Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Галушки В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Амелиной И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Северо-Кавказского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, г. Махачкала, ОГРН <***>,
к Федеральному казанному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства, г. Пятигорск, ОГРН <***>,
о возмещении вреда, причиненного водным ресурсам,
при участии представителей истца – ФИО1 по доверенности от 28.04.2021 № 18, ФИО2 по доверенности от 28.04.2021 № 17, представителя ответчика – ФИО3 по доверенности от 31.12.2020 № 06/8800,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее-территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Федеральному казанному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства (далее - казённое учреждение), в котором согласно уточнённым требованиям просит обязать возместить вред, причиненный водным биоресурсам рек Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта при проведении строительных работ по проектам «Строительство мостового перехода через реку Аргун на км 656+756 автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)» (согласование от 29.01.2010 г. № 09-24/815); по проекту на «Строительство автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке обхода г. Гудермес (1-я, 2-я, 3-я очередь) Чеченская Республика категория дороги 1-Б, «Строительство участка дороги км 67+107 автомобильных дорог М-29 «Кавказ» (с. Мескер-Юрт) до автомобильных дорог Гудермес Курчалой (южнее с. Илхан-Юрт)» (согласование от 14.12.2010 г. № 905/09); по проекту «Капитальный ремонт моста через реку Гойта на км 644+415 автомобильной дороги М-29 «Кавказ» из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)» (согласование от 16.09.2011 г. № 36/736); по проекту «Реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке км 612+000 – км 622+000 в Чеченской Республике (согласование от 29.07.2013 г. № 36/480) принятием мер по сохранению водных биоресурсов рек Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта путем осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов посредством искусственного воспроизводства 2 625 экземпляр молоди русского осетра навеской не менее 3 грамм, последующего их выпуска на территории Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему, считает, что ответчиком при производстве строительных работ на водных объектах река Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта на территории Чеченской Республики причинён ущерб водным биологическим ресурсам.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему считает, что истцом не представлено доказательств причинения ущерба водным биологическим ресурсам, последним выполнены обязательства по выпуску водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения, кроме того истцом пропущен срок исковой давности.
В судебном заседании 28.10.2021 с учётом Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) был объявлен перерыв до 08.11.2021. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края в сети Интернет.
После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили, суд в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть данный спор в отсутствие представителей сторон по имеющимся доказательствам.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, территориальным управлением в период с 2010 по 2013 год были согласованны строительные работы, влияющие на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания таких рек, как Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта на территории Чеченской Республики.
ООО ИПТС «Транспроект», ООО «КабБалкГипротранс», ООО «Дорттранссервисцентр», ООО «Кабалкгипродор» (далее - проектировщики), в целях согласования проведения строительных работ, заказчиком и исполнителем которых являлось казённое учреждение (далее - заказчик) обращались к территориальному управлению с сопроводительными письмами, с предоставлением расчета компенсационных затрат по ущербу рыбному хозяйству от их реализации:
- письмо от 26.01.2010 № 081 по проекту на строительство мостового перехода через реку Аргун на км 656+756 автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) (далее - проект №1)
- письмо от 02.12.2010 № 20-ЧР по проекту на строительство автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке обхода г. Гудермес (1-я, 2-я, 3-я очередь) Чеченская Республика категория дороги 1-Б, «Строительство участка дороги км 67+107 автомобильных дорог М-29 «Кавказ» (с. Мескер-Юрт) до автомобильных дорог Гудермес Курчалой (южнее с. Илхан-Юрт)» (далее – Проект № 2);
- письмо от 13.09.2011 № 167 по проекту капитальный ремонт моста через реку Гойта на км 644+415 автомобильной дороги М-29 «Кавказ» из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) (далее – Проект № 3);
- письмо от 19.04.2013 № 34 по проекту реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке км 612+000 – км 622+000 в Чеченской Республике (далее – Проект № 4).
Территориальное управление, рассмотрев представленные проектировщиками проекты, заказчиком по которым является кузённое учреждение, согласовало их следующими письмами соответственно:
- по Проекту № 1 выдано согласование от 29.01.2010 № 09-24/815;
- по Проекту № 2 выдано согласование от 14.12.2010 № 905/09;
- по Проекту № 3 выдано согласование от 16.09.2011 № 36/736;
- по Проекту № 4 выдано согласование от 29.07.2013 № 36/480.
Для получении указанных согласований, в соответствии с Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 569, проектировщиками были представлены документы об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов и сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее также – документация по расчету ущерба).
Документация по расчету ущерба водным биоресурсам разработана и составлена проектировщиками самостоятельно в виде расчета компенсационных затрат по ущербу (не предотвращаемых потерь) рыбному хозяйству от проведения строительных работ, а также расчета стоимости компенсационных затрат.
Размер причиненного экологического ущерба, подготовлен по Временной методике оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 18.12.1989 и Госкомприроды СССР 20.10.1989, которая является действующей, согласно статье 55 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон № 166-ФЗ) и включен в перечень нормативных правовых документов, рекомендованных к использованию при оценке возмещения вреда, нанесенного в результате экологических правонарушений, утвержденный приказом государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 23.07.1998 № 448.
Территориальное управление полагает, что указанный расчет ущерба, является допустимым и достоверным доказательством обосновывающем количественную сторону предмета настоящего искового заявления, в виду позиции изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 № ВАС-9061/09.
Осуществление строительных работ на реках Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта на территории Чеченской Республики в силу положений пункта 2 статьи 50 Закона № 166-ФЗ подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Территориальное управление в результате рассмотрения указанной документации согласовало ее, установило следующие условия:
- согласовать конкретные сроки проведения работ с Управлением, исключающие период нереста, нагула рыб и повышенной концентрации ихтиопланктона;
- разработать комплексную программу мониторинга водных биоресурсов на весь период проведения указанных работ с привлечением специализированных организаций;
- о необходимости проведения мероприятий по выращиванию и выпуску молоди в рыбохозяйственные водоемы;
- заключения договора до начала проведения работ, с Управлением на проведение компенсационных мероприятий;
- в случае невозможности выполнить мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов необходимо привлечь к исполненную указанных мероприятий сторонних исполнителей, заключив с ними договор. Договор необходимо предоставить в Управление до начала его работ, для дальнейшего рассмотрения;
- компенсировать ущерб водным биоресурсам в полном объеме путем осуществления запланированных мероприятий.
В связи с неосуществлением мероприятий по компенсации ущерба рыбному хозяйству, территориальное управление запросами от 09.06.2016 № 1028 и от 26.08.2016 №1641 обратилось к казённому учреждению о необходимости возмещения наносимого вреда (компенсации ущерба) водным биологическим ресурсам от негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Казённое учреждение письмом от 22.09.2016 № 35/3588 сообщило территориальному управлению следующую информацию:
по проекту № 1 реализован государственный контракт от 23.09.2011 №76-ВВБ/ЧР на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов;
по проекту № 2 реализован договор от 07.10.2015 № 123. на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов;
по проекту № 3 реализован договор от 02.06.2014 №1 об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов;
по проекту № 4 реализован государственный контракт от 22.10.2012 №0321100019412000147-0000667-01 на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
Письмом от 12.10.2021 № 02-07/172 Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения «Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства» (далее - ФГБНУ «КАСПНИРХ») по запросу территориального управления от 05.10.2021 № 2129/03 представлены разъяснения по произведенным расчетам, формулам и использованным коэффициентам отраженных в отчете проектировщиков (представлено в электронном виде 13.10.2021).
В указанном расчете ФГБНУ «КАСПНИРХ» проанализированы материалы проектировщика по расчету натурального ущерба водным биологическим ресурсам бассейна реки.
Так, согласно проведенным расчетам, было установлено, что рыбным запасам рек Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта причинен ущерб в размере 0,40946 тонн, который состоит из следующего: по Проекту № 1 – 0,1126 тонн; по Проекту № 2 – 0,165 тонн; по Проекту № 3 – 0,01186 тонн; по Проекту № 4 – 0,12 тонн.
В качестве компенсационных мероприятий для возмещения ущерба, наносимого рыбным от проведения строительных работ, необходимо выпустить в водные объекты района соответствующее ущербу колличество молоди рыб.
Установлено, что для компенсации негативных последствий (ущерб 0,40946 тонн) от строительных работ, в водные объекты района должно быть выпущено 2 625 экземпляр молоди русского осетра средней навеской не менее 3 грамм, а именно:
- по Проекту № 1 – 722 экземпляра молоди русского осетра средней навеской не менее 3 грамм;
- по Проекту № 2 – 1058 экземпляров молоди русского осетра средней навеской не менее 3 грамм;
- по Проекту № 3 – 76 экземпляров молоди русского осетра средней навеской не менее 3 грамм;
- по Проекту № 4 – 769 экземпляров молоди русского осетра средней навеской не менее 3 грамм.
Таким образом, в результате неблагоприятного воздействия на водные биологические ресурсы от производства строительных работ, что подтверждается также вышеуказанным расчетом проектировщика и ФГУП «КАСПНИРХ», рыбным запасам рек Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта причинен значительный ущерб.
Суд отмечает, что представленный территориальным управлением расчёт ущерба водным биологическим ресурсам проверен и признан верным.
На основании вышеизложенного казённому учреждению предлагалось в добровольном порядке компенсировать ущерб водным биоресурсам путем воспроизводства водных биоресурсов (письма от 09.06.2016 № 1028, от 26.08.2016 № 1641, 03.10.2016 № 1896, от 14.11.2017 № 2208/09 и от 31.01.2019 № 220/09, от 13.02.2020 №300/09).
Между тем, несмотря на принимаемые территориальным управлением меры казённое учреждение, осуществив деятельность, оказывающую воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биоресурсов не выполнило.
Проектировщиками данных работ также неоднократно сообщалось, что по всем материалам, представленным на согласование в Территориалное управление заказчиком является казённое учреждение, что также не оспаривается последним.
Кроме того территориальным управлением установлено, что согласно данным официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/), казённым учреждением были размещены государственные заказы в форме электронных аукционов на проведения строительных работ, по которым выполнены и приняты все работы:
- строительство мостового перехода через реку Аргун на км 656+756 автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) извещение № 100723/001974/, номер реестровой записи контракта 25303211000194 11 000155;
- строительство автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке обхода г. Гудермес (1-я, 2-я, 3-я очередь) Чеченская Республика категория дороги 1-Б, «Строительство участка дороги км 67+107 автомобильных дорог М-29 «Кавказ» (с. Мескер-Юрт) до автомобильных дорог Гудермес Курчалой (южнее с. Илхан-Юрт)» извещение № 0321100019411000135, номер реестровой записи контракта 03211000194 11 000235.
Отделом организации воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов территориального управления письмом от 05.04.2021 № 08/14-2021 представлены сведения о том, что работы по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба, нанесенного обществом водным биоресурсам и среды их обитания рек Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта по вышеуказанным проектам не осуществлялись.
Также согласно служебной записке заместителя начальника Отдела охраны среды обитания водных биологических ресурсов территориального управления от 06.04.2021 № 05/09 казённое учреждение включено в реестр хозяйствующих субъектов - должников, не выполнивших компенсационных мероприятия по возмещению ущерба водным биоресурсам, нанесенного в ходе реализации согласованной деятельности на территории Чеченской Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 и 2 статьи 37 Закона № 7-ФЗ строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и в соответствии с частью 1 статьи 50 Закона № 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В соответствии с абзацем 1 статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона № 7-ФЗ при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) предусмотрено то, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из смысла приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для возникновения права на, возмещение убытков, истец обязан доказать совокупность таких обстоятельств, как: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
При этом статьей 3 Закона № 7-ФЗ установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является опасной, то есть наносит вред окружающей среде, и истец не обязан доказывать факт причинения вреда водным биоресурсам. Обязанность, вытекающая из содержании пункта 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ, которой установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством, в результате чего вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 53 Закона № 166-ФЗ возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
Ущерб, причиненный казённым учреждением водным биологическим ресурсам в добровольном порядке не возмещен.
Частями 1 и 3 статьи 50 Закона № 166-ФЗ предусмотрено, при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» (далее - Постановление № 380) меры по сохранению водных биоресурсов применяются в том числе при осуществлении деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.
Подпунктами «ж» и «з» пункта 2 Постановления № 380, к одним из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания отнесены:
ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства.
Пунктом 6 Постановления № 380 предусмотрено, что при осуществлении деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания.
Пунктом 7 Постановления № 380 предусмотрено, что мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии с частью 7 статьи 45 Закона № 166-ФЗ.
Искусственное воспроизводство должно осуществляться в соответствии с Правилами организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 № 99, согласно которым, искусственное воспроизводство водных биоресурсов включает выращивание водных биоресурсов с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения (пункт 2).
Стоит отметить, что неосуществление мероприятий по возмещению ущерба водным биологическим ресурсам приводит к тому, что ущерб, причиненный Ответчиком водным биологическим ресурсам при производстве руслорегулировочных работ не возмещается путем выпуска молоди в водные объекты рыбохозяйственного значения, что приводит к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), а также к нарушению принципа законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов - приоритета сохранения водных биоресурсов (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона № 166-ФЗ).
Пунктом 2 Раздела I Положения о Северо-Кавказском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству утвержденного Приказом Росрыболовства от 19.11.2019 № 614 до переименования (Западно-Каспийское территориальное управление Федеральное агентство по рыболовству) указано, что Северо-Кавказское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республики, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Пунктом 4 Раздела I Положения установлено, что управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республики.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, на реках Аргун, Ачху Фортанга и Гойта, на которых проводились строительные работы, заказчиком по которым выступало казённое учреждение расположены на территории Чеченской Республики и входят в территорию осуществления полномочий Управления.
В соответствии с подпунктом 9.7 пункта 9 Раздела II Положения территориальное управление имеет право, предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам о возмещении вреда, причиненного ими водным биоресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, следовательно, и в отношении казённого учреждения.
Согласно данным официального сайта Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/) казённым учреждением были размещены следующие государственные заказы в форме открытых электронных аукционов на проведение руслорегулировочных работ, по которым выполнены и приняты все работы:
- строительство мостового перехода через реку Аргун на км 656+756 автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) извещение № 100723/001974/, номер реестровой записи контракта 25303211000194 11 000155;
- строительство автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке обхода г. Гудермес (1-я, 2-я, 3-я очередь) Чеченская Республика категория дороги 1-Б, «Строительство участка дороги км 67+107 автомобильных дорог М-29 «Кавказ» (с. Мескер-Юрт) до автомобильных дорог Гудермес Курчалой (южнее с. Илхан-Юрт)» извещение № 0321100019411000135, номер реестровой записи контракта 03211000194 11 000235.
Отделом организации воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов территориального управления письмом от 05.04.2021 № 08/14-2021 представлены сведения о том, что работы по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба, нанесенного обществом водным биоресурсам и среды их обитания рек Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта по вышеуказанным проектам не осуществлялись.
Также согласно служебной записке заместителя начальника Отдела охраны среды обитания водных биологических ресурсов территориального управления от 06.04.2021 № 05/09 казённое учреждение включено в реестр хозяйствующих субъектов - должников, не выполнивших компенсационных мероприятия по возмещению ущерба водным биоресурсам, нанесенного в ходе реализации согласованной деятельности на территории Чеченской Республики.
Таким образом, данные сведения свидетельствуют о выполнении казённым учреждением работ, оказывающих влияние на среду обитания водных биоресурсов, ущерб по которым не возмещен.
Данный вывод соответствует постановлению Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.2020 по делу № А20-5429/2019.
Казённым учреждением не представлено доказательств того, что причиненный ответчиком последним ущерб водным биологическим ресурсам в добровольном порядке возмещен.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод общества о том, что последним возмещён ущерб водным объектам, отклоняется судом на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона № 166-ФЗ искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, после подачи заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование, поданных для включения в план искусственного воспроизводства водных биоресурсов. Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов установлен Приказом Минсельхоза России от 20.10.2014 № 395.
После включения заявителя в план для компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 45 Закона №166-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель заключает договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства без предоставления водных биоресурсов.
В целях компенсации и осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов за счет собственных средств юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заключается договор (закупки молоди) с Федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства или рыбоводными предприятиями.
Согласно части 4 статьи 45 Закона № 166-ФЗ выпуск водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения подтверждается актом выпуска. В акте выпуска отражаются сведения о видовом составе водных биоресурсов, их количественные и качественные характеристики, дата и место выпуска водных биоресурсов в водный объект, реквизиты государственного контракта или договора на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, которые заключаются с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и в соответствии с которыми производится выпуск водных биоресурсов в водные объекты.
Указанная форма акта была утверждена Приказом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 07.11.2014 № 434 «Об утверждении формы акта выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения», в настоящее время Приказ от 02.09.2019 № 518.
В решениях о согласовании деятельности от 29.01.2010 № 09-24/815; от 14.12.2010 № 905/09; от 16.09.2011 № 36/736; от 29.07.2013 № 36/480 было предусмотрено, что указанная деятельность согласована при условии устранения последствий негативного воздействия работ на водные биоресурсы и среду их обитания с предварительной проработкой этого вопроса с Западно-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства (подача заявки, заключение договора).
Пунктом 9 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 № 99 установлено, что результатом выполнения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов является выпуск юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения, который подтверждается актом выпуска, подписанным уполномоченными представителями управления и юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего выпуск водных биоресурсов, форма которого устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Доказательством исполнения выпуска водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения может являться только вышеуказанный акт выпуска водных биоресурсов, составленный в порядке и форме, предусмотренной частью 4 статьи 45 Закона № 166-ФЗ и Приказом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации «Об утверждении формы акта выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения», и подписанный уполномоченными представителями территориального управления.
Представленные казённым учреждением акты приема-передачи рыбоводной продукции не соответствуют указанным требованиям, составлены в форме обычной хозяйственной деятельности при приемке товаров, услуг, так не указано, например, место выпуска (приложение к отзыву, представленному в электронном виде 02.06.2021).
При изложенных обстоятельствах, ссылки казённого учреждения на акты приема-передачи как на доказательство выпуска молоди водного биологического ресурса в водные объекты рыбохозяйственного значения, не состоятельны, поскольку данные акты составлены с нарушением норм действующего законодательства.
Кроме того акты подписаны не уполномоченным в соответствии с должностным регламентом должностным лицом со стороны территориального управления (ФИО4), вследствие чего не может являться доказательством исполнения обязательств по выданным согласованиям территориальным управлениям (должностной регламент представлен 16.07.2021 и является приложением к возражению).
Суд отмечает, что представленные казённым учреждением акты приема-передачи рыбоводной продукции содержат такие наименования пород рыб, как белый амур, белый толстолобик, пёстрый толстолобик, карп, экземпляры молоди русского осетра в названных актах отсутствуют.
Таким образом, вышеуказанные процедуры со стороны казённого учреждения не были соблюдены, а какие-либо выпуски водных биоресурсов в водный объект совершенные вне установленных законодательством процедур (план воспроизводства, заключение договора, приема уполномоченным лицом Росрыболовства) не являются возмещением ущерба в рамках статьи 45 Закона № 166-ФЗ.
Довод казённого учреждения о пропуске территориальным управлением срока исковой давности отклоняется судом на основании следующего.
Вред, причиненный окружающей среде, возмещается по правилам гражданского законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 7-ФЗ и иными нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды.
Совершая экологическое правонарушение, причинитель вреда вступает в гражданские правоотношения с потерпевшим, исходя из положений генерального деликта (статья 1064 ГК РФ), распространяющегося на все виды причиненного вреда, без каких-либо исключений.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статья 200 ГК РФ).
Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (пункт 2 статьи 196 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. При этом правила пункта 2 статьи 196 ГК РФ распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное (пункт 2 статьи 197 ГК РФ).
Специальный срок исковой давности для исков о компенсации вреда окружающей среде установлен пунктом 3 статьи 78 Закона № 7-ФЗ и составляет двадцать лет.
Закон № 7-ФЗ, устанавливающий специальный срок исковой давности, вступил в силу 12.01.2002.
Резюмируя вышеуказанные нормы права, можно сделать вывод, что срок исковой давности по возмещению ущерба, причиненный водным биологическим ресурсам и среде их обитания (окружающей среде) составляет 20 лет с момента их причинения, но не более 10 лет с момента установления нарушения права.
Другие доводы сторон, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имеют существенного значения и не могут повлиять на правильность изложенных в нём выводов с учетом, представленных в материалах дела доказательствами.
Согласно статье 174 АПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества.
При этом в силу статьи 182 АПК РФ решение должно быть исполнимым.
На основании изложенного, суд признает исковые требования обоснованными и удовлетворяет в полном объеме.
Вопрос о распределение расходов по уплате государственной пошлине судом не рассматривается, так как в соответствии с налоговым законодательством стороны освобождены от её уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» возместить вред, причиненный водным биоресурсам рек Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта при проведении строительных работ по проектам «Строительство мостового перехода через реку Аргун на км 656+756 автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)» (согласование от 29.01.2010 г. № 09-24/815); по проекту на «Строительство автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке обхода г. Гудермес (1-я, 2-я, 3-я очередь) Чеченская Республика категория дороги 1-Б, «Строительство участка дороги км 67+107 автомобильных дорог М-29 «Кавказ» (с. Мескер-Юрт) до автомобильных дорог Гудермес Курчалой (южнее с. Илхан-Юрт)» (согласование от 14.12.2010 г. № 905/09); по проекту «Капитальный ремонт моста через реку Гойта на км 644+415 автомобильной дороги М-29 «Кавказ» из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)» (согласование от 16.09.2011 г. № 36/736); по проекту «Реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара «Павловское через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке км 612+000 – км 622+000 в Чеченской Республике (согласование от 29.07.2013 г. № 36/480) принятием мер по сохранению водных биоресурсов рек Аргун, Ачху, Фортанга и Гойта путем осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов посредством искусственного воспроизводства 2 625 экземпляр молоди русского осетра навеской не менее 3 грамм, последующего их выпуска на территории Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В. Галушка