния.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований вышеупомянутых правовых норм и невозможности осуществления этого в силу объективных, не зависящих от него причин, заявитель в суд не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований вышеупомянутых правовых норм и невозможности осуществления этого в силу объективных, не зависящих от него причин, заявитель в суд не представил.
Таким образом, вина заявителя в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела.
При назначении административного наказания административным органом учтены характер совершенного заявителем административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства и назначено минимальное наказание, соразмерное допущенному нарушению.
Процессуальных нарушений статей 28.2, 29.7 КоАП РФ заинтересованным лицом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено ввиду продолжительности нарушения и отсутствия доказательств исключительности рассматриваемого случая.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (далее - Постановление №10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 Постановления № 10 предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в материалы дела, доказательства с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, административный орган, равно как и суд, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания его малозначительным, так как административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы.
Аналогичные выводы содержатся в следующих судебных актах: Постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2008 по делу №А55-3481/2008, ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2008 по делу № А13-2368/2008).
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований публичного акционерного общества «Ставропольэнергосбыт» в лице Центрального межрайонного отделения, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ОГРН <***>, ИНН <***>, об оспаривании постановления управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции от 27.12.2019 № 203 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья В.А. Аксенов