ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-705/2021 от 05.10.2021 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-705/2021

03 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения изготовлена 05 октября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 ноября 2021 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Минеева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гаспарян А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вершина», г. Ставрополь, ОГРН 1062635138653,

к управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, г. Ставрополь, ОГРН 1152651007541,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края «Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве», г. Ставрополь, ОГРН 1022601979289, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993, общество с ограниченной ответственностью «Наследие», г. Ставрополь, ОГРН 1142651023063,

о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 18.08.2020 № 115,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Вершина» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным предписания от 18.08.2020 № 115 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края «Ставропольский государственный историко-культурный и природно- ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве» (далее – учреждение), министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – министерство), общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Наследие».

Участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, ходатайств не заявили. В силу положений статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам.

В связи с неявкой в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось.

В обоснование заявленных требований общество в заявлении указало, что оспариваемое предписание обязывает заявителя приостановить проведение земляных работ и иных работ на территории объекта культурного наследия, иных требований в предписании не содержится. При этом уполномоченный орган обязан был указать действия, которое необходимо выполнить обществу, однако этого не сделал, что свидетельствует о фактической блокировке хозяйственной деятельности заявителя и неисполнимости предписания. Кроме того предписание вынесено раньше, чем получено задание на проведение проверки в отношение общества.

Управление в отзыве на заявление указало на законность оспариваемого предписания, так как перед выполнением работ на спорном земельном участке заявителю необходимо было согласовать их с заинтересованным лицом, чего сделано не было, а также, указало, что при вынесении предписания допущена опечатка в дате, фактически предписание выдано 18.09.2020. Просило отказать в удовлетворении требований.

Учреждение в отзыве на заявление, указало, что указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» установлено, что «Комплекс памятников, ранний железный век, IV-VX вв. н.э. 1-е Татарское городище, 2-Татарское городище» является объектом культурного значения федерального значения. Приказом Министерства культуры Ставропольского края от 03.12.2013 утверждено описание границ территории объекта культурного наследия с указанием их словесного описания и координат поворотных точек. Следовательно, заявитель имел возможность определить путем совмещения координат, что территория используемого им лесного участка входит в территорию объекта культурного наследия. На территории объекта культурного наследия заявителем осуществлялись земляные и иные хозяйственные работы, которые могли привести к повреждению объекта культурного наследия. Оспариваемое предписание вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, общество не доказало нарушения его прав и охраняемых законом интересов. Просил отказать в удовлетворении требований заявителя.

Представитель ООО «Наследие» в ходе судебного разбирательства пояснил, что для спорного объекта культурного наследия установлены границы, в которых должен соблюдаться определенный режим использовании. При осуществлении каких-либо работ в границах объекта культурного наследия, должно учитывать, что на территории объекта культурного наследия запрещены любые работы не связанные с сохранением такого объекта.

Министерство в отзыве на заявление указало, что органами охраны объектов культурного наследия никаких охранных документов на объект культурного наследия федерального значения «Татарское городище» в министерство не представлялось. Согласно приказу министерства от 19.04.2007 № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» министерство организовало ознакомление заинтересованных лиц с проектами лесохозяйственных регламентов государственных казенных учреждений (лесничеств) Ставропольского края. Проекты лесохозяйственных регламентов лесничеств были размещены на официальном информационном Интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края, расположенном в сети. По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний министерство в течение 30 дней провело доработку проекта лесохозяйственных регламентов и их утверждение приказом министерства от 22.08.2011 № 68 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов государственных учреждений (лесничеств) в новой редакции». Замечаний к проекту лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения (ГКУ) «Ставропольское лесничество» от министерства культуры Ставропольского края, в том числе и для определения границ объекта культурного наследия федерального значения «Татарское городище», в адрес министерства не поступало. Соответственно границы данного объекта в пределах земель лесного фонда ГКУ «Ставропольское лесничество» не определены. Вид разрешенного использования в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей использования лесного участка, на котором расположен вышеупомянутый объект, не определен. Проект лесохозяйственного регламента Ставропольского лесничества, утвержденного приказом министерства от 03.04.2019 № 173, также был размещен на официальном информационном Интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края для ознакомления заинтересованных лиц и внесения в них изменений. Замечаний к проекту лесохозяйственного регламента ГКУ «Ставропольское лесничество» от министерства культуры Ставропольского края, в том числе и для определения границ объекта культурного наследия федерального значения «Татарское городище» в адрес министерства не поступало. Просило принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Исследовав материалы дела, суд по существу заявленных требований пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» на государственную охрану поставлен объект культурного наследия федерального значения: «Комплекс памятников, ранний железный век,
IV-IX вв. н.э.»: «1-е Татарское городище», VII-V вв. до н.э., III в. до н.э. –
II в. н.э., VIII-X вв. н.э.; «2-е Татарское городище», VII-IV вв. до н.э., III в. до н.э. – II в. н.э., VIII-X вв. н.э. (далее – Памятник).

В соответствии с приказами Министерства культуры Российской Федерации от 07.10.2015 № 2147-р, от 04.12.2015 №№ 25104-р, 26130-р указанные объекты культурного наследия включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации с регистрационными номерами 261540310450006, 261540310450016, 261540310450026 соответственно.

03 декабря 2013 года министерством культуры Ставропольского края издан приказ № 688, которым утверждено следующее описание границ Памятника – Ставропольский край, Шпаковский район, восточная окраина с. Татарка, на левом и правом берегу р. Татарка (фактический адрес: г. Ставрополь, юго-западный район, восточнее улицы Доваторцев, южнее проезда Лазурного, западнее улицы Космонавтов).

Приказами управления от 14.10.2015 № 249, от 19.09.2017 № 227 утверждены предмет охраны и режимы использования территории объекта культурного значения – Памятника.

02 октября 2008 года министерством (арендодатель) с обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 43 (далее – договор), согласно которому арендодатель предоставил обществу во временное пользование лесной участок площадью 0,2 га, учетный кадастровый номер части земельного участка 008 с кадастровым номером 26:11:0:0028, местоположение: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный район, государственное учреждение «Ставропольское лесничество» квартал 52 выделы 7, 8, для осуществления рекреационной деятельности в соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 1.1, 1.4 договора).

Данный договор зарегистрирован управлением Федерального регистрационной службы по Ставропольскому краю 12.11.2008 под номером 26-26-11/025/2008-158, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Лесной участок передан обществу по акту приема-передачи лесного участка (приложение № 5 к договору).

Согласно пунктам 3.3.2, 3.3.3 договора арендатор имеет право осуществлять строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, размещать временные постройки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на участках, не занятых деревьями и кустарниками.

Срок аренды установлен на 25 лет до 18.12.2032 года (пункт 7.1 договора).

Лесной участок имеет целевое назначение: защитные леса: леса, расположенные в зеленой зоне (приложение № 2 к договору).

27 августа 2020 года в управление от учреждения поступило письмо № 332 (вх. № 2610) о том, что в границах памятника федерального значения «татарское городище» обществом проводятся земляные работы.

В целях проверки содержащихся в названном заявлении доводов начальником заинтересованного лица государственным инспекторам 31.08.2020 дано задание на осуществление мероприятия по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 31.08.2020 № 244 проведен осмотр состояния объектов культурного наследия федерального значения: 1-е Татарское городище, VII-V вв. до н.э., III в. до н.э. – II в. н.э., VIII-Х вв. н.э.,
2-е Татарское городище,
VII-V вв. до н.э., III в. до н.э. – II в. н.э., VIII-Х вв. н.э., входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс памятников, ранний железный век, IV-Х вв. н.э.».

01 сентября 2020 года заинтересованному лицу от учреждения поступило письмо № 337 (вх. № 2660) в дополнение к письму от 27.08.2020, содержащее сведения о том, что земляные работы с помощью ковша экскаватора, осуществлено разрушение культурного слоя в рамках археологического памятника, а также приведены координаты характерных точек, в которых осуществляются земляные работы.

По результатам проведенного управлением вышеуказанного мероприятия составлен акт осмотра состояния объектов культурного наследия от 02.09.2020 № 209-АО, в котором отражено, что на земельном участке, находящемся вдоль ул. Доваторцев с левой стороны (по направлению маршрута движения к с. Татарка Шпаковского района), частично занятом растущими деревьями, после дороги, ведущей к зданию, по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 140, произведены земляные работы. На момент проведения осмотра были выкопаны траншеи, с установкой в них бетонных колодцев, а также прокладкой в данных траншеях гофр и кабелей. На осмотренной территории также наблюдались отвалы земли после проведения земляных работ, бухты кабеля, пластиковые трубы. На момент осмотра рабочие проводили работы по прокладке кабеля. Один из колодцев на момент осмотра был огорожен лентой в красно-белую полосу, натянутую между столбиков. Также на осмотренной территории расположен ряд построек из деревянных бревен, построенных в стиле древнерусского зодчества под «сруб».

Поскольку данная деятельность общества могла нарушить целостность Памятника и создать угрозу его повреждения и разрушения управлением ему выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 18.08.2020 № 115, которым заявителю предписано незамедлительно приостановить земляные и иные работы на земельном участке, расположенном в квартале 52, выделах 7, 8 Ставропольского лесничества.

Полагая, что названное предписание является незаконным, нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее –
Закон № 73-ФЗ).

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В силу статьи 6 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно статье 11 Закона № 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о приостановлении работ, указанных в статье 36 настоящего Федерального закона.

В силу части 7 статьи 11 Закона № 73-ФЗ мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.03.2015 № 102-п утверждено Положение об управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия» (далее – Положение № 102).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 102 управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края (далее соответственно - установленная сфера деятельности, объекты культурного наследия), а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

Основными задачами управления являются сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ставропольского края, что определено в пункте 9 Положения № 102.

Полномочия управления по проведению мероприятий по контролю и выдаче предписаний по приостановлению работ установлены подпунктом 3 пункта 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ, приказом управления от 27.02.2017 № 42 «Об утверждении административного регламента осуществления федерального государственного контроля (надзора) управлением ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия «Федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Ставропольского края, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в перечень, который устанавливается Правительством Российской Федерации».

Из изложенного следует, что мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия проведено 02.09.2020 и оспариваемое предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

В статье 36 Закона № 73-ФЗ определены меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 названного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

На территории памятника разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях (части 1, 5 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ).

В силу статьи 28 Закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится, в том числе, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия при проведении земляных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 названного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

Согласно статье 30 Закона № 73-ФЗ объектом историко-культурной экспертизы является, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Закона № 73-ФЗ.

Земляные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Закона № 73-ФЗ работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Закона № 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (часть 2 статьи 36 Закона № 73-ФЗ).

В пункте 1 статьи 31 Закона № 73-ФЗ установлено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Согласно пункту 2 статьи 32 Закона № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу пункта 7 статьи 36 Закона № 73-ФЗ изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.

Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия определяет меры по обеспечению сохранности указанных в настоящем пункте объектов, включающие в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.

Согласно пункту 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу пункта 3 указанной статьи изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно пункту 4 статьи 40 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, регулируется положениями статьи 45 Закона №73-ФЗ и Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 № 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу пункта 1 статьи 47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в частности: не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Как установлено материалами дела, на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» на государственную охрану поставлен объект культурного наследия федерального значения: «Комплекс памятников, ранний железный век, IV-IX вв. н.э.: 1-е Татарское городище, VII-V вв. до н.э., III в. до н.э. – II в. н.э., VIII-X вв. н.э. (памятник); 2-е Татарское городище, VII-IV вв. до н.э., III в. до н.э. – II в. н.э., VIII-X вв. н.э.».

Приказами управления от 14.10.2015 № 249, от 19.09.2017 № 227 утверждены предмет охраны и режимы использования территории объекта культурного значения – Памятника.

02 октября 2008 года министерством с обществом заключен договор аренды лесного участка № 43 с кадастровым номером 26:11:0:0028.

В 2011 году обществом подготовлен проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на арендуемом лесном участке предполагающий размещение временных построек, используемых в рекреационных целях в количестве 2-х штук, подземного трубопровода и линию электропередач. 30.12.2011 на указанный проект получено положительное заключение № 08-173 государственной экспертизы.

В 2015 году заявителем подготовлен новый (измененный) проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на арендуемом лесном участке.

Разработка данного проекта обусловлена согласованным с арендодателем решением арендатора внести изменения в проект, разработанный и прошедший в 2011 году государственную экспертизу. Указанным проектом, за проектируемый период планировалось размещение на лесном участке следующих объектов: - постройки временные, используемые в рекреационных целях (3 шт.); - площадку для игр (площадка детская); - площадку для установки мусоросборников (контейнерная площадка); - наземную туалетную кабину; - два подземных трубопровода (водовод и канализация) с канализационными колодцами; - линию электропередач кабельную с фонарями наружного освещения (ЛЭП); - пешеходные дорожки; - площадку для установки мусоросборников. 26 января 2016 года на указанный проект получено положительное заключение № 08-426 государственной экспертизы.

В 2018 году заявителем подготовлен проект освоения лесов, предусматривающий внесение изменения в проект, разработанный и прошедший в 2015 году государственную экспертизу, в части увеличения охранных мероприятий по использованию леса. 16 ноября 2018 года на указанный проект получено положительное заключение № 526 государственной экспертизы.

Получив положительное заключение, заявитель осуществил монтаж некапитальных сооружений, выполненных из деревянного сруба, произвел прокладку трубопровода и совершил комплекс мероприятий, предусмотренных проектом.

Факт проведения обществом указанных работ установлен в ходе проведенного специалистами управления осмотра объекта культурного наследия – Памятника, что подтверждается актом осмотра от 02.09.2020 № 209-АО и представленными в материалы дела фотоматериалами, а также письмом учреждения от 01.09.2020.

Границы указанного объекта культурного наследия утверждены 03.12.2013 приказом министерства культуры Ставропольского края в виде их словесного описания, позволяющих их определить и соответственно путем сопоставления с данными, содержащимися в договоре аренды, определить входит арендуемый лесной участок в границы объекта культурного наследия – Памятника или нет.

Согласно графическому материалу, представленному ООО «Наследие» границы лесного участка по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный район, государственное учреждение «Ставропольское лесничество», квартал 52, выделы 7, 8 накладываются на границы объекта культурного наследия федерального значения – Памятника. Вхождение арендуемого обществом лесного участка в границы Памятника также подтверждается, актом от 07.04.2021, составленного по результатам проведенного участниками процесса совместного осмотра арендуемого обществом лесного участка.

С учетом изложенного судом отклонен довод общества о том, что управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что территория лесного участка заявителя входит в территорию объекта культурного наследия, как противоречащий установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и носящий предположительный характер.

Поскольку спорный объект культурного наследия включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, в силу вышеприведенных нормативных положений при проведении земельных, строительных и иных работ на арендуемом обществом лесном участке, полностью входящим в границы объекта культурного наследия – Памятника должны быть соблюдены требования специального Закона № 73-ФЗ, в частности, работы должны производится на основании разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия, и проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (управлением).

Вместе с тем на момент вынесения оспариваемого предписания у заинтересованного лица отсутствовала информация о наличии в проектной документации на проводимые обществом работы раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия и о согласовании этого раздела с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, а также отсутствовали сведения о принятии уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия (заинтересованным лицом) решения о возможности хозяйственного освоения арендуемого обществом лесного участка.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии у заявителя установленных Законом № 73-ФЗ обязанностей по принятию мер, направленных на сохранение спорного объекта культурного наследия – Памятника, а у управления оснований для выдачи оспариваемого предписания.

Возложенная предписанием на общество обязанность приостановить земляные и иные работы на земельном участке, расположенном в квартале 52, выделах 7, 8 Ставропольского лесничества прямо предусмотрена пунктом 7 статьи 36 Закона № 73-ФЗ и направлена обеспечение сохранности объекта культурного наследия – Памятника, что свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого предписания.

Доводы заявителя о неисполнимости и неопределенности оспариваемого предписания не принимаются судом, поскольку предмет обязания заявителя не выходит за рамки установленных Законом № 73-ФЗ обязанностей, доказательств, свидетельствующих о том, что указанные в оспариваемом предписании мероприятия противоречат действующему законодательству, возлагают на общество дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, в материалы дела не представлено. Из содержания вышеприведенных положений Закона № 73-ФЗ и содержания оспариваемого предписания следует, что у общества фактически не имеется неясности в том, что ему необходимо предпринять в целях выполнения предписания, формулировки предписания двойственности в понимании не содержат. В связи с чем, оснований для его неисполнения у общества отсутствуют.

Довод заявителя о том, что оспариваемое предписание выдано с нарушением должностных полномочий, так как выдано ранее издания управлением задания на проведение мероприятий по контролю 31.08.2020 № 244 отклоняется ввиду следующего.

Оспариваемое предписание выдано управлением по результатам мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия в соответствии с административным регламентом осуществления федерального государственного контроля (надзора).

Предписание зарегистрировано 18.09.2020 в используемой управлением системе электронного документооборота «Дело», ему присвоен исходящий № 04-12/3992, что подтверждается скриншотом из электронного журнала исходящей документации управления, однако, на его бумажной версии ошибочно указана дата 18.08.2020.

В связи с чем, при выдаче оспариваемого предписания должностные полномочия управлением не нарушены.

Доводы заявителя о том, что он добросовестно выполнял права и обязанности арендатора лесного участка и не был осведомлен о том, что участок отнесен к территории объекта культурного наследия не принимается судом, поскольку данное обстоятельство не опровергает вывода о возможном причинении вреда объекту культурного наследия и не снимает с общества обязанностей, установленных Законом № 73-ФЗ, в отношении спорного объекта культурного наследия, при том, что сведения о том, что Памятник является объектом культурного наследия содержатся в нормативных актах, находящихся в открытом доступе (опубликованных в установленном действующим законодательством порядке).

Принимая во внимание изложенное, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ установленные при рассмотрении дела обстоятельства и представленные участниками процесса доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания, в связи с чем в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказал заявителю в удовлетворении заявленных им требований.

Доводы лиц, участвующих в деле, приведенные в ходе судебного разбирательства в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на изложенные в нем выводы суда.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку решение вынесено в пользу заинтересованного лица, расходы по уплате государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью «Вершина», г. Ставрополь,
ОГРН 1062635138653, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в двухмесячный срок после вступления в законную силу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А.С. Минеев