Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов Дело № А64-1335/2019
«17» августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена «10» августа 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме «17» августа 2021 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белых И.В.
рассмотрел в судебном заседании дело № А64-1335/2019 по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Рассказовский свиноводческий комплекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), с. Верхнеспасское, Рассказовский район, Тамбовская область
к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания от 29.11.2018 № 462-П
при участии представителей:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 22.12.2020
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Рассказовский свиноводческий комплекс», с. Верхнеспасское, Рассказовский район, Тамбовская область обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области о признании недействительным предписания от 29.11.2018 № 462-П.
Определением от 21.02.2019 указанное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу № А64-1335/2019.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.06.2020 производство по делу № А64-8839/2019 в порядке ст. 143 АПК РФ приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А64-9460/2019.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.06.2019 производство по делу № А64-1335/2019 приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу № 12-46/2019, рассматриваемому судом общей юрисдикции.
В рамках указанного дела рассматривалась жалоба ООО «РАСК» на постановление Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области от 14.02.2019 № 62, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, ст.ст. 25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ, п.п. 2, 2.4, 3.1.6, 3.1.7, 4.1.1, 5.1 раздела 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования по обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест», п.п. 1.5, 2.1, 2.3 – 2.7 СанПиН 2.2.1/2.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Решением судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25.04.2019 по делу № 12-46/2019 жалоба ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области от 14.02.2019 № 62 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Рассказовского районного суда Тамбовской области общество обратилось в Тамбовский областной суд с жалобой на указанное решение.
Решением Тамбовского областного суда от 29.05.2019 по делу № 7-305(2)/2019 решение судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25.04.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 12.08.2019 по дел № 12-65/2019 постановление Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области от 14.02.2019 № 62 оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения. Указанное решение вступило в законную силу.
В связи с устранением обстоятельств, вызвавших основания к приостановлению производства по настоящему делу, определением от 21.12.2020 в порядке ст. 146 АПК РФ производство по делу возобновлено.
В судебное заседание 10.08.2021 заявитель не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Суд в порядке ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным проведение судебного заседания в отсутствие представителя заявителя.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотретребнадзора по Тамбовской области и решения Прокуратуры Тамбовской области от 26.10.2018 № 7-217/294-2018 в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства в области защиты прав потребителей с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с рассмотрением обращений (вх. № 8400 от 11.09.2018, № 8474 от 13.09.2018, № 8611 от 17.09.2018, № 8688 от 19.09.2018, № 8725 от 20.09.2018, № 9011 от 28.09.2018, № 8842 от 24.09.2018, № 9011 от 28.09.2018, 24-пс-201819308 от 05.10.2018), мотивированного представления № 28 от 24.10.2018, по результатам документарной проверки) в отношении ООО «РАСК» (ИНН <***>) проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований.
В ходе проверки установлено, что в адрес управления поступили обращения жителей г. Рассказово по вопросу запахов в атмосферном воздухе г. Рассказово.
При рассмотрении данных обращений управлением организовано систематическое наблюдение за атмосферным воздухом с 4 октября по 22 октября ежедневно от 7 до 14 точек на границе санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) площадок «Перподуктор» и «Откорм», а также в зоне влияния – ближайшей жилой застройке с подветренной стороны. Всего отобрано 1 756 проб атмосферного воздуха с определением веществ – загрязнителей, характерных для животноводческого комплекса (меркаптаны (этил, метил), сероводород, аммиак), имеющих определенный характерный запах.
В момент отбора проб работниками лабораторий органолептически зафиксировано наличие запаха раздражающего свойства. Резкий запах зафиксирован на границе СЗЗ площадок (500 метров от площадок) 4, 9, 16 , 19 октября. Слабый запах определялся на границе СЗЗ площадок и в зоне влияния – в жилой застройке 3, 5, 8, 9, 18 октября.
На основании распоряжения от 21.09.2018 № 1381 в отношении ООО «РАСК» проведена документарная проверка.
В ходе выездной проверки 29.11.2018 в 15.00 административным органом выявлены следующие нарушения:
- обществом не представлен план мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха, в соответствии с которым данным предприятием должны осуществляться систематические мероприятия, направленные на устранение негативного воздействия на атмосферный воздух в процессе осуществления им хозяйственной деятельности;
- у предприятия отсутствуют установки по очистке выбросов от помещений содержания животных (при этом имеется подогрев внутреннего воздуха), от очистных сооружений, в том числе лагун (в п. 16.9 «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помёта РД-ПК 1.10.15.02-17 (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 23 мая 2017 г., где указано, что для улавливания загрязняющих веществ или полного исключения их выбросов в атмосферный воздух следует предусматривать очистку вентиляционных выбросов с помощью механических или биологических фильтров, облучения ультрафиолетовыми лучами или обработки озоном, адсорбционных или абсорбционных способов и т.п.);
- не представлены материалы по разработке ПДК или ОБУВ для дурнопахнущих веществ, не имеющих нормативов (с идентификацией веществ), по проведению лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения, в зоне влияния выбросов объекта на вещества (присутствующие в выбросах, согласно разработанного ООО «PACK» проекта ПДВ), имеющие характерные запахи, в том числе, фекальные запахи - меркаптаны (этантиол, этилмеркаптан и т.д.) и запахи гниения субстанций, содержащих белок - амины (метиламин, монометиламин и т.д.), что свидетельствует о невыполнении обязанностей по соблюдению требований санитарного законодательства;
- на предприятии отсутствует дополнительный учет в проекте ПДВ и проекте санитарно-защитной зоны всех новых источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: вновь введенный комбикормовый цех и увеличение производственной мощности до 77 000 голов одномоментного содержания разновозрастных животных (расчет для 77 000 голов из имеющегося проекта СЗЗ (не представлен);
- согласно расчету поголовья и безподстилочного содержания животных (когда отсутствует воз, а имеются только навозные стоки в больших количествах) ООО «PACK» относится к Предприятиям 1 класса опасности, однако на производстве отсутствует полный комплекс очистных сооружений - очистные сооружения представлены отстойниками и накопителями (вопросы рассмотрены в р. 10,11,12. «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помёта РД-ПК О.Ю.1.10.15.02-17 (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 23 мая 2017 г.), ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80) Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию");
- не ведутся работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны в соответствии с действующими санитарными правилами. Введен комбикормовый цех, относящийся к 3 классу опасности, без разработки (пересмотра) проекта СЗЗ.
В порядке осуществления мониторинга атмосферного воздуха в г. Рассказово с 4 октября по 22 октября 2018г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в ежедневном режиме, на границе СЗЗ площадок «Откорм» и «Репродуктор» и в зоне влияния - ближайшей жилой застройке, отобрано 1 756 проб атмосферного воздуха с определением веществ-загрязнителей, характерных для животноводческого комплекса.
В момент отбора проб работниками лабораторий органолептически зафиксировано наличие запаха раздражающего свойства. Резкий запах зафиксирован на границе СЗЗ площадок (500 метров от площадок) 4, 9, 16 , 19 октября. Слабый запах определялся на границе СЗЗ площадок и в зоне влияния – в жилой застройке 3, 5, 8, 9, 18 октября, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» от 22.10.2018 № 130.ГО.КГ.
Указанные действия/бездействия являются, по мнению административного органа, нарушением требований ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ, ст.ст. 25, 30 Федерального закона от 04.05.199 № 96-Фз «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 2.2.4, 3.1.6, 3.1.7, 4.1.1, 5.1. раздела 4.2, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования по обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 1.5, 2.1, 2.3 – 2.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия сооружений и иных объектов».
По факту выявленных правонарушений в отношении ООО «РАСК» вынесено постановление от 14.02.2019 № 62, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Обществу выдано предписание № 462-П от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, а именно:
ООО «PACK», как юридическое лицо, имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в условиях поступающих обращений населения г. Рассказово на раздражающие запахи от свиноводческого комплекса, должно обеспечить устранение нарушений санитарного законодательства в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", включая ст.ст. 25. 30; СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", в том числе п.п.2.1.- 2.15., 4.1.1., 4.1.2. и осуществить:
- разработку и осуществление планов организационно- технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам, в части раздражающих запахов. Организовать в рамках производственного контроля мониторинг регистрации запаха свиноводческого комплекса на границе СЗЗ площадок и в зоне влияния;
- очистку выбросов от помещений содержания животных, от очистных сооружений, в том числе лагун, с учетом п. 16.9 «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помёта РД-ПК 1.10.15.02-17 (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 23 мая 2017г.» указано: для улавливания загрязняющих веществ или полного исключения их выбросов в атмосферный воздух следует предусматривать очистку вентиляционных выбросов с помощью механических или биологических фильтров, облучения ультрафиолетовыми лучами или обработки озоном, адсорбционных или абсорбционных способов и т.п.;
- разработку ПДК или ОБУВ для дурнопахнущих веществ, не имеющих нормативов (с идентификацией веществ);
- проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения, в зоне влияния выбросов объекта на вещества (присутствующие в выбросах, согласно разработанного ООО «PACK» проекта ПДВ), имеющие характерные запахи, в том числе фекальные запахи - меркаптаны (этантиол, этилмеркаптан и т.д.) и запахи гниения субстанций, содержащих белок - амины (метиламин, монометиламин и т.д.),
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на все изменения технологического процесса и оборудования, увеличение мощности до 77 000 голов одномоментного разновозрастного содержания животных, вместо санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны ООО «PACK» получен для содержания 4800 свиноматок;
- при поголовье животных, относящих производство к 1 классу опасности и безподстилочного содержания животных (когда отсутствует навоз, как таковой, а имеются только навозные стоки в больших количествах) запланировать устройство полного комплекса очистных сооружении, с учетом р. 10,11,12. «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета РД-ПК 1.10.15.02-17» (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 23.05.2017), ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80) Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию);
- работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, с учетом комбикормового завода, относящегося к 3 классу опасности.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качсетву почвы», в том числе п.п. 1.2, 2.3, 6.7, 6.8 после внесения жидких навозных стоков ООО «РАСК» в качестве удобрения на сельскохозяйственные поля, организовывать в рамках производственного контроля исследование почвы с полей на микробиологические, паразитологические, санитарно-химические показатели.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает себя, в частности, организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленной ему компетенции.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона № 52-ФЗ утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила № 222).
В соответствии с п. 2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлении санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно пункту 1 Правил № 222 настоящие Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с п. 3 Правил № 222 решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (п. 25 Правил № 222).
В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции, действующей на момент внесения предписания, с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Как установлено материалами дела, в ходе выездной проверки в отношении ООО «РАСК», проводимой Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области, 29.11.2018 в 15.00 административным органом выявлены следующие нарушения:
- обществом не представлен план мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха, в соответствии с которым данным предприятием должны осуществляться систематические мероприятия, направленные на устранение негативного воздействия на атмосферный воздух в процессе осуществления им хозяйственной деятельности;
- у предприятия отсутствуют установки по очистке выбросов от помещений содержания животных (при этом имеется подогрев внутреннего воздуха), от очистных сооружений, в том числе лагун (в п. 16.9 «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помёта РД-ПК 1.10.15.02-17 (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 23 мая 2017 г., где указано, что для улавливания загрязняющих веществ или полного исключения их выбросов в атмосферный воздух следует предусматривать очистку вентиляционных выбросов с помощью механических или биологических фильтров, облучения ультрафиолетовыми лучами или обработки озоном, адсорбционных или абсорбционных способов и т.п.);
- не представлены материалы по разработке ПДК или ОБУВ для дурнопахнущих веществ, не имеющих нормативов (с идентификацией веществ), по проведению лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения, в зоне влияния выбросов объекта на вещества (присутствующие в выбросах, согласно разработанного ООО «PACK» проекта ПДВ), имеющие характерные запахи, в том числе, фекальные запахи - меркаптаны (этантиол, этилмеркаптан и т.д.) и запахи гниения субстанций, содержащих белок - амины (метиламин, монометиламин и т.д.), что свидетельствует о невыполнении обязанностей по соблюдению требований санитарного законодательства;
- на предприятии отсутствует дополнительный учет в проекте ПДВ и проекте санитарно-защитной зоны всех новых источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: вновь введенный комбикормовый цех и увеличение производственной мощности до 77 000 голов одномоментного содержания разновозрастных животных (расчет для 77 000 голов из имеющегося проекта СЗЗ (не представлен);
- согласно расчету поголовья и безподстилочного содержания животных (когда отсутствует воз, а имеются только навозные стоки в больших количествах) ООО «PACK» относится к Предприятиям 1 класса опасности, однако на производстве отсутствует полный комплекс очистных сооружений - очистные сооружения представлены отстойниками и накопителями (вопросы рассмотрены в р. 10,11,12. «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помёта РД-ПК О.Ю.1.10.15.02-17 (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 23 мая 2017 г.), ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80) Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию");
- не ведутся работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны в соответствии с действующими санитарными правилами. Введен комбикормовый цех, относящийся к 3 классу опасности, без разработки (пересмотра) проекта СЗЗ.
В порядке осуществления мониторинга атмосферного воздуха в г. Рассказово с 4 октября по 22 октября 2018г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в ежедневном режиме, на границе СЗЗ площадок «Откорм» и «Репродуктор» и в зоне влияния - ближайшей жилой застройке, отобрано 1 756 проб атмосферного воздуха с определением веществ-загрязнителей, характерных для животноводческого комплекса.
В момент отбора проб работниками лабораторий органолептически зафиксировано наличие запаха раздражающего свойства. Резкий запах зафиксирован на границе СЗЗ площадок (500 метров от площадок) 4, 9, 16 , 19 октября. Слабый запах определялся на границе СЗЗ площадок и в зоне влияния – в жилой застройке 3, 5, 8, 9, 18 октября, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» от 22.10.2018 № 130.ГО.КГ.
Указанные действия/бездействия являются, по мнению административного органа, являются нарушением требований ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ , ст.ст. 25, 30 Федерального закона от 04.05.199 № 96-Фз «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 2.2.4, 3.1.6, 3.1.7, 4.1.1, 5.1. раздела 4.2, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования по обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 1.5, 2.1, 2.3 – 2.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия сооружений и иных объектов».
Факт выявленных правонарушений установлен постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области от 14.02.2019 № 62, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ.
Данное постановление оспаривалось ООО «РАСК» в судах общей юрисдикции по основаниям, аналогичным тем, что изложены в заявлении, рассматриваемом в рамках настоящего дела.
В силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 12.08.2019 по делу № 12-65/2019 постановление Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области от 14.02.2019 № 62 оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения. Указанное решение вступило в законную силу.
Таким образом, судом общей юрисдикции сделан вывод о правомерности вынесенного постановления в отношении ООО «РАСК», что подтверждает противоправность действий последнего, установленного в рамках административного расследования, проводимого на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, что в свою очередь имеет преюдициальное значения для рассмотрения настоящего дела по существу.
На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, предписание выносится в случае установления нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Поскольку факт выявленных административным органом правонарушений подтвержден вступившим в законную силу решением судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 12.08.2019 по делу № 12-65/2019, у суда отсутствую основания к признанию оспариваемого предписания незаконным и подлежащим отмене.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что предписание от 29.11.2018 № 462-П вынесено Управлением в полном соответствии с нормами действующего законодательства, является законным и обоснованным, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Рассказовский свиноводческий комплекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), с. Верхнеспасское, Рассказовский район, Тамбовская область о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 29.11.2018 № 462-П оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.
Судья М.А. Плахотников