Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://www.tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
07 сентября 2018 года Дело №А64-6243/2018
Резолютивная часть решения оглашена 04 сентября 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2018 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
ФКУ «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области», г.Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: Администрация Тамбовского района Тамбовской области, Тамбовский район Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании права оперативного управления
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО2, доверенность от 23.07.2018;
от ответчика: ФИО3, доверенность от 10.01.2018 №1;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области», г.Тамбов, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, г. Тамбов о признании права оперативного управления на следующие объекты недвижимого имущества:
- сооружение транспорта и связи дорога асфальтовая, площадью 2000 кв.м., 1994 года завершения строительства, расположенную по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Мирный в границах земельного участка с кадастровым номером 68:20:3603001:1;
- сооружение транспорта и связи дорога асфальтовая, площадью 500 кв.м., 1994 года завершения строительства, расположенную по адресу: Тамбовская область. Тамбовский район, п. Мирный в границах земельною участка с кадастровым номером 68:20:3603001:1;
- сооружение ограждение деревянное, железобетонное, протяженностью 871 м., год завершения строительства 1946, расположенное в <...> на земельном участке с кадастровым номером: 68:29:0207053:1 в кадастровом квартале: 68:29:0207053.
Определением арбитражного суда от 03.08.2018 указанное исковое заявление принято к производству арбитражного суда, в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена Администрация Тамбовского района Тамбовской области, Тамбовский район Тамбовской области.
В предварительное судебное заседание 04.09.2018 представитель третьего лица не явился, о дате, месте, времени его проведения и назначении судебного разбирательства извещен определением от 03.08.2018. Руководствуясь ч. 4 ст. 137 АПК РФ арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. Суд в порядке ст.ст. 123, 136, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного представителя. Представитель истца заявленные исковые требования поддержал. Представитель ответчика поддержал иск.
Как следует из материалов дела, за счет средств федерального бюджета осуществлено строительство объектов недвижимого имущества: сооружение транспорта и связи дорога асфальтовая, площадью 2000 кв.м., 1994 года завершения строительства, по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Мирный в границах земельного участка с кадастровым номером 68:20:3603001:1; сооружение транспорта и связи дорога асфальтовая, площадью 500 кв.м., 1994 года завершения строительства, по адресу: Тамбовская область. Тамбовский район, п. Мирный в границах земельною участка с кадастровым номером 68:20:3603001:1; сооружение ограждение деревянное, железобетонное, протяженностью 871 м., год завершения строительства 1946, расположенное в <...> на земельном участке с кадастровым номером: 68:29:0207053:1 в кадастровом квартале: 68:29:0207053.
Указанные сооружения учитывались в реестре федерального имущества, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества», как федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением - Исправительная колония №1 государственного учреждения Управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Тамбовской области (учреждение ЯТ-30/1), что подтверждается свидетельством о внесении в реестр федерального имущества №010893 с присвоением реестрового номера 06800575.
Учреждение ЯТ-30/1 являлось структурным подразделением Исправительной колонии №1 государственного учреждения Управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Тамбовской области.
На основании Распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Тамбовской области от 23.11.2004 №307-р «О передаче имущества от государственного унитарного предприятия учреждения ЯТ-30/1 ГУИН Минюста России по УИН Тамбовской области государственному учреждению ЯТ-30/1 ГУИН Минюста России по УИН по Тамбовской области» спорное имущество закреплено на праве оперативного управления за учреждением ЯТ-30/1 ГУИН Минюста России по УИН Тамбовской области.
20.04.2010 Федеральная служба исполнения наказаний России по договору о передаче Федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление №63-012 передала ФБУ «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области» федеральное имущество, находящееся на балансе учреждения, в оперативное управление, в том числе: забор, адрес: <...> (п. 27 приложения №1); дорогу асфальтовая, площадь 2000 кв.м., адрес: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Мирный (п. 36 приложения №1); дорогу асфальтовая, площадь 550 кв.м., адрес: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Мирный (п. 41 приложения №1).
Возведенные объекты используются учреждением с момента постройки на режимной территории колонии для выполнения задач стоящих перед уголовно-исполнительной системой и фактически не выбывали из его владения.
В соответствии с п. 5.1. устава ФКУ «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области», имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.
Полагая, что спорные сооружения являются самостоятельными объектами недвижимого имущества и подлежат отдельному учету, ФКУ «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании права оперативного управления.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ и п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Истец является учреждением и в силу ч. 2 ст.48 ГК РФ относится к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности.
В силу ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
Ч. 1 ст. 296 ГК РФ устанавливает, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Статьей 11 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с ч. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 5 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу п. 6 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 в случае, если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 8 разд. II приложения № 1 указанного постановления № 3020-1 предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.
Таким образом, спорные объекты на момент разграничения государственной собственности и по настоящее время, являются имуществом, находящимся в федеральной собственности в силу закона.
До издания Указа Президента Российской Федерации от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» исправительные учреждения, к которым относится истец, входила в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании Распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Тамбовской области от 23.11.2004 №307-р «О передаче имущества от государственного унитарного предприятия учреждения ЯТ-30/1 ГУИН Минюста России по УИН Тамбовской области государственному учреждению ЯТ-30/1 ГУИН Минюста России по УИН по Тамбовской области» спорное имущество закреплено на праве оперативного управления за учреждением ЯТ-30/1 ГУИН Минюста России по УИН Тамбовской области.
20.04.2010 Федеральная служба исполнения наказаний России по договору о передаче Федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление №63-012 передала ФБУ «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области» федеральное имущество, находящееся на балансе учреждения, в оперативное управление, в том числе: забор, адрес: <...> (п. 27 приложения №1); дорогу асфальтовая, площадь 2000 кв.м., адрес: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Мирный (п. 36 приложения №1); дорогу асфальтовая, площадь 550 кв.м., адрес: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Мирный (п. 41 приложения №1).
То обстоятельство, что право оперативного управления на спорный объект не было зарегистрировано учреждением ЯТ-30/1 ГУИН Минюста России по УИН Тамбовской области в установленном порядке, не может служить основанием для отказа в иске.
Материалами дела установлено, что автомобильные дороги, построены в 1994 г., ограждение - в 1946 г., используются учреждением для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой с момента постройки на территории колонии, следовательно, из владения не выбывали и право федеральной собственности, возникло в в силу ст. 218 ГК РФ и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
В соответствии с представленными в материалы дела выписками из ЕГРН от 22.08.2018 №99/2018/154294816, №99/2018/154294542 земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:3603001:1, 68:29:0207053:1 зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией. Земельный участок с кадастровым номером 68:29:0207053:1 предоставлен истцу ФКУ «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области» на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
В соответствии с ч. 2 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.
Строительство спорных объектов осуществлялось за счет средств федерального бюджета на земельном участке с кадастровым номером 68:20:3603001:1 (дороги асфальтовые, площадью 2000 кв.м. и 500 кв.м., расположенные по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Мирный) и земельном участке с кадастровым номером: 68:29:0207053:1 (ограждение деревянное, железобетонное, протяженностью 871 м., расположенное в <...>).
Материалами дела подтверждается, что спорные объекты построены как объекты недвижимого имущества.
В соответствии с разделом V Устава ФКУ «Исправительная колония №1 Управления ФСИН Тамбовской области» имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством РФ. Источниками формирования имущества учреждения являются федеральной имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; федеральное имущество, приобретенное за счет средств федерального бюджета; иные источники приобретения имущества, предусмотренные законодательством РФ.
На основании данных норм и представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу, что относящиеся к федеральной собственности объекты принадлежат истцу на праве оперативного управления.
С учетом изложенного, поскольку в настоящее время иным способом, иначе как в судебном порядке невозможно установить право оперативного управления истца на спорное имущество, суд считает требования истца обоснованными.
В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из требований ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право оперативного управления ФКУ «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области», г.Тамбов (ОГРН<***>, ИНН <***>), на следующие объекты недвижимого имущества:
- сооружение транспорта и связи дорога асфальтовая, площадью 2000 кв.м., 1994 года завершения строительства, расположенную по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Мирный в границах земельного участка с кадастровым номером 68:20:3603001:1;
- сооружение транспорта и связи дорога асфальтовая, площадью 500 кв.м., 1994 года завершения строительства, расположенную по адресу: Тамбовская область. Тамбовский район, п. Мирный в границах земельною участка с кадастровым номером 68:20:3603001:1;
- сооружение ограждение деревянное, железобетонное, протяженностью 871 м., год завершения строительства 1946, расположенное в <...> на земельном участке с кадастровым номером: 68:29:0207053:1 в кадастровом квартале: 68:29:0207053.
Решение суда об удовлетворении заявления о признании права на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество в установленном законом порядке и не заменяет собой документы, выдаваемые этим органом.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья Т.В. Егорова