ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-6172/20 от 27.07.2020 АС Ставропольского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

М О Т И В И Р О В А Н Н О Е

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                  Дело № А63-6172/2020

   Резолютивная часть решения вынесена 27 июля 2020 года.

   Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2020 года.

            Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Быкодоровой Л.В., рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства дело по заявлению  

индивидуального предпринимателя ФИО1,

к Минераловодской таможне

о признании незаконным и отмене постановления от 07.04.2020 №10802000-150/2020,   

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1,  (далее – предприниматель, заявитель), обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Минераловодской таможне о признании незаконными и отмене постановлений от 07.04.2020 по делам об административных правонарушениях № 10802000-150/2020, 10802000-151/2020, 10802000- 152/2020, 10802000-153/2020, 10802000-154/2020, 10802000-155/2020, 10802000-156/2020, 10802000-157/2020, 10802000-158/2020, 10802000-159/2020, 10802000-160/2020, 10802000-161/2020.

Определением от 03 июля 2020 года суд выделил заявление ИП ФИО1 к Минераловодской таможне о  признании незаконным и отмене постановления от 07.04.2020 №10802000-150/2020 в отдельное производство.

Решением суда от 27.07.2020, оформленным резолютивной частью, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.

Согласно доказательствам, имеющимся в материалах дела, лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о начавшемся процессе и рассмотрении дела в упрощенном порядке, что в силу статьи 123 АПК РФ считается надлежащим извещением.

30.07.2020 от предпринимателя поступило заявление о составлении мотивированного решения.

На основании части 2 статьи 229 АПК РФ суд изготавливает мотивированное решение.

В соответствии со статьями 226-229 АПК РФ дело рассматривается по имеющимся в нем материалам в порядке упрощенного производства.

Суд, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено из материалов дела 30.01.2020 ИП ФИО1 лично на Ставропольский таможенный пост Минераловодской таможни была представлена статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером 1300200130-10483704 за отчетный период - март 2019 г., которая зарегистрирована таможенным органом под номером 10802050/040220/С126699.

Согласно сведениям, заявленным в статистической форме, ИП ФИО1 отправил в адрес ФИО2 (Р. Казахстан, <...>) товар: «Бетоносмеситель РБГ-200У2», код товара 8474310009, общей стоимостью 20600 руб., весом нетто 77 кг, статистическая стоимость товара - 314,89 долл. США. Данный товар был отправлен на основании сопроводительных документов: договора от 06.03.2019 № 0603-1, товарной накладной от 18.03.2019 № 131, CMR от 25.03.2019 б/н.

ИП ФИО1 в нарушение пункта 7 Правил представил на Ставропольский таможенный пост Минераловодской таможни статистическую форму учета перемещения товаров с нарушением срока предоставления такой отчетности, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП России.

18.02.2020 Минераловодской таможней в отсутствие ИП ФИО1, извещенного надлежащим образом и представившего сообщение о невозможности присутствия (вх. Р от 14.02.2020), в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 10802000-150/2020 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП России за несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в присутствии заявителя Минераловодской таможней вынесено постановление № 10802000-150/2020 о признании ИП ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП России, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 20 000,00 руб.

Не согласившись с постановлением Минераловодской таможни от 07.04.2020 по делу об административном правонарушении № 10802000-150/2020, ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Ставропольского края.

В соответствии с пунктом 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации

В соответствии с пунктом 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - правила)

Согласно пункту 6 правил, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го числа рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалификационной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы. При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя, представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Таким образом, ИП ФИО1 обязан был предоставить статистическую форму на Ставропольский таможенный пост Минераловодской таможни не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада, то есть не позднее 10 апреля 2019 г. включительно.

Фактически указанная статистическая форма учета перемещения товаров была предоставлена ИП ФИО1 лично на Ставропольский таможенный пост 30.01.2020 (входящий штамп от 30.01.2020 г. № Р).

Относительно довода заявителя о том, что должен был быть составлен один протокол о непредставлении статистических форм, так как правонарушение является длящимся.

Согласно пункту 6 правил, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

В соответствии с пунктом 7 правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го числа рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Поскольку заявителем, согласно представленным документам были осуществлены поставки различным покупателям, находящимся в Республиках Беларусь и Казахстан, в рамках различных договоров в разные временные периоды (март, май-октябрь 2019 гг.), то в соответствии с пунктом 6 правил требовалось заполнение статистических форм учета перемещения товаров на каждую поставку товара.

Поскольку несвоевременное представление в таможенный орган каждой статистической формы представляет собой самостоятельное событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП России, таможенным органом правомерно было возбуждено 12 дел об административных правонарушениях.

Кроме того, исходя из правовой конструкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП России, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы следует считать бездействием, поскольку указанное деяние выражается в пассивной форме поведения лица, связанной с невыполнением предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку, то есть на дату истечения срока исполнения обязанности лицо не совершало никаких действий. Датой наступления события административного правонарушения по такой категории дел является день, следующий за установленной датой представления статистической формы. При этом с этого момента такие правонарушения следует считать оконченными (письмо ФТС России от 03.11.2017 № 13-15/62302).

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом, следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Санкция части 1 статьи 19.7.13 КоАП России предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Административное наказание в виде предупреждения санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП России не предусмотрено.

В соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП России в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП России или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП России.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП России являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП России или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП России, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП России предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП России возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в названных нормах права.

При этом само по себе отнесение правонарушителя к субъектам малого и среднего предпринимательства не является единственным и безусловным основанием для применения статьи 4.1.1 КоАП России, что соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2018 № 308-АД18-17512).

Совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 19.7.13 КоАП России, посягает на общественные отношения, регулирующие порядок управления, в связи с чем применение положений статьи 4.1.1 КоАП России в части замены административного штрафа предупреждением при привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП России невозможно.

Согласно статьи 2.9 КоАП России при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП России учитываются при назначении административного наказания (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей предусмотренных правом ЕАЭС, выразившемся в нарушении порядка представления в таможенный орган статистической формы, что затрудняет возможность эффективного выполнения возложенных на них задач и функций, влечет искажение статистики взаимной торговли внутри ЕАЭС и препятствует своевременному использованию таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решению задач защиты национальной экономики, обеспечению ее безопасности и пополнению государственного бюджета.

Кроме того, состав административного правонарушения является формальным, в связи, с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***> отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в пятнадцатидневный срок со дня его принятия, а в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                          Л.В. Быкодорова