ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-4145/2018 от 14.05.2018 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-4145/2018

24 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 мая 2018 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Галушки В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилихиной Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Георгиевского межрайонного прокурора, г. Георгиевск,

к индивидуальному предпринимателю Ким Елене Робертовне, г. Георгиевск, ОГРН 313265102800066, ИНН 470418380610,

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участиипредставителя заявителя – Беланова В.В. согласно удостоверению,

УСТАНОВИЛ:

Георгиевский межрайонный прокурор обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ким Елену Робертовну (далее-предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).

Заявление мотивировано наличием в действиях общества признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился.

Суд в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) считает возможным рассмотреть данный спор в отсутствие заинтересованного лица в деле по имеющимся доказательствам.

Согласно части 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Административный материал представлен в полном объеме, представленных документов достаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования не подле­жащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Георгиевской межрайонной прокуратурой (далее-прокуратура) во исполнение задания прокуратуры Ставропольского края совместно с экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в городе Георгиевске и Георгиевском районе и представителем министерства образования Ставропольского края Кисловой Е.Ю. в период с 09.02.2018 по 25.02.2018 проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в связи с несчастным случаем во время тренировки в частном спортивном клубе предпринимателя в г. Георгиевске, ул. Гагарина, 60.

Ким Е.Р. является индивидуальным предпринимателем, ОГРНИП 313265102800066, ИНН 470418380610, зарегистрирована в ЕГРИП 28.01.2013 и осуществляет деятельность в области спорта и образование области спорта и отдыха.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Закон № 273-ФЗ» деятельность по реализации образовательных программ не подлежит лицензированию, если индивидуальный предприниматель осуществляет ее непосредственно.

В ходе проведения проверки прокуратурой было установлено, что предприниматель, осуществляет свою деятельность с привлечением Тен А.Г для проведения спортивных занятий.

Следовательно, деятельность по реализации образовательной программы по виду спорта тхэквондо для спортивно-оздоровительных групп детей 6-8 лет, подлежит лицензированию.

Кроме того, предприниматель не имеет право осуществлять деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.

Таким образом, в действиях предпринимателя содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в связи с чем прокуратурой 05.03.2018 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Далее в порядке, предусмотренном абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, прокуратура направила в арбитражный суд первой инстанции материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно части 1, 2 статьи 91 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии со статьями 4, 5 Закона № 273-ФЗ отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В соответствии со статьей 12 Закона № 273-ФЗ в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К дополнительным образовательным программам относятся, дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Статьей 21 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая обучение- это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Действующий Закон № 273-ФЗ предусматривает аккредитацию не самой организации, а реализуемой ею образовательной деятельности.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Согласно части 3 статьи 32 Закона № 273-ФЗ индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.

В соответствии со статьей 75 Закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Статьей 84 Закона № 273-ФЗ установлено, что реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта. В области физической культуры и спорта реализуются, в том числе дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта. Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы); дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

В соответствии с пунктом 20 Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» реализация дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется: в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (далее - спортивные школы); в иных организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности (далее - иные организации дополнительного образования); в общеобразовательных организациях при организации внеурочной деятельности обучающихся физической культурой и спортом, в том числе в рамках школьного спортивного клуба; в дошкольных образовательных организациях при организации ими дополнительных занятий физической культурной и спортом и (или) реализации ими программ физического воспитания.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как видно из материалов дела предприниматель в целях реализации своей деятельности используя, арендуемое помещение ее супругом Тен А.Г., и оборудовав его под спортивный зал (укладка на полу спортивных матов), осуществляет спортивную подготовку несовершеннолетних детей по виду спорта тхэквондо, при этом реализует программу спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо, разработанную на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо (далее - федеральный стандарт), утверждённого приказом Министерства спорта Российской Федерации от 18 февраля 2013 года № 62.

Из объяснений предпринимателя, данных ею следователю следственного отдела по г. Георгиевску СУ СК РФ по СК, следует, что с 2013 года она осуществляет тренерскую деятельность по тхэквондо, в тренировках с детьми ей оказывает помощь супруг Тен А.Г., которому она иногда поручает начинать проводить тренировки в ее отсутствие.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Закона № 273-ФЗ деятельность по реализации образовательных программ не подлежит лицензированию, если индивидуальный предприниматель осуществляет ее непосредственно.

Вместе с тем, предприниматель осуществляет ее с привлечением Тен А.Г., следовательно, деятельность по реализации образовательной программы по виду спорта тхэквондо для спортивно-оздоровительных групп детей 6-8 лет, подлежит лицензированию.

Довод предпринимателя относительно того, что Тен А.Г. не состоит с Ким Е.Р. в трудовых отношениях не может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

Требования о наличии лицензии не распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Вместе с тем, исходя из материалов дела следует, что 26.01.2018 занятия с 18 часов 00 минут по 20 часов проводил Тен А.Г. привлечение последнего к тренировкам также не оспаривается предпринимателем в отзыве.

Факт привлечения предпринимателем указанного лица на постоянной основе к проведению занятий индивидуальным подтверждается материалами дела и не оспаривается заинтересованным лицом.

Доводы предпринимателя, о том, что Тен А.Г. является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно осуществляет свою предпринимательскую деятельность, не имеет правового значения для рассматриваемого спора.

Таким образом, предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации программы спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо с привлечением третьих лиц без наличия лицензии.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав вопрос вины, суд приходит к выводу о том, что вина предпринимателя подтверждена материалами дела.

Предприниматель обязан соблюдать требования законодательства, однако не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению, доказательств иного суду не предоставлено.

Обстоятельств, исключающих вину заинтересованного лица, а также отягчающих или смягчающих его ответственность, судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Процессуальных нарушений при составлении протокола по делу об административном правонарушении, препятствующих привлечению к административной ответственности, судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявлениеГеоргиевского межрайонного прокурора Ставропольского края, г. Георгиевск, удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Ким Елену Робертовну, г. Георгиевск, ОГРН 313265102800066, ИНН 470418380610, 29.04.1987 года рождения, место рождения: Узбекистан, Ташкентская область, г. Ахангаран, проживающую по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Калинина, д. 131, кв. 32, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 28.01.2013 серия 26 № 004000570, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа:

УФК по Ставропольскому краю (прокуратура Ставропольского края),
ИНН получателя 2634003774, КПП 263601001, счет получателя 40101810300000010005 в ГРКЦ ГУ банка России по СК, БИК 040702001, ОКТМО 07701000,
КБК 41511690010016000140 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Доказательства об уплате штрафа направить в суд любым доступным способом, со ссылкой на судью и номер дела. Сведения об уплате штрафа должны быть предоставлены в суд до истечения указанного срока.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья В.В. Галушка