ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-1452/2023 от 29.11.2023 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12

http://www.tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

«05» февраля 2024 г. Дело №А64-1452/2023

Резолютивная часть решения объявлена «29» ноября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме «05» февраля 2024 года

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Жабиной Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело № А64-1452/2023 по заявлению Администрации г. Тамбова Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов

к Специализированному отделению судебных приставов по Тамбовской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, г. Тамбов

заинтересованное лицо: Главное межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, г. Москва

об отмене постановления от 01.02.2023г.

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность № 2-40-897/23 от 14.09.2023г.;

от СОСП по Тамбовской области – ФИО2, доверенность от 29.08.2023г.;

от ГМУ ФССП – не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Тамбова Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области о признании незаконным и отменить постановление от 01.02.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15. КоАП РФ, прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15. КоАП РФ.

Определением от 22.02.2023 указанное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу № А64-1452/2023.

Определением от 20.10.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика - Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области на Специализированное отделение судебных приставов по Тамбовской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (<...>) и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица Главное межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов.

Представитель ГМУ ФССП России в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании ст. 123, ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанной стороны по имеющимся материалам, поскольку надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Судебный пристав-исполнитель возражал против удовлетворения заявленных требований.

Как следует материалам дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.10.2021 по делу № А64-4405/2021 на муниципальное образование – городской округ город Тамбов Тамбовской области в лице Администрации города Тамбова Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу получить в Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», расположенного по адресу: <...>/Куйбышева, 136/76. В течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», расположенного по адресу: <...>/Куйбышева, 136/76. В течение одиннадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», расположенного по адресу: <...>/Куйбышева, 136/76, на согласование в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.10.2021 по делу № А64-4405/2021 оставлено без изменения.

На основании вступившего в законную силу решения суда, Арбитражным судом Тамбовской области 01.04.2022 выдан исполнительный лист серии ФС № 007441906, на основании которого 29.04.2022 судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств возбуждено исполнительное производство № 15523/22/68012-ИП.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

В связи с тем, что исполнительные документы должником в установленный срок исполнен не был, на основании статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области в отношении администрации г. Тамбова вынесено постановление № 68012/22/58120 от 20.05.2022 о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера в размере 50 000 руб. и установлении нового срока исполнения до 20.06.2022.

Судебный пристав – исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов ОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесено требование о необходимости исполнения требований исполнительного документа в срок до 20.06.2022г.

Названным требованием заявитель был поставлен в известность о том, что в случае его неисполнения законному представителю Администрации необходимо явиться в службу судебных приставов 21.06.2022г. для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении.

Требование должником исполнено не было.

21.06.2022г. судебный пристав – исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области в присутствие представителя Администрации, в отношении муниципального образования – городской округ город Тамбов Тамбовской области в лице Администрации города Тамбова Тамбовской области составила протокол серии СП 68 № 126078 об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении и материалы исполнительного производства, судебный пристав ФИО3 18.07.2022 постановлением № 68012/22/10121 признала Администрацию г. Тамбова Тамбовской области виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и назначила административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Требованиями судебный пристав – исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов ОСП по исполнению особых исполнительных производств от 08.09.2022, 03.10.2022, 03.11.2022, устанавливались новые сроки для добровольного исполнения исполнительного документа.

02.12.2022 судебным приставом – исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов ОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесено требование о необходимости исполнения требований исполнительного документа в срок до 30.12.2022г.

Названным требованием заявитель был поставлен в известность о том, что в случае его неисполнения законному представителю Администрации необходимо явиться в службу судебных приставов 09.01.2023 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении.

Требование должником исполнено не было.

Судебный пристав – исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области 09.01.2023г. в присутствие представителя Администрации, в отношении муниципального образования – городской округ город Тамбов Тамбовской области в лице Администрации города Тамбова Тамбовской области составила протокол серии СП 68 № 128535 об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении и материалы исполнительного производства, судебный пристав ФИО3 01.02.2023 постановлением № 68012/23/14069 признала Администрацию города Тамбова Тамбовской области виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и назначила административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Полагая указанное постановление незаконным и необоснованным, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование своих требований заявитель пояснил, что Исполнительный документ не исполнен должником в срок, который в соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон) составляет сутки со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, должник не имел объективной возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.

Процедура получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, разработки и предоставления проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, носят исключительно длящийся характер, и не могут быть исполнены в ограниченные временными рамками сроки, в связи с чем, данное обстоятельство препятствует своевременному исполнению решения, которое не может быть исполнено по независящим от должника причинам.

Учитывая то, что организация работ по сохранению объекта культурного наследия носит длящийся характер, должнику в настоящее время выполнить данные работы не представляется возможным.

В настоящее время в администрации города Тамбова Тамбовской области готовится проект постановления о переводе жилых помещений, расположенных в жилом доме № 136/76 по ул. Базарная/Куйбышева в нежилые для последующей продажи данного объекта.

Кроме того, 02.02.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Тамбовской области вынесено постановление об окончании и возвращении ИД взыскателю, в связи с тем, что от взыскателя поступило заявление об окончании ИП.

Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.

Как установлено частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу статьи 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Закон № 118-ФЗ) установлено, что законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области институтов государственной власти.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, установлена в части 2 статьи 17.15 Кодекса.

Таким образом, административная ответственность по статье 17.15 Кодекса может наступать только в рамках возбужденного исполнительного производства, по которому не исполнены требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, во вновь установленный срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (часть 1) или после наложения административного штрафа (часть 2).

Пунктами 11, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса в материалах исполнительного производства также должны находиться: постановление о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 Кодекса; документ об установлении нового срока; документы, подтверждающие неисполнение требований неимущественного характера во вновь установленный срок.

Таким образом, установление судебным приставом-исполнителем новых сроков, исполнения (после того, как им вручено должнику постановление о возбуждении исполнительного производства, а затем после того, как им наложен на должника административный штраф) не только должно предшествовать событиям административных правонарушений по частям 1 и 2 статьи 17.15 Кодекса, но и их нарушение выступает необходимым условием для привлечения к административной ответственности по данным нормам. Форма процессуального документа, в котором должен быть обозначены такие сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем, законодательством не предусмотрена.

Между тем, исходя из материалов исполнительного производства, администрация в своих письмах судебному приставу указывала, что в целях реализации подлежащих выполнению в течение 10 и 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения от 01.10.2021 по делу № А64-4405/2021 (вступило в законную силу 17.12.2021) мероприятий второго и третьего этапов, и исполнения требований ст. 22 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для установления цены контракта по выполнению работ по разработке проектной документации на проведение работ по разработке проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, 25.05.2022 администрацией в адрес управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области было направлено заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия дома №136/76 по ул. Базарной/Куйбышева. 27.07.2022 указанное задание было получено. 25.10.2022 подведомственному учреждению МКУ «Дирекция жилищных услуг» дано поручение об организации работы по запросу коммерческих предложений на разработку государственной историко-культурной экспертизы о проведении возможности/невозможности восстановления объекта культурного наследия дома № 136 по ул. Базарной города Тамбов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569.

По информации, представленной ООО «Научно-проектной объединение «Кафедра» ориентировочная стоимость разработки научно-проектной документации с целью приспособления для современного использования объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...>/Куйбышева, 136/76, составляет 5 614 401 руб.

В решении Тамбовской городской Думы Тамбовской области «О бюджете городского округа – город Тамбов» на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов предусмотрены денежные средства на разработку научно-проектной документации с целью приспособления для современного использования объекта культурного наследия дома №136/76 по ул. Базарной/Куйбышева города Тамбов в размере 3 000 000 руб.

При этом суд учитывает наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению принятого решения в полном объеме в срок, установленный решением от 01.10.2021 по делу № А64-4405/2021, и об отсутствии доказательств намерения администрации уклониться от исполнения судебного акта.

Кроме того, исполнительный лист на принудительное исполнение решения от 01.10.2021 по делу № А64-4405/2021, вступившего в законную силу 17.12.2021 (Постановление 19 Арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021), предусматривал выполнение его требований в 3 этапа: в течение, соответственно, 1 месяца, 10 месяцев, 11 месяцев с даты вступления данного решения в законную силу.

Соответственно, полностью требования решения, и выданного на его основании исполнительного листа, должны были быть исполнены администрацией не позднее 11 месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Между тем, в постановлении пристава ФИО2 от 29.04.2022 № 68012/22/44005 о возбуждении исполнительного производства администрации был установлен единый срок на добровольное исполнение требований исполнительного листа по делу № А64-4405/2021 в полном объеме, без его разделения на этапы исполнения – 5 рабочих дней с даты получения администрацией копии данного постановления.

Данное постановление было получено Администрацией, согласно уведомлению о вручении, 12.05.2022.

Таким образом, срок на добровольное исполнение требований исполнительного листа арбитражного суда по делу № А64-4405/2021 в полном объеме, установленный для администрации постановлением пристава от 29.04.2022 № 68012/22/44005, был меньше, чем срок исполнения, установленный для администрации решением суда от 01.10.2021 по делу № А64-4405/2021, в целях принудительного исполнения которого и был выдан находившийся на исполнении у пристава исполнительный лист.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление от 01.02.2023 № 68012/2314069 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15. КоАП РФ не соотносится с обстоятельствами, объективно препятствующими исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с чем на основании части 2 статьи 211 АПК РФ подлежит признанию незаконным и подлежащем отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации г. Тамбова Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление от 01.02.2023 № 68012/2314069 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15. КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

В соответствии со статьей 177 АПК РФ копии судебных актов на бумажном носителе по ходатайству лиц, участвующих в деле, могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья М.А. Плахотников