Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ
г. Тамбов Дело № А64-512/2020
27 мая 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 мая 2020 года.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.В. Захарова
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.П. Гасановой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному отделу надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании предписания № 7/1/1 от 24.01.2020 недействительным
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, надлежаще извещен;
от заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 25.02.2020 №122
Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ», г. Москва, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Территориальному отделу надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области, с требованием о признании предписания № 7/1/1 от 24.01.2020 г. недействительным.
Определением от 10.02.2020 указанное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу №А64-512/2020.
Судом установлено, что заявитель в заседание суда 20.05.2020 не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется письменное ходатайство ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Явившийся в судебное заседание представитель заинтересованного лица требования заявителя отклонил по основаниям, указанным в отзыве.
Согласно ст. 163 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Перерыв в судебном заседании может быть объявлен на срок, не превышающий пяти дней.
В судебном заседании объявлен перерыв с 20.05.2020 по 26.05.2020 с вынесением протокольного определения.
После перерыва представитель истца в заседание суда также не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица, явившийся в заседание суда, против требований заявителя возражал, в материалы дела представил письменный отзыв на жалобу от 21.05.2020 №538. Данный документ приобщен судом к материалам дела.
С учетом ст. 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Тамбова по пожарному надзору от 10.01.2020 №7 и ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69 «О пожарной безопасности» в отношении ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» по адресу: <...>, в период с 23.01.2020 по 24.01.2020 проведена плановая выездная проверка. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами, а именно:
1) на объекте защиты программа пожарно-технического минимума не согласована с территориальным органом МЧС России (Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», п. 52, 53);
2) на объекте защиты не произведен расчет необходимого количества огнетушителей (п. 465 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390);
3) на объекте защиты отсутствует проектно-сметная документация на установку автоматической пожарной сигнализации (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390);
4) помещения, здания, сооружения (здание литер А (тамбур при входе в здание, подвальное помещение); здание литер В) не оборудованы системами противопожарной защиты в соответствие с разработанной проектной документацией (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390);
5) на объекте защиты отсутствует декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
6) на объекте защиты запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390);
7) на объекте защиты допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) (здание литер А подвальное помещение, складские помещения) (п. 42 «В» Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390);
8) на объекте защиты приямки у оконных проемов подвального помещения закрыты поликарбонатным материалом (п. 26 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390).
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.01.2020, а также выдано соответствующее предписание №7/1/1 об установлении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, согласно которому обществу предписано в срок до 24.05.2020 устранить выявленные нарушения
Данное предписание получено представителем ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» 24.01.2020, что подтверждается соответствующей отметкой о получении.
Не согласившись с вынесенным предписанием, полагая, что оно не соответствует закону, возлагает на заявителя не предусмотренные нормативными актами обязанности и тем самым нарушает его права и законные интересы, ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» обратилось в суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований общество указывает:
- по первому нарушению: ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» поясняет, что на дату 23.01.2020 имеет утвержденную Программу пожарно-технического минимума, согласование которой с территориальным органом МЧС России запланировано на февраль 2020 года, что подтверждается корпоративным графиком согласования ПТМ (т.2 л.д. 40, 49, 140);
- по второму нарушению:ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» пояснило, что обеспечило наличие огнетушителей на объекте в соответствии с пунктами 465, 468, 474 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390. Расчет необходимого количества огнетушителей, по мнению заявителя, общество производить не обязано. При этом ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» прикладывает журнал учета огнетушителей (т.2 л.д. 138, 139);
- по третьему нарушению: ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» указало, что между ним (как арендатором) и ООО «ЦЕНТР-ИНВЕСТ» (как собственником проверяемого объекта) заключен договор аренды №1/А-ТМБ/14 от 01.01.2014, согласно которому, по мнению заявителя, обязанность по предоставлению проектно-сметной документации на АПС, системы оповещения и управления эвакуации лежит на собственнике помещений (т.2 л.д. 118-137). Исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации подтверждается актами проверки (т.2 л.д. 32 - 39);
- по четвертому нарушению: ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» пояснило, что тамбур при входе в здание литер А является лестничной клеткой, которая не оборудуется автоматическими установками противопожарной защиты в соответствии с п. А4 Приложения А к СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1). Подвальное помещение, здание литер В - обязанность по установке автоматических установок противопожарной защиты лежит на ООО «ЦЕНТР-ИНВЕСТ» (собственник объекта), так как с ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» (арендатор) не заключался договор на установку противопожарной защиты на объекте.
- по пятому нарушению: ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» указало, что не обязано предоставлять декларацию пожарной безопасности, поскольку обязанность предоставления пожарной декларации лежит на собственнике здания – ООО «ЦЕНТР-ИНВЕСТ», (в соответствии со ст. 64 123-ФЗ). ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» не осуществляет производственную деятельностьна объекте проверки, таким образом, по мнению общества, оно не обязано предоставлять декларацию пожарной безопасности, так как: 1) декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (п. 1 ст. 64 ФЗ-123); 2) экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м2 и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (п. п. 4 п. 2 ст. 49 ГрК РФ); 3) согласно ст. 209 ТК РФ, производственной деятельностью является совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг; 4) согласно п. п. 1.1.1. договора аренды, ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» арендует помещение АБК площадью 553 м2, расположенные в здании лит. А (комнаты №1-6 в цокольном этаже; комнаты №12, 16 на 2-ом этаже; комнаты №8,12,29,16, переговорная, комната менеджеров, торговый зал на 1-ом этаже) общей площадью 704,3 м2., что подтверждает суммарную площадь помещений менее 1500 м2 и этажность не более 2. Таким образом, по мнению заявителя, ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» подпадает под исключение п. п. 4 п. 2 ст. 49 ГрК РФ и имеет право не предоставлять декларацию пожарной безопасности;
- по шестому, седьмому и восьмому нарушениям: ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» указало, что данные нарушения устранены.
Заинтересованное лицо против требований заявителя возражает, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора должностными лицами органов исполнительной власти, являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору, установлен положением «О федеральном государственном пожарном надзоре», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290. В соответствии с пунктом 1 данного положения о рганы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Приказом МЧС России от 30.11.2016 №644 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности. Согласно пунктам 1, 2 Административного регламента исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальными органами и территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы (далее - территориальные органы).
Судом установлено, что оспариваемое предписание ТО НД и ПР по г. Тамбову УНД и ПР ГУ МЧС России по Тамбовской области от 24.01.2020 №7/1/1 вынесено в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 №644, а также в пределах полномочий Управления, определенных Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
Так, пунктом 8 Административного регламента предусмотрено, что должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право, в том числе, выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы, возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
В соответствии с пунктом 90 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 13 Административного регламента результатом исполнения государственной функции является:
1) составление акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя;
2) выдача предписания об устранении нарушений, предписания по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;
3) составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности и принятие мер по предотвращению таких нарушений;
4) выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности;
5) заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон №69-ФЗ).
В силу статьи 1 настоящего Закона №69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена статьей 37 Закона №69-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 20 Закона №69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 20 Закона №69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 12.12.2007 №645 утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – Нормы пожарной безопасности), которые устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций. Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (пункт 4 Норм пожарной безопасности).
Согласно пункту 51 Норм пожарной безопасности специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.
Утверждение специальных программ для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется руководителями указанных органов и согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (пункт 52 Норм пожарной безопасности).
Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (пункт 53 Норм пожарной безопасности).
Порядок согласования специальных программ утвержден Приказом МСЧ России от 25.10.2005 №764 «Об утверждении инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций».
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований пунктов 52, 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645, на объекте защиты программа пожарно-технического минимума не согласована с территориальным органом МЧС России. Данное обстоятельство обществом не отрицается.
Довод ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» о наличии на момент проверки разработанной программы пожарно – технического минимума, утвержденной руководителем организации, а также о наличии корпоративного графика согласования, согласно которому необходимое согласование программы с территориальным органом МЧС России запланировано на февраль 2020 года, суд отклоняет, поскольку из содержания вышеизложенных норм права следует, что соответствующие программы должны быть не только составлены и утверждены руководителем организации, но и согласованы структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России. Представленная в материалы дела программа пожарно – технического минимума для руководителей, специалистов, лиц, ответственных за пожарную безопасность в структурных подразделениях утверждена директором торгового отделения ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» 23.01.2020 (в период проведения проверки). График согласования программы пожарно – технического минимума является внутренним документом организации. Доказательств невозможности своевременного оформления, утверждения и согласования спорной программы с соответствующими территориальными органами МЧС России обществом в материалы дела не представлено.
Учитывая, что надлежащим образом оформленного документа стороной заявителя на момент проверки представлено не было, то должностным лицом административного органа правомерно указано на наличие допущенного заявителем нарушения пунктов 52, 53 Норм пожарной безопасности, выразившегося в отсутствии согласования программы пожарно-технического минимума с территориальным органом МЧС России, и на необходимость его устранения.
Постановлением Правительства от 25.04.2012 №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила №390). Данные Правила №390 содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1 Правил №390).
В главе XIX Правил №390 закреплен порядок обеспечения объектов защиты первичными средствами пожаротушения.
Согласно пункту 463 Правил №390 при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь помещений, открытых площадок и установок.
Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте защиты (в помещении) осуществляется в соответствии с пунктами 468, 474 настоящих Правил и приложениями N 1 и 2 к настоящим Правилам в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара (пункт 465 Правил №390).
В соответствии с пунктом 468 Правил №390 в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей.
Требования по защите считаются выполненными при использовании огнетушителей более высокого ранга в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, при условии, что расстояние до огнетушителя от возможного очага возгорания не превышает норм, установленных пунктом 474 настоящих Правил.
Согласно пункту 474 Правил №390 расстояние от возможного очага пожара до места размещения переносного огнетушителя (с учетом перегородок, дверных проемов, возможных загромождений, оборудования) не должно превышать 20 метров для помещений административного и общественного назначения, 30 метров - для помещений категорий А, Б и В1-В4 по пожарной и взрывопожарной опасности, 40 метров - для помещений категории Г по пожарной и взрывопожарной опасности, 70 метров - для помещений категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности.
Здания и сооружения производственного и складского назначения дополнительно оснащаются передвижными огнетушителями в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам.
Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 №84 утверждены «Нормы пожарной безопасности. Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97» (далее - НПБ 166-97).
В силу пункта 5.1 НПБ 166-97 количество, тип и ранг огнетушителей, необходимых для защиты конкретного объекта, устанавливают исходя из величины пожарной нагрузки, физико - химических и пожароопасных свойств обращающихся горючих материалов (категории защищаемого помещения, определяемой по НПБ 105-95), характера возможного их взаимодействия с ОТВ и размеров защищаемого объекта.
Расчет необходимого количества огнетушителей следует вести по каждому помещению и объекту отдельно (пункт 5.1 НПБ 166-97). Аналогичное правило закреплено в пункте 4.1.28 Свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №179.
Целью осуществления такого расчета является установление и определение количества и типа требуемых огнетушителей, а также места их расположения на объекте защиты (в организации).
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение пункта 465 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, на объекте защиты не произведен расчет необходимого количества огнетушителей.
В представленном в материалы дела отзыве на заявление от 21.05.2020 №538 административный орган пояснил, что на первом этаже административного здания огнетушители находились в одном месте, а именно при входе, в количестве 3 штук, на втором этаже здания один огнетушитель находился в кабинете директора, тогда как в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должно размещаться не менее двух огнетушителей, что также подтверждает неосуществление заявителем необходимого расчета огнетушителей.
В качестве доказательств обеспечения объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) и соблюдения установленных требований заявителем в материалы дела представлен журнал учета первичных средств пожаротушения (начат 10.08.2015) (т.2 л.д. 138, 139). Однако, в рассматриваемом случае доказательством осуществления расчета необходимого количества огнетушителей и соблюдения требований пунктов 465, 468, 474 Правил противопожарного режима в РФ данный журнал не является. Сведений о фактическом наличии и конкретном месте расположения огнетушителей в помещениях (исходя из величины пожарной нагрузки, категории и размеров защищаемого помещения, расстояния от возможного очага пожара до места размещения переносного огнетушителя), равно как и самого расчета необходимого количества огнетушителей, в указанном журнале не содержится. Иных доказательств осуществления расчета необходимого количества огнетушителей в каком-либо виде и соблюдения пунктов 465, 468, 474 Правил противопожарного режима в РФ заявителем не представлено.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности производить расчет суд отклоняет как противоречащий вышеуказанным нормам права.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что должностным лицом административного органа правомерно указано на наличие допущенного заявителем нарушения пункта 465 Правил противопожарного режима в РФ и на необходимость его устранения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон №123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 6 Закон №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Обязательность оснащения помещений, зданий и сооружений, оборудованных системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения, установлена статьей 91 Закона №123-ФЗ.
Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, определен нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно пункту 61 Правил №390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, на объекте защиты:
- отсутствует проектно-сметная документация на установку автоматической пожарной сигнализации,
- помещения, здания, сооружения (здание литер А (тамбур при входе в здание, подвальное помещение); здание литер В) не оборудованы системами противопожарной защиты в соответствие с разработанной проектной документацией.
Факт совершения обществом данных нарушений подтверждается материалами дела, а именно, актом проверки от 24.01.2020 №7.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются, однако основополагающим доводом ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» является то, что оно является только арендатором спорных помещений по договору аренды имущества от 01.01.2014 №1/А-ТМБ/14, заключенному с ООО «Центр-Инвест», следовательно, по мнению заявителя, обязанность по предоставлению проектно-сметной документации на установку автоматической пожарной сигнализации и по оборудованию спорных помещений, зданий системами противопожарной защиты возложены на ООО «Центр-Инвест» как собственника имущества. Кроме того заявитель указывает, что тамбур при входе в здание литер А является лестничной клеткой, которая в соответствии с пунктом 4А Приложения А к Своду правил СП 5.13130.2009
«Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденному приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №175, автоматическими установками противопожарной защиты не оборудуется.
Суд считает данные доводы заявителя несостоятельными в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании пункта 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (пункт 2 статьи 616 ГК РФ).
Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» (вопрос №14).
Согласно представленному в материалы дела договору аренды имущества от 01.01.2014 №1/А-ТМБ/14, заключенному между ООО «Центр-Инвест» (арендодатель) и ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» (арендатор) (с учетом дополнительного соглашения №2 от 01.02.2015), арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование, а арендатор принимает следующее недвижимое имущество:
- помещения АБК площадью 288,9 кв.м., расположенные в здании лит. А (комната №4 в цокольном этаже, комнаты №12, 16 на 2 этаже, комнаты №8, 12, 29, 16, переговорная, комната менеджеров, торговый зал на 1-ом этаже) общей площадью 704,3 кв.м. по адресу: <...>;
- складские помещения площадью 306 кв.м.,
- складские помещения площадью 1019,2 кв.м.: 854,1 кв.м., расположенные в здании, литер Б общей площадью 2074 кв.м., 165,1 кв.м., расположенные в здании литер В, по адресу <...>,
- площадка открытого хранения площадью 5330,20 кв.м., расположенная на земельном участке, указанном в пункте 1.2 договора.
Передача имущества в аренду производится по акту приема – передачи путем подписания его уполномоченными представителями сторон в дату подписания сторонами договора (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.16 договора арендатор обязался:
- содержать имущество в полной исправности и образцовом санитарном состоянии в соответствии с требованиями СЭС, обеспечивать пожарную и электрическую безопасность;
- обеспечивать соблюдение Правил пожарной безопасности на всей территории имущества, а также на территории Земельного участка.
Согласно пункту 5.4 договора ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности, санитарных правил и норм на территории арендуемого нежилого помещения несет арендатор.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заключив договор аренды имущества от 01.01.2014 №1/А-ТМБ/14 и включив в него условия об обязанности соблюдения и обеспечения арендатором пожарной безопасности на территории всего объекта, стороны договора согласовали арендатора в качестве субъекта ответственности за нарушение требований пожарной безопасности,что не противоречит действующему законодательству.
В силу ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды, либо были заранее известны арендатору, либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
При заключении договора аренды заявитель был вправе провести обследование территории и помещений объекта на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности. Доказательств выявления арендатором недостатков принимаемого имущества и его несоответствия требованиям пожарной безопасности и указания на эти недостатки арендодателю в момент принятия спорных объектов заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, сложившиеся гражданско-правовые отношения между ООО «Центр-Инвест» (как арендодателем) и ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» (как арендатором) в данном случае не свидетельствуют о том, что последнее освобождено от обязанности по соблюдению и выполнению требований пожарной безопасности, а следовательно и по выполнению требований пунктов 3 и 4 оспариваемого предписания.
В соответствии с пунктом 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий. Сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Согласно пунктам 4.4.12 и 4.4.15 ГОСТ Р 58033-2017 Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины клетка лестничная (stairwell) представляет собой пространство внутри здания или сооружения, предназначенное для размещения лестницы. Тамбуром (air lock) является вспомогательное помещение между дверьми для защиты от воздействий внешней среды.
При указанных обстоятельствах (учитывая, что тамбур не является лестничной клеткой) довод заявителя об отсутствии обязанности по установке противопожарной защиты в тамбуре при входе в здание, подвальное помещение со ссылкой на п. 4 НПБ 110-03 суд также считает необоснованным и подлежащим отклонению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
Согласно части 1 статьи 64 Закона №123-ФЗ декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) утратил силу с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N340-ФЗ
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Приказом МЧС России от 24.02.2009 №91 утвержден Порядок регистрации декларации пожарной безопасности, в пункте 1.1 которого определены объекты капитального строительства, для которых не требуется разрабатывать и составлять декларацию пожарной безопасности. К таким объектам капитального строительства относятся:
- отдельно стоящие жилые дома высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
- жилые дома высотой не более трех этажей, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- многоквартирные дома высотой не более трех этажей, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четырех, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон (за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами).
Согласно части 5 статьи 6 Закона №123-ФЗ, пункта 3 Порядка декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.
Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (пункт 2 Порядка).
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объекте защиты отсутствует декларация пожарной безопасности.
Факт совершения данного нарушения подтверждается материалами дела (в частности актом проверки от 24.01.2020 №7).
Из представленного в материалы дела договора аренды имущества от 01.01.2014 №1/А-ТМБ/14 (с учетом дополнительного соглашения №2 от 01.02.2015) следует, что арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное владение и пользование следующее недвижимое имущество:
- помещения АБК площадью 288,9 кв.м., расположенные в здании лит. А по адресу: <...>;
- складские помещения площадью 306 кв.м.,
- складские помещения площадью 1019,2 кв.м.: 854,1 кв.м., расположенные в здании, литер Б общей площадью 2074 кв.м., 165,1 кв.м., расположенные в здании литер В, по адресу <...>,
- площадка открытого хранения площадью 5330,20 кв.м., расположенная на земельном участке, указанном в пункте 1.2 договора.
Таким образом, общая площадь арендуемых ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» помещений согласно договору от 01.01.2014 №1/А-ТМБ/14 составляет 1614,1 кв.м.
Согласно пункту 5.4 договора ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности, санитарных правил и норм на территории арендуемого нежилого помещения несет арендатор.
При указанных обстоятельствах довод заявителя об отсутствии у него обязанности по составлению и предоставлению декларации пожарной безопасности ввиду возложения данной обязанности на собственника здания - ООО «Центр-Инвест», а также суммарной площади арендуемого помещения менее 1500 кв.м., что, по его мнению, подпадает под исключения, предусмотренные п.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, суд считает необоснованным и подлежащим отклонению.
Кроме того из представленного в материалы дела отзыва на заявление о признании предписания недействительным от 21.04.2020 №420-2-4-12-29 следует, что во исполнение требований административного органа декларация пожарной безопасности была представлена ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» 12.03.2020 и зарегистрирована территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области за номером 68401363-ТО181.
В соответствии с пунктом 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 №390, п риямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и посторонних предметов.
Согласно пункту 35 Правил №390 запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
В соответствии с пунктом 42 Правил №390 запрещается:
а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы и использовать несертифицированные аппараты защиты электрических цепей;
е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;
з) при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ, а также при включении электроподогрева автотранспорта использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.
В ходе проверки установлено, что на момент ее проведения в нарушение указанных требований на объекте защиты:
- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35 Правил №390),
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) (здание литер А подвальное помещение, складские помещения) (подпункт в пункта 42 Правил №390),
- приямки у оконных проемов подвального помещения закрыты поликарбонатным материалом (пункт 26 Правил №390).
Факт совершения данных нарушений подтверждается материалами дела (в частности актом проверки от 24.01.2020 №7), заявителем не оспаривается. Согласно пояснениям заявителя, изложенным в уточненной жалобе на предписание от 05.02.2020, указанные нарушения ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ» в настоящее время устранены. Между тем, суд считает необходимым отметить, что меры, принятые лицом после выявления нарушений, направленные на их устранение, не могут влиять на законность оспариваемого предписания, так как на момент проверки и выдачи предписания указанные правонарушения имели место.
На основании изложенного, исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу оспариваемое предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, принято с соблюдением установленного законом порядка, что в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.
На основании ст. 104 АПК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ заявителю из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000,00 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ», г. Москва, о признании недействительным предписания Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области № 7/1/1 от 24.01.2020 отказать.
ООО «УТС ТехноНИКОЛЬ», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.
Судья А.В. Захаров