Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://www.tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
28 марта 2019 года Дело №А64-1365/2019
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 марта 2019 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Лужайской,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (Межрайонное), г. Жердевка Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации Мордовского района Тамбовской области, Мордовский район Тамбовской области
третье лицо: Межрегиональное Территориальное управление государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании права оперативного управления
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО1, доверенность от 09.01.2019 № 0108.01-02;
от ответчика: не явился, извещён надлежащим образом;
от третьего лица: не явился, извещён надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное), г. Жердевка Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением о признании права оперативного управления на объект недвижимости: здание уборной (одноэтажное), площадью 7,6 кв.м., находящееся в границах кадастрового квартала 68:08:0103027, на земельном участке с кадастровым номером 68:68:0103027:26, расположенное по адресу: <...>.
Определением арбитражного суда от 22.02.2019 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях.
В предварительное судебное заседание 25.03.2019 представители ответчика и третьего лица не явились, о дате, месте, времени его проведения и назначении судебного разбирательства извещены определением от 22.02.2019. В отзыве на иск от 20.03.2019 №2388-02.3 третье лицо возражений не заявляет, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Руководствуясь ч. 4 ст. 137 АПК РФ арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. Суд в порядке ст.ст. 123, 136, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных представителей. Представитель истца заявленные исковые требования поддержал.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1, за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2003 г. по адресу: <...> окончено строительство объекта недвижимости – двухэтажного административного здания Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области.
Согласно паспорту исходных данных на проектирование административного здания от 08.05.2002 в архитектурно-планировочном задании указано: административное здание запроектировано в двухэтажном исполнении, гараж и хозяйственно-бытовые помещения запроектировать встроенными с въездом со стороны заднего фасада, также предусмотреть надворный туалет для посетителей.
На основании указанных данных одновременно со строительством административного здания завершено строительство здания уборной для посетителей по адресу: <...>.
Приказом Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области от 08.12.2014 №109 установлено принятие к учету Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области здания уборной.
Согласно пунктам 1, 2 Постановления Правления Пенсионного фонда России от 06.10.2016 №904п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Тамбовской области» государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области и государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области реорганизованы с 03.04.2017 путем слияния в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовского района Тамбовской области.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Тамбовской области от 19.08.2004 №206-р административное здание по адресу: <...> передано в оперативное управление Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное), о чем 04.05.2017 в ЕГРН внесены соответствующие сведения, что подтверждает выписка из ЕГРН от 12.05.2017.
Здание уборной принято к учету Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное) 03.04.2017 на основании акта о приеме-передаче объектов НФА, что подтверждает инвентарная карточка учета нефинансовых активов.
В связи с вступлением в силу Федерального стандарта бухгалтерского учета для организации государственного сектора «основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 №257н, в целях выявления объектов учета, нефинансовых активов в составе недвижимого имущества, для приведения учета вышеуказанного объекта в соответствии с пунктом 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. №157н и проведением инвентаризации в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное) установлена необходимость приведения в соответствие данных бухгалтерского учета и фактического наличия инвентарных объектов, в том числе, здания уборной площадью 7,6 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
В целях легализации спорного объекта Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное) обратилось в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях с заявлением от 27.11.2018 №0101-4291 о постановке объекта на государственный кадастровый учет и регистрации прав на него. В ответ на указанное заявление Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях в письме от 15.01.2019 №193-02.1. сообщило о том, что постановка на кадастровый учет, как и регистрация права оперативного управления на указанный объект осуществляется балансодержателем самостоятельно.
Полагая, что спорный объект является самостоятельным объектом недвижимого имущества и подлежит отдельному учету, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании права оперативного управления на указанное имущество.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ и п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Истец является учреждением и в силу ч. 2 ст.48 ГК РФ относится к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности.
В силу ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
В ч. 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с ч.1 ст. 299 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснили, что право хозяйственного ведения и оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Материалами дела установлено, что спорный объект – здание уборной (одноэтажное), площадью 7,6 кв.м., находящееся в границах кадастрового квартала 68:08:0103027:26, расположенное по адресу: <...>, находится в фактическом пользовании истца и предназначен для обеспечения деятельности административного здания Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное).
Право Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное) на оперативное управления указанным административным зданием подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.05.2017.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.05.2017 земельный участок с кадастровым номером 68:08:0103027:26, расположенный по адресу: <...>, на котором расположен спорный объект, принадлежит истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В силу положений ГК РФ право на имущество могут быть зарегистрированы в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
На основании ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации установлены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен.
В силу ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Давая оценку фактическим обстоятельствам спора, арбитражный суд полагает, что спорное здание уборной является самостоятельным объектом и имеет вспомогательное назначение по отношению к административному зданию Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (Межрайонное). Для строительства спорного объекта соответствующее разрешение не требовалось. При этом наличие государственной регистрации на административное здание не исключает возможности регистрации здания уборной расположенного в границах того же земельного участка с кадастровым номером 68:08:0103027:26.
С учетом изложенного, поскольку в настоящее время иным способом, иначе как в судебном порядке невозможно установить право оперативного управления истца на спорное имущество, суд считает требования истца обоснованными.
В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из требований ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу. Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право оперативного управления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное), г. Жердевка Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) на объект недвижимости: здание уборной (одноэтажное), площадью 7,6 кв.м., находящееся в границах кадастрового квартала 68:08:0103027, на земельном участке с кадастровым номером 68:68:0103027:26, расположенное по адресу: <...>.
Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество в установленном законом порядке и не заменяет собой документы, выдаваемые этим органом.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.