ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-7229/11 от 13.12.2012 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь

Дело № А63-7229/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2012 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Алиевой А.К., судей Русановой В.Г., Зорина В.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной А.Ю., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Гранит КМВ» г. Минеральные Воды, ОГРН <***>,

к администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края г.Минеральные Воды

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, глава администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края, г.Минеральные Воды

о признании постановления администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края №1234 от 21.05.2010 «Об утверждении Положения о наружной рекламе в городе Минеральные Воды» недействующим,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Гранит КМВ» г.Минеральные Воды (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края г.Минеральные Воды (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании постановления администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края №1234 от 21.05.2010 «Об утверждении Положения о наружной рекламе в городе Минеральные Воды» недействующим.

Определением суда от 17.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - глава администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края, г.Минеральные Воды.

В судебном заседании 12.12.2012года был объявлен перерыв до 13.12.2012года.

О времени и месте судебного заседания после перерыва было объявлено публично путем размещения сведений на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края.

13.12.2012года судебное заседание было продолжено.

В обоснование требования общество в заявлении и в дополнении к нему указало, что вопросы, связанные с рекламой, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городских поселений не относятся, отношения связанные с рекламой не могут регулироваться нормативно правовыми актами городского поселения; Федеральный закон от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон №38-ФЗ), ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Устав города Минеральные Воды не предусматривают полномочий главы городского поселения издавать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. При этом соглашение о передаче администрации города Минеральные Воды Минераловодского района части полномочий администрации Минераловодского муниципального района по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, аннулированию таких разрешений, а также о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды за счет межбюджетных трансферов Минераловодского муниципального района, заключенное в 2010 году, не публиковалось, следовательно, полномочия в сфере рекламы к администрации города в 2010 году не перешли. Полагает, что оспариваемое постановление принято с превышением полномочий.

Нарушение своих прав и законных интересов, препятствование в осуществлении предпринимательской деятельности общество видит в том, что администрация, полагаясь на наличие у нее соответствующих полномочий в силу оспариваемого постановления обратилась в суд с иском об обязании общества произвести демонтаж рекламных конструкций. Кроме того, судом в отношении общества рассматривается вопрос о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование земельными участками, неосновательного обогащения и процентов за установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Общество просит суд заявление удовлетворить.

Администрация города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края в отзыве возразила против удовлетворения заявления, указав, что решение от 23.03.2011 №7/80 и соглашение о передаче полномочий на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, а также выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды, заключенное между администрацией города Минеральные Воды и администрацией Минераловодского муниципального района 25.03.2011, являясь нормативными актами, в соответствии со статьей 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделило администрацию города Минеральные Воды полномочиями по выдаче разрешений на установку и демонтаж рекламных конструкций в границах города Минеральные Воды, полагает, что администрацией на законных основаниях было издано постановление №1234 от 21.05.2010.

Администрация сослалась на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2012, принятое по делу №А63-6160/2011, оставленное без изменения постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 17.09.2012, которым в удовлетворении заявления ООО «Гранит КМВ» о признании незаконными решения Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края от 23.03.2011 № 7/80 «О передаче администрации города Минеральные Воды Минераловодского района части полномочий администрации Минераловодского муниципального района по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, аннулированию таких разрешений, а также выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды за счет межбюджетных трансфертов Минераловодского муниципального района» и соглашения от 25.03.2011 о передаче полномочий на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, а также выдачу предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды, заключенного между администрацией Минераловодского муниципального района и администрацией города Минеральные Воды, отказано на том основании, что оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в установленном порядке, приняты в соответствии с требованиями Закона № 131-ФЗ и ФЗ «О рекламе» и не нарушают права и законные интересы общества. В названных судебных актах, поясняет администрация, дана правовая оценка по вопросу наличия у главы города Минеральные Воды полномочий по урегулированию отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Кроме того, пояснил, что в Уставе города Минеральные Воды содержится не исчерпывающий перечень полномочий главы администрации г.Минеральные Воды.

Считает, что в заявлении ООО «Гранит КМВ» не указало в чём выражается нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку срок действия соглашения о передаче полномочий от 02.04.2010, во исполнение которого издано оспариваемое постановление, утвердившее Положение о наружной рекламе, истек 01.10.2010. На вопрос суда представитель заявителя в судебном заседании 12.12.2012 пояснил, что сведений о публикации соглашения от 20.04.2010 не имеется. Просил в удовлетворении заявления отказать.

Третье лицо в отзыве на заявление поддержало доводы администрации.

13.12.2012 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились.

В соответствии с частью 2 статьи 194 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, при таких обстоятельствах не является препятствием для рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 21.05.2010 принято постановление администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края №1234 «Об утверждении Положения о наружной рекламе в городе Минеральные Воды». Указанный акт опубликован в газете «Время Минеральных Вод» №21 (73) от 04.06.2010 года.

Правовой анализ акта свидетельствует о том, что постановление администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края №1234 «Об утверждении Положения о наружной рекламе в городе Минеральные Воды» обладает признаками нормативного правового акта, поскольку представляет собой официальный документ, принятый в определенной законом форме с опубликованием в газете «Время Минеральных Вод» №21 (73) от 04.06.2010 года, утвердившем Положение о наружной рекламе в городе Минеральные Воды, которое устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии, а именно, устанавливает единый порядок и требования к проектированию, оформлению и согласованию разрешительной документации, размещению и эксплуатации средств наружной рекламы и информации на территории города Минеральные Воды.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом не соответствующим закону или иному правовому акту и нарушающим гражданские и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие двух обстоятельств: несоответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Из смысла приведенных норм следует, что суд проверяет нормативный акт на соответствие закону с учетом оспариваемых заявителем положений. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта ограничено условием наличия нарушения указанным актом прав и законных интересов заявителя.

В силу подпункта 15.1 пункта 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с ФЗ «О рекламе». Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется статьей 19 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно Закону Ставропольского края от 04.10.2004 N 88-КЗ "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" город Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края наделен статусом городского поселения; Минераловодское территориальное муниципальное образование Ставропольского края наделено статусом муниципального района.

Статьей 19 ФЗ «О рекламе» определен порядок выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, аннулирование такого разрешения, порядок сноса рекламной конструкции, а также указан орган местного самоуправления, уполномоченный выдавать и аннулировать такие разрешения, а именно: орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

ФЗ «О рекламе» и Закон N 131-ФЗ не содержат положений о том, что компетенция муниципального района по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории района является исключительной. Таким образом, орган местного самоуправления имеет право реализовать свои полномочия в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 15 Закона №131-ФЗ.

Как видно из материалов дела, оспариваемое постановление издано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации", Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", соглашением, заключенным между администрацией Минераловодского муниципального района и администрацией города Минеральные Воды от 02.04.2010 о передаче полномочий на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, а также выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды.

02 апреля 2010 года администрация Минераловодского муниципального района и администрация города Минеральные Воды заключили соглашение о передаче полномочий на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, а также выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды.

В соответствии с названным соглашением администрация Минераловодского муниципального района передает, а администрация города Минеральные Воды принимает указанные полномочия.

В силу пункта 3.1 соглашения оно заключено на срок с 02.04.2010 по 01.10.2010.

Указанным соглашением полномочия администрации муниципального района на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, а также выдачу предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды переданы администрации поселения (г. Минеральные Воды).

Таким образом, изъятие полномочий (функций) у администрации муниципального района и возложение их на администрацию поселения изменяет права и обязанности неограниченного круга лиц, обращающихся в органы местного самоуправления за совершением действий, получением необходимой информации и документов, в том числе выдачей или аннулированием разрешений на установку рекламных конструкций. Соответственно, положения соглашения направлены на регулирование отношений в сфере размещения рекламных конструкций и рассчитаны на неограниченное применение, поскольку влияют на права и законные интересы неограниченного круга лиц, обращающихся за выдачей разрешений на установку рекламных конструкций, а также установивших рекламные конструкции на территории города Минеральные Воды.
  В силу изложенного, соглашение от 02.04.2010 носит нормативный характер.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Необходимость опубликования нормативного правового акта также следует и из положений пункта 2 части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".

Согласно части 1 статьи 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).

Данное требование Закона содержится также в пункте 7 статьи 40 Устава города Минеральные Воды, из которого следует: муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Обнародование осуществляется посредством их размещения для ознакомления граждан на информационных стендах и (или) в других местах, определяемых Минераловодской городской Думой, опубликования в местном печатном средстве массовой информации, доведения до населения через средства местного радиовещания.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 48), официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

На основании изложенного следует, что отсутствие официального опубликования нормативного акта означает, что он не вступил в законную силу и не может считаться введенным в действие с момента его издания.

Судом установлено, что соглашение от 02.04.2010 не опубликовано в установленном законом порядке в средствах массовой информации.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Суд считает, что соглашение от 02.04.2010, как нормативно правовой акт, затрагивающий права и обязанности граждан, подлежало официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, отсутствие которого исключает возможность вступления его в силу. Не опубликованный нормативный акт, как не вступивший в законную силу, не подлежит применению, а также не влечет правовых последствий.

При издании соглашения от 02.04.2010 допущено нарушение предусмотренных правил введения нормативного правового акта в действие, в частности правил его опубликования.

Следовательно, полномочия в сфере рекламы администрации города Минеральные Воды по соглашению от 02.04.2010 года не переданы; оспариваемое постановление №1234 от 21.05.2010 принято администрацией в отсутствие соответствующих полномочий.

Кроме того, оспариваемое обществом постановление, повлекло правовые последствия для заявителя в виде притязаний администрации, выразившихся в обращении ее в суд с требованием к обществу о демонтаже рекламных конструкций (дело №А63-3540/2010), право на которое предусмотрено оспариваемым постановлением, а также, о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование земельными участками, неосновательного обогащения и процентов за установку и эксплуатацию рекламных конструкций (дело №А63-10692/2012) – требования, основанные на оспариваемом постановлении, чем нарушены права и законные интересы ООО «Гранит КМВ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлен факт принятия оспариваемого постановления от 21.05.2010 №1234 в отсутствие соответствующих полномочий, а также его применения до настоящего времени, чем нарушаются права и законные интересы ООО «Гранит КМВ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ходатайство заинтересованного лица о прекращении производства по делу не подлежит удовлетворению как противоречащее действующему законодательству.

Положения части 5 статьи 195 АПК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и статьей 192 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (Определение КС РФ от 12.07.2006 №182-О).

С учетом изложенного, требование заявителя о признании постановления администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края №1234 от 21.05.2010 «Об утверждении Положения о наружной рекламе в городе Минеральные Воды» недействующим подлежит удовлетворению, а само постановление признанию не соответствующим статье 15 Закона №131-ФЗ и статье 19 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины, уплаченные обществом при подаче заявления, относятся на администрацию города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края г.Минеральные Воды.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 194-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края,

Р Е Ш И Л:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Гранит КМВ» г. Минеральные Воды, ОГРН <***>, удовлетворить.

Признать постановление администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края №1234 от 21.05.2010 «Об утверждении Положения о наружной рекламе в городе Минеральные Воды» не соответствующим статье 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статье 19 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и недействующим.

Взыскать с администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края г.Минеральные Воды , ОГРН <***>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Гранит КМВ» г. Минеральные Воды, ОГРН <***>, 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья А.К.Алиева

Судьи В.Г.Русанова

В.А.Зорин