Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ
г. Тамбов Дело № А64-6671/2020
«08» февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена «01» февраля 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено «08» февраля 2021года.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.В. Белых
рассмотрел в судебном заседании дело № А64-6671/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Мартини» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (1026801156150, ИНН <***>), г. Тамбов
об освобождении от административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Мартини» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее – Госстат) об освобождении от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Определением от 23.10.2020г. указанное заявление принято к производству Арбитражного суда Тамбовской области, возбуждено производство по делу № А64-6671/2020.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд в порядке статей 123, 156 АПК РФ считает возможным проведение судебного заседания в отсутствие представителей сторон.
Как следует из материалов дела, специалист-эксперт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области на имя руководителя Госстата 20.08.2020г. подал докладную записку с просьбой о рассмотрении вопроса о привлечении ООО «Мартини» к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Из содержания докладной записки следует, что ООО «Мартини» с опозданием на 5 дней, а именно 03.08.2020г. представило в адрес Госстата (<...>) первичные статистические данные по форме № ПМ за январь-июнь 2020г., срок предоставления которых ежегодно не позднее 29 числа после отчетного периода.
Отчет был представлен за подписью гласного бухгалтера Общества ФИО1
В связи с выявленными нарушениями 03.09.2020г. в отношении ООО «Мартини» в присутствии представителя Общества – ФИО2 по доверенности от 02.09.2020г. составлен протокол № 158/2020 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол от 03.09.2020г. № 158/2020 и иные материалы дела об административном правонарушении 10.09.2020г. также в присутствии представителя Общества ФИО2 заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области вынесено постановление № 158/2020 о назначении административного наказания, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000,00 руб.
Не согласившись с указанными постановлением Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части, при этом суд руководствовался следующим.
Согласно статье 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в непредоставлении первичных статистических данных в установленном порядке субъектам официального статистического учета; предоставлении таких данных с пропуском установленных сроков; предоставлении недостоверных первичных статистических данных. Предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 названного Закона Респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Согласно частям 3, 4 Закона № 282-ФЗСбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление первичных статистических данных (лица, уполномоченного предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 22.07.2019г. № 419 утверждена форма статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».
Данной же формой установлен и срок ее предоставления – не позднее 29 числа после отчетного периода.
Таким образом, предоставив форму 03.08.2020г. Общество допустило нарушение законодательства РФ о статистическом учете, за что частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства материалы дела не содержат и ООО «РУСС МИС» в материалы дела не представлено.
В рассматриваем случае Общество знало о требованиях законодательства к порядку предоставления статистической отчетности, имело возможность их предоставить, однако не предприняло всех мер для соблюдения вышеуказанных требований, что согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Событие правонарушения и вина ООО «Мартини» в совершенном административном правонарушении административным органом в рассматриваемом случае доказаны.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, судом не установлены.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Как следует из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф относится к числу основных административных наказаний, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, предусмотренных данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, и применяться как к физическим, так и к юридическим лицам.
Согласно статье 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, которое выражается (если иное специально не оговорено законом) в предусмотренной соответствующими статьями данного Кодекса денежной сумме.
В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного лица в совершении того или иного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение. Исключений из этого правила не предусмотрено, поэтому ни суд, ни иной субъект административной юрисдикции не вправе ни при каких условиях назначить лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание, не предусмотренное санкцией соответствующей нормы, или выйти за пределы, в том числе нижний, установленного законом административного наказания.
Данное общее правило назначения административного наказания имеет целью предотвращение излишнего административного усмотрения и избежание злоупотреблений при принятии решений о размерах административных санкций в конкретных делах, что в целом согласуется с конституционными требованиями к использованию мер публично-правовой ответственности.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно данным официального сайта Федеральной налоговой службы Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Мартини» относится к малым предприятиям, к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось.
В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие факты причинения вреда или угрозы его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение имущественного ущерба не установлено. Помимо этого срок нарушения является незначительным, а сами сведения все-таки представлены; требования по их содержанию соблюдены
При названных обстоятельствах суд считает возможным заменить наложенный на заявителя штраф предупреждением.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Мартини» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов удовлетворить в части.
2. Признать незаконным и изменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (1026801156150, ИНН <***>),г. Тамбовот 10.09.2020 № 158/2020 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Мартини» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., назначив Обществу с ограниченной ответственностью «Мартини» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов административное наказание по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде предупреждения.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж, ул. Платонова, 8) через Арбитражный суд Тамбовской области
Судья М.А. Плахотников