ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-2996/2021 от 14.10.2021 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов                                                                                                Дело № А64-2996/2021

«20» октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена «14» октября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме «20» октября 2021 года

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белых И.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Горнопромышленная компания «Титан» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (ОГРН 1026801156150, ИНН 6831002978), г. Тамбов

третье лицо: Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Тамбов

об отмене постановления от 24.03.2021г. № 65/2021

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, доверенность от 30.07.2021г.;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился,  извещен.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Горнопромышленная компания «Титан» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области об отмене постановления от 24.03.2021 № 65/2021 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ.

Определением суда от 19.04.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 04.06.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства, к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Тамбов.

В судебное заседание заинтересованное лицо, третье лицо не явились, о месте и времени его проведения  извещены надлежащим образом. Суд в порядке ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным проведение предварительного судебного заседания в отсутствие представителей заинтересованного  и третьего лица.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражении на отзыв, ссылаясь на тот факт, что общество не является лицом, разрабатывающим месторождения полезных ископаемых, осуществляющим строительные, мелиоративные, лесозаготовительны, изыскательские работы, а также размещающим отходы. Приказом № 196 от 31.07.2018 право пользования недрами у общества прекращено.

Так же, по мнению заявителя, последний не обязан подавать сведения по статистической форме 2-ТП.

В материалы дела представлены отзывы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области и Центрально-Черноземное межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, из содержания которых следует, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «Горнопромышленная компания «Титан» (ИНН <***>) является «Работы геолого-разведочные, неофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы». При осуществлении вышеуказанной деятельности разрушается почвенный покров, что в соответствии с приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы», что влечет обязанность по заполнению и направлению в установленном порядке формы статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация).

Кроме того, материалы административного дела содержат сведения о том, что ООО «Горнопромышленная компания «Титан» в 2020 году на новых типах винтовых сепараторах проведено обогащение с предварительным отсевом непродуктивной фракции частиц размером 0.3 до 3 мм и без отсева, проведены работы по установке модуля гидроциклонов на плавучем добычном аппарате, что по мнению административного органа, также относит данное юридическое лицо к субъектам (респондентам), обязанным представлять статистическую форму 2-ПТ.

Так же, возражая против удовлетворения требований заявителя, административный орган полагает, что данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, т.к. общество привлечено к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 24.02.2021 в адрес ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области от Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора поступили сведения и юридическом лице ООО НПК «Титан» (ИНН <***>), не представившем в установленные сроки статистическую отчетность по форме 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

По данному факту 15.03.2021 главным специалистом-экспертом административного отдела ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области в отношении ООО «Горонпромышленная компания «Титан», в отсутствие его представителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола, составлен протокол № 65/2021 об административном правонарушении по ст. 13.19 КоАП РФ. Определением от 15.03.2021 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «ГПК «Титан» на 24.03.2021 на 14.15 ч.

Материалы по делу об административном правонарушении содержат сведения ООО «ГПК «Титан», согласно которым общество сообщает, что в связи с перепроверкой данных, указанных в форме П-2 за январь – декабрь 2020 года, представленных 19.01.2021, в ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области представлен уточненный отчет П-2 «Сведения об инвестициях в основной капитал», инвестиции в нефинансовые активы за указанный период составили 23 млрд. руб. Данные затраты связаны с реализацией крупного инвестиционного проекта «Освоение Восточного участка титан-циркониевого месторождения «Центральное» и направлены на следующие мероприятия:

- проведены работы по определению возможности удаления из ильменитового концентрата примеси фосфора, лимитирующей его использование для получения металлического титана;

- осуществлена установка винтовых сепараторов, в том числе сепараторов нового типа;

- на новых типах винтовых сепараторов проведено обогащение с предварительным отсевом непродуктивной фракции частиц размером от 0,3 до 3 мм и без отсева. Винтовые сепараторы позволяют сохранить достаточную эффективность обогащения, несмотря на присутствие крупной фракции;

Проведены работы по установке модуля гидроциклонов на плавучем добычном аппарате.

Некорректное отражение сведений в ранее представленном отчете было допущено в связи с технической ошибкой.

02.04.2021 ООО «ГПК «Титан» представило в адрес ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области представило сведения по форме П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», утв. Приказом Росстата от 18.07.2019 № 414. В указанной форме обществом указано на отсутствие инвестиций в основной капитал.

В связи с предоставлением недостоверных статистических сведений 21.04.2021 в отношении ООО «ГПК «Титан» составлен протокол № 173/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «Горнопромышленная компания «Титан» (ИНН <***>) является «Работы геолого-разведочные, неофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы».

На основании изложенных выше обстоятельств, административный орган пришел к выводу, что ООО «ГПК «Титна» является лицом, ответственным за непредставление в установленный срок (до 01.2.2021) сведений по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в связи с чем постановлением от 24.03.2021 № 65/2021 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя не подлежащим удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.

Согласно статье 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации. Данное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социальноэкономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране.

Субъектом правонарушения являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, и юридические лица.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 282-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В силу части 9 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены в "Положении об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее – Положение от 18.08.2008 № 620).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 282-ФЗ формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2012 № 676 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора.

В соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация), утвержденными Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2012 № 676 юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

В данной форме статистического наблюдения указываются, в том числе, сведения о наличии нарушенных земель, о землях, подлежащих рекультивации.

Согласно пункту 6 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения в отчете отражаются данные о наличии соответственно нарушенных и отработанных земель на начало отчетного года, а также площади нарушенных и отработанных земель за отчетный год.

К нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.

Материалами дела установлен факт непредставления заявителем формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП.

При этом уполномоченный орган указал на неоднократное непредставление сведений за 2018-2020 годы

Таким образом, не предоставив форму 2-ТП за 2020 год в установленный срок, Общество допустило нарушение законодательства РФ о статистическом учете, за что частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства материалы дела не содержат.

В рассматриваем случае Общество знало о требованиях законодательства к порядку предоставления статистической отчетности, имело возможность их предоставить, однако не предприняло всех мер для соблюдения вышеуказанных требований, что согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Событие правонарушения и вина ООО «ГПК «Титан» в совершенном административном правонарушении административным органом в рассматриваемом случае доказаны.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статьей 23.53. КоАП РФ предусмотрено, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этих органов вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета и его заместители.

Согласно Приказа Росстата от 29.01.2018 № 34 должностными лицами уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях являются: руководитель, заместитель руководителя, начальник отдела, заместитель начальника отдела, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.

Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесено компетентным органом, уполномоченными должностными лицами, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.

Нарушений порядка привлечения ООО «ГПК «Титан» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ судом не установлено.

Довод административного органа об отнесении данного спора к компетенции суда общей юрисдикции отклоняется судом по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.

Объективная сторона вменяемого заявителю не входит в перечень составов правонарушений, поименовынных в пункте 33 Постановления от 24.03.2005 № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Таким образом, рассмотрение настоящего заявления в соответствии со ст. 29 АПК РФ относится к компетенции арбитражных судов.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Учитывая изложенное, постановление Тамбовстата области от 24.03.2021г.            № 65/2021о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Горнопромышленная компания «Титан» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ признано судом законным и обоснованным, в связи с чем заявление общества о его отмене удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Горнопромышленная компания «Титан» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 24.03.2021г. № 65/2021 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Судья                                                                                                   М.А. Плахотников