АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63-6835/2021
09 марта 2022 года
Резолютивная часть решения изготовлена 01 марта 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Жирновой С.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гришко Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Урожайное», п. Равнинный, ОГРН <***>, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по СК от 27.04.2021 по делу № 30/30/2021.
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 30.04.2021, удостоверение адвоката № 139 от 22.11.2002;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 № 9, удостоверение ТО № 082645 от 17.09.2020;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Урожайное» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – Управление Росреестра по СК, управление) о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новоалександровскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 27.04.2021 по делу № 30/30/2021 о привлечении ОАО «Урожайное» к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 357 546,56 рубля.
Представитель ОАО «Урожайное» поддержал заявленные требования, мотивированные тем, что постановлением Управления Росреестра по СК от 27.04.2021 по делу № 30/30/2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ (в связи с самовольным занятием и использованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:160202:3), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 357 546,56 рубля.
Представитель заявителя считает названное постановление незаконным, необоснованным, принятым с существенными нарушениями норм материального права, поскольку в отношении спорного земельного участка между ОАО «Урожайное» и администрацией Новоалександровского городского округа Ставропольского края фактически сложились арендные правоотношения, о чем также свидетельствует принятая без возражения со стороны органа местного самоуправления ежемесячная арендная плата, начиная с первого полугодия 2020 года.
Кроме того, административным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности.
Представитель общества просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель управления возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, считает, что представленные обществом доказательства в обоснование возможности осуществления сельскохозяйственного производства на спорном земельном участке не свидетельствуют о волеизъявлении органа местного самоуправления использования заявителем земельного участка с кадастровым номером 26:04:160202:3 после 31.07.2020. Полагает, что срок привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае не пропущен.
Представитель заинтересованного лица, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв до 01.03.2022 до 15 часов 30 минут, о чем представители лиц, участвующих в деле, расписались в приложении к протоколу судебного заседания от 01.03.2022.
Судебное заседание после перерыва продолжено 01.03.2022 в 15 часов 30 минут в том же составе суда, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных (ходатайства об отложении или проведении судебного заседания в отсутствии их представителей суду не представили).
Выслушав до перерыва в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, суд считает заявленные обществом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 09.04.2021 в Новоалександровский отдел Управления Росреестра по СК поступило требование прокуратуры Новоалександровского района о проведении проверки по обращениям главы Новоалександровского городского округа от 08.04.2021 с приложенным актом осмотра проводимых работ от 03.04.2021 на земельном участке с кадастровым номером 26:04:1602020:3 и генерального директора ЗАО «Красная заря» ФИО3 от 08.04.2021 с просьбой о предоставлении информации о результатах исполнения данного требования.
13 апреля 2021 года в Новоалександровский отдел Управления Росреестра по СК поступило письмо главы Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 12.04.2021 № 1068, в котором указано о выявлении специалистами администрации факта самовольного занятия ОАО «Урожайное» земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:160402:8 и 26:04:160103:3, предоставленных администрацией Новоалександровского городского округа Ставропольского края (далее – администрация) в аренду ЗАО «Красная Заря».
К вышеуказанному письму приложены акты осмотра от 08.04.2021 проводимых работ на земельных участках с кадастровыми номерами 26:04:160402:8 и 26:04:160103:3, из которых следует, что 08.04.2021 рабочей группой в составе начальника имущественных отношений администрации, заместителя начальника отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации, начальника Краснозоринского территориального отдела администрации проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 26:04:160402:8, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадь 180 533 кв.м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположенный по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, западнее ориентира х. ФИО4. Данный земельный участок предоставлен администрацией в аренду ЗАО «Красная Заря» по договору аренды от 22.06.2020 № 89.
На момент осмотра на земельном участке с кадастровым номером 26:04:160402:8 проведена культивация ОАО «Урожайное», которое осуществляло полевые работы без наличия правовых оснований на использование данного земельного участка. Кроме того, на момент осмотра на краю поля по северной границе земельного участка с кадастровым номером 26:04:160402:8 находился трактор с культиватором ЗАО «Красная Заря», который должен был приступить к проведению работ по культивации. Однако перед трактором был поставлен автомобиль «Нива» заместителя генерального директора, начальника охраны ОАО «Урожайное» ФИО5, которые препятствовали проведению сельскохозяйственных работ ЗАО «Красная Заря».
Также вышеуказанной рабочей группой был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 26:04:160103:3, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадь 456 750 кв.м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир пос. Равнинный, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Новоалександровский район, пос. Равнинный, севернее пос. Равнинный. Данный земельный участок предоставлен администрацией в аренду ЗАО «Красная Заря» по договору аренды от 22.06.2020 № 81.
На момент осмотра на земельном участке с кадастровым номером 26:04:160103:3 проводились работы по культивации ОАО «Урожайное», которое осуществляло полевые работы без наличия правовых оснований на использование данного земельного участка.
Также рабочей группой осуществлялась фотофиксация территории земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:160402:8 и 26:04:160103:3 (фотоматериал приложен к актам осмотра от 08.04.2021).
На основании изложенного управлением вынесено распоряжение от 09.04.2021 № 916-ЗН о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ОАО «Урожайное» с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений земельного законодательства Российской Федерации обществом при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:160103:3, 26:04:160305:4, 26:04:160304:3. 26:04:160304:2. 26:04:160304:1, 26:04:160202:3, 26:04:160104:7, 26:04:160305:5, 26:04:160402:8 в период, не превышающий 20 рабочих дней с 12.04.2021 по 11.05.2021.
14 апреля 2021 года управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельных участках с кадастровыми номерами 26:04:160103:3, 26:04:160305:4. 26:04:160304:3, 26:04:160304:2, 26:04:160304:1, 26:04:160202:3, 26:04:160104:7. 26:04:160305:5, 26:04:160402:8 в присутствии представителя общества ФИО1, действующего на основании доверенности от 13.04.2021, выданной генеральным директором ОАО «Урожайное» ФИО6
В ходе проверки выявлено, что проверяемые земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, относятся к государственной собственности до разграничения прав. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) зарегистрированные права собственности либо аренды на проверяемые земельные участки отсутствуют. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (проведено межевание), межевые знаки на местности сохранены.
При осмотре земельных участков общей площадью 5 178 771 кв.м (517,9 га) установлена их подготовка к весеннему севу путем культивации, один из участков был засеян горохом, т.е. ОАО «Урожайное» использовало их с нарушением статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
По результатам проверки государственным инспектором управления ФИО7 составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства от 14.04.2021 № 916-ЗН с приложением фототаблицы и схематических чертежей земельных участков. Также обществу выдано предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства от 14.04.2021 № 916-ЗН/1 при использовании земельного участка с кадастровым номером 26:04:160202:3.
Названные акт проверки и предписание получены 14.04.2021 представителем общества ФИО1 лично под подпись.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, государственный инспектор управления ФИО7 в присутствии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 13.04.2021 составил в отношении ОАО «Урожайное» протокол об административном правонарушении от 15.04.2021.
Определением от 15.04.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначалось на 21.04.2021 на 10:00. Данное определение получено лично представителем ОАО «Урожайное» ФИО1, что подтверждается его подписью.
В связи с поступившим от ФИО1 ходатайством от 21.04.2021 об истребовании из администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края необходимых для рассмотрения дела документов, главным государственным инспектором управления принято решение об отложении рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Урожайное».
Определением от 21.04.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 27.04.2021 в 14:00. Копию определения представитель общества ФИО1 получил нарочно, что подтверждается его подписью.
27 апреля 2021 года главный государственный инспектор управления ФИО8, рассмотрев материалы административного дела, вынес в отношении ОАО «Урожайное» постановление № 30/30/2021, которым оно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 357 546,56 рубля.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оспариваемое постановление получено представителем общества ФИО1 нарочно 27.04.2021, что подтверждается его подписью, заявление об оспаривании постановления управления поступило в арбитражный суд 30.04.2021 (оттиск штампа канцелярии суда), в связи с чем срок, предусмотренный частью 2 статьи 208 АПК РФ, на его обжалование не пропущен.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Абзацем 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
С 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Следовательно, объективная сторона данного правонарушения представляет собой активные действия по самовольному занятию чужого земельного участка, которое выражается в фактическом завладении земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п. в отсутствие каких-либо прав на этот земельный участок.
Таким образом, в целях установления факта наличия в действиях общества объективной стороны правонарушения, выразившейся в самовольном занятии земельного участка, управлению необходимо доказать пользование субъектом земельным участком при отсутствии в установленном порядке выраженной воли собственника или законного владельца на использование им земельного участка.
Согласно части 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из системного толкования статей 5, 40, 41, 43 ЗК РФ, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником - землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделки, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (статья 164 ГК РФ).
В соответствии со статьей 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Кроме того, согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 и со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого использования, по цене, существовавшей в период, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Под неосновательностью пользования в данном случае следует понимать безтитульное пользование публичным земельным участком, а под неосновательным обогащением – денежные средства, которые исходя из принципа платности землепользования, должно было оплачивать лицо, пользующееся земельным участком.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 43 Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Росреестра от 18.06.2019 № 11/0240 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора» основанием для начала административной процедуры является требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно пункту 97 Административного регламента по результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа), проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах. В случае проведения проверки на нескольких земельных участках, принадлежащих и (или) используемых лицом, в отношении которого проводится проверка, составляется один акт, в котором указываются установленные сведения отдельно по каждому земельному участку.
В случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом № 851 (пункт 99 Административного регламента).
Критерием для выдачи по результатам проведенной проверки предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации является выявление нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, надзор за соблюдением которых осуществляет Росреестр.
Ответственным за принятие решения о выдаче по результатам проведенной проверки предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации является должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по итогам внеплановой выездной проверки по требованию прокуратуры Новоалександровского района соблюдения земельного законодательства, проведенной 14.04.2021, управлением установлено, что ОАО «Урожайное» произведено самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером 26:04:160202:3. площадью 1 382 624 кв.м. видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, выразившееся в самовольном занятии и использовании земельного участка для сельскохозяйственного производства.
По результатам проверки государственным инспектором управления ФИО7 составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства от 14.04.2021 № 916-ЗН с приложением фототаблицы и схематических чертежей земельных участков, также обществу выдано предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства от 14.04.2021 № 916-ЗН/1 при использовании земельного участка с кадастровым номером 26:04:160202:3.
Также 14.04.2021 представителем общества ФИО1 представлены пояснения в простой письменной форме, из которых следует, что проверяемые земельные участки были переданы в фактическое пользование ОАО «Урожайное» главой Новоалександровского городского округа Ставропольского края в 2020 году на основании соглашения о внесении арендной платы за фактическое использование земельных участков от 12.05.2020. Арендные платежи ОАО «Урожайное», начиная с 1 квартала 2020 года, вносились в адрес администрации ежемесячно. Работы, выявленные в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 14.04.2021, были выполнены в рамках вышеуказанного соглашения в 2020 году.
Между тем, 21.04.2021 главным государственным инспектором управления главе Новоалександровского городского округа Ставропольского края направлен запрос (исх. № 26-10-00236/21), на который 23.04.2021 административным органом получен ответ с приложенными документами, из которых следует что ранее (в 2019 г.) проверяемые земельные участки использовались на праве аренды индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО9
По договорам субаренды земельные участки с кадастровыми номерами 26:04:160305:4, 26:04:160304:2, 26:04:160304:1, 26:04:160304:3, 26:04:160202:3, 26:04:160104:7, 26:04:160305:5 предоставлялись индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО9 в субаренду ОАО «Урожайное».
Между МУП Новоалександровского городского округа Ставропольского края «Краснозоринское жилищно-коммунальное хозяйство» и индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО9 11.10.2019 заключены соглашения о расторжении соглашений о передаче прав и обязанностей (о перенайме) от 05.12.2016, от 21.12.2016 по договору аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 18.12.2009 № 2, соглашения о расторжении соглашений о передаче прав и обязанностей (о перенайме) от 05.12.2016, от 17.07.2017 по договору аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 23.11.2010 № 3, которые были зарегистрированы в установленном законом порядке.
Перед регистрацией вышеуказанных соглашений были расторгнуты договоры субаренды, заключенные между индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО9 и ОАО «Урожайное».
Права арендатора по данным договорам аренды перешли к МУП Новоалександровского городского округа Ставропольского края «Краснозоринское жилищно-коммунальное хозяйство».
27 апреля 2020 года администрацией Новоалександровского городского округа Ставропольского края проведено обследование земельных участков и установлено наличие на них посевов сельскохозяйственных культур.
Так как в 2019 году ОАО «Урожайное» использовало данные земельные участки в целях сельскохозяйственного производства на основании договоров субаренды, впоследствии расторгнутых администрацией в целях урегулирования сложившейся ситуации (завершения цикла полевых сельскохозяйственных работ 2019-2020 гг. по возделыванию и уборке урожая сельскохозяйственных культур, обеспечению поступлений в бюджет Новоалександровского городского округа Ставропольского края доходов от арендной платы с 01.01.2020 за использование земельных участков), ОАО «Урожайное» направлено письмо от 13.05.2020 с приложением проекта соглашения о внесении арендной платы за фактическое использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, подписанного со стороны администрации в двух экземплярах.
ОАО «Урожайное» подписанный со своей стороны экземпляр соглашения о внесении арендной платы за фактическое использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в администрацию не представило.
С января 2020 года вышеуказанные земельные участки свободны от прав третьих лиц и администрация в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляет мероприятия по предоставлению данных земельных участков в аренду.
В соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 19.06.2020 № 268-р «О предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта «Разведение мелкого рогатого скота мясо-шерстного направления» администрация 22.06.2020 подписала с ЗАО «Красная Заря» договоры аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, № 81 на земельный участок с кадастровым номером 26:04:160103:3. № 82 - на земельный участок с кадастровым номером 26:04:160305:4, № 83 - на земельный участок с кадастровым номером 26:04:160304:3, № 84 - на земельный участок с кадастровым номером 26:04:160304:2, № 85 - на земельный участок с кадастровым номером 26:04:160304:1, № 86 - на земельный участок с кадастровым номером 26:04:160202:3. № 87 - на земельный участок с кадастровым номером 26:04:160104:7, № 88 - на земельный участок с кадастровым номером 26:04:160305:5, № 89 - на земельный участок с кадастровым номером 26:04:160402:8.
Данные договоры аренды были направлены ЗАО «Красная Заря» для государственной регистрации, но они не были зарегистрированы в связи с наличием в ЕГРН обеспечительных мер в части запрета управлению совершать любые регистрационные действия с вышеуказанными земельными участками.
При этом ОАО «Урожайное» считает, что направленное им соглашение о внесении платы за фактическое использование является договором аренды, и внесенные ими денежные средства за фактическое использование земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:160305:4, 26:04:160304:2, 26:04:160304:1, 26:04:160304:3, 26:04:160103:3, 26:04:160202:3, 26:04:160104:7, 26:04:160305:5, 26:04:160402:8, позволяют ему осуществлять сельскохозяйственное производство на данных земельных участках.
Названный довод общества судом отклоняется, поскольку из письма администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, а также подпункта 2.1 пункта 2 соглашения о внесении арендной платы за фактическое использование земельных участков от 12.05.2020 ОАО «Урожайное» обязуется произвести уборку сельскохозяйственных культур на земельных участках с кадастровыми номерами 26:04:160305:4, 26:04:160304:2, 26:04:160304:1, 26:04:160304:3. 26:04:160202:3, 26:04:160104:7, 26:04:160305:5, очистить земельные участки от пожнивных остатков, передать земельные участки по акту приема-передачи администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края до 31.07.2020.
Данные документы не свидетельствуют о волеизъявлении администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края использования ОАО «Урожайное» земельного участка с кадастровым номером 26:04:160202:3 после 31.07.2020.
Таким образом, в действиях ОАО «Урожайное» при использовании земельного участка с кадастровым номером 26:04:160202:3, выявлено нарушение статей 25, 26 ЗК РФ, то есть самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Факт совершения административного правонарушения ОАО «Урожайное» установлен 14.04.2021 и подтверждается, в том числе актом проверки соблюдения земельного законодательства от 14.04.2021; схематическими чертежами земельных участков; фототаблицей; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении от 15.04.2021; ответом администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 23.04.2021 № 1198.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что в действиях юридического лица имелся состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ к административной ответственности подлежит привлечению лицо, совершившее административное правонарушение, в действиях которого усматривается вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по недопущению нарушений, вина заявителя является доказанной, вина ОАО «Урожайное» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, является доказанной.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административного правонарушении, повлиявших на законность вынесения оспариваемого постановления, судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Довод заявителя о пропуске срока привлечения к административной ответственности юридическое лицо в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ судом отклоняется по следующим основаниям.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок является длящимся правонарушением, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с момента выявления данного нарушения лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Так как днем обнаружения административного правонарушения является 14.04.2021 (дата составления акта проверки соблюдения земельного законодательства № 916-ЗН и выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства в отношении общества№ 916-ЗН1), при этом постановление о назначении административного наказания вынесено 27.04.2021, что не превышает двухмесячный срок привлечения к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Ссылка общества на соглашение о внесении арендной платы за фактическое использование земельных участков от 12.05.2020 в качестве момента выявления вменного правонарушения, не основана на нормах права, поскольку только должностные лица управления наделены полномочиями по составлению акта проверки соблюдения земельного законодательства и выдаче предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, предусмотренных частью 1 статьи 4.2, статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, позволяющих при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судом установлено, что основания для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Нормой статьи 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок в виде наложения административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, в случае, если кадастровая стоимость земельного участка не определена от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Кадастровая стоимость занимаемого обществом земельного участка с кадастровым номером 26:04:160202:3, расположенного по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, п. Равнинный, площадью 1 382 624 кв.м, составляет 17 877 328,32 рубля. При применении ставки 2% размер административного штрафа составил 357 546,56 рубля.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае у административного органа имелись основания для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Из части 3 статьи 211 АПК РФ следует, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу, что оспариваемое обществом постановление о привлечении к административной ответственности является законным, обоснованным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы лиц, участвующих в деле, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на правильность изложенных в нем выводов.
Уплата государственной пошлины по делам об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (часть 5 статья 30.2 КоАП РФ) не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «Урожайное», п. Равнинный, ОГРН <***>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.Л. Жирнова