Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«27» января 2014 года Дело №А64-5798/2013
Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 27 января 2014 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Тишина А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой Е.В.
рассмотрел дело № А64-5798/2013
по исковому заявлению
Управления сельского хозяйства Тамбовской области, Тамбовская область, г. Тамбов (ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый Центр», Мучкапский район, п. Мучкапский (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 54 176 руб. 00 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – представитель, доверенность №8 от 02.09.2013
от ответчика: не явился, извещен
Отводов составу суда не заявлено
установил:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый Центр» о взыскании 54 176 руб. 00 коп.
Настоящее дело относится к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2013 о принятии искового заявления (заявления) и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лицам, участвующим в деле, в установленные определением сроки было предложено представить в арбитражный суд и направить друг другу указанные в определении доказательства, отзыв по иску, дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений.
Арбитражный суд располагает сведениями о получении истцом и ответчиком ко дню принятия решения копии определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (уведомление о вручении).
В сроки, установленные Арбитражным судом Тамбовской области, от сторон каких-либо документов не поступало.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по правилам искового судопроизводства, предусмотренное частью 5 статьи 227 АПК РФ, а именно: рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Определением от 14.10.2013 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Из материалов дела следует, что Управление сельского хозяйства Тамбовской области реализовало на территории области Программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012 годы, которая была утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 23.03.2009 г. №303.
Между управлением сельского хозяйства и ООО «Торговый центр» Мучкапского района Тамбовской области в лице генерального директора ФИО2 было заключено Соглашение от 03.04.2012 г. № 379 «О предоставлении средств областного бюджета для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2012 году» в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы», постановления администрации Тамбовской области от 23.03.2009 г. № 303 «О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы».
Управлением сельского хозяйства Тамбовской области в 2012 году на основании обращений ООО «Торговый центр» были перечислены субсидии в сумме 54 176 рублей.
Согласно расчетов на предоставление субсидий, средства были перечислены на компенсацию затрат на приобретение средств химизации (минеральных удобрений и пестицидов) для внесения под урожай сельскохозяйственных культур 38600 рублей, в том числе из федерального бюджета - 36600 рублей, 2000 рублей - из областного бюджета. Денежные средства были перечислены и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам до 1 года - 15576 рублей из них из федерального бюджета - 12462 рубля и 3114 рублей из областного бюджета.
Субсидии ООО «Торговый центр» были выделены в финансовом 2012 году.
30 мая 2013 года Управлением сельского хозяйства области в соответствии с планом внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних процедур деятельности управления была проведена проверка соответствия критерию статуса «сельскохозяйственный товаропроизводитель» ООО «Торговый центр» Мучкапского района, определенного ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264 ФЗ (в редакции от 28.02.2012 г.) «О развитии сельского хозяйства» по итогам 2012 года.
В ходе проверки установлено, что доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной и последующей (промышленной) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации в доходе сельскохозяйственных производителей от реализации товаров (работ, услуг) за 2012 год составила 51,3%.
В связи с тем, что ООО «Торговый центр» не соответствовало статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя в 2012 году, право на получение субсидий оно не имело, поэтому они подлежат возврату в доход бюджета в сумме 54176 рублей.
Управление сельского хозяйства Тамбовской области направляло уведомление о возврате денежных средств в адрес ответчика о возврате субсидий и акт проверки для подписания. Однако от подписи ответчик отказался, возврат денежных средств в добровольном порядке не произвел.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления сельского хозяйства Тамбовской области в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Суд установил, что представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся материалам дела.
Представитель истца поддержал исковые требования, дал пояснения по делу.
Дополнений и ходатайств от сторон не поступило.
Оценив представленные документы, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
При этом суд руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264- ФЗ).
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 8, 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в редакции от 28.02.2012) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Из анализа изложенных норм следует, что получателями соответствующих субсидий могут быть только, обладающие статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя при предоставлении ими всех необходимых документов, что также подтверждено решением Арбитражного суда Тульской области от 20.06.2013 г. по делу №А68-1202/2013.
Материалами дела подтверждено, что ООО «Торговый центр» не соответствовало статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя в 2012 году, право на получение субсидий оно не имело.
Согласно п. 14 Правил предоставления субсидий за счет средств, поступивших из федерального и областного бюджетов на финансирование мероприятий программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012 годы, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. и п.2.3.7 Соглашения от 03.04.2012 г. № 379 при выявлении нарушений условий, установленных для предоставления субсидий, а также в случае нецелевого использования субсидий, получатель обязан возвратить полученные средства.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с п.4 ст.78 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действующей на момент выделения ответчику субсидии, нецелевое использование субсидий и субвенций в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, влечет их возврат в соответствующий бюджет.
Согласно ст.289 Бюджетного кодекса РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью. Уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Статья 289 Бюджетного кодекса РФ, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что ООО «Торговый центр» не выступает в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего право на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено, отзыв в материалы дела ответчик не представил.
Поскольку ответчик не представил документов, позволивших отнести его к сельскохозяйственным товаропроизводителям, правовых оснований для предоставления ему субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору у Управления сельского хозяйства Тамбовской области не имелось.
В связи с тем, что ответчик не обладал статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя, права на получение соответствующей субсидии как сельскохозяйственный товаропроизводитель не имел, то исковые требования Управления сельского хозяйства Тамбовской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Согласно статье 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору, суд находит их достаточными для разрешения спора по существу.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Центр» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Управления сельского хозяйства Тамбовской области, Тамбовская область (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность в размере 54176 руб. - на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации в сумме 38600 рублей в том числе в доход федерального бюджета 36600 рублей, областного бюджета 2000 рублей - на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам до одного года в сумме 15576 рублей, в том числе в доход федерального бюджета 12462 рубля, областного бюджета 3114 рублей.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Центр» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 2167,04 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд (394006, Воронеж, ул. Платонова, дом 8), а также в порядке кассационного обжалования в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд Тамбовской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда www.19aac.ru или Федерального арбитражного суда Центрального округа www.fasсo.arbitr.ru.
Судья Тишин А.А.