ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-412/2022 от 26.09.2022 АС Ставропольского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь                                                                                           Дело № А63-412/2022

14 октября 2022 года                                                   

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2022 года

                  Решение изготовлено в полном объеме  14 октября  2022 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Жирновой С.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривоноговой Е.Ю., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Арнест»,  г. Невинномысск, ОГРН 1022603621798, к Северо-Кавказской электронной таможне, г. Минеральные Воды, ОГРН 1182651012653,

о признании незаконным и отмене постановления № 10805000-597/2021 от 28.12.2021,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Арнест» (далее – общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Северо-Кавказской электронной таможне (далее – таможня) о признании незаконным и отмене полностью постановления № 10805000-4/2022 от 27.01.2022 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

Определением суда от 20.01.2022 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определениями от 18.03.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания (статья 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), не явились, ходатайства об отложении или проведении судебного заседания в их отсутствие суду не представили.

В силу части 3 статьи 205 АПК РФ арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

На основании изложенного суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заявителя и заинтересованного лица по имеющимся письменным доказательствам.

В обоснование заявленных требований общество указало, что постановлением таможни № 10805000-4/2022 от 27.01.2022 оно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

 С названным постановлением заявитель не согласен, поскольку выводы таможни, изложенные в нем, основаны на неверном толковании действующего законодательства Российской Федерации.

Требования ТР ТС 005/2011 к ввезенному обществом товару применяться не могут по двум критериям, соблюдение которых необходимо, для возможности применения ТР ТС 005/2011: 1) товар, ввезенный обществом, не является готовой продукцией; 2) товар не ввозился в целях распространения на территории России.

В отношении спорного товара требования ТР ТС 005/2011 применяться не могут вне зависимости от того обстоятельства, распространяется ли конечная продукция на территории РФ или за ее пределами. Также заявитель считает, что на товар, изготавливаемый АО «Арнест», в том числе из спорных комплектующих, у общества декларации имеются соответствия.

АО «Арнест» просило удовлетворить заявленные требования.

Северо-Кавказская электронная таможня возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо просило отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что отделом торговых ограничений, экспортного контроля и защиты прав интеллектуальной собственности на основании ст. 310, 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и статей 225, 239 Федерального закона от 03,08. 2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении АО «Арнест», после выпуска товара проведена проверка документов и сведений, в отношении товара, заявленного в деклараций на товары (далее - ДТ) № 10805010/090120/0000553. Направление проверки: соблюдение запретов и ограничений.

Проверка проведена с использованием сведений из декларации на товары № 10805010/090120/0000553 (далее - ДТ) с прилагаемым комплектом документов, письма (ответа) АО «Арнест» от 14.10.2021 № 3217, письма (разъяснения) Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.10.2021 № 89372/10, письма (разъяснения) Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии от 25.10.2021 № 16-2419, письма УТОВЭК ФТС России от 27.08.2021 № 14-88/51202 «Об отнесении товара к объектам технического регулирования».

По результатам проверки таможня усмотрела в действиях общества состав и событие административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, о чем возбуждено дело об административном правонарушении.

13 декабря 2021 года главный государственный таможенный инспектор Табурца Б.Г. составил в отношении общества (при участии представителя Солнцева А.А. по доверенности от 25.12.2020) протокол об административном правонарушении № 10805000-597/2021 по статье 16.3 КоАП РФ.

Определением от 15.12.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначалось на 28.12.2021 в 13:00, которое было направлено заявителю и вручено ему 22.12.2021 (сопроводительное письмо от 16.12.2021 № 19-23/11246, отчет об отправке, уведомление о вручении). Также заявителю направлялась телеграмма от 15.12.2021 № Т-11190, которая вручена 17.12.2021 делопроизводителю Цукановой.

Постановлением таможни № 10805000-597/2021 от 28.12.2021 АО «Арнест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В части 7 названной статьи АПК РФ указано, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьей 16.3 КоАП РФ определена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

Субъективная сторона характеризуется виной.

С 01.01.2018 содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны определены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

Под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Статьей 7 ТК ЕАЭС установлено, что перемещение товаров через таможенную границу  ЕАЭС осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено названным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 названного Кодекса или определенных статьями 114 - 117 названного Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 135 ТК ЕАЭС  условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются: 1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом; 2) уплата специальных, антиделшинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом; 3) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; 4) соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения, (пункт 1 статьи 6 Закона № 184-ФЗ).

В статье 20 Закона № 184-ФЗ установлено, что к документам, подтверждающим соответствие продукции техническим регламентам, стандартам, относятся декларация о соответствии и сертификат соответствия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона № 184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 названного Федерального закона.

Исходя из вышеизложенных правовых норм, выпуск товара должен быть осуществлен на основании разрешительного документа, подтверждающего запреты и ограничения, сведения о котором заявляются таможенному органу декларантом одновременно с подачей таможенной декларации; соблюдение (несоблюдение) мер технического регулирования напрямую связано с действиями таможенного органа по выпуску товара.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названного Кодексом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, отделом торговых ограничений, экспортного контроля и защиты прав интеллектуальной собственности на основании ст. 310, 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и статей 225, 239 Федерального закона от 03,08. 2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении АО «Арнест», после выпуска товара проведена проверка документов и сведений, в отношении товара, заявленного в деклараций на товары (далее - ДТ) № 10805010/090120/0000553. Направление проверки: соблюдение запретов и ограничений.

Проверка проведена с использованием сведений из декларации на товары № 10805010/090120/0000553 (далее - ДТ) с прилагаемым комплектом документов, письма (ответа) АО «Арнест» от 14.10.2021 № 3217, письма (разъяснения) Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.10.2021 № 89372/10, письма (разъяснения) Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии от 25.10.2021 № 16-2419, письма УТОВЭК ФТС России от 27.08.2021 № 14-88/51202 «Об отнесении товара к объектам технического регулирования».

По результатам проверки установлено следующее: 09.01.2020 декларантом АО «Арнест» в соответствии с требованиями статей 104, 105, 106, 134 ТК ЕАЭС на Северо-Кавказский таможенный пост (ЦЭД) Северо-Кавказской электронной таможни с применением электронной формы таможенного декларирования подана ДТ № 10805010/090120/0000553 в целях помещения товаров, ввезенных из Ирландии, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В отношении указанного товара в ДТ указаны следующие сведения: товар № 1 - изделие укупорочное из пластика для роликовых дезодорантов, состоящее из полиэтиленовой оправки и вставляемого в нее полипропиленового шарика диаметром 41.5 мм, компоненты используются совместно для укупорки жидких роликовых дезодорантов, используются при производстве роликовых дезодорантов

1.Фитмент с шариком, производитель: WEENER PLASTICS LTD. товарный знак: отсутствует, марка: отсутствует, артикул: 403703/23541-90099-00, модель: FITM. 28.9 М. ВЕТТ. NAT 23541-90099-00, количество: 673200 шт.

Код товара согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ~ ТН ВЭД ЕАЭС) 3923 50 900 0, вес нетто - 4356 кг, вес брутто - 5115 кг, таможенная стоимость 1 784 946.69 руб., страна происхождения - Ирландия.

09 января  2020 года Северо-Кавказским таможенным постом (ЦЭД) принято решение о выпуске указанных товаров, продекларированных по ДТ № 10805010/090120/0000553.

При этом в графе 44 ДТ в отношении товара № 1 сведения о разрешительном документе, подтверждающем соответствие указанного товара требованиям ТР ТС 005/2011, декларантом не заявлялись.

В связи с этим 17.09.2021 № 14-25/08214 таможней направлен запрос АО «Арнест» о предоставлении ДС, подтверждающей соответствие товара № 1 требованиям ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».

14 октября 2021 года АО «Арнест» в таможню представлен ответ от 14.10.2021 № 3217, согласно которому декларант выражает свое несогласие в необходимости представлять ДС требованиям ТР ТС 005/2011 на указанный товар. В ответе также указанно, что дальнейшее помещение комплектующих товаров (изделий) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без представления на них ДС требованиям ТР ТС 005/2011, по мнению декларанта, является правомерным.

Также в ответе АО «Арнест» указано, что товары ввозятся в качестве комплектующих товаров (изделий), применяемых как составная часть к готовой продукции (роликовые    дезодоранты/товары  бытовой   химии),  которая выпускается АО «Арнест» с завода, расположенного по адресу: Россия, Ставропольский край, г, Невинномысск, ул. Комбинатская, 6. На эту готовую продукцию АО «Арнест» имеет декларацию о соответствии, подтверждающую соответствие продукции требованиям ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической.продукции».

Согласно ответу АО «Арнест» документами, подтверждающими область применения и цель ввоза товаров в качестве комплектующих изделий для производства готовой продукции, являются ДТ, в графе 31 которых «сведения о целевом использовании товаров» декларантом указана цель использования товаров - «используются при производстве роликовых дезодорантов/товаров бытовой химии»; приложение к ДТ в электронном виде карты комплектации, в которых ввозимый товар указан в качестве составных частей готовых изделий, а также декларации о соответствии готовых изделий требованиям ТР ТС 009/2011.

Таким образом, в своем ответе АО «Арнест» ссылается на пункт 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294 (далее -Положение о порядке ввоза), согласно которому документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, выпускаемой в обращение на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления,

Из обращения АО «Арнест» от 19.10.2021 № 3276 «О взаимоотношениях с таможенными органами», направленного полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Ю.Я. Чайка, следует, что с 2017 года экспорт аэрозольной продукции увеличился в 3 раза, в 2021 году объем экспорта превысил 35% от общего объема продаж. Предприятие поставляет готовую продукцию в более чем 40 стран мира.

Также АО «Арнест» сообщило, что ввозимые комплектующие изделия используются преимущественно для выпуска продукции, производимой в рамках контрактного производства для российских и международных заказчиков.

В рамках проведения аналитической работы таможней направлены запросы в Минпромторг России от 27,09.2021 № 19-20/08475, от 06.10.2021 Щ 19-20/08875, который в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования.

Департаментом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации письмом от 15.10.2021 № 89372/10, в части отнесения указанной в обращении таможни продукции к объектам технического регулирования ТР ТС 005/2011» отмечено, что область применения ТР ТС 005/2011 установлена ст. 1 и распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, незавиеимо от страны происхождения. Перечень упаковки и укупорочных средств, на которые распространяется действие указанного технического регламента, приведен в приложении 5 к ТР ТС 005/2011.

Процедурой отнесения упаковки (укупорочных средств) к области применения настоящего технического регламента и установления фактических характеристик упаковки (укупорочных средств) данным, содержащимся в технической документации (в том числе в сопроводительных документах) к ней, является идентификация.

Согласно положениям ст. 7 ТР ТС 005/2011 перед выпуском в обращение на таможенной территории Таможенного союза упаковка (укупорочные средства) должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента, Подтверждение соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям настоящего технического регламента носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования соответствия.

Идентификация упаковки (укупорочных средств) при декларировании ее соответствия требованиям настоящего технического регламента проводит изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер.

Таким образом, согласно ответу Минпромторга, в случае удовлетворения вышеуказанным идентификационным требованиям упомянутая в обращении продукция будет являться объектом технического регулирования ТР ТС 005/2011.

Согласно поступившего в Северо-Кавказскую электронную таможню ответа Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (далее - УТОВЭК ФТС России) от 27.08.2021 № 14-88/51202 «Об отнесении товаров к объектам технического регулирования», по мнению УТОВЭК ФТС России, под комплектующими понимаются детали, составляющие полный комплект для создания (сборки, производства) какого-либо сложного объекта (изделия) без цели их распространения на таможенной территории БАЭС в ходе коммерческой деятельности.

В рамках проводимой таможней аналитической работы в целях получения разъяснения по вопросу законодательно закрепленного определения «комплектующие товары», которым необходимо руководствоваться при применении норм Положения о порядке ввоза, таможней направлен запрос в Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии от 27.09.2021 № 19-20/08476.

Согласно полученному ответу Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии от 25.10.2021 № 16-2419 при помещении ввозимой (ввезенной) продукции под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, свободного клада Положением предусмотрен ряд исключительных случаев, в которых подтверждение соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции не требуется. В частности, такое исключение действует в отношении продукции, ввозимой в качестве товаров либо сырья (материалов) к продукции, выпускаемой в обращение на территории государства - члена Союза, на которой осуществляется их помещение под одну из указанных таможенных процедур.

При этом следует отметить, что правом Союза в сфере технического регулирования не предусмотрено норм, указывающих на то, что в отношении продукции, для которой в соответствии с Положением при ввозе на таможенную территорию Союза не требуется подтверждение соблюдения мер технического регулирования, при ее дальнейшем распространении на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе, не применяются требования технических регламентов Союза, в том числе в части оценки соответствия.

В этой связи Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии обратил внимание, что в соответствии с пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до ее выпуска в обращение (то есть, до ее ввоза).

Таким образом, в случае если необходимость оценки соответствия комплектующих товаров либо сырья (материалов) установлена непосредственно положениями технических регламентов Союза, такие комплектующие товары либо сырье (материалы) могут выпускаться в обращение на территории государств - членов, в том числе ввозится на территорию государств - членов, только при условии проведения такой оценки, даже если нормами Положения необходимость подтверждения соблюдения мер технического регулирования при ввозе такой продукции не предусмотрена.

Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769 утвержден ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», применение которого согласно части 1 статьи 1 ТР ТС 005/2011 распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.

Пунктом 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору) (далее - Протокол) понятие «выпуск продукции в обращение» определено как поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. Согласно пункту 2 статьи 53 Договора продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническими регламентами Союза (техническими регламентами Союза),

Аналогичное требование установлено пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 005/2011 для продукции, являющейся объектом его регулирования.

Согласно статьи 2 ТР ТС 005/2011 упаковка - изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции; укупорочное средство - изделие, предназначенное для укупоривания упаковки и сохранения ее содержимого.

Согласно части 6 статьи 1 ТР ТС 005/2011 настоящий технический регламент не распространяется на упаковку (укупорочные средства) для медицинских изделий, лекарственных средств, фармацевтической продукции, табачных изделий и опасных грузов, а также на грузовые контейнеры и поддоны для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом.

Товар № 1 продекларированный в ДТ № 10805010/090120/0000553, не соотносятся с товарами, указанными в п. 6 ст. 1 ТР ТС 005/2011, на которые действие ТР ТС 005/2011 не распространяются.

Ввозимые товары помещаются декларантом АО «Арнест» под условия таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, определение которой дано в статье 134 ТК ЕАЭС, согласно которой иностранные товары приобретают статус товаров Союза, находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 3 ТР ТС 005/2011 упаковка (укупорочные средства) выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки: (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяются на упаковку (укупорочные средства).

Согласно документам, приложенным к ДТ № 10805010/090120/0000553, ввозимые товары являются готовой продукцией, так как в отношении них изготовителем произведен полный производственный цикл, товар отчуждается в готовом и законченном виде.

Также из анализа содержания пункта 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294, следует, что документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при noi товаров) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, выпускаемой в обращение на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Вместе с тем законодательно закрепленное понятие «комплектующих товаров» отсутствует.

Однако Положением о порядке ввоза установлено, что товары признаются комплектующими при условии, что они предназначены для производства продукции, выпускаемой в обращение на территории государства-члена, на которой осуществляется их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в данном случае на территории Российской Федерации.

Вместе с тем согласно информации, указанной в обращении АО «Арнест» от 19,10.2021 № 3276 «О взаимоотношениях с таможенными органами» по вопросу таможенного оформления комплектующих, используемых при производстве конечной продукции, с 2017 года экспорт аэрозольной продукции увеличился в 3 раза, в 2021 году объем экспорта превысил 35% от общего объема продаж. Предприятие поставляет готовую продукцию в более чем 40 стран мира.

Согласно информации о таможенном декларировании АО «Арнест» роликовых дезодорантов-антиперспиранты (код ТН ВЭД ЕАЭС 3307 20 000 0), вывезенных с таможенной территории ЕАЭС с октября 2018 года по октябрь 2021 года, следует, что декларантом к таможенному декларированию представлено 10 ДТ с целью помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (10805010/200220/0010804 (тов. 2), 10805010/150420/0022102 (тов. 1), 10805010/300420/0025206 (тов, 1), 10805010/250520/0030518 (тов. 1), 10805010/280520/0031393 (тов. 1), 10805010/290421/0012340 (тов. 1), 10805010/300421/0012397 (тов. 1), 10805010/030821/0021105 (тов. 1), 10805010/040821/0021129 (тов. 1), 10805010/011021/0027090 (тов. 1)). В отношении 8 товарных партий таможенным органом приняты решения о выпуске товаров (10805010/200220/0010804 (тов. 2), 10805010/150420/0022102 (тов. 1), 10805010/300420/0025206 (тов. 1), 10805010/250520/0030518 (тов. 1), 10805010/280520/0031393 (тов. 1), 10805010/300421/0012397 (тов. 1), 10805010/040821/0021129 (тов. 1), 10805010/011021/0027090 (тов. 1)). Вывоз товаров произведен в Бельгию, Объединенные Арабские Эмираты, Украину.

Следовательно, товары, ввозимые АО «Арнест», не являются комплектующими по следующим основаниям.

Ввозимые упаковка и укупорочные средства, используются декларантом при производстве роликовых дезодорантов-антиперспирантов, которые впоследствии в том числе вывозятся с таможенной территории ЕАЭС в рамках исполнения международных контрактов, что подтверждается данными Единой автоматизированной системы таможенных органов Российской Федерации, а также самим декларантом, что не соответствует требованиям, предъявляемым к «комплектующим товарам», установленном пунктом 4 Положения о порядке ввоза.

В соответствии с Перечнем продукции, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.03.2013 № 47, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», следует, что товар № 1, является объектом обязательного подтверждения соответствия, так как по наименованию и коду ТН ВЭД ЕАЭС попадают в позицию: «11.Полимерные укупорочные средства (пробки, колпачки, крышки, дозаторы-ограничители, рассекатели, прокладки уплотнительные, клапаны), для укупоривания пищевой и парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и лакокрасочных материалов из товарной позиции 3923 50.

Согласно примечанию к Перечню для целей применения настоящего Перечня необходимо пользоваться как наименованием продукции, так и кодом ТНВЭДТС.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу и (или) помещение их под таможенные процедуры осуществляется с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.

Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769 утвержден ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», применение которого распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.

Согласно ст. 2 ТР ТС 005/2011 упаковка - изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции; укупорочное средство - изделие, предназначенное для укупоривания упаковки и сохранения ее содержимого.

Согласно ст. 1 ТР ТС 005/2011 настоящий технический регламент не распространяется на упаковку (укупорочные средства) для медицинских изделий, лекарственных средств, фармацевтической продукции, табачных изделий и опасных грузов, а также на грузовые контейнеры и поддоны для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом,

Таким образом, товар № 1 задекларированный по ДТ № 10805010/090120/0000553, является объектом технического регулирования ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», с учетом присвоенных кодов ТН ВЭД ЕАЭС 3923 30 109 0, 3923 50 900 0, и наименования товаров заявленных в гр. 31 ДТ, которое подтверждено технической документацией, и ответом АО «Арнест» от 14.10.2021 № 3215.

Указанные товары являются готовой продукцией, так как в отношении них изготовителем произведен полный производственный цикл, товар отчуждается и поставляется в готовом и законченном виде.

Также указанные товары не отвечают требованиям, предъявляемым пунктом 4 Положения о порядке ввоза к «комплектующим товарам», так как применяются при производстве роликовых дезодорантов-антиперспирантов, в том числе экспортируемых с таможенной территории ЕАЭС, что подтверждается данными Единой автоматизированной системы таможенных органов, а также самим декларантом,

Кроме этого товар № 1 задекларированный по ДТ № 10805010/090120/0000553 не соотносятся с товарами, на которые действие ТР ТС 005/2011 не распространяются, указанные в п. 6 ст. 1 ТР ТС 005/201.1.

На основании изложенного, АО «Арнест» не были соблюдены установленные меры технического регулирования, а именно в ДТ № 10805010/090120/0000553 декларантом не заявлены (не представлены) сведения о разрешительном документе, подтверждающие соответствие товара № 1 требованиям ТР ТС 005/2011 на момент подачи ДТ № 10805010/090120/0000553.

В связи с этим, в его действиях усматриваются признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением декларантами запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные процедуры.

Датой совершения данного административного правонарушения является 09.01.2020, местом совершения данного административного правонарушения - Северо-Кавказский таможенный пост (центр электронного декларирования) по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, г. Минеральные Воды, ул. Советская, д. 150.

АО «Арнест» не были выполнены требования таможенного законодательства ЕАЭС. Общество не исполнило обязанность по соблюдению запретов и ограничений, распространяющихся на ввозимый товар.

Своим действием АО «Арнест» 09.01.2020 совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в РФ, а именно в непредставлении 09.01.2020 разрешительных документов, подтверждающих соответствие товара «флаконы из цветного стекла...» требованиям ТР ТС 005/2011, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.  

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и  норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер по недопущению нарушений, вина общества является доказанной.

В силу требований статьи 1.5 КоАП РФ административным органом исследованы вопросы наличия вины, что нашло отражение в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания.

Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности и каких-либо процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении таможенным органом допущено не было.

При назначении административного наказания таможенным органом был учтен характер совершенного административного правонарушения и назначено наказание в пределах предусмотренной санкции статьи.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоя­тельств по делу не установлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не имеется.

Арбитражный суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, не усматривает оснований для освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, а также оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Заинтересованным лицом при рассмотрении административного дела учтены все существенные обстоятельства и назначено наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи 16.3 КоАП РФ.

Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего таможенного законодательства, а также свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по недопущению вышеуказанного нарушения, заявителем не представлены и судом не установлены.

В материалы дела обществом также не представлены какие-либо документы, подтверждающие неудовлетворительное имущественное и финансовое положение, а также наличие иных исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения.

Более того, из диспозиции части 3 статьи 3.4 КоАП РФ следует, что замена административного наказания в виде административного штрафа субъектам малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП России является правом лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, а не обязанностью.

Общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок предоставления в таможенный орган разрешительных документов, подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования при вывозе товара в декларации на товары, но не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, которое оно должно было и могло предпринять.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества признаков правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.  

Назначенное обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере 50 000 рублей в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Вменяемое обществу правонарушение заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судом установлено, что основания для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для замены назначенного обществу административного наказания в виде штрафа предупреждением.

Из части 3 статьи 211 АПК РФ следует, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя

Доводы лиц, участвующих в деле, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на правильность изложенных в нем выводов.

Уплата государственной пошлины по делам об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (часть 5 статья 30.2 КоАП РФ) не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований акционерного общества «Арнест»,  г. Невинномысск, ОГРН 1022603621798, отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края  в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                             С.Л. Жирнова