ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-4549/13 от 06.03.2014 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

  392020, г. Тамбов, ул.Пензенская, 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2014 года.

полный текст решения изготовлен 07 марта 2014 года

г. Тамбов

07 марта 2014 г. Дело №А64- 4549/2013

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.В. Малиной

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.В. Жабиной

  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тамбовская сахарная компания», г. Тамбов
 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, г. Тамбов
 третье лицо: Администрация Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов

о признании незаконными действий

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность б/н от 01.06.2011г.;

от ответчика – ФИО2, начальник юридического отдела, доверенность № 68/2013-05 от 28.01.2013г.;

  от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Тамбовская сахарная компания» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Тамбовской области» о признании незаконными действий по внесению в государственный реестр кадастра недвижимости сведений о кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 в размере 690558412 руб. в целях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, обязать ответчика исправить допущенную ошибку путем изменения ошибочной записи «690558412 рублей» на предыдущее значение кадастровой стоимости «149676891 рубль» (с учетом уточнений от 19.11.2013г.- т.1 л.д.118).

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.10.2013г. на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Администрация Тамбовской области в лице комитета по управлению имуществом Тамбовской области.

Распоряжением председателя Арбитражного суда Тамбовской области в связи с прекращением полномочий судьи Пряхиной Л.И. и уходом ее в отставку дело №А64-4549/2013 передано на рассмотрение судье Малиной Е.В.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 АПК РФ рассмотрение дела произведено судьей Малиной Е.В. с самого начала.

Заявитель в процессе рассмотрения дела в порядке ст. 49 АПК РФ письменным заявлением от 21.02.2014г. уточнил предмет заявленных требований и просит суд признать незаконными действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 в размере 690 558 412руб., обязать ответчика исправить допущенное нарушение путем исключения из государственного кадастра недвижимости ошибочной записи «690 558 412руб.» в отношении принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 – т. 2 л.д.56.

Ходатайство об уточнении требований было принято судом.

Требование мотивировано тем, что в 2013 году заявителю, являющемуся собственником земельного участка площадью 3 225 100 кв.м. кадастровый номер 68:08:0000000:121, расположенного по адресу: Тамбовская область, Мордовский район, относительно ориентира в границах ОГУП «Мордовское», отделение 1, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тамбовская область, Мордовский район., поступила информация о том, что в сведениях государственного земельного кадастра изменились сведения о земельном участке, а именно изменилась кадастровая стоимость, составившая 690 558 412 рублями. Между тем, при образовании земельного участка его кадастровая стоимость была определена в соответствии с требованиями действующего законодательства и составила 149 676 891 рубль. 23 мая 2013 года Заявителем был получен официальный ответ заинтересованного лица, в котором оно сообщило о том, что кадастровая стоимость земельного участка 68:08:0000000:121 была самостоятельно определена Заинтересованным лицом путем сложения кадастровых стоимостей отдельных частей земельного участка. Общество полагает, что указанный порядок не предусмотрен действующим законодательством. Более того, действия заинтересованного лица грубо противоречат закону. В ответе заинтересованного лица о причинах изменения кадастровой стоимости было указано, что изменение кадастровой стоимости произошло на основании постановления администрации Тамбовской области №1394 от 29.11.2010г. Так как в данном постановлении отсутствует указание на кадастровую стоимость земельного участка 68:08:0000000:121 и не содержится сведений о том, что кадастровая стоимость данного земельного участка установлена равной 690 558 412 рублям, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения не соответствуют документу, на основании которого они якобы были внесены

Общество полагает, что поскольку при проведении мероприятий по уточнению кадастровой оценки земель промышленности в Тамбовской области в 2010 году кадастровая стоимость земельного участка 68:08:0000000:121 не была определена, то она изменена и осталась прежней. Изменение (определение) кадастровой стоимости путем составления соответствующего акта определения кадастровой стоимости земельного участка, составляемого подразделением Росреестра, применяется, как это предусмотрено приказом Минэкономразвития №222 «в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка». Так как в отношении ранее созданного земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 не осуществлялось изменения категории земель, вида разрешенного использования, уточнения площади земельного участка, равно как и не производилось уточнения кадастровой стоимости постановлением администрации Тамбовской области №1394 от 29.11.2010г., кадастровая стоимость участка осталась прежней и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об уточнении размера кадастровой стоимости было произведено ошибочно.

Включение в перечень земельных участков неких обособленных частей земельного участка, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121, не свидетельствует об утверждении результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка. Общество полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 была изменена именно актом заинтересованного лица, без должных правовых оснований. Помимо того сам акт составлен с существенными нарушениями.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области по существу заявленных требований пояснило, что спорный земельный участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 является единым землепользованием и состоит из обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:291600 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8. На основании результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области, утвержденных Постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 № 1394 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель умышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области» с 01.01.2011г. изменилась кадастровая стоимость указанных обособленных земельных участков. Поскольку вышеуказанные обособленные земельные участки не являются самостоятельными объектами учета, а являются входящими в единый объект учета - земельный участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 и сумма их площадей составляет площадь единого землепользования, филиалом был проведен пересчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:08:0000000:121 как сумма кадастровой стоимости вышеуказанных обособленных земельных участков, и, в соответствии с актом определения кадастровой стоимости 17.01.2011, составила 690 558 412,00 руб. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости -17.01.2011. Представитель учреждения пояснил, что первоначально и в последующем стоимость единого землепользования , а именно земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121

определялась в соответствии с п.2.1.15 Методических указаний как сумма кадастровых стоимостей , входящих в его состав обособленных земельных участков. Согласно разъяснениям Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по вопросу определения кадастровой стоимости единых землепользований в целях исключения дублирования объектов оценки в перечень земельных участков, подлежащих оценке, включались только обособленные земельные участки. Расчет стоимости единых землепользований осуществляется дополнительно путем суммирования значений кадастровой стоимости обособленных земельных участков кадастровой платой, уполномоченной на обеспечение ведения государственного реестра земель кадастрового района.

Судом установлено, что Администрация Тамбовской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, явку своего представителя в данное судебное заседание не обеспечила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 123, ст. 156 АПК РФ суд считает возможным проведение судебного заседания в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в деле материалам.

Рассмотрев представленные в дело материалы, суд установил следующее :

ООО «Тамбовская сахарная компания» является собственником земельного участка площадью 3 225 100 кв.м. кадастровый номер 68:08:0000000:121, расположенного по адресу: Тамбовская область, Мордовский район, относительно ориентира в границах ОГУП «Мордовское», отделение 1, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тамбовская область, Мордовский район.

Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АБ 200592, выданным 25.09.2008г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области. Основанием для возникновения права собственности является передаточный акт от 23.04.2009г.- т.1 л.д.8

Означенный земельный участок с кадастровым номером68:08:0000000:121 является участок единого землепользования , в состав которого входят условные участки с кадастровыми номерами 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.04.08– т.1 л.д.9, л.л.52-75.

Земельный участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 был поставлен на кадастровый учет 04.03.2008 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 28.02.2008 № 08.1/08-72, постановления Администрации Мордовского района Тамбовской области от 07.02.2008 №75 и описания земельного участка, выполненного ООО «Спектр-М».

Данный земельный участок первоначально был отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и в соответствии с п. 2.1.15 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N222, была рассчитана кадастровая стоимость, которая составила - 11036864,19 руб., согласно акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 03.03.2008- т.2 л.д.62. При этом, кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, что подтверждается актами определения кадастровой стоимости от 13.03.2008,

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 09.07.2008 №842, 21.07.2008 данный земельный участок был переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 2 л.д.74), и в соответствии с п. 2.1.4 и 2.1.15 Методических указаний его кадастровая стоимость была вновь рассчитана и согласно акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 21.07.2008, составила – 149676891 руб. При этом, кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121также определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8 что подтверждается актом определения кадастровой стоимости от 21.07.2008 – т. 2 л.д.75-79.

Таким образом, на момент возникновения права собственности у заявителя кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 составляла 149676891 руб. При этом, кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 8:08:0000000:121 определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8

Судом установлено, что Постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 №1394 « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области» с 01.01.2011 была установлена новая кадастровая стоимость земельных участков ( т.1 л.д.76,78103-107), а именно:

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2905001:6 - 315 670 692,40 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2905001:7 - 14 523 759,60 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2905001:8 - 214 120 руб. ;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2916001:3 - 115 624 800 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2918001:2 - 222 898 920 руб. ;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:2 – 5 138 880 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:3 - 2 141 200 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:4 - 5 781 240 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:5 - 1 070 600 руб. ;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:6- 4 710 640 руб. ;

для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:7- 2 783 560 руб. соответственно.

Поскольку данные земельные участки были оценены как обособленные участки , входящие в состав единого землепользования 68:08:0000000:121, актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 17.01.2011г. заинтересованным лицом была определена кадастровая стоимость земельного участка и составила – 690 558 41 руб. При этом, кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121также определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 8:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 8:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 8:08:2905001:8 что подтверждается актом определения кадастровой стоимости от 17.01.2011- т.1 л.д.99-101.

Управление Росреестра по Тамбовской области на запрос суда также подтвердило, то обстоятельство, что государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Тамбовской, области была проведена по состоянию на 01.01.2009. В соответствии с Государственным контрактом от 25 ноября 2009 г. № 127Д на выполнение работ по теме: «Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов, земель промышленности и иного специального назначения в субъектах Российской Федерации Центрального и Южного федеральных округов» исполнителем работ являлось Открытое Акционерное Общество «РКХ «Земпроект» (г. Москва). В перечень объектов оценки включены входящие земельные участки в единое землепользование с кадастровым номером 68:08:0000000:121 (Приложение 1). Результаты определения кадастровой стоимости входящих земельных участков указаны в Приложении 2 – т.2 л.д.37-39. Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Тамбовской области согласованы с Росреестром и утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 № 1394.

Кадастровая стоимость единого землепользования 68:08:0000000:121 была рассчитана органом кадастрового учета (ФГБУ «ЗКП Росреестра» по Тамбовской области) как сумма кадастровых стоимостей входящих земельных участков и составляет 690 558 412 рублей.

Заявитель, не согласившись с указанным расчетом, полагая, что определенная заинтересованным лицом кадастровая стоимость земельного участка является необоснованной , ответчик не уполномочен в данном случае проводить оценку земельных участков, обратился в суд с настоящим заявлением.

Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на то, что данный способ расчета соответствует требованиям пункта 2.1.15 Методических указаний, соответственно действия филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тамбовской области по внесению в государственный кадастр (недвижимости стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 в размере 690 558 412,00 руб., являющейся суммой утвержденной именно Постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 №1394 «Об (утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области» , его действия по определению кадастровой стоимости единого землепользования в данном случае являются правомерными.

Суд, оценив имеющиеся в деле материалы, заслушав доводы и возражения представителей сторон, руководствовался следующим:

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, обращаясь с настоящим заявлением, общество должно представить доказательства того, что действия учреждения не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (пункты 2, 3 Правил).

Пунктами 1, 10 Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Под государственной кадастровой оценкой земли вышеприведенными нормативными правовыми актами понимается определение кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения, проведенное по установленным правилам и утвержденное в установленном порядке.

Пунктом 13 Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 N 222 (далее - Методические указания).

Из пояснений филиала ФГБУ, Управления Росреестра следует, что первоначально при образовании единого земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 который относился к категории земель сельхозназначения его кадастровая стоимость определялась ответчиком на основании п.2.1.15 Методических указаний, а стоимость обособленных земельных участков определялась в соответствии с п.2.1.1.

Впоследствии при переводе данного единого землепользования в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 2 л.д.74), кадастровая стоимость названного единого землепользования также была вновь рассчитана учреждением в соответствии с п. 2.1.4 и 2.1.15 Методических указаний его кадастровая стоимость.

В дальнейшем Постановлением Администрации Тамбовской области № 1394 от 29.11.2010г. были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области» с 01.01.2011 была установлена новая кадастровая стоимость земельных участков. Судом установлено, что в перечень объектов оценки были включены земельные участка, входящие в единое землепользование с кадастровым номером

для определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером недвижимости стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121- т.2 л.д.37-39. Результаты государственной оценки , в том числе обособленных участков , входящих в состав единого землепользования с кадастровыми номерами: 8:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 8:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, были согласованы с Росреестром и утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 29.11.2010г. № 1394.

Названное постановление является действующим нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ, который в установленном законом порядке не отменен, сведений о признании его недействующим не имеется.

Согласно пояснениям учреждения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 не определялась в связи с тем, что согласно п.2.1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв.приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2007 №П/0152) при формировании исходного перечня земельных участков из перечня исключаются строки, содержащиеся в графе «Наименование земельного участка» запись «единое землепользование».

В соответствии с пунктом 2.1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, в целях разъяснения положений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, при формировании Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих оценке, из перечня исключаются строки, содержащие запись «Единое землепользование».

Таким образом, в названном перечне остаются строки, содержащие сведения об обособленных или условных земельных участках.

Как следует из материалов дела, участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 является единым землепользованием.

Обособленные земельные участки, входящие в состав единого землепользования с кадастровыми номерами 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, вошли в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на 01.01.2009г.

Результаты государственной кадастровой оценки данных земельных участков были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области № 1394 от 29.11.2010гКадастровая стоимость единого землепользования 68:08:0000000:121 была рассчитана органом кадастрового учета (ФГБУ «ЗКП Росреестра» по Тамбовской области) как сумма кадастровых стоимостей входящих земельных участков и составляет 690 558 412 рублей.

Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок как единое землепользование не вошел в перечень участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость была правомерно определена самим органом кадастрового учета на основе результатов государственной кадастровой оценки, что соответствует пункту 13 Правил, пункту 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, а также Методическим указаниям.

В силу пункта 2.1.15. Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости" кадастровая стоимость единого землепользования рассчитывается как сумма кадастровых стоимостей входящих в его состав условных или обособленных земельных участков.

Полученная в результате таких действий кадастровая стоимость земельного участка дальнейшего утверждения исполнительным органом субъекта Российской Федерации не требует, поскольку указанная стоимость не является результатом кадастровой оценки в смысле, придаваемой ей статьей 66 ЗК РФ, Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", а также Правилами. Такое толкование, соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.

Кроме того, суд считает необходимым указать, что оспариваемыми действиями по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 в размере 690 558 412руб.,не нарушены права и законные интересы общества.

Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 11.03.2010 N П/93 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, доводы общества о том, что ответчик превысив свои полномочия, самостоятельно, провел кадастровую оценку стоимости спорного земельного участка, произвольно установил кадастровую стоимость единого объекта землепользования, судом не принимаются.

Довод общества о том, что условные земельные участки не могут являться объектами государственной кадастровой оценки, отклоняется арбитражным судом как несостоятельный.

В соответствии со статьей 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.

Условные земельные участки, входящие в состав единого землепользования, имеют самостоятельные кадастровые номера, их границы и площадь, а также другие уникальные характеристики определены, следовательно, данные участки должны входить в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке.

В рассматриваемом же споре речь идет о государственном кадастре недвижимости и введение такой категории как «условные земельные участки» соответствует вышеизложенным принципам такого учета.

Суд отмечает, что заявителем в материалы дела не представлено досточточно данных , позволяющих сделать вывод о нарушении его прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями.

В настоящий момент согласно п.2.5 Методических указаний «кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков». Указанными пунктами предусмотрена формула расчета кадастровой стоимости путем умножения площади земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующих категории и группы.

С учетом коэффициента, установленного постановлением администрации Тамбовской области №1394 от 29.11.2010г., равного 221,37 руб/кв.м., и площади участка, равной 3 225 100 кв.м., в случае действия п. 2.5 методических рекомендаций в спорный период времени, кадастровая стоимость земельного участка составила бы 713 940 387 руб. вместо 690 558 412 руб.

Из вышеизложенного следует, что оспариваемые действия учреждения совершены в пределах представленных ему полномочий, соответствует закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства и доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Ввиду того, что в удовлетворении требований заявителю отказано, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в сумме 2 000 руб. на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья Е.В. Малина