ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-3226/18 от 28.11.2018 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ

г. Тамбов                                                                                                Дело № А64-3226/2018

05 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.В. Белых

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комплекс - 20», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным и отмене предписания № 76 от 27.03.2018г. 

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 14.06.2018г.;

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом.

Заявителю процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комплекс - 20» (далее – заявитель, ООО «ЖЭК-20»)обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению государственному жилищного надзора Тамбовской области (далее – Управление, административный орган) о признании недействительным и отмене предписания №76 от 27.03.2018г.

Определением от 01.06.2018г. указанное заявление принято к производству арбитражного суда (судья Е.В. Малина), возбуждено производство по делу №А64-3226/2018.

В соответствии с приказом исполняющего обязанности председателя Арбитражного суда Тамбовской области от 15.10.2018г. №ПК-4/74, в связи с назначением судьи III судебного состава судебной коллегии по рассмотрению экономических споров и иных дел, возникающих из административных правоотношений, Малиной Е.В. судьей Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, определением от 15.10.2018г. дело №А64-3226/2018 передано на рассмотрение судье Плахотникову М.А.

Определением от 24.10.2018г. по делу №А64-3226/2018 назначено предварительное судебное заседание.

Судом установлено, что в заседание суда 28.11.2018г. представитель заинтересованного лица не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. На основании статей 123, 136 АПК РФ суд считает возможным проведение предварительного судебного заседания в отсутствие представителя заинтересованного лица по имеющимся материалам дела.

Явившийся в заседание суда представитель заявителя заявленные исковые требования поддержал, в порядке статьи 49 АПК РФ представил заявление об уточнении оснований заявленных требований.

Заявленное уточнение оснований заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ судом рассмотрено и принято.

С учетом того, что заинтересованное лицо считается надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания и им не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в его отсутствие, с согласия заявителя суд, руководствуясь статьей 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции (протокол судебного заседания от 28.11.2018г.).

В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал.

Как следует из материалов дела, 26.03.2018г. от жильца квартиры 67 многоквартирного дома №147В по ул. Мичуринской г. Тамбова ФИО2 в адрес Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области поступило обращение по вопросу необоснованного увеличения управляющей организацией ООО «ЖЭК-20» платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

С учетом данного обращения на основании распоряжения от 26.03.2018г. №129  Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области 27.03.2018г. в присутствии председателя ТСЖ «Пединститут-52», представителей ООО «ЖЭК-20» проведена внеплановая проверка в отношении объекта – многоквартирного жилого дома №147В по ул. Мичуринской г. Тамбова.

В ходе проведенной проверки установлено, что в многоквартирном жилом доме №147В на улице Мичуринской в городе Тамбове создано товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ) «Пединститут-52», действующее на основании Устава, принятого общим собранием собственников помещений данного МКД 13.10.2005г.

В свою очередь между ТСЖ «Педиснститут-52» и управляющей компанией ООО «ЖЭК-20» заключен договор управления №ДУ-2016-26 от 01.03.2016г., которым никакой текущий ремонт в вышеуказанном МКД не предусмотрен и плата за текущий ремонт не взимается.

23.10.2017г. года члены правления ТСЖ «Пединститут-52» приняли решение произвести ремонт кровли и ремонт входов, оплату данных работ произвести через единый платёжный документ по строке «текущий ремонт» в сумме 40 773 руб., по 10.5004 руб. с жилой площади 3883 кв.м. в данном МКД пропорционально занимаемой каждым собственником площади.

На основании данного протокола, представленного в управляющую организацию, ООО «ЖЭК-20» заключило с ООО «МонтажСервис» (подрядчик) агентский договор от 29.12.2017 №82/17 на сбор денежных средств с собственников через единый платёжный документ и получение вознаграждения в размере 7% от собранной суммы.

ТСЖ в свою очередь заключило с подрядчиком договор подряда №9-2017-МС на выполнение работ по ремонту кровли и входов на сумму 40 773,20 руб.

Данные работы были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком (ТСЖ «Пединститут-52»), все акты выполненных работ были подписаны председателем ТСЖ «Пединститут-52» ФИО3.

Однако, пункт 5.11 Устава ТСЖ «Пединститут-52» гласит, что руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением ТСЖ, которое вправе принимать решения по всем вопросам деятельности ТСЖ, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД (о реконструкции дома (в том числе с его расширением и надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в доме, о пределах использования земельного участка, на котором расположен дом, и введении ограничений пользования им, о передаче в пользование общего имущества в доме) и компетенции общего собрания членов ТСЖ.

Таким образом, по мнению административного органа, члены правления ТСЖ превысили свои полномочия по принятию решения о текущем ремонте, а управляющая компания не имела права принимать такой протокол, так как имела на руках Устав и должна была знать, что такой протокол не действителен.

По результатам проверки составлен акт проверки от 27.03.2018, выдано предписание от 27.03.2018 №76, согласно которому председателю ТСЖ «Пединститут-52» предложено совместно с ООО «ЖЭК-20» принять все необходимые меры и выполнить перерасчёт платы всем собственникам помещений данного МКД за выполненный текущий ремонт входов и кровли. О принятых мерах необходимо сообщить в письменной форме в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области с приложением подтверждающих документов в срок до 01.05.2018.

Не согласившись с вынесенным предписанием ООО «ЖЭК-20» обратилось в суд с настоящим заявлением, мотивируя тем, что надзорным органом допущены нарушения требований к организации и проведению проверки, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а оспариваемое предписание не соответствует требованию об исполнимости содержащихся в нем требований.

Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно частей 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Частью 2 статьи 161 ЖК РФ установлены способы управления МКД, которыми являются:

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

- управление управляющей организацией.

При этом обязанность по выбору одного из способов управления многоквартирным домом возложена на собственников помещений в МКД.

В соответствии с частью 9 статьи 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений раздела VI настоящего Кодекса (статьи 135-152 ЖК РФ).

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу пунктов 1.1, 1.4 Устава ТСЖ «Пединститут» создано в соответствии в Гражданским, Жилищным кодексами РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иным действующим российским законодательством, является объединением собственников помещений в многоквартирном доме (МКД), расположенном по адресу: <...>. Целью создания товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в МКД.

Таким образом, способом управления МКД, расположенного по адресу: <...>, было выбрано управление товариществом собственников жилья.

Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится: внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества; утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества; определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества; другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Товарищество собственников жилья в силу статьи 137 ЖК РФ наделено определенными правами. В частности товарищество собственников жилья вправе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги; пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством; передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги; продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.

В случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе: предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме; в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме; получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации; осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков; заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.

В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.

Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.

Из системного толкования положений статьей 137 и 145 ЖК РФ следует, что к компетенции как общего собрания членов товарищества собственников жилья так, собственно, и самого товарищества собственников жилья не относится принятие решения о проведении текущего ремонта общего имущества МКД.

В свою очередь, органом управления многоквартирным домом, согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ является общее собрание собственников помещений в МКД. Общее собрание собственников помещений в МКД проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 44 ЖК РФ) относится, помимо прочего, выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4), принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.1), а также принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта (пункт 1).

Из смысла вышеперечисленных положений норм Жилищного кодекса РФ следует, что общее собрание собственников помещений в МКД, как орган управления МКД, наделено рядом исключительных полномочий, которые оно не утрачивает с избранием собственниками помещений МКД в качестве способа управления домом товариществом собственников жилья.

Жилищным кодексом РФ к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД отнесено, в частности, принятие решения о текущем ремонте общего имущества в МКД. Товарищество собственников жилья в силу закона не вправе принимать решения о проведении текущего ремонта общего имущества МКД без решения общего собрания собственников помещений.

В соответствии с подпунктами «а», «г» пункта 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, в состав общего имущества МКД, помимо прочего, включаются крыши, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Соответственно, осуществление текущего ремонта кровли и входов МКД является проведением текущего ремонта общего имущества МКД.

Как следует из материалов дела, решение о проведении текущего ремонта общего имущества МКД № 147В по ул. Мичуринская г. Тамбова (ремонт кровли и ремонт входов) было принято общим собранием правления товарищества собственников жилья и оформлено протоколом от 23.10.2017г.

Как указано было заявителем, на основании данного протокола, представленного в управляющую организацию, и в целях сбора денежных средств с собственников МКД     № 147В по ул. Мичуринская г. Тамбова для оплаты работ по текущему ремонту общего имущества в МКД, ООО «ЖЭК-20» заключило с ООО «МонтажСервис» (подрядчик) агентский договор от 29.12.2017г. № 82/17 на сбор денежных средств с собственников через единый платёжный документ и получение вознаграждения в размере 7% от собранной суммы.

ООО «ЖЭК-20» осуществляет управление МКД № 147В по ул. Мичуринская          г. Тамбова на основании заключенного с ТСЖ «Педиснститут-52» договора управления МКД № ДУ-2016-26 от 01.03.2016г. При этом договором управления не предусмотрено периодического взимания платы за текущий ремонт общего имущества. Все работы текущего и капитального характера производятся управляющей компанией за счет средств ТСЖ, собственников, за счет средств нанимателей, бюджетов всех уровней пожертвований и любых других средств, привлекаемых для финансирования работ (пункт 3.3. договора управления).

Поскольку ООО «ЖЭК-20» является управляющей компанией, основным видом деятельности которой является управление многоквартирными домами, ООО «ЖЭК-20» могло и должно было знать положения законодательства в сфере управления МКД, касающиеся как компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, так и компетенции общего собрания собственников помещений в МКД.

Таким образом, Управление Государственного жилищного надзора пришло к правильному выводу о том, что протокол общего собрания правления товарищества собственников жилья, которым было зафиксировано принятие решения о проведении текущего ремонта общего имущества МКД, был неправомерно принят управляющей компанией в качестве основания для последующего сбора денежных средств с собственников через единый платёжный документ для оплаты работ по текущему ремонту общего имущества в МКД.

При этом ООО «ЖЭК-20» было вправе отказаться от принятия такого протокола в качестве основания для сбора денежных средств с собственников и нанимателей через единый платёжный документ для оплаты работ по текущему ремонту общего имущества в МКД, предложив товариществу собственников жилья провести общее собрание собственников помещений в МКД для принятия решения о проведении текущего ремонта.

В тоже время, материалы дела содержат противоречивые данные о том, какой протокол собрания правления товарищества собственников жилья был принят управляющей компанией. Так, заявитель указывает на протокол от 23.10.2018г., тогда как в оспариваемом предписание Управление имеет ввиду протокол от 23.08.2018г., копия которого в материалах дела отсутствует.

Вместе с тем, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных правовыми актами должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий вправе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда.

Таким образом, предписание выносится в случае установления нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность по статье 19.5 КоАП РФ.

Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.

В связи с этим содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Оспариваемым предписанием от 27.03.2018г. № 76 Управление обязало председателя ТСЖ «Пединститут-52» совместно с ООО «ЖЭК-20» принять все необходимые меры и выполнить перерасчёт платы всем собственникам помещений данного МКД за выполненный текущий ремонт входов и кровли. О принятых мерах необходимо сообщить в письменной форме в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области с приложением подтверждающих документов в срок до 01.05.2018.

Из материалов дела следует, что для осуществления текущего ремонта общего имущества МКД № 147В по ул. Мичуринская г. Тамбова между ТСЖ «Педиснститут-52» (Заказчик) и ООО «МонтажСервис» (Подрядчик) был заключен договор подряда от 29.12.2017г. № 9-2017-МС. Пунктами 2.3. и 2.4. указанного договора предусмотрено, что Заказчик выплачивает подрядчику стоимость работ по договору после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) в течение десяти банковских дней. Оплата производится управляющей организацией ООО «ЖЭК-20» за счет средств, поступивших от собственников и нанимателей дома по дополнительной строке «текущий ремонт» единых платежных документов за период ноябрь-декабрь 2017г.

В целях оплаты производимых работ по ремонту, между ООО «ЖЭК-20» (Агент) и ООО «МонтажСервис» (Принципал) 29.12.2017г. заключен агентский договор № 82/17 на сбор денежных средств в сумме 40 773,2 руб. с собственников через единый платёжный документ и получение вознаграждения в размере 7% от собранной суммы (пункты 2.1.-2.4. договора).

При этом 06.12.2017г., то есть до заключения вышеназванных договоров ООО «ЖЭК-20» направило в адрес Тамбовского областного государственного унитарного предприятия «Единый расчетный центр» (ТОГУП «ЕРЦ») письмо № 1512 в котором просило произвести начисление в платежном документе в декабре 2017г. по дополнительной строке «текущий ремонт» за проведение ремонта кровли и ремонтные работы входов 10,5004 руб. с кв. м. – код 773535. Поставщик: ООО «МонтажСервис».

Таким образом, по мнению административного органа, собственникам и нанимателям МКД № 147В по ул. Мичуринская   г. Тамбова в едином платежном документе за декабрь 2017г. дополнительно доначислено по строке «текущий ремонт» 10,5004 руб. с кв. м. занимаемой площади за проведение текущего ремонта общего имущества. Однако такой платежный документ за декабрь 2017г. в материалах проверки отсутствует.

В связи с этим неясно, из какой именно суммы и в каком конкретно размере требовалось осуществить перерасчет платы всем собственникам помещений МКД за выполненный текущий ремонт входов и кровли, как это указано в оспариваемом предписании. Какие конкретно действия необходимо предпринять для перерасчета  председателю ТСЖ «Пединститут-52», а какие ООО «ЖЭК-20» и что Управление государственного жилищного надзора понимало под «совместными действиями, которые должны предпринять ТСЖ «Пединститут-52» и ООО «ЖЭК-20».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования предписания не являются четкими, ясными и доступным для понимания всеми лицами, что является прямыми признаками неисполнимости предписания

Неисполнимость предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что предписание от 27.03.2018 №76 является недействительным и подлежит отмене.

Помимо этого суд считает необходимым отметить следующее.

По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится в случае выявления при проведении проверки нарушений подконтрольным лицом требований, установленных правовыми актами с целью устранении выявленных нарушений.

Соответственно, основанием для вынесения предписания являются отраженные в акте проверки нарушения, которые подтверждены собранными и исследованными в процессе проверки документами.

В тоже время, материалы проверки не содержат документов, подтверждающих факт проведения собрания членов правления ТСЖ «Пединститут-52» 23.08.2017г., как это указано в акте проверки, на котором было принято решение о проведении ремонта кровли и ремонта входов. В материалах дела имеется только решение о проведении текущего ремонта общего имущества от 23.10.2017г.

Помимо этого, Управление в ходе проверки не получило в установленном порядке документов, подтверждающих факт доначисления в едином платежном документе за декабрь 2017г. по строке «текущий ремонт» 10,5004 руб. с кв. м. занимаемой площади за проведение текущего ремонта общего имущества МКД № 147В по ул. Мичуринская         г. Тамбова. Такой платежный документ в материалах проверки также отсутствует.

Таким образом, в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ материалами проверки, включая акт № 55 от 27.03.2018г., не подтверждаются факты, изложенные в оспариваемом предписании, в частности о проведении 23.08.2017г. собрания членов правления ТСЖ «Пединститут-52» и принятии решения о проведении текущего ремонта общего имущества МКД, о доначислении в едином платежном документе за декабрь 2017г. по строке «текущий ремонт» 10,5004 руб. с кв. м. за осуществление указанного ремонта.

Указанное свидетельствует о незаконности выданного на основании неподтвержденных обстоятельств предписания, что является основанием для признания оспариваемого предписания недействительным

Судом проверен процессуальный порядок проведения проверки ООО «ЖЭК-20», в ходе которого установлено следующее.

Частью 1 статьи 20 ЖК РФ закреплено понятие государственного жилищного надзора. Государственным жилищным надзором является, помимо прочего, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).

В силу пункта 1.1 «Положения об Управлении государственного жилищного Тамбовской области», утвержденного постановлением Главы администрации Тамбовской области от 29.05.2013г. № 171 (далее – Положение об Управлении) Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области является уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно пункту 5.8 Положения об управлении работники Управления в соответствии с должностными регламентами, приказами и распоряжениями начальника Управления уполномочены осуществлять, в том числе и действия, направленные на выдачу предписаний.

В соответствии с частью 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены «Положением о государственном жилищном надзоре», утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.06.2013г. № 493.

В соответствии с пунктом 9 вышеназванного Положения о жилищном надзоре к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Положения о жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294).

Частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона № 294 внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, основанием для проведения внеплановой документарной проверки послужило обращение жильца квартиры 67 МКД № 147 В по ул. Мичуринской г. Тамбова ФИО2 по вопросу необоснованного увеличения управляющей организацией ООО «ЖЭК-20» платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

На основании поступившего обращения Управлением 26.03.2018г. вынесено распоряжение №129 о проведении внеплановой проверки на дату 27.03.2018. С указанным распоряжением в тот же день был ознакомлен ответственный представитель ООО «ЖЭК-20» ФИО4

По результатам проведенной проверки был составлен акт от 27.03.2018г. № 55, из содержания которого следует, что проверка проводилась по адресу места нахождения обследуемого МКД – <...> и в присутствии представителей ООО «ЖЭК-20» и ТСЖ «Пединститут-52».

Таким образом, в отношении ООО «ЖЭК-20» проведена выездная внеплановая проверка, порядок проведения которой регламентирован, в том числе, статьей 12 Закона № 294.

Согласно положений статьи 12 Закона № 294 предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

На основании части 16 статьи 10 Закона № 294 о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля

Частью 1 статьи 14 Закона № 294 установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий (часть 1 статьи 14 Закона № 294).

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 294 по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (часть 4 статьи 16 Закона № 294).

Из материалов дела следует, что о проведении проверки за день до ее проведения был уведомлен представитель юридического лица ФИО4, которая согласно представленным в дело материалам является начальником отдела эксплуатации ООО «ЖЭК-20».

Акт проверки составлен также в присутствии ФИО4, что подтверждается подписью последней на акте № 55 от 27.03.2018г.

С учетом изложенного, судом не установлено нарушений требований Закона № 294 в ходе проведения Управлением проверки в отношении ООО «ЖЭК-20». В связи с этим, доводы заявителя об обратном суд считает несостоятельными и противоречащими имеющимся в деле доказательствам.

Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

В отношении лицензиатов органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль в соответствии с требованиями статьи 196 ЖК РФ.

Наименование и содержание распоряжения № 129 от 26.03.2018г. свидетельствуют о том, что в отношении ООО «ЖЭК-20» Управлением проведено мероприятие по государственному надзору.

Из общедоступного Реестра лицензий Тамбовской области, размещенного в сети «Интернет» следует, что ООО «ЖЭК-20» имеет лицензию № 068000069 от 15.02.2016г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В реестре лицензий также указан МКД № 147 В по ул. Мичуринской г. Тамбова.

Таким образом, суд приходит к выводу, что проверка была инициирована и проведена Управлением в отношении лица, неподконтрольного государственному жилищному надзору.

Такая проверка является незаконной, поскольку не соответствует положениям статьи 20 ЖК РФ и нарушает права и законные интересы ООО «ЖЭК-20» на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.

С учетом изложенного, требования ООО «ЖЭК-20» подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины следует отнести на Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201  Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 27.03.2018 №76.

Взыскать с Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комплекс - 20», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по государственной пошлине в сумме 3000,00 руб.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Судья                                                                                                   М.А. Плахотников