ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-23901/08 от 13.04.2009 АС Ставропольского края




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

  ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 34-16-92, факс 34-69-90,

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-23901/2008-С6-22

17 апреля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2009 года.

Решение изготовлено в полном объёме 17 апреля 2009года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Борозинец А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пьяновой М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ростелеком» (г. Санкт - Петербург, ул. Достоевского, 15) к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю о признании отказа в принятии исполнительного листа №158714 не законным и необоснованным и обязании отделение по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю принять исполнительный лист №158714 к исполнению и взыскать с Отдела внутренних дел по Советскому району Ставропольского края 4476,63 (четыре тысячи три рублей 14 копеек), расходы по уплате госпошлины; взыскать с Отделения по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю расходы по уплате государственной пошлины в пользу ОАО «Ростелеком» в размере 2000 рублей.

при участии в судебном заседании представителя заявителя по доверенности №98742 от 26.11.2008 года Проценко Р.А., представителя заинтересованного лица Долгова Н.В. по доверенности от 26.01.2009 г.

установил:

Открытое акционерное общество «Ростелеком» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю о признании отказа в принятии исполнительного листа №158714 не законным и необоснованным. Также, заявитель просит: обязать отделение по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю принять исполнительный лист №158714 к исполнению и взыскать с Отдела внутренних дел по Советскому району Ставропольского края 4003,49 (четыре тысячи три рублей 14 копеек), расходы по уплате госпошлины; взыскать с Отделения по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю расходы по уплате государственной пошлины в пользу ОАО «Ростелеком» в размере 2000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержал доводы, изложенные в заявлении. Пояснил, что управление незаконно оказало в принятии к исполнению исполнительного листа, тем самым нарушило права и законные интересы ОАО «Ростелеком» в сфере экономической деятельности, вследствие чего взыскание задолженности становиться невозможным.

Представитель заинтересованного лица полностью поддержал доводы, изложенные в отзыве. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив все представленные доказательства и доводы сторон, участвующих в деле, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела установлено, что между ОАО «Ростелеком» и Отделом внутренних дел Советского района 02 февраля 2006 г. был заключен договор № 256-Б2 на оказание услуг междугородной и международной связи, договор в соответствии с действующим законодательством был заверен печатями, из печати пользователя видно его наименование- Отдел Внутренних дел Советского района. В связи с тем, что пользователь не оплачивал услуги связи, 09.01.2008 г. ОАО «Ростелеком» обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с иском о взыскании с ОВД Советского района суммы задолженности за оказанные услуги связи и расходы по уплате госпошлины, в исковом заявлении в качестве ответчика был указан пользователь согласно договора № 256-Б2.

Решением арбитражного суда Ставропольского края от 14.05.2008 г. по делу № А63-1189/08-С1-6 иск был удовлетворен, суд решил взыскать с ОВД Советского района 4003 руб. 49 копеек основного долга и 473 руб. 14 копеек расходы по уплате госпошлины. 20.06.2008 г. был выдан исполнительный лист №158714 о взыскании с ОВД Советского района г. Зеленокумск 4003 руб. 49 копеек основного долга и 473 рублей 14 копеек расходов по уплате госпошлины, который был получен ОАО «Ростелеком» 08.08.2008 г. Исполнительный лист №158714 с приложенными документами были направлен на исполнение в Отделение по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее Отделение). 16.09.2008 г. обществом получено уведомление № 02-021\26 от 08.09.2008 г. о возвращении Отделением исполнительного документа без исполнения, в связи с несоответствием наименования должника наименованию получателя бюджетных средств, лицевой счет которому открыт в Отделении: Отдел внутренних дел по Советскому району Ставропольского края (ОВД по Советскому району), а в исполнительном листе указанно ОВД Советского района. 15.10.2008 г. в Отделение ОАО «Ростелеком» были направлены исполнительный лист № 158714 с приложенными документами с разъяснением необоснованности возврата.

В соответствии с определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.06.2007 г. № 6509/07 несоответствие наименования должника наименованию получателя бюджетных средств, лицевой счет которому открыт в отделении УФК, основанием для возврата исполнительного листа, не является, поскольку возврат исполнительного документа производиться органами Федерального казначейства при невозможности идентификации лица, указанного в исполнительном документе, и получателя средств федерального бюджета, а в указанном случае наименование должника в исполнительном листе № 158714 и наименование получателя бюджетных средств, лицевой счет которому открыт в Отделении являются тождественными.

Так 02.12.2008 г. ОАО «Ростелеком» получен исполнительный лист без исполнения с приложенным сопроводительным письмом № 02-358/194 от 24.11.2008 г., в котором указано, что Отделение повторно возвращает исполнительный лист, так как должнику, указанному в исполнительном листе — ОВД Советского района г. Зеленокумск лицевой счет, как получателю средств федерального бюджета в отделении не открыт.

Общество считая, что управление незаконно отказало в принятии к исполнению исполнительного листа, чем нарушило права и законные интересы ОАО Ростелеком» в сфере экономической деятельности обратилось в Арбитражный суд.

В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) органы Федерального казначейства исполняют требования исполнительных документов судебных органов, предъявляемых взыскателем по месту открытия лицевого счета должнику.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов исполнительный лист, судебный приказ с указанием сумм, подлежащих к взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с требованиями статьи 242.1 Кодекса, к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Согласно пункта 2 статьи 242.1 Кодекса одним из оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является непредставление какого-либо документа, указанного. Уведомлением о возвращении исполнительного документа от 08 сентября 2008 г. №02-021/26 Отделение по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее - Отделение) возвратило без исполнения исполнительный лист №158714, выданный Арбитражным судом Ставропольского края по делу А63-1189/08-С1-6 исполнительный документ, исполнительный лист) по следующим основаниям: наименование должника не соответствовало наименованию получателя бюджетных средств, лицевой счет которому открыт в Отделении; Светокопия нотариально заверенной доверенности не заверена надлежащим образом.

В соответствии с нормами статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его  руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Вместе с тем, к исполнительному листу, направленному на исполнение ОАО «Ростелеком» (далее - Общество) была приложена светокопия нотариально заверенной доверенности, не заверенная ни кем, и Общество в своем заявлении в Арбитражный суд Ставропольского края данный факт не отрицает.

Следовательно, Отделение обоснованно возвратило исполнительный документ по пункту 3 статьи 242.1 Кодекса, в связи с непредставлением Обществом документов, перечисленных в пункте 1 статьи 242.1 Кодекса, а именно надлежащим образом заверенную доверенность, удостоверяющую полномочия представителя взыскателя.

Довод управления о том, что возврат исполнительного документа по основаниям отсутствия в Отделении лицевого получателя средств, указанного в исполнительном документе (несоответствие наименования должника) правомерен.

В соответствии с нормами статьи 242.3 Кодекса, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными выше, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 4 июля 2005 г. № 83н «Об утверждении Порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета» (далее - Порядок) - сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (СРРПБС) (далее - Сводный реестр распорядителей и получателей), структурированный перечень, включающий сведения обо всех главных распорядителях, распорядителях, получателях и подразделениях, осуществляющих исполнительное производство.

Сводный реестр распорядителей и получателей ведется Федеральным казначейством в целях централизованного учета главных распорядителей, распорядителей, получателей и подразделений, осуществляющих исполнительное производство, и создания информационной базы для обеспечения кассового исполнения федерального бюджета.

Сводный реестр распорядителей и получателей предназначен для использования Федеральным казначейством и его территориальными органами, главными распорядителями, распорядителями и Министерством финансов Российской Федерации при обеспечении кассового исполнения федерального бюджета.

Сводный реестр распорядителей и получателей содержит следующие реквизиты главных распорядителей, распорядителей, получателей и подразделений, осуществляющих исполнительное производство код по СРРПБС, полное наименование, краткое наименование, а при отсутствии в учредительных документах главных распорядителей, распорядителей, получателей и подразделений, осуществляющих исполнительное производство, краткого наименования в реквизите «краткое наименование» указывается полное наименование главных распорядителей, распорядителей, получателей и
 подразделений, осуществляющих исполнительное производство, код административной подчиненности, код главного распорядителя, в ведении которого находятся распорядители, получатели и подразделения, осуществляющие исполнительное производство, по перечню прямых получателей средств федерального бюджета.

Для распорядителей и получателей, не находящихся в ведении главных распорядителей, код административной подчиненности принимается равным 000 (три нуля), код формы собственности по Общероссийскому классификатору форм собственности, код организационно-правовой формы по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм; коды территориальных органов Федерального казначейства в
 соответствии с Ведомственным классификатором территориальных органов
 федерального казначейства, в которых открыты соответствующие лицевые
 счета главным распорядителям, распорядителям, получателям подразделениям, осуществляющим исполнительное производство, и иным получателям средств федерального бюджета (далее - иной получатель); степень секретности;

Реквизиты главных распорядителей, распорядителей и получателей, указанные в подпунктах 2, 3, 5 и 6 пункта 2.1 настоящего Порядка, в Сводном реестре распорядителей и получателей должны соответствовать учредительным документам и документам о государственной регистрации соответствующих главных распорядителей, распорядителей и получателей.

Отделение Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации для обеспечения кассового исполнения федерального бюджета использует часть Сводного реестра распорядителей и получателей, которая содержит сведения о распорядителях, получателях и подразделениях, осуществляющих исполнительное производство, которым в данном отделении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации открыты соответствующие лицевые счета; главных распорядителях, распорядителях и получателях, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства других субъектов Российской Федерации и являющихся вышестоящими по отношению к распорядителям, получателям и подразделениям, осуществляющим исполнительное производство, которым в данном отделении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации открыты соответствующие лицевые счета; распорядителях, получателях и подразделениях, осуществляющих исполнительное производство, соответствующие лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства других субъектов Российской Федерации и являющихся нижестоящими по отношению к главным распорядителям, распорядителям и получателям, которым в данном отделении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации открыты лицевые счета.

Согласно части Сводного реестра распорядителей и получателей, используемой Отделением, с 22 июня 2007 года открыт лицевой счет полное наименование которого - Отдел Внутренних дел по Советскому району Ставропольского Края; сокращенное - ОВД по Советскому району.

Согласно решению Арбитражного суда Ставропольского края от 14 мая 2008 года дело №А63-1189/08-С1-6, на основании которого выдан исполнительный лист, предъявлявшийся на исполнение в Отделение, спор между Обществом и ОВД Советского района возник из-за неисполнения договора на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи №256-Б2 от 02.02.2006 г. (далее - договор) между указанными сторонами. При этом, задолженность по договору сложилась по состоянию на апрель-октябрь 2007 года.

Согласно заявления о переоформлении лицевого счета № 0318844231 от 22 июня 2007 года поданного в соответствии с требованиями Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 142н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета», ОВД Советского района было реорганизовано в Отдел внутренних дел по Советскому району Ставропольского края.

На основании приказа ГУВД по Ставропольскому краю от 01 февраля 2007 года №83 юридическое лицо - ОВД Советского района прекратило свое существование с 01 февраля 2007 года.

Вместе с тем, учитывая, что материальные отношения сторон, возникшие на основании договора, существовали еще с 2006 года, Общество не утратило своего права обратиться в Арбитражный суд Ставропольского края выдавший исполнительный документ, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о замене лица на правоприемника и выдачи нового исполнительного листа.

В соответствии с указанной статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица,  уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

При этом пункт 2 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации четко определяет, что при правопреемстве должен быть судебный акт, которым произведена замена стороны ее правопреемником, может быть обжалован.

А уже для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник  заменил.

Учитывая, что с 01 февраля 2007 года (а по данным учета Отделения с 22 июня 2008 года), т.е. на момент предъявления исполнительного документа к исполнению, должник - юридическое лицо прекратил свое существование, Отделение не имело никакого юридического права требовать исполнения по состоявшемуся решению суда от другого юридического лица,   имеющего похожее наименование.

Кроме того, положения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются специальной нормой по отношению к правоотношениям, связанным с правопреемством в арбитражном процессе.

Согласно статьи 48, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никто кроме суда, рассматривающего спор не имеет законного права определить правопреемника в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация  юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах), при этом арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.

Что касается возврата документов на основании письма Отделения от 24.11.2008 года №02-358/194.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (далее - Порядок).

Порядок устанавливает требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (далее - административные регламенты).

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Административные регламенты разрабатываются с учетом положений федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность административных процедур, административных действий и (или) принятия решений и иных требований к порядку исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).

Административные регламенты, разработанные федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, а также государственными внебюджетными фондами, координацию деятельности которых осуществляет федеральное министерство, утверждаются в установленном порядке федеральным министром по представлению руководителей соответствующих федеральных служб, федеральных агентств и государственных внебюджетных фондов.

Федеральные органы исполнительной власти не вправе устанавливать в административных регламентах полномочия федеральных органов исполнительной власти, не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность и условия введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Административные регламенты представляются федеральными органами исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Приказом Минфина России от 22 сентября 2008 г. № 99н утвержден Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (прилагается).

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента Орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника.

При этом, пункт 14 Административного регламента устанавливает, что в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и в течение пяти рабочих дней направляет взыскателю заказным письмом исполнительный документ со всеми поступившими приложениями (за исключением заявления взыскателя) и с сопроводительным письмом, в котором указывается на отсутствие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства (или передает лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма, с указанием даты получения).

На основании изложенного, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями48, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований о признании отказа в принятии исполнительного листа №158714 незаконным и необоснованным и обязании заявителя принять исполнительный лист №158714 к исполнению и взыскании с Отдела внутренних дел по Советскому району Ставропольского края 4476,63 (четыре тысячи три рублей 14 копеек) и расходов по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья Борозинец А.М.