ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-7816/2021 от 12.01.2022 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-7816/2021

19 января 2022 года

Резолютивная часть решения изготовлена 12 января 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 января 2022 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Минеева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гаспарян А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ставропольская пассажирская транспортная компания», г. Ставрополь, ОГРН <***>,

к министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН <***>,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное казенное учреждение «Ставропольавто», г. Ставрополь, ОГРН <***>,

об отмене постановления о назначении административного наказания от 22.04.2021 № 13,

о прекращении производства по делу об административном правонарушении,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ставропольская пассажирская транспортная компания» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее – заинтересованное лицо, министерство) об отмене постановления о назначении административного наказания от 22.04.2021 № 13 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (далее – Закон № 20-кз), и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей;

о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Определением суда от 26.05.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 26.07.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение «Ставропольавто» (далее – ГКУ «Ставропольавто», третье лицо).

В обоснование заявленных требований общество в заявлении и дополнениях к заявлению указало, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, поскольку нарушения во времени отправления по маршруту № 46 были вызваны затрудненным движением на пересечении улиц Пирогова и 45-Параллель г. Ставрополя в результате дорожно-транспортного происшествия, что подтверждается документами, приложенными к заявлению. Также указал, что при назначении наказания министерством не были учтены смягчающие обстоятельства (общество является субъектом малого предпринимательства и ранее к административной ответственности не привлекалось).

Министерство в отзыве на заявление указало, что оспариваемым постановлением заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.3 Закона № 20-кз за невыполнение регулярной перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 46 «ж/к «Олимпийский» – мкр. Радуга» с начального остановочного пункта. Доказательств по поводу произошедшего дорожно-транспортного происшествия, препятствующего движению автотранспортных средств по спорному маршруту обществом не представлено. Просило отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо в ходе судебного разбирательства представило пояснения ФИО1, в которых указано, что мониторинг проводился в рамках исполнения должностных обязанностей, сбор необходимой информации осуществлялся без какого-либо взаимодействия с перевозчиками , их водителями и иными их работниками, путем визуального наблюдения за движением транспортных средств от остановочного пункта «ж/к Олимпийский».

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, ходатайств не заявили. В силу положений статей 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц по имеющимся письменным доказательствам.

В связи с неявкой в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось.

До начала судебного заседания от министерства поступил дополнительный отзыв на заявление, в котором оно указало, что согласно положениям Устава государственного казенного учреждения «Ставропольавто», государственное казенное учреждение «Ставропольавто» является некоммерческой организацией, созданной для реализации отдельных функций министерства дорожного хозяйства, и транспорта Ставропольского края в форме казенного учреждения, полностью финансируется из бюджета Ставропольского края. В целях подготовки для внесения учредителю предложений о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по основанию, предусмотренному тре­бованиями пункта 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), специалистами ГКУ «Ставропольавто» проводятся мониторинговые исследования в области транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском округе города Ставрополя Ставропольского края и городском округе города-курорта Пятигорска Ставропольского края, путем сбора и обработки необходимой информации.

Исследовав материалы дела, суд по существу заявленных требований пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя выдано обществу свидетельство серии 260012 № 000591 на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае № 46 «ж/к «Олимпийский - мкр. Радуга», а также карты маршрута и расписания движения транспортных средств.

В целях исполнения пункта 7 части 1 статьи 29 Закона № 220-ФЗ сотрудниками ГКУ «Ставропольавто» проведены мониторинговые исследования путем сбора и обработки необходимой информации о соблюдении расписаний (графиков) движения пассажирского транспорта на маршруте регулярных перевозок в Ставропольском крае № 46 «ж/к «Олимпийский - мкр. Радуга».

При проведении контрольных мероприятий по выявлению нарушений перевозчиками условий свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае на межмуниципальном маршруте регулярных перевозок по маршруту № 46 «ж/к «Олимпийский - мкр. Радуга», выявлены нарушения обществом расписания движения транспортных средств, а именно 16.03.2021 в период времени с 09 часов 00 минут до 12 часов 00 минут с конечного остановочного пункта «ж/к «Олимпийский» отправлено 18 транспортных средств, а согласно утвержденному расписанию должно отправиться 25 транспортных средств, кроме того, интервал движения, согласно расписанию с 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут должен составлять 6 минут, а фактически составляет 12,2 минут. Выявленные нарушения отражены в акте мониторинга соблюдения расписании (графиков) движения пассажирского транспорта на маршруте регулярных перевозок от 16.03.2021 № 17.

Отраженные в названном акте нарушения послужили основаниями передачи материалов дела заинтересованному лицу и возбуждения должностным лицом министерства в отношении заявителя дела об административном правонарушении.

Уведомлением от 06.04.2021 № 01-20/3977 министерство известило общество о необходимости явки 09.04.2021 в 10 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается списком почтовых отправлений от 06.04.2021 № 2.

09 июня 2021 года в отсутствие законного представителя общества, сотрудником министерства в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 18.

По итогам рассмотрения административного дела 22.04.2021 в присутствии генерального директора общества вынесено постановление № 13, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.3 Закона № 20-кз с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В части 7 названной статьи АПК РФ указано, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Закона № 220-ФЗ.

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату проведения министерство контрольных мероприятий (проверки)) свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В силу части 1 статьи 35 Закона № 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок либо с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, требований порядка посадки и высадки пассажиров.

Указанные в части 1 настоящей статьи полномочия осуществляются органом государственного транспортного контроля. Контроль за выполнением иных, не указанных в части 1 настоящей статьи, условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство (часть 2 статьи 35 Закона № 220-ФЗ).

Постановлением правительства Ставропольского края от 04.09.2017 352-п утверждено Положение о министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее – Положение о министерстве) в соответствии с которым министерство контролирует в пределах полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 35 Закона № 220-ФЗ, выполнение условий государственного контракта на осуществление регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, заключенного (выданного) министерством, а также соблюдение требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам в Ставропольском крае, установленных Правительством Ставропольского края (пункт 10.8).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 10.9 Положения о министерстве заинтересованное лицо осуществляет региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

Задачами проведения мероприятий по контролю за соблюдением транспортного законодательства являются: выявление факторов нарушения действующего законодательства Ставропольского края в сфере осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Ставропольском крае.

Согласно пункту 3 Требований № 134-п регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок должны осуществляться перевозчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, организации регулярных перевозок, обеспечения безопасности дорожного движения и транспортной безопасности.

Пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

В соответствии с частью 3 статьи 6.3 Закона № 20-кз нарушение перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае на основании документов, подтверждающих право осуществления указанных перевозок, расписания движения транспортного средства, пути следования транспортного средства от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, максимального количества транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимального срока эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, и (или) требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, установленных Правительством Ставропольского края или органом местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено материалами дела, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя выдал обществу свидетельство серии 260012 № 000591 на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае № 46 «ж/к «Олимпийский - мкр. Радуга», а также карты маршрута и расписания движения транспортных средств.

Согласно акту мониторинга соблюдения расписании (графиков) движения пассажирского транспорта на маршруте регулярных перевозок от 16.03.2021 № 17 (далее – акт № 17), 16.03.2021 в период времени с 09 часов 00 минут до 12 часов 00 минут обществом с конечного остановочного пункта «ж/к «Олимпийский» отправлено 18 транспортных средств, а согласно утвержденному расписанию должно отправиться 25 транспортных средств, кроме того, интервал движения, согласно расписанию с 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут должен составлять 6 минут, а фактически составляет 12,2 минут.

В соответствии с частью 1 статьи 29.1 Закона № 220-ФЗ в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, индивидуальный предприниматель, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.

В соответствии с указанными нормами заявитель не направлял в адрес министерства уведомление об изменении графика по спорному маршруту.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества признаков объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 6.3 Закона № 20-кз.

К доводу общества об отсутствии обоснования законности привлечения ГКУ «Ставропольавто» к проведению мониторинга соблюдения расписаний (графиков) движения пассажирского транспорта на маршруте регулярных перевозок, суд относится критически.

Согласно положениям Устава государственного казенного учреждения «Ставропольавто», ГКУ «Ставропольавто» является некоммерческой организацией, созданной для реализации отдельных функций министерства дорожного хо­зяйства, и транспорта Ставропольского края в форме казенного учреждения, полностью финансируется из бюджета Ставропольского края.

ГКУ «Ставропольавто» создано в целях реализации государственной политики в области автомобильного транспорта, направленной на удовлетворение потребностей населения и экономики Ставропольского края, в части реализации основных видов деятельности и находится в ведомственном подчинении министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, которое исполняет функции учредителя (далее – учредитель).

ГКУ «Ставропольавто» осуществляет в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, в том числе, следующий вид деятельности: внесение учредителю предложений о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Одним из структурных подразделений ГКУ «Ставропольавто» является отдел организации муниципальных перевозок государственного казенного учреждения «Ставропольавто», который согласно Положению об отделе организации муниципальных перевозок государственного казенного учреждения «Ставропольавто», утвержденному приказом ГКУ «Ставропольавто» от 15.02.2021 № 3004 и выполняет функцию внесения учредителю предложений о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Одним из оснований для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту согласно требованиям пункта 7 части 1 статьи 29 Закона № 220-ФЗ является принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.

В целях подготовки для внесения учредителю предложений о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по основанию, предусмотренному требованиями пункта 7 части 1 статьи 29 Закона № 220-ФЗ, специалистами ГКУ «Ставропольавто» проводятся мониторинговые исследования в области транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском округе города Ставрополя Ставропольского края и городском округе города-курорта Пятигорска Ставропольского края, путем сбора и обработки необходимой информации.

Кроме того, согласно пункту 4 изменений в Устав ГКУ «Ставропольавто», утвержденных 03.02.2021, пункт 2.3.3 Устава изложен в следующей редакции: «Участие в мероприятиях по контролю за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта на осуществление регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, заключенных (выданных) органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в сфере транспортного обслуживания населения, а также за соблюдением требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, по нерегулируемым тарифам в Ставропольском крае».

Также, согласно должностной инструкции главного специалиста отдела организации муниципальных перевозок ГКУ «Ставропольавто» к одной из должностных обязанностей главного специалиста относится проведение мониторинговых исследований в области транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском округе города Ставрополя Ставропольского края и городском округе города – курорта Пятигорска Ставропольского края, путем сбора и обработки необходимой информации.

Таким образом, действия сотрудников ГКУ «Ставропольавто» по осуществлению мониторинга соблюдения расписаний (графиков) движения пассажирского транспорта, на маршруте регулярных перевозок, являются законными и обоснованными.

К доводу общества о том, что в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в 09 часов 15 минут 16.03.2021 было затруднено движение по ул. Пирогова и
ул. 45-Параллель, что повлекло за собой увеличение продолжительности движения по маршруту суд относя критически ввиду следующего.

В поступившем из главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ставрополю запрашиваемой судом информации, указано, что согласно автоматизированной информационно-управляющей системе Госавтомнспекции 16.03.2021 в 09 часов 15 минут по адресу: <...>, произошло дорожно-транспортное происшествие, и режим движения в месте дорожно-транспортного происшествия не изменялся.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации перевозчик является коммерческой организацией, осуществляющей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и наличие указанных обстоятельств, исключающих ответственность перевозчика за нарушение расписания (графика) движения пассажирского транспорта на маршруте регулярных перевозок, заявителем не доказано (статьи 9, 65 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума № 10), выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.

Пунктом 16.1 постановления Пленума № 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством требований, а также невозможности соблюдения заявителем требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, как и доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины общества в совершении совершенного им правонарушения.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заявителем не предприняты достаточные меры по соблюдению законодательства Российской Федерации, свидетельствующие о соблюдении установленного порядка осуществления деятельности в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, что свидетельствует о наличии состава вмененного правонарушения.

При таких обстоятельствах наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.3 Закона № 20-кз, является установленным и подтвержденным материалами дела.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя в ходе судебного разбирательства не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Оснований для применения правила о малозначительности нарушения не имеется, доказательств, обосновывающих возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ, арбитражному суду не представлено. Из материалов дела наличие признаков малозначительности административного правонарушения не усматривается.

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Административное наказание в силу статьи 3.1 КоАП РФ применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 85-АД15-3 сформулирован правовой подход о том, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно статье 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

Учитывая положения приведенных норм, характер и обстоятельства правонарушения, отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также, что общество является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается выпиской и Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на момент вынесения оспариваемого постановления не было привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения (доказательств обратного суду не представлено), а также, что в день проведения мониторинга 16.03.2021 было затруднено движение из-за произошедшего дорожно-транспортного происшествия, что является смягчающим обстоятельством, суд счел возможным применить к обществу административное наказание в виде предупреждения, в связи с чем, изменил постановление министерства в данной части.

При этом назначение заявителю административного наказания в виде предупреждения в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

В части требования общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении и ходатайства заявителя о прекращении производства по делу в указанной части, суд пришел к следующему.

Как указано в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2, в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.

Судам при рассмотрении дел, отнесенных АПК РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 АПК РФ, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производства об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством производство по делу в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Доводы участвующих в деле лиц, приведенные в ходе судебного разбирательства в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на изложенные в нем выводы суда.

Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

изменить постановление министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края о назначении административного наказания от 22.04.2021 № 13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ставропольская пассажирская транспортная компания» (ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей, заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», прекратить.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.

Судья А.С. Минеев