Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«02» ноября 2020 года Дело № А64-5615/2020
Резолютивная часть решения объявлена «02» ноября 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме «02» ноября 2020 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Чекмарёва А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Чуксиной А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании дело № А64-5615/2020 по заявлению
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) г. Тамбов
к Обществу с ограниченной ответственностью «Гефесст» (ОГРН:<***>, ИНН:<***>), г.Тамбов
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 20.01.2020 №17;
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежаще;
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Дело рассматривается в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом, по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области (далее – Главное управление МЧС России по Тамбовской области, управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гефесст» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Определением от 19.08.2020 данное заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А64-5615/2020.
В предварительном судебном заседании 02.11.2020 представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Из представленного в материалы дела отзыва следует, что с заявленными требованиями не согласен, просит отказать в их удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 136, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица по имеющимся материалам, поскольку он извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. На основании ст.153 АПК РФ арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по существу.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд установил следующее.
На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора, муниципального контроля) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 08.07.2020 №18, в период с 04 августа 2020 года по 11 августа 2020 года проведена внеплановая, выездная проверка выполнения лицензионных требований и условий в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гефесст».
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований: пп.«а» п.4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», а именно: у лицензиата отсутствует техническая документация на сушильную камеру и окрасочную камеру, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующие установленным требованиям и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в соответствии с лицензией МЧС России № 68-Б/00019 от 19.09.2014, что подтверждается актом проверки от 11.08.2020 №18.
Предписанием лицензирующего органа от 11.08.2020 №18 Обществу в целях устранения выявленных при проверке нарушений лицензионных требований и условий предписано обеспечить наличие технической документации на оборудование, принадлежащее ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующее требованиям и необходимое для выполнения работ и оказания услуг.
Таким образом, по мнению Управления, учитывая, что у Общества отсутствует техническая документация на сушильную камеру и окрасочную камеру, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующие установленным требованиям и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в соответствии с предоставленной лицензией, что является, нарушением обязательных требований, а именно: пп.«а» п.4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», Общество подлежит привлечению к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
ООО «Гефесст» в отзыве на заявление о привлечении к административной ответственности, не соглашаясь с заявленными требованиями и считая их незаконными, указывает, что требование о наличии технической документации на данное оборудование не установлено законодательством.
Кроме того, обращает внимание на то, что согласно п.37 Приказа МЧС России №665 от 16.10.2013 при осуществлении внеплановой проверки проверяется: информация о нарушении, которая явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки. При этом, согласно распоряжению №18 ГУ МЧС России по Тамбовской области от 08.07.2020 данная проверка проводилась в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, номер ФРГУ 10002791367 с целью проверки фактов, указанных в рапорте начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Тамбову управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области подполковника внутренней службы ФИО3 от 06.07.2020.
Однако, по факту проверялись вопросы, не относящиеся к информации, послужившей для назначения проверки. Вменяемое нарушение не указано в рапорте подполковника внутренней службы ФИО3, а факты, указанные в рапорте подполковника внутренней службы ФИО3 не исследовались.
В нарушение ст.13.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ГУ МЧС России по Тамбовской области не была внесена в единый реестр проверок соответствующая информация о проведенной внеплановой проверке.
Изучив материалы дела, оценив все доводы сторон, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, Обществу Главным управлением МЧС России по Тамбовской области выдана лицензия МЧС России от 19.09.2014 №68-Б/00019 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора, муниципального контроля) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 08.07.2020 №18, в период с 04 августа 2020 года по 11 августа 2020 года проведена внеплановая, выездная проверка выполнения лицензионных требований и условий в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гефесст».
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований: пп.«а» п.4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», а именно: у лицензиата отсутствует техническая документация на сушильную камеру и окрасочную камеру, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующие установленным требованиям и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в соответствии с лицензией МЧС России № 68-Б/00019 от 19.09.2014, что подтверждается актом проверки от 11.08.2020 №18.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14. КоАП РФ.
Выявив указанное правонарушение, административный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, поскольку согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении относится к компетенции арбитражных судов.
Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Протокол об административном правонарушении от 12.08.2020 №12 составлен главным специалистом отделения лицензионного контроля, организации контроля за оборотом пожарно-технической продукции управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области – государственным инспектором Тамбовской области по пожарному надзору ФИО1 в пределах предоставленных указанному должностному лицу полномочий.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 12.08.2020 №12 составлен в отсутствии законного представителя ООО «Гефесст» (ФИО2), о чем имеется отметка. При этом законный представитель Общества извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства не оспорено.
Требования части 2 статьи 28.2 КоАП РФ ГУ МЧС России по Тамбовской области при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, в частности, отражено событие вменяемого ООО «Гефесст» правонарушения.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 12.08.2020 №12 в отношении Общества составлен в пределах предоставленных законом полномочий; его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. Протокол содержит сведения о дате и месте его составления; о лице, его составившем; о лице, совершившем правонарушение; о времени, месте совершения и событии правонарушения; о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение. В постановлении имеется отметка о разъяснении представителю общества прав, предусмотренных КоАП РФ.
Постановление составлено уполномоченным должностным лицом Управления в соответствии с полномочиями, предоставленными КоАП РФ, в присутствии законного представителя Общества.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (три месяца), на момент рассмотрения судом административного дела не истек, что не исключает привлечение Общества к административной ответственности.
Часть 3 ст.14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Совершение указанного деяния влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований, установленных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (п.7 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Под нарушением требований понимаются как непосредственно несоблюдение, отклонение от условий лицензии, так и иные: например, продолжение деятельности, несмотря на то, что срок лицензии истек; выход за рамки лицензии и т.д.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, могут быть граждане, юридические лица, должностные лица.
Субъективная сторона может быть выражена как умыслом, так и неосторожностью.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ, Закон о лицензировании) определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 №1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение №1225).
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).
В соответствии с п.5 Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;
б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих получение профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации, а также минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для индивидуального предпринимателя;
г) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта, в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет;
д) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности»;
е) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия, которые предусмотрены частью 4 статьи 145 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Статья 24 Закона №69-ФЗ устанавливает, что работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
выполнение проектных, изыскательских работ;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
огнезащитные и трубо-печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что указанный Закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты являются обязательными для исполнения при:
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения №1225 лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.
Материалами дела подтверждается наличие у ООО «Гефесст» приобретенного по договору купли-продажи оборудования от 17.07.2020, в том числе, следующего оборудования: сушильная и окрасочная камеры.
Суд полагает, что по смыслу подпункта «а» пункта 4 Положения №1225 определяющим в правовой оценке соблюдения лицензионных требований о наличии оборудования является надлежащая оснащенность лицензиата в объеме, достаточном для качественного и своевременного осуществления лицензируемых работ (услуг) и направленная на обеспечение на надлежащую оснащенность Общества в целях недопущения осуществления работ без необходимых технических средств, соответствующих установленным лицензией требованиям.
Материалами дела подтверждается, что при необходимости осуществления спорных работ (услуг) Общество располагает спорным оборудованием на праве собственности.
При этом нормы пункта 4 Положения №1225 не предполагают необходимость наличия технической документации на абсолютно все оборудование, необходимое для качественного и своевременного осуществления лицензируемых работ (услуг).
Указанный вывод суд обосновывает следующим.
Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, в том числе
Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Глава 19);
Общие требования пожарной безопасности к производственным объектам (Глава 20);
Требования пожарной безопасности к пожарной технике (Глава 23);
Требования к автоматическим установкам пожаротушения (Глава 26);
Требования к средствам индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (Глава 27);
Требования к пожарному инструменту и дополнительному снаряжению пожарных (Глава 28);
Требования к пожарному оборудованию (Глава 29);
Требования пожарной безопасности к веществам и материалам (Глава 30);
Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям и инженерному оборудованию зданий и сооружений (Глава 31);
Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции (Глава 32);
Оценку соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности (Раздел VII)
в связи с чем суд приходит к выводу что нормативных требований о наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технической документации на такое оборудование, как сушильная и окрасочная камеры названный Закон не предусматривает, равно, как отсутствуют указанные требования в Положении №1225 и в приказе МЧС России от 30.10.2017 №478, устанавливающем Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд приходит к выводу, что Управление не представило бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что на указанное в заявление оборудование у Общества должна иметься техническая документация (как, например, на оборудование, подлежащее регулярной процедуры поверки).
При таких обстоятельствах суд полагает, что Управление не доказало наличие события административного правонарушения.
Таким образом, Обществом соблюдены требования подпункта «а» пункта 4 Положения № 1225, а в его действиях отсутствует объективная сторона вменяемого административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Доводы Заявителя о том, что Управлением при осуществлении внеплановой проверки допущены нарушения п.37 Приказа МЧС России №665 от 16.10.2013, в соответствии с которым, при осуществлении внеплановой проверки проверяется: информация о нарушении, которая явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки, а также довод о том, что в нарушение ст.13.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ГУ МЧС России по Тамбовской области не была внесена в единый реестр проверок соответствующая информация о проведенной внеплановой проверке, оцениваются судом следующим образом.
Согласно п.5 приказа МЧС России от 16.10.2013 №665 «Об утверждении административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», должностные лица подразделений лицензирующего органа при исполнении государственной функции обязаны запрашивать у лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для проведения проверки и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки (п.36 Приказа), является:
В соответствии с п.37 Приказа, при осуществлении внеплановой проверки проверяется:
исполнение мероприятий, которые были предписаны ранее выданным предписанием об устранении нарушений, или по устранению несоответствия лицензионным требованиям;
информация о нарушении, которая явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки.
Как установлено судом, и подтверждается распоряжением от 08.07.2020 №18 ГУ МЧС России по Тамбовской области, данная проверка проводилась действительно в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, номер ФРГУ 10002791367.
При этом, целью проведения проверки является проверка фактов, указанных в рапорте начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Тамбову управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области подполковника внутренней службы ФИО3 от 06.07.2020.
При этом, исходя из имеющегося в материалах дела рапорта подполковника внутренней службы ФИО3 следует, что он просит принять меры в соответствии с действующим законодательством к организации, осуществляющей некачественное техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации.
Таким образом, суд полагает, что позиция Общества, полагающего, что при проведении внеплановой проверки Управлением допущены нарушения п.37 Приказа МЧС России №665 от 16.10.2013, является необоснованной.
Так же, судом рассмотрен и не нашел своего подтверждения довод Заявителя о нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части невнесения в единый реестр проверок соответствующей информации.
Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Настоящим Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Организация и проведение внеплановой проверки регулируются положениями статьи 10 Закона №294-ФЗ.
Частью 1 ст.10 Закона №294-ФЗ установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии с ч.2 ст.10 закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
г) нарушение требований к маркировке товаров;
При этом, в соответствии с ч.5 ст.10 Закона №294-ФЗ, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст.13.3 в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 №415.
В соответствии с п.2 данных Правил, Единый реестр проверок содержит, в том числе, информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Пунктом 16 названных Правил установлено, что сроки внесения информации в единый реестр проверок устанавливаются в отношении проверок, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящих Правил, - в приложении №1 к настоящим Правилам.
Приложение №1 к Правилам формирования и ведения единого реестра проверок «Состав и сроки внесения в единый реестр проверок информации о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений», устанавливает, что информация, указанная в подпунктах «а» - «в» пункта 1 настоящего документа, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки, если иное не указано в пункте 3 настоящего документа.
Иное предусматривается пунктом 3.
В соответствии с ним, информация, указанная в подпунктах «а» - «в» пункта 1 настоящего документа, при организации и проведении внеплановых проверок по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 и части 12 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также внеплановых проверок, при проведении которых в соответствии с федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок, не требуется уведомления проверяемых лиц о начале проведения внеплановой проверки, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 5 рабочих дней со дня начала проведения проверки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжение Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области №18 о проведении внеплановой проверки вынесено 08.07.2020, со сроками проведения проверки с 20.07.2020 до 14.08.2020.
Целями, задачами, предметом проведения проверки определены: проверка фактов, указанных в рапорте начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Тамбову управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тамбовской области подполковника внутренней службы ФИО3 от 06.07.2020; соблюдение лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; предотвращение причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда.
Правовые основания для проведения: ст.10, ч.2, п.2, п.п.«а» Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; ст.19, ч.10, п.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Решением прокуратуры Тамбовской области от 09.07.2020 №7-213/294-2020 проведение указанной проверки согласовано.
Вместе с тем, согласно данным ФГИС «Единый реестр проверок» относительно проведенной проверки содержит следующие сведения в отношении контрольно-надзорного мероприятия №682004464382, учетный номер, получен 20.07.2020 в 15:53:29. Тип: внеплановая проверка, форма проведения: выездная.
Способ уведомления проверяемого лица о проведении контрольно-надзорного мероприятия: нарочно; дата уведомления проверяемого лица о проведении контрольно-надзорного мероприятия: 31.07.2020.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии факта нарушения Управлением установленного Правилами формирования и ведения единого реестра проверок срока.
Кроме того, согласно положениям ч.1 ст.20 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом, ч.2. указанной статье к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.16 ст.10 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
При таких обстоятельствах, суд не соглашается с доводами Заявителя, поскольку они не основаны на законе и не подтверждаются сведениями, содержащимися в ФГИС «Единый реестр проверок».
В соответствии со ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на внутреннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом судом оценивается относимость, допустимость и взаимная связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Главного управления МЧС России по Тамбовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гефесст» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р ЕШИЛ :
В удовлетворении требования Главного управления МЧС России по Тамбовской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гефесст» (<...>, ОГРН:<***>, ИНН:<***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тамбовской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья А.В.Чекмарёв