Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ
г. Тамбов Дело № А64-1751/2019
10 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.В. Белых
рассмотрел в судебном заседании дело №А64-1751/2019 по заявлению
федерального казенного предприятия «Тамбовский пороховой завод», г. Котовск Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Верхне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2019 №Т5/650-046 в части назначения административного наказания
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 30.01.2017 №24;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 20.12.2018 №В1-22-11325.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Федеральное казенное предприятие «Тамбовский пороховой завод», г. Котовск Тамбовской области, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Верхне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тамбов, о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2019 №Т5/650-046 в части назначения административного наказания.
Определением от 06.03.2019 указанное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу №А64-1751/2019.
В заседании суда 03.04.2019 представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица против требований заявителя возражал.
Руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, с согласия представителей сторон арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.01.2019 №Т5/650-12 в рамках осуществления государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в отношении ФКП «Тамбовский пороховой завод» (по объекту капитального строительства: Реконструкция производства нитратов целлюлозы на основе внедрения современных универсальных технологических комплексов из унифицированного целлюлозного сырья (в целях внедрения технологии 2.1.6.57) проведена программная выездная проверка. Срок проведения проверки 10 рабочих дней: с 24.01.2019 по 06.02.2019.
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения, допущенные юридическим лицом:
1) заказчиком ФКП ТПЗ не выдан необходимый материал для разработки ППР, задание на разработку ППР с обоснованием необходимости его разработки на весь объект в целом, либо на его отдельные здания (сооружения) с указанием видов работ для описательной части пояснительной записки и разработки технологических карт.
Отсутствуют условия поставки конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования, в связи с чем оборудование поставляется до момента готовности фундаментов и полном отсутствии предусмотренных мест хранения, чем нарушены требования п. 5.7.6 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»; листа 24 раздела 6 проекта организации строительства 8/2012-ПОС;
2) застройщиком, а также лицом, осуществляющим строительство, не исполнена базовая функция о предоставлении извещения в органы государственного строительного надзора о начале арматурных работ по зданию 1а. Работы проводятся до устранения ранее выявленных нарушений, а именно: до проверки прочности фундаментов, на которые опираются арматурные каркасы. Также извещения о начале армирования и бетонирования колонн по зданию 2 отсутствуют. Календарные графики реконструкции объекта также не представлены, работы проводятся с нарушением календарного плана строительства, чем нарушены требования п. 4.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»; листа 9 раздела 6 проекта организации строительства 8/2012-ПОС; части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ;
3) при ведении строительно-монтажных работ на территории действующего производственного объекта администрациями ФКП «Тамбовский пороховой завод» и ФКП «Алексинский химический комбинат» не назначен ответственный за оперативное руководство работами и не определен порядок согласованных действий, а именно не определены:
-объемы, технологическая последовательность, сроки выполнения строительно-монтажных
работ, а также условия их совмещения с работой производственных цехов и участков
реконструируемого предприятия;
-порядок оперативного руководства, включая действия строителей и эксплуатационников, при возникновении аварийных ситуаций;
-последовательность разборки конструкций, а также разборки и переноса инженерных сетей,
места и условия подключения временных сетей электроснабжения, места выполнения
исполнительных съемок;
-порядок использования строителями услуг предприятия и его технических средств;
-условия организации первоочередной и комплектной поставки оборудования и материалов,
перевозок, складирования грузов,
чем нарушены требования п. 5.12 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»;
4) здание 1: при остановке работ более чем через 6 месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля конструкций здания (остановка работ с 19.07.2017 по 06.02.2019 согласно записям общего журнала работ), не проведено повторное освидетельствование конструкций здания, в том числе железобетонных фундаментов, отсутствуют проектные решения по защите монолитных железобетонных конструкций (фотоматериалы), чем нарушены требования ч.6 ст.53 Градостроительного кодекса РФ; п. 7.2.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства».
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.02.2019 №Т5/650-12. Выдано предписание от 06.02.2019 №Т5/650-12/3 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
Уведомлением от 11.02.2019 Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору известило ФКП «Тамбовский пороховой завод» о необходимости прибыть 15.02.2019 в 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 224, для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ. Копия данного уведомления вручена заместителю директора ФКП «Тамбовский пороховой завод» 11.02.2019, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении на копии уведомления.
15.02.2019 государственным инспектором отдела котлонадзора, государственного строительного надзора и надзора за подъемными сооружениями по Тамбовской области Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ФКП «Тамбовский пороховой завод» в присутствии его представителя – заместителя директора ФИО3, действующего на основании доверенности, составлен протокол №Т5/650-046 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Определением от 15.02.2019 №Т5/650-046 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ФКП «Тамбовский пороховой завод» назначено на 21.02.2019 в 15 час. 00 мин. по адресу: <...> этаж, кабинет №224. Копия указанного определения получена представителем Предприятия - заместителем директора ФИО3 15.02.2019, что подтверждается его подписью на копии определения.
Рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, 21.02.2019 заместителем руководителя Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ФКП «Тамбовский пороховой завод» в присутствии его представителя - заместителя директора ФИО3, действующего на основании доверенности, вынесено постановление №Т5/650-046 о назначении административного наказания, согласно которому ФКП «Тамбовский пороховой завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000,00 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ФКП «Тамбовский пороховой завод» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая возможным применить наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело материалы, доводы сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 1 ст.9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ являются как застройщик, подрядчик, так и субподрядная организация, непосредственно осуществляющая работы по строительству.
Объективную сторону данного правонарушения образует нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
В ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно ч.1 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, проводится строительный контроль.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).
В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов (ч. 6 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 №781 утвержден и с 20.05.2011 введен в действие Свод привил СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (с Изменением №1), распространяющий свое действие на строительство новых, реконструкцию и утилизацию существующих зданий и сооружений, на капитальный ремонт эксплуатируемых объектов капитального строительства.
В разделе 4 СП 48.13330.2011 установлены общие положения, применяемые при строительстве зданий и сооружений. Так в соответствии с пунктом 4.4. СП 48.13330.2011 базовыми функциями застройщика являются: получение разрешения на строительство;
получение права ограниченного пользования соседними земельными участками (сервитутов) на время строительства; привлечение подрядчика (генподрядчика) для выполнения работ по возведению здания или сооружения в качестве лица, осуществляющего строительство, в случае выполнения работ по договору; обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке;
обеспечение выноса в натуру линий регулирования застройки и создание геодезической разбивочной основы; привлечение в соответствии с 7.4 авторского надзора лица, осуществившего подготовку проектной документации, за строительством объекта;
извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора, которому подконтролен данный объект; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); приемка законченного строительством объекта строительства в случае выполнения работ по договору; организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию; предъявление законченного строительством объекта строительства органам государственного строительного надзора и экологического надзора (в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности); предъявление законченного строительством объекта строительства уполномоченному органу для ввода в эксплуатацию; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
В разделе 5 СП 48.13330.2011 закреплен порядок подготовки к строительству.
В соответствии с пунктом 5.7.6 СП 48.13330.2011 исходными материалами для разработки проектов производства работ являются:
задание на разработку, выдаваемое строительной организацией как заказчиком проекта производства работ, с обоснованием необходимости разработки его на здание (сооружение) в целом, его часть или вид работ и с указанием сроков разработки;
проект организации строительства;
необходимая рабочая документация;
условия поставки конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования, использования строительных машин и транспортных средств, обеспечения рабочими кадрами строителей по основным профессиям, применения бригадного подряда на выполнение работ, производственно-технологической комплектации и перевозки строительных грузов, а в необходимых случаях также условия организации строительства и выполнения работ вахтовым методом;
материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции, а также требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства.
Согласно пункту 5.12 СП 48.13330.2011 при подготовке к ведению строительно-монтажных работ на территории действующих производственных объектов администрация предприятия-застройщика и лицо, осуществляющее строительство, назначают ответственного за оперативное руководство работами и определяют порядок согласованных действий. При этом определяют и согласовывают:
объемы, технологическую последовательность, сроки выполнения строительно-монтажных работ, а также условия их совмещения с работой производственных цехов и участков реконструируемого предприятия;
порядок оперативного руководства, включая действия строителей и эксплуатационников, при возникновении аварийных ситуаций;
последовательность разборки конструкций, а также разборки или переноса инженерных сетей, места и условия подключения временных сетей водоснабжения, электроснабжения и др., места выполнения исполнительных съемок;
порядок восстановления дорожного покрытия после завершения работ, связанных с необходимостью его вскрытия;
порядок использования строителями услуг предприятия и его технических средств;
условия организации комплектной и первоочередной поставки оборудования и материалов, перевозок, складирования грузов и передвижения строительной техники по территории предприятия, а также размещения временных зданий и сооружений и (или) использования для нужд строительства зданий, сооружений и помещений действующего производственного предприятия.
В разделе 7 СП 48.13330.2011 закреплен порядок строительного контроля и надзора за строительством.
В соответствии с пунктом 7.2.4 СП 48.13330.2011 при обнаружении в результате строительного контроля дефектов работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения соответствующие акты должны оформляться только после устранения выявленных дефектов. В случаях когда последующие работы должны начинаться после перерыва более чем в шесть месяцев с момента завершения поэтапной приемки, перед возобновлением работ эти процедуры следует выполнить повторно с оформлением соответствующих актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, при проведении в отношении заявителя программной выездной проверки Верхне-Донским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлен ряд нарушений проектной документации, строительных норм и правил, требований Градостроительного кодекса РФ, а именно:
1) заказчиком ФКП ТПЗ не выдан необходимый материал для разработки ППР, задание на разработку ППР с обоснованием необходимости его разработки на весь объект в целом, либо на его отдельные здания (сооружения) с указанием видов работ для описательной части пояснительной записки и разработки технологических карт.
Отсутствуют условия поставки конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования, в связи с чем оборудование поставляется до момента готовности фундаментов и полном отсутствии предусмотренных мест хранения, чем нарушены требования п. 5.7.6 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»; листа 24 раздела 6 проекта организации строительства 8/2012-ПОС;
2) застройщиком, а также лицом, осуществляющим строительство, не исполнена базовая функция о предоставлении извещения в органы государственного строительного надзора о начале арматурных работ по зданию 1а. Работы проводятся до устранения ранее выявленных нарушений, а именно: до проверки прочности фундаментов, на которые опираются арматурные каркасы. Также извещения о начале армирования и бетонирования колонн по зданию 2 отсутствуют. Календарные графики реконструкции объекта также не представлены, работы проводятся с нарушением календарного плана строительства, чем нарушены требования п. 4.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»; листа 9 раздела 6 проекта организации строительства 8/2012-ПОС; части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ;
3) при ведении строительно-монтажных работ на территории действующего производственного объекта администрациями ФКП «Тамбовский пороховой завод» и ФКП «Алексинский химический комбинат» не назначен ответственный за оперативное руководство работами и не определен порядок согласованных действий, а именно не определены:
-объемы, технологическая последовательность, сроки выполнения строительно-монтажных
работ, а также условия их совмещения с работой производственных цехов и участков
реконструируемого предприятия;
-порядок оперативного руководства, включая действия строителей и эксплуатационников, при возникновении аварийных ситуаций;
-последовательность разборки конструкций, а также разборки и переноса инженерных сетей,
места и условия подключения временных сетей электроснабжения, места выполнения
исполнительных съемок;
-порядок использования строителями услуг предприятия и его технических средств;
-условия организации первоочередной и комплектной поставки оборудования и материалов,
перевозок, складирования грузов,
чем нарушены требования п. 5.12 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»;
4) здание 1: при остановке работ более чем через 6 месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля конструкций здания (остановка работ с 19.07.2017 по 06.02.2019 согласно записям общего журнала работ), не проведено повторное освидетельствование конструкций здания, в том числе железобетонных фундаментов, отсутствуют проектные решения по защите монолитных железобетонных конструкций (фотоматериалы), чем нарушены требования ч.6 ст.53 Градостроительного кодекса РФ; п. 7.2.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства».
В силу положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Нарушения, допущенные заявителем, отражены в акте проверки от 06.02.2019 №Т5/650-12, протоколе об административном правонарушении от 15.02.2019 №Т5/650-046, постановлении о назначении административного наказания от 21.02.2019 №Т5/650-046. Факт допущенного правонарушения установлен материалами дела. Вместе с тем, для установления состава административного правонарушения необходимо наличие всех его составляющих, в том числе наличие вины.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Кроме того, ст. 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ.
При этом ч. 5 ст. 205 АПК РФ устанавливает, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Событие правонарушения и вина ФКП «Тамбовский пороховой завод» в совершенном административного правонарушении административным органом в рассматриваемом случае доказаны.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Необходимость выполнения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства при строительстве (реконструкции) спорного объекта капитального строительства.
Суд считает, что в данном случае ФКП «Тамбовский пороховой завод» имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения требований обязательных норм и правил промышленной безопасности при реконструкции спорного объекта капитального строительства, что свидетельствуют о виновности юридического лица.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что вина ФКП «Тамбовский пороховой завод» в совершении вменяемого правонарушения установлена, поскольку предприятие имело возможность соблюсти требования нарушенных правовых норм.
Доказательств обратного ФКП «Тамбовский пороховой завод» не представлено.
Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью собранных административным органом доказательств по делу.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Заявителем также не оспаривается соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Срок для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, судом не установлены.
В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 № 10 разъясняется, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП.
Арбитражные суды, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК, принимают решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств. Необходимо отметить, что суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
Сведений об обстоятельствах, которые в силу статьи 4.3 КоАП РФ отягчают административную ответственность материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное выше, постановление от 21.02.2019 №Т5/650-046 о назначении административного наказания подлежит изменению в части назначенного наказания в виде штрафа в сумме 100000,00 рублей. Суд считает необходимым изменить административное наказание по оспариваемому постановлению, назначив ФКП «Тамбовский пороховой завод» административное наказание по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000,00 руб. В остальной части постановление от 21.02.2019 №Т5/650-046 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и изменить постановление Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.02.2019 №Т5/650-046 о назначении административного наказания в части привлечения федерального казенного предприятия «Тамбовский пороховой завод», г. Котовск Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100 000,00 руб.
Привлечь федеральное казенное предприятие «Тамбовский пороховой завод», г. Котовск Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: <...>, через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья М.А. Плахотников