ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-1772/13 от 22.08.2013 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

«29» августа 2013 года Дело №А64-1772/2013

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2013г.

Решение в полном объеме изготовлено 29 августа 2013г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Л.И. Пряхиной

при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Громовой О.В., после перерыва помощником судьи Яниной Ю.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Тамбовский завод «Электроприбор», г. Тамбов

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г. Тамбов

третьи лица: Управление лесами Тамбовской области, г. Тамбов

Администрация города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации города Тамбова, г. Тамбов

о признании незаконным отказа

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, доверенность от 09.01.2013г. № 3юр;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 15.01.2013г. №14;

от третьих лиц: не явились, извещены.

Открытое акционерное общество «Тамбовский завод «Электроприбор» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением от 18.03.2013г. №20юр-1652:

о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области в предоставлении ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» земельного участка площадью 24804 кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:005 по адресу: <...>, в собственность путем его продажи;

обязать ТУ Росимущества в Тамбовской области в месячный срок со дня вступления решения о предоставлении Обществу вышеназванного земельного участка на праве собственности путем его продажи;

обязать ТУ Росимущества в Тамбовской области с даты вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи вышеназванного земельного участка (подписанный и удостоверенный печатью) и направить его в адрес Общества с предложением о заключении договора.

Определениями Арбитражного суда Тамбовской области от 28.03.2013г., 10.06.2013г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесами Тамбовской области, Администрация города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации города Тамбова.

Представители третьих лиц в судебное заседание 15.08.2013г. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Комитетом земельных ресурсов и землепользования заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя комитета от 14.08.2013г.

Руководствуясь ст.ст. 123,156 АПК РФ, с учетом мнения представителей сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся материалам дела.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 15.08.2013г. судом был объявлен перерыв до 22.08.2013г. 22.08.2013г. после перерыва судебное заседание по делу продолжено.

Представители третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст.ст. 123,156 АПК РФ, с учетом мнения представителей сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся материалам дела.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просит признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, выраженный в письме от 22.02.2013г. № 969/970, в предоставлении ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» земельного участка площадью 24804 кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:005 по адресу: <...>, в собственность путем его продажи; обязать ТУ Росимущества в Тамбовской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу вышеназванного земельного участка на праве собственности путем его продажи; обязать ТУ Росимущества в Тамбовской области с даты вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи вышеназванного земельного участка (подписанный и удостоверенный печатью) и направить его в адрес ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» с предложением о заключении договора. Уточнения приняты судом.

Представитель ответчика предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Как следует из материалов дела, 26.06.2002г. Открытое акционерное общество «Тамбовский завод «Электроприбор» перерегистрировано отделом регистрации – регистрационной палатой мэрии г. Тамбова, о чем выдано свидетельство от 26.06.2002г. № 3.

04.11.2002г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об Открытом акционерном обществе «Тамбовский завод «Электроприбор» (сокращенное наименование – ОАО «Электроприбор» ОГРН <***> ИНН <***>) – юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г.

13.09.2002г. ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» на основании постановления мэра г. Тамбова № 4777 от 10.09.2001г. выдано свидетельство № 68 АА 125644 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 24804 м2, категория: земли поселений, адрес (местоположение объекта): <...>, кадастровый номер: 68:29:0104044:0005.

На основании плана приватизации Тамбовского государственного завода «Электроприбор», утвержденного комитетом по имуществу Тамбовской области 10.11.1992г., распоряжения Территориального Управления по Тамбовской области Федерального агентства по управлению федеральный имуществом № 142-р от 12.07.2005г. ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» выданы свидетельства:

о государственной регистрации права собственности от 16.02.2011г. АБ № 291431 на нежилое здание площадью 1894,3 кв.м, инвентарный номер 19886/329, литер А, этажность 2, адрес (местоположение): <...>, условный номер 68-68-01/143/2010-306;

о государственной регистрации права собственности от 31.05.2011г. № 68-АБ 480545 на сарай с ледником,, назначение нежилое, общая площадь 114,5 кв.м, инвентарный номер 19886/Г/329, литер Г, этажность 3, подземная этажность 1, адрес (местоположение): <...>, условный номер: 68-68-01/003/2012-954.

23.01.2012г., по результатам рассмотрения обращения ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор», Администрацией города Тамбова принято постановление № 359, которым уточнен вид разрешенного использования земельного участка по Рассказовскому шоссе, 5 площадью 24804 кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:5 под детский сад «Малыш» - под базу отдыха «Электроприбор» (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).

Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области с заявлением от 14.02.2013г. № 41-1034 о предоставлении ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» на праве собственности земельного участка площадью 24804 кв.м, кадастровый номер 68:29:0104044:5, расположенного по адресу Тамбовская область, Рассказовское шоссе, д. 5, с приложением документов.

Письмом от 22.02.2013г. № 969/970 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области отказало в предоставлении указанного земельного участка в собственность общества, в обоснование отказа указало, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011г. № 472, участок находится в зоне городских лесов и является территорией общего пользования; в соответствии с п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2011 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», земельные участки в составе земель общего пользования отчуждению не подлежат.

Посчитав данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что поскольку общество приобрело право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке, оно обладает исключительным правом, необходимым для использования расположенных на нем объектов недвижимости. Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, на нем расположены объекты, принадлежащие на праве собственности обществу, значит, такой участок не может считаться участком общего пользования, поскольку не отвечает признакам, установленным п.1 ст. 262 ГК РФ – не является открытым для всеобщего доступа и, следовательно, на него не распространяется запрет на приватизацию. Одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка Обществом были представлены все необходимые документы.

Ответчик считает оспариваемый отказ законным и обоснованным, по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, сослался на то, что из писем Администрации г. Тамбова, Комитета земельных ресурсов и землепользования следует, что спорный земельный участок находится в зоне городских лесов и является территорией общего пользования.

Третье лицо (Управление лесами Тамбовской области) в отзыве на заявление указало, что земельный участок (кадастровый номер 68:29:0104044:5, адрес: <...>) на землях лесного фонда не располагается, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа – город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 № 472, указанный участок располагается в зоне «городские леса».

Третье лицо (Администрация города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации города Тамбова) в ходатайстве от 29.07.2013г. сослалось на то, что комитет не вправе давать каких-либо разъяснений по указанному вопросу.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.п. 1,2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу п.4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

Информация об изменениях:

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» исключительное право на приватизацию земельных участков означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.

Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежат нежилое здание площадью 1894,3 кв.м, кадастровый (или условный) номер 68-68-01/143/2010-306 и сарай с ледником площадью 114,5 кв.м, кадастровый (или условный) номер 68-68-01/003/2012-954, расположенные на спорном земельном участке с кадастровым номером 68:29:0104044:5, предоставленном обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно представленному ответчиком письму Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации города Тамбова от 19.07.2013г. № 1-8-1918 (л.д. 132), в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – город Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011г. № 472 с изменениями, внесенными решением от 28.06.2013 № 986, земельный участок площадью 24804т кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:5 по Рассказовскому шоссе, входит в состав территориальной зоны природно-рекреационных объектов Р-5.

Согласно ч. 5 ст. 50 решения Тамбовской городской Думы № 472 зона Р-5 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечение их рационального использования.

При этом основными видами разрешенного использования в соответствии с п. 1 ч.5 ст. 50 указанного решения являются:

а) лесные массивы;

б) лесопарки;

в) санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма;

г) детские оздоровительные лагеря и дошкольные учреждения;

д) летние театры и эстрады;

е) физкультурно-оздоровительные сооружения, комплексы спортивных объектов;

ж) велосипедные дорожки;

з) библиотеки, информационные центры, лектории;

вспомогательными видами разрешенного использования в соответствии с п.2 ч. 5 ст. 50 указанного решения являются:

а) базы проката игрового и спортивного инвентаря;

б) детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий;

в) общественные туалеты;

г) объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны.

Капитальное строительство в городских лесах, расположенных в зоне Р-5 допускается только в случаях, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, определяющей состав земель в Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 12.03.2012г. № 6800/201/2012-23758, земельный участок с кадастровым номером 68:29:0104044:5 отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, в состав которых согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к рекреационным территориальным зонам.

Постановлением Администрации города Тамбова от 23.01.2012г. № 359 уточнен вид разрешенного использования спорного земельного участка - под базу отдыха «Электроприбор» (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).

Таким образом, в настоящее время спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения, в отношении которых ст. 27 ЗК РФ не установлены ограничения в обороте. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в зоне городских лесов, а также отнесения участка к землям общего пользования, земельным участкам, не подлежащим приватизации.

Кроме того, общество, обладающее спорными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на приобретение их в собственность на основании пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса.

На основании изложенного, требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Судебные расходы в виде уплаченной заявителем по платежному поручению от 19.03.2013г. № 532 государственной пошлины в размере 2000 руб., подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 101-103, 110, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, -

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, выраженный в письме от 22.02.2013г. № 969/970, в предоставлении ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» земельного участка площадью 24804 кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:005 по адресу: <...>, в собственность путем его продажи.

Обязать ТУ Росимущества в Тамбовской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» земельного участка площадью 24804 кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:005 по адресу: <...> на праве собственности путем его продажи.

Обязать ТУ Росимущества в Тамбовской области с даты вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 24804 кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:005 по адресу: <...> (подписанный и удостоверенный печатью) и направить его в адрес ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» с предложением о заключении договора.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (<...>, ОГРН <***>, дата регистрации 01.07.2009г., ИНН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Тамбовский завод «Электроприбор» (<...>, ОГРН <***>, дата регистрации 04.11.2002г., ИНН <***>) 2000 руб. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья Пряхина Л.И.