ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-4433/11 от 19.07.2011 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

«21» июля 2011г. Дело № А64-4433/2011

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 21 июля 2011 г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.В. Захарова

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.И. Григорьевой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов,

к Обществу с ограниченной ответственностью «Облзем», г. Орел,

о расторжении государственного контракта и взыскании неустойки 58668,90 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, доверенность от 27.09.2010,

ФИО2, доверенность от 12.08.2010

от ответчика – не явился, надлежаще извещен.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

установил:

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, г.Тамбов обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к ООО «Облзем», г.Орел о расторжении государственного контракта от 26.04.2010 г. № 2 на выполнение кадастровых работ с целью подготовки межевых планов земельных участков и постановки земельных участков на государственный кадастровый учет при разграничении государственной собственности на землю на территории Тамбовской области и взыскании 58 668,9 руб.- пени.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, в отзыве на иск сообщил, что не возражает против расторжения государственного контракта от 26.04.2010 г. № 2 , просит признать его недействительным (ничтожным), в связи с чем исковые требования в части взыскания неустойки не подлежат удовлетворению, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Дело рассматривается в порядке, установленном пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие представителя ответчика.

.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы истца, суд выяснил, что по итогам открытого конкурса (протокол № 37/2.АUK.10 от 07.04.2010) между Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области, г.Тамбов (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «ОБЛЗЕМ», г.Орел (подрядчик) был заключен государственный контракт на выполнение кадастровых работ с целью подготовки межевых планов земельных участков общей площадью 12500 га и постановки их на государственный кадастровый учет при разграничении государственной собственности на землю на территории Тамбовской области от 26..04.2010 г. № 2, согласно которого подрядчик обязался выполнить кадастровые работы с целью подготовки межевых планов земельных участков и постановки земельных участков на государственный кадастровый учет при разграничении государственной собственности на землю на территории Тамбовской области, в соответствии с требованиями, утвержденными техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта и полном соответствии с положениями контракта, а заказчик обязался принять и оплатить работы.

Цена контракта составляет 586 689,52 руб. (п. 2.1. контракта от 26.04.2010 г. №2).

Согласно п. 5.3. государственного контракта от 26.04.2010 г. № 2, сроки выполнения работ – с момента заключения контракта до 15.12.2010 г.

На основании п. 4.1., оплата производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика по ценам, определенным в соответствии с настоящим контрактом. Заказчик обязался перечислить подрядчику стоимость работ, после подписания акта выполненных работ, по мере поступления денежных средств на эти цели из областного бюджета на счет заказчика.

Поскольку подрядчиком в срок до 15.12.2010 г. работы выполнены не были, истец обратился в суд с настоящим иском о расторжении государственного контракта от 26.04.2010 г. № 2.

Кроме того, истцом начислены пени в размере 58 668,9 руб., что составляет 10 % от общей стоимости контракта.

Оценив представленные документы, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

При этом суд руководствовался следующим.

Согласно статье 9 (частям 1 и 4.1) Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (часть 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором (пункт 2 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5.2 контракта срок выполнения работ установлен с момента его заключения до 15.12.2010.

П.11.1. государственного контракта от 26.04.2010 г. №2 стороны устанавливали действие контракта до полного исполнения обязательства.

Из материалов дела усматривается, что Общество в установленный контрактом срок не выполнило кадастровые работы, перечень которых согласован в приложении N 1 к контракту. Данные обстоятельства не оспорены ответчиком.

В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

Ответчик в отзыве на иск не возражает против расторжения государственного контракта.

Таким образом, доказательства исполнения государственного контракта от 26.04.2010 г. № 2 в установленный срок в материалы дела не представлены, а нарушение сроков выполнения работ является существенным нарушением условий договора и основанием для его расторжения, следовательно, суд, в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, расторгает указанный контракт.

В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации пеней признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения обязательства или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Стороны в пункте 7.1. государственного контракта от 26.04.2010 г. № 2установили ответственность, в случае просрочки исполнения подрядчиком своих обязательств, заказчик вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по настоящему контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размере 0,3% от общей стоимости работ, исполнение обязательств, в отношении которых просрочено подрядчиком. Общая сумма штрафов не может превышать 10% общей стоимости контракта.

Истец начислил неустойку с 16.12.2010 г. в сумме 58 668,9 руб., что составляет 10% от стоимости контракта.

Суд установил, что иск в части взыскания пени в сумме 58 668,9 руб. заявлен обоснованно, материалами дела подтвержден и подлежат удовлетворению.

Ссылка ответчика на невозможность исполнения принятых на себя обязательств в связи с ограничением возможности получения им документов Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в связи с тем, что данная информация имеет гриф ДСП и для ознакомления с ней необходим документ, подтверждающий право на получение сведений ограниченного доступа, подлежит отклонению.

Согласно п. 2.4. Письма Федеральной службы земельного кадастра России от 04.02.2004 г. № СС/190, размещенного на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, информация о документах хранящихся в фонде данных, перечне услуг по информационному обеспечению, порядке и условиях доступа к документам фонда данных носит открытый характер и предоставляется по запросу заинтересованного лица. Для предоставления документов фонда установлен перечень документов (п.2.5.).

Ответчиком не представлены в материалы дела обращение за предоставлением необходимых документов и отказ в их предоставлении.

Позиция ответчика о недействительности (ничтожности) государственного контракта от 26.04.2010 г. № 2, в связи с несоответствием ответчика требованиям, установленным в соответствии с законом РФ к лицам, осуществляющих выполнение кадастровых работ, не подтверждена доказательствами.

В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие обращение участников размещения заказа по обжалованию порядка и результатов проведения открытого конкурса, в порядке установленном главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Ответчиком также не заявлялось требование в порядке встречного искового производства о признании государственного контракта от 26.04.2010 г. № 2 недействительным.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ).

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статей 65, 66 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.

В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине следует отнести на ответчика.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Расторгнуть Государственный контракт на выполнение кадастровых работ с целью подготовки межевых планов земельных участков общей площадью 12500 га и постановки их на государственный кадастровый учет при разграничении государственной собственности на землю на территории Тамбовской области №2 от 26.04.2010, заключенный между Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов, и Обществом с ограниченной ответственностью «Облзем», г. Орел.

2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Облзем» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), г. Орел, в пользуКомитета по управлению имуществом Тамбовской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), г. Тамбов, неустойку в размере 58668,90 руб.; в федеральный бюджет расходы по уплате государственной пошлины в размере 6346,76 руб.

3. Истцу и налоговому органу выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

4. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу 394006, <...> через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья А.В. Захаров