Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тамбов
20 марта 2020 г. Дело № А64-4269/2019
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2020 г.
Решение в полном объеме изготовлено 20 марта 2020 г.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев дело по иску
АО «Тамбовская сетевая компания», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ООО «Софья», Гавриловский район Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица:
1) Пересыпкинский сельсовет Гавриловского района Тамбовской области, Гавриловский район Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
2) ФИО2, Гавриловский район Тамбовской области
3) ООО «ЭКО Полигон», г. Рассказово Тамбовская область
о взыскании 6406,40 руб.
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО3, доверенность от 16.10.2019 №006/143,
от ответчика: директор ФИО4, паспорт гражданина РФ,
от третьих лиц: 1) не явился, извещен надлежащим образом,
2) ФИО2, паспорт гражданина РФ,
3) ФИО5, доверенность от 16.03.2020 №1, допущен для дачи пояснений по техническим вопросам (ст. 59, ст. 61 АПК РФ);
УСТАНОВИЛ:
АО «Тамбовская сетевая компания», г. Тамбов,обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ООО «Софья», Гавриловский район Тамбовской области, о взыскании основного долга по договору на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора от 01.01.2019 за оказанные услуги в сумме 2231,16 руб.
Определением арбитражного суда 26.06.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 19.08.2019 суд в порядке ч. 5 ст. 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Пересыпкинский сельсовет Гавриловского района Тамбовской области, ФИО2, ООО «ЭКО Полигон».
Определением арбитражного суда встречный иск ООО «Софья» о перерасчете задолженности за не оказанные услуги по вывозу ТКО с 01.01.2019 по 01.08.2019, возвращен заявителю на основании п. 3 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, поскольку в соответствии с заявлением ответчика (т. 1 л.д. 138) встречный иск (вх. от 15.08.2019) является возражением на исковые требования АО «Тамбовская сетевая компания» к ООО «Софья», в связи с чем изложенные в нем доводы подлежат рассмотрению арбитражным судом наряду с другими аргументами и объяснениями.
В судебное заседание 17.03.2020 представитель Пересыпкинского сельсовета Гавриловского района Тамбовской области не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени его проведения. Суд в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного представителя.
Представитель истца, исходя из сведений ответчика о торговой площади спорного помещения, заявил об уточнении иска (ходатайство от 17.03.2020), просит взыскать с ответчика основной долг за оказанные услуги за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 за оказанные услуги в сумме 6406,40 руб. Данное уточнение в порядке ст. 49 АПК РФ судом рассмотрено и принято.
Представитель истца поддержал уточненные требования, представитель ответчика возражал против иска, оспаривает факт вывоза мусора и оказания услуг, ФИО2 поддерживает позицию ответчика, представитель ООО «ЭКО Полигон» дал устные пояснения по техническим вопросам организации вывоза твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Как следует из материалов дела, АО «Тамбовская сетевая компания» (далее - АО «ТСК», истец, региональный оператор) Управлением Росприроднадзора по Тамбовской области выдана лицензия от 25.11.2016 №06800107 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (бессрочная).
С 01.01.2019 АО «ТСК» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Тамбовской области, в том числе на территории с. Пересыпкино 1-е Гавриловского района Тамбовской области. Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором АО «ТСК» в результате конкурсного отбора, предусмотренного ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ ООО «Софья» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 21.09.2005 за ОГРН <***>, основным видом деятельности общества является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, дополнительный вид деятельности - торговля розничная напитками в специализированных магазинах.
По договору аренды здания от 16.11.2018 ФИО2 (арендодатель) передано ООО «Софья» (арендатор) сроком с 16.11.2018 по 16.11.2023 в аренду нежилое здание с кадастровым номером 68:02:0801006:191, расположенное по адресу: <...> (п. 1.1., п. 3 договора аренды). Согласно п. 1.2. указанного договора аренды объект предоставлен ООО «Софья» для организации в нем магазина с торговым залом розничной торговли, включая продовольственную группу товаров, алкогольную и табачную продукцию (а также безалкогольные напитки).
В соответствии с представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 12.12.2013 №68АБ731944, здание зарегистрировано на праве собственности за ФИО2.
Согласно материалам дела между АО «ТСК» (региональный оператор) и ООО «ЭКО Полигон» (исполнитель) заключен договор на оказание услуг от 10.12.2018 №2/1189 по транспортированию исполнителем ТКО в количестве (объеме), которое определено в договоре от мест их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и передаче их на такие объекты, а региональный оператор обязался принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора (п. 1.1. договора на оказание услуг).
В соответствии с представленными в материалы дела договорами аренды транспортного средства с экипажем от 15.01.2019 №1, от 28.02.2019 №2, от 31.03.2019 №2, от 30.04.2019, от 01.06.2019, от 01.07.2019, пояснениями ООО «Эко Полигон» от 12.11.2019, полученными в порядке ст. 66 АПК РФ, а также маршрутными графиками, сбор ТКО в Гавриловском районе Тамбовской области осуществлялся ООО «ТСК» с использованием транспортных средств в период с 15.01.2019 по 30.04.2019 - Камаз-55102 гос. номер «<***>», в период с 01.05.2019 по 13.10.2019 - Камаз-55102 гос. номер «<***>».
АО «ТСК» считает, что ООО «Софья», как юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются ТКО, обязано производить оплату региональному оператору услуг по обращению с ТКО. Поскольку общество не обратилось к оператору с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, по мнению АО «ТСК», вывоз ТКО от ООО «Софья» в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 осуществлялся в рамках типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - типовой договор).
Согласно условиям п. 1 типового договора по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу п. 5, 6 типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Под расчетным периодом по настоящему типовому договору понимается один календарный месяц.
Единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19.12.2018 №186-в и составляет 580,29 руб./м.
Нормативы накопления ТКО на территории Тамбовской области утверждены приказом Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 10.05.2017 №43 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области», согласно которому норматив накопления ТКО для городских округов и городских поселений с населением от 10 000 человек до 100 000 человек составляет: 0,04 м3на 1 м 2 торговой площади для предприятий торговли.
Исходя из налоговой декларации ООО «Софья» за 2019 г. торговая площадь помещения по адресу: <...>, составляет 46 кв.м.
Согласно уточненным расчетам АО «ТСК», стоимость услуг по обращению с ТКО, оказанных ООО «Софья» за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, составляет 6406,40 руб.
В целях досудебного урегулирования спора АО «ТСК» в адрес ООО «Софья» направлена претензия от 29.03.2019 №431 с предложением добровольной оплаты долга, что подтверждает почтовая квитанция от 05.04.2019. Однако претензия оставлена без ответа.
Поскольку ООО «Софья» обязательства по оплате стоимости оказанный услуг не исполнены, АО «ТСК» обратилось с уточненным исковым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ.
В силу требований ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По правилам ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Истец, как региональный оператор, приступил к фактическому исполнению обязанностей по обращению с ТКО на территории Тамбовской области, в том числе на территории с. Пересыпкино 1-е Гавриловского района Тамбовской области, с 01.01.2019.
Частью 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Твердыми коммунальными отходами, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», признаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен пунктом 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».
Так, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Из пункта 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит оплате потребителем по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18)).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 года № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, следует иметь ввиду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Как следует из материалов дела в спецвыпуске общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь» от 28.12.2018, а также на сайте АО «ТСК» в сети Интернет размещена публичная оферта (договор) на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д. 103 т. 1).
С учетом вышеуказанных норм договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора.
Частью 1 ст. 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Оказываемые истцом услуги относятся к коммунальным, обязанность оказания которых, с учетом вышеизложенного, возложена на истца.
Из представленных в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ, договора аренды от 16.11.2018 следует, что ответчик осуществляет торговую деятельность в нежилом здании, расположенном по адресу: <...>.
Факт осуществления торговой деятельности в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в указанном помещении ответчиком не оспаривался.
С 01.01.2019 истец как региональный оператор приступил к оказанию услуг по обращению с ТКО, осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории с. Пересыпкино 1-е Гавриловского района Тамбовской области и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО и т.д.
Между АО «ТСК» (региональный оператор) и ООО «ЭКО Полигон» (исполнитель) заключен договор на оказание услуг от 10.12.2018 №2/1189 по транспортированию исполнителем ТКО в количестве (объеме), которое определено в договоре от мест их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и передаче их на такие объекты, а региональный оператор обязался принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора (п. 1.1. договора на оказание услуг).
В силу п. 3.1.2. договора на оказание услуг исполнитель обязался обеспечивать транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с ТКО.
Указанный договор вступил в силу с 01.01.2019 и действует в пределах сроках действия регионального оператора. Доказательства расторжения договора на оказание услуг в материалы дела не представлены.
В соответствии с договорами аренды транспортного средства с экипажем от 15.01.2019 №1, от 28.02.2019 №2, от 31.03.2019 №2, от 30.04.2019, от 01.06.2019, от 01.07.2019, пояснениями ООО «Эко Полигон» от 12.11.2019, полученными в порядке ст. 66 АПК РФ, а также маршрутными графиками, сбор ТКО в Гавриловском районе Тамбовской области осуществлялся с использованием транспортных средств в период с 15.01.2019 по 30.04.2019 - Камаз-55102 гос. номер «<***>», в период с 01.05.2019 по 13.10.2019 - Камаз-55102 гос. номер «<***>».
В процессе рассмотрения спора между сторонами возникли разногласия относительно фактического оказания истцом услуг по вывозу ТКО в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 с территории с. Пересыпкино 1-е Гавриловского района Тамбовской области, ответчик отрицает вывоз ТКО в спорный период.
По запросу арбитражного суда в порядке ст. 66 АПК РФ в материалы дела представлены путевые листы маршрута движения транспортных средств на территории Пересыпкинского сельсовета Гавриловского района Тамбовской области в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 от ООО «ЭКО Полигон» на КАМАЗ-55102, государственный регистрационный номер <***>, на КАМАЗ-55102, государственный регистрационный номер <***>.
Ответчиком в судебном заседании 17.03.2020 заявлено ходатайство от 17.03.2020 о фальсификации доказательств, согласно которому директор ООО «Софья» просит признать путевые листы грузового автомобиля, выданные ЭКО «Полигон» за период с января по июнь 2019 г. включительно, сфальсифицированными и исключить их из числа доказательств по делу №А64-4269/2019.
Порядок действий суда, связанных с рассмотрением и разрешением заявления о фальсификации доказательств установлен ст. 161 АПК РФ. Так в соответствии с ч.1 ст. 161 АПК РФ если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд разъясняет уголовно-правовые последствия такого заявления; исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его представившего, из числа доказательств по делу; проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу.
В этом случае арбитражный суд принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.
Уголовно-правовые последствия заявления о фальсификации доказательства касаются как стороны представившей доказательство, так и стороны, обратившейся в арбитражный суд с заявлением. Суд разъяснил заявителю ФИО4, что уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления предусмотрена ч. 1 ст. 306 УК РФ. ФИО3, суд также разъяснил, что ч. 1 ст. 303 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Представитель истца ФИО3 на предложение суда дала согласие исключить из числа доказательств по делу путевые листы грузового автомобиля, выданные ЭКО «Полигон» за период с января по июнь 2019 г. включительно.
На основании указанного, путевые листы грузового автомобиля, выданные ЭКО «Полигон» за период с января по июнь 2019 г. включительно исключены судом из числа доказательств по делу и не подлежат оценке и исследованию судом в порядке ст. 71 АПК РФ.
Согласно ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Правила оценки доказательств изложены в ст. 71 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Материалы дела свидетельствуют, что постановлением администрации Пересыпкинского сельсовета Гавриловского района Тамбовской области от 04.12.2018 №102 определены места сбора и накопления твердых коммунальных отходов в Пересыпкинском сельсовете Гавриловского района Тамбовской области, а также способ вывоза ТКО бестарно, график вывоза 2 раза в неделю.
01.01.2019 между АО «ТСК» (региональный оператор) и администрацией Пересыпкинского сельсовета Гавриловского района Тамбовской области (заказчик) заключен контракт на оказание услуг по обращению с ТКО №105-К, согласно условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в местах (площадках) накопления, которые определены в настоящем контракте, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а заказчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2.1. договора от 01.01.2019 №105-К).
В материалы дела истцом представлены маршрутные графики движения мусоровозов, а также документы навигационной системы ГЛОНАСС на маршруте сбора ТКО по Гавриловскому району Тамбовской области.
Согласно письменным объяснениям третьего лица ООО «ЭКО Полигон» от 23.01.2020 (л.д. 1-3 т. 3) в период с 15.01.2019 года по 30.04.2019 года сбор ТКО по Гавриловскому району осуществлял автомобиль КАМАЗ-55102 с государственным регистрационным номером <***> (договор аренды № 1 транспортного средства с экипажем от 15.12.2019; договор аренды № 1 транспортного средства с экипажем от 31.01.2019; договор аренды № 2 транспортного средства с экипажем от 28.02.2019; договор аренды № 2 транспортного средства с экипажем от 31.03.2019), водитель ФИО6
На данном автомобиле было установлено спутниковое навигационное оборудование ГЛОНАСС, о чём указано в подпункте 2.3. «в» пункта 2 договора. В процессе осуществления производственной деятельности в период с 15.01.2019 по 30.04.2019 вышеуказанный автомобиль отражался в программе как объект отслеживаемый спутниками ГЛОНАСС и имеющий обозначение (наименование): КАМАЗ Н 148 ЕГ 68.
С 01.05.2019 на маршруте сбора ТКО по Гавриловскому району произошла смена транспортного средства на автомобиль КАМАЗ-55102 с государственным регистрационным номером <***> (договор аренды № б/н транспортного средства с экипажем от 30.04.2019; договор аренды № б/н транспортного средства с экипажем от 01.06.2019), водитель ФИО7
Для осуществления полноценной деятельности по сбору ТКО с мест их накопления, данный автомобиль был оснащён оборудованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, которое ранее стояло на автомобиле КАМАЗ-55102 с государственным регистрационным номером <***>. В связи со сменой автомобиля на Гавриловском направлении, сотрудником ООО «Эко Полигон» было скорректировано (изменено) наименование объекта с «КАМАЗ-55102 <***>» на «КАМАЗ-55102 <***>».
В судебном заседании 09.12.2019 главой Пересыпкинского сельсовета Гавриловского района Тамбовской области ФИО8 подтверждено, что вывоз ТКО в период с 01.01.2019 на территории с. Пересыпкино 1-е Гавриловского района Тамбовской области осуществляется, транспорт для сбора отходов проезжает с необходимыми остановками (протокол судебного заседания от 09.12.2019 (л.д. 97 т. 2)).
Отрицая оказание истцом услуг по вывозу ТБО ответчик заявляет, что хозяйственная деятельность ООО «Софья» осуществляется без образования мусора, поскольку возникающие отходы в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 подвергались сжиганию или передавались на переработку в специализированные организации.
Указанный довод судом не принимается, поскольку в силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Частью 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов в местах сбора и их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он обязан их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.
Доводы ответчика об отсутствии у него отходов как таковых судом не принимаются и признаются судом несостоятельными, документально не подтвержденными и не соответствующими вышеуказанным нормам.
Представленный в материалы дела договор оказания услуг от 01.10.2019 №2 на сдачу для переработки упаковочного материала не относится к спорному периоду.
Из поступившего на запрос суда в порядке ст. 66 АПК РФ ответа Прокуратуры Гавриловского района Тамбовской области от 06.12.2019 №03-03-2019 следует, что ООО «Софья», ФИО2 по вопросу сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с территории Пересыпкинского сельсовета Гавриловского района Тамбовской области не обращались.
На основании ч. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В заявленный истцом период с 01.01.2019 по 30.06.2019 между сторонами отсутствовал письменный договор, фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО подлежат оплате ответчиком в соответствии с условиями типового договора.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом «а» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».
Пунктом 8 Правил № 505 предусмотрено, что учет ТКО в соответствии с абз. 3 подп. «а» п. 5 Правил № 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении ТКО.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Судом установлено, что порядок раздельного накопления ТКО на территории Тамбовской области в рассматриваемый период утвержден не был, в связи с этим необходимо производить расчеты в соответствии с абз. 2 подп. «а» п. 5 Правил № 505, то есть исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления ТКО на территории Тамбовской области утверждены приказом Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 10.05.2017 №43 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области», согласно которому норматив накопления ТКО для городских округов и городских поселений с населением от 10 000 человек до 100 000 человек составляет: 0,04 м3на 1 м2 торговой площади для предприятий торговли.
Единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19.12.2018 №186-в и составляет 580,29 руб./м.
Согласно уточненным расчетам истца, стоимость услуг по обращению с ТКО, оказанных ООО «Софья» за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, составляет 6406,40 руб.
Уточненный расчет проверен судом и признан арифметически верным.
Аргументы ответчика об отсутствии актов оказанных услуг и счетов на оплату за спорный период не могут быть приняты судом в основу решения, поскольку само по себе отсутствие счета либо УПД на оплату оказанных услуг не может являться основанием, освобождающим ответчика от оплаты, поскольку оплата происходит по факту оказания услуг. Придание обязанности истца по выставлению ответчику счета на оплату силы встречной обязанности является ошибочным, поскольку встречной по отношению к обязанности регионального оператора услуги по обращению с ТКО является обязанность собственника ТКО оплатить ее. Счет на оплату не является основанием для возникновения у ответчика гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ООО «Софья», Гавриловский район Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), в пользу АО «Тамбовская сетевая компания», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>), основной долг в сумме 6406,40 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000,00 руб.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (394006, <...>) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.