ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-2715/17 от 26.09.2018 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12

http://www.tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

03 октября 2018 года Дело № А64-2715/2017

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2018 года

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи В.Л. Павлова

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Уколовой Л.В.

рассмотрел дело №А64-2715/2018 по заявлению СХПК «Борец»

(ОГРН <***>, ИНН <***>), Тамбовская область

к Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области, Тамбовская область

третье лицо: Администрацию Сампурского района Тамбовской области

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении преимущественного права покупки земельного участка.

при участии представителей:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 15.05.2018г б/н;

от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежаще;

от третьего лица - не явился, извещен надлежаще

У С Т А Н О В И Л:

СХПК «Борец» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 12.02.2018г. №179 об отказе в предоставлении преимущественного права выкупа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет земельных долей, находящегося в муниципальной собственности, с сельскохозяйственной организации СХПК «Борец» использующей данный земельный участок с кадастровым номером 68:17:1701028:5 площадью 233000 кв.м., вид угодий: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, в границах СХПК им. Мичурина; об обязании принять решение о заключении договора купли-продажи земельного участка (путем выкупа) из земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет земельных долей, находящегося в муниципальной собственности, с сельскохозяйственной организации СХПК «Борец» использующей данный земельный участок с кадастровым номером 68:17:1701028:5 площадью 233000 кв.м., вид угодий: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, в границах СХПК им. Мичурина, по цене равно 15% кадастровой стоимости земельных долей.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в заседание суда не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Администрация Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области в соответствии с п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в средстве массовой информации «Вестник местного самоуправления» №114 от 19.10.2017г. сообщило о возможности приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 68:17:1701028:5 площадью 233000 кв.м., вид угодий: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, в границах СХПК им. Мичурина сельскохозяйственной организацией или крестьянским фермерским хозяйством, использующими такой земельный участок.

25.01.2018 СХПК «Борец» обратилось в Администрацию Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области с заявлением о намерении заключить договора купли-продажи с преимущественным правом выкупа указанного выше земельного участка, поскольку данный участок находится в аренде СХПК «Борец» и обрабатывается им с 2010 года по настоящее время.

Администрация Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области письмом от 12.02.2018г. №179 отказала СХПК «Борец» в продаже испрашиваемого земельного участка, указав на выявление несоответствия кадастрового номера земельного участка №68:17:1701028, находящегося в аренде СХПК «Борец» по договору от 01.04.2010 с фактическим номером земельного участка №68:17:1701028:5, предварительно согласованным и образованным по постановлению с администрации Сампурского сельсовета № 99 от 28.09.2017г.

Посчитав отказ неправомерным, СХПК «Борец» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные в дело доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

Согласно ч.1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и удовлетворение такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В п.1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что «если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным».

Таким образом, в силу изложенных норм законодательства и разъяснений названного выше Пленума для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Оценив представленные в дело доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на заявителе.

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

По общему правилу не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель).

В соответствии с п. 5.1. статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.

При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 12 Закона N 101-ФЗ без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.

Администрация Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области в соответствии с п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в средстве массовой информации «Вестник местного самоуправления» №114 от 19.10.2017г. сообщило о возможности приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 68:17:1701028:5 площадью 233000 кв.м., вид угодий: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, в границах СХПК им. Мичурина сельскохозяйственной организацией или крестьянским фермерским хозяйством, использующими такой земельный участок.

25.01.2018 СХПК «Борец» обратилось в Администрацию Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области с заявлением о намерении заключить договора купли-продажи с преимущественным правом выкупа указанного выше земельного участка, поскольку данный участок находится в аренде СХПК «Борец» и обрабатывается им с 2010 года по настоящее время.

В подтверждение своей позиции заявитель представил в материалы дела платежные поручения об оплате арендной платы №425 от 25.08.2015г., №823 от 29.11.2016г., №21 от 19.01.2018г.; годовые отчеты СХПК «Борец» «Сведения об итогах сева под урожай 2014 года» Форма №4-СХ,2015-2016 годы; «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур 2014 года» Форма №29-СХ, 2015-2016 годы. Из данный отчетов следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 68:17:1701028:5 площадью 233000 кв.м., вид угодий: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, в границах СХПК им. Мичурина используется и обрабатывается надлежащим образом СХПК «Борец».

Из постановления Администрации Сампурского сельсовета №99 от 28.09.2017 следует, что земельный участок с кадастровым номером 68:17:1701028:5, площадью 233000 кв.м. преобразован из земельного участка с кадастровым номером 68:17:1701028, что также подтверждается кадастровой выпиской от 21.11.2017г. №68/ИСХ/2017-423783, где указано, что кадастровый номер 68:17:1701028:5 входит в кадастровый квартал 68:17:1701028.

Доказательств использования спорного земельного участка иными лицами в материалы дела ответчиком не представлено.

Заявление на приобретение данного земельного участка было подано в Администрацию Сампурского сельского Совета Сампурского района Тамбовской области своевременно и с соблюдением всех установленных требований.

Следовательно, Администрация Сампурского сельского Совета Сампурского района Тамбовской области письмом от 12.02.2018г. №179 неправомерно отказала СХПК «Борец» в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 68:17:1701028:5 площадью 233000 кв.м., вид угодий: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, в границах СХПК им. Мичурина, что не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В связи с изложенным выше суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

В силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым указать в резолютивной части

решения на обязанность органа местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

СУД РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области от 12.02.2018 №179 в предоставлении преимущественного права выкупа земель сельскохозяйственного назначения.

Обязать Администрацию Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области принять решение о заключении договора купли-продажи земельного участка (путем выкупа) из земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет земельных долей, находящегося в муниципальной собственности, с сельскохозяйственной организации СХПК «Борец» использующей данный земельный участок с кадастровым номером 68:17:1701028:5 площадью 233000 кв.м., вид угодий: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, в границах СХПК им. Мичурина, по цене равно 15% кадастровой стоимости земельных долей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

При этом решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу: http://tambov.arbitr.ru.

Судья В.Л. Павлов