ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-6858/19 от 11.12.2019 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Тамбов

16 декабря 2019 года                                                                           Дело №А64-6858/2019

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2019 года

Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2019 года

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Митиной Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Нестеровой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Администрации города Тамбова Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 23.08.2005 г., 392000, <...>)

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата регистрации: 26.11.2015 г.)

о демонтаже информационной конструкции

при участии  в судебном заседании:

от истца: ФИО2, доверенность от 08.10.2019,

от ответчика: не явился, не извещен,

установил:

Администрация города Тамбова Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 23.08.2005 г., 392000, <...>) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата регистрации: 26.11.2015 г.) о демонтаже информационной конструкции.

Определением суда от 22.08.2019 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 18.09.2019.

Определением суда от 18.09.2019 дело назначено к судебному разбирательству на 06.11.2019.

Определением суда от 13.11.2019 дело судебное заседание отложено на 11.12.2019.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом,отзыв на иск не представил.

В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся материалам, поскольку указанное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте предварительного судебного заседания.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя истца, учитывая положения ч.3.1 ст.70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований, суд находит иск подлежащим удовлетворению, руководствуясь при этом следующим.

Как следует из материалов дела, в целях обеспечения прав граждан на благоприятную среду обитания, создания здоровых и культурных условий жизни и досуга населения в административных границах городского округа – город Тамбов решением Тамбовской городской думы от 15.04.2009 №949 утверждены Правила благоустройства и содержания территории городского округа – город Тамбов.

В соответствии с пунктом 2 решения Тамбовской городской Думы от 28.11.2014 № 1437 «О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 № 949 «О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа – город Тамбов» (далее – Правила) информационные конструкции, размещённые до вступления в силу вышеуказанного решения, подлежат приведению в соответствие с Правилами размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа – город Тамбов до 01.06.2015.

Комиссией по рассмотрению материалов и принятию решения о принудительном демонтаже информационных конструкций на территории городского округа – город Тамбов проведено рейдовое мероприятие по выполнению Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа – город Тамбов применительно к зданию по адресу: <...>

Комиссией выявлены несоответствия размещенной информационной конструкции по вышеуказанному адресу на фасаде здания.

Администрацией города Тамбова 17.01.2019г. направлено предписание владельцу информационной вывески «#XNAIL» ИП ФИО1 с указанием выявленных несоответствий размещения информационных вывесок действующему законодательству и указанных правил: «максимальные параметры (размеры) консольных конструкций, размещаемых на фасадах объектов, являющихся объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия, не должны превышать 0,50 м - по высоте и 0,50 м - по ширине; при наличии на фасаде объекта настенных конструкций консольные конструкции должны располагаться с ними на единой горизонтальной оси; вывеска размещена не на плоском участке фасада; информационное поле настенных конструкций, размещенных на фасаде здания, являющегося объектом культурного наследия, выполнено не из отдельных элементов; максимальный размер настенных конструкций не должен превышать по высоте – 0,50 м.; буквы на вывеске расположены вертикально», а также предложено в тридцатидневный срок с даты получения предписания демонтировать информационную конструкцию, не соответствующую Правилам.

Совместно с предписанием о приведении информационных конструкций в соответствие с требованиями, установленными Правилами, направлены учетные карточки.

Предписание оставлено ответчиком без удовлетворения, в связи  с чем, заявлен настоящий иск.

Согласночасти 1 статьи 4Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,статье 11Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии спунктом 1 статьи 9Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты гражданских прав и интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными встатье 12Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Даннаястатьяне исключает возможности защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными федеральными законами, помимо установленных этой нормой права.

Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Вместе с тем лицо, осуществляя принадлежащее ему право, самостоятельно несет негативные последствия неверного выбора способа защиты своего права, не соответствующего его реальным интересам.

Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.

Из смысла названных правовых норм следует, что предъявление иска заинтересованным лицом имеет целью восстановление нарушенного права. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. 2, 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 6 Устава города Тамбова утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 №949 «О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов» утверждены «Правила благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов в новой редакции», «Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа - город Тамбов» (приложение №2 к  Правилам  благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов.

Информационная конструкция - объект благоустройства, выполняющий функцию информирования населения города Тамбова и соответствующий требованиям, установленным настоящими Правилами (п. 2 ст. 1 Правил размещения и содержания информационных конструкций).

            В соответствии с ч. 6 ст. 1 Правил размещения и содержания информационных конструкций, информационные конструкции, размещаемые в городе Тамбове, должны быть безопасны, спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов, не нарушать внешний архитектурно-художественный облик города и обеспечивать соответствие эстетических характеристик информационных конструкций стилистике объекта, на котором они размещаются.

Использование в текстах (надписях), размещаемых на информационных конструкциях, товарных знаков и знаков обслуживания, в том числе на иностранных языках, осуществляется только при условии их предварительной регистрации в установленном порядке на территории Российской Федерации или в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. При указании в вывеске фирменного наименования, коммерческого обозначения, изображения товарного знака, знака обслуживания организации, индивидуального предпринимателя допускается не указывать в данной вывеске сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя, виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг.

Требования к размещению вывесок определены ст. 2 Правил размещения и содержания информационных конструкций.

Согласно пунктам 1, 2 части  8, части 5 статьи 2,  пункту 2 части 7 статьи 1 Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа - город Тамбов, утвержденных Решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 №949) настенные конструкции, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям:

1) настенные конструкции размещаются над входом или оконными проемами (витринами) помещений на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии;

 2) максимальный размер настенных конструкций, размещаемых организациями, индивидуальными предпринимателями на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, не должен превышать: по высоте - 0,50 м, за исключением размещения настенной вывески на фризе, размещения настенной вывески, представляющей собой объемные буквы и символы без использования подложки, и размещения вывесок или указателей на здании или сооружении с количеством владельцев не менее пяти с одним общим входом (при размещении вывесок и указателей используется блочная информационная конструкция со сменными панелями); по длине - 70 процентов от длины фасада, соответствующей занимаемым данными организациями, индивидуальными предпринимателями помещениям, но не более 15 м для единичной конструкции;

3) при размещении на одном фасаде объекта одновременно вывесок нескольких организаций, индивидуальных предпринимателей указанные вывески размещаются в один высотный ряд на единой горизонтальной линии (на одном уровне, высоте); 

4) запрещается полное или частичное перекрытие оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин.

В силу ч. 1 ст. 5 Правил размещения и содержания информационных конструкций контроль за выполнением требований к размещению информационных конструкций, выявление информационных конструкций, не соответствующих требованиям настоящих Правил, осуществляется уполномоченным органом администрации города Тамбова.

Владельцу вывески уполномоченным органом администрации города Тамбова выдается предписание о приведении информационной конструкции в соответствие с требованиями настоящих Правил либо проведении демонтажа информационной конструкции в добровольном порядке в указанный срок, а также последствия его невыполнения в форме демонтажа информационной конструкции в принудительном порядке.

Демонтаж вывески представляет собой разборку информационной конструкции (вывески) на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба конструкции вывески и другим объектам, с которыми демонтируемая вывеска конструктивно связана, ее снятие с внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, на которых указанная вывеска размещена.

Как установлено судом и следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: ул. Интернациональная, 10 в г. Тамбове, на котором размещена спорная информационная конструкция, является объектом культурного наследия регионального значения – Дом видного Тамбовского адвоката и революционера, члена партии социалистов-революционеров ФИО3. Постановлением администрации Тамбовской области от 10.08.1993 №280 объект включен в  реестр объектов культурного наследия, расположенных на территории Тамбовской области.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 20.11.2019, нежилое помещение, занимаемое ответчиком, находится в собственности города Тамбова – городского округа, в отношении объекта зарегистрировано охранное обязательство по использованию объекта культурного наследия.

В материалы дела истцом представлено охранное обязательство по использованию объекта культурного наследия №328/13-ю от 17.10.2013, заключенное Управлением культуры и архивного дела области с комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова.

В силу положений Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране.

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).

Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия от 16.02.2016 №32 утверждено Положение о порядке согласования и размещения вывески на объекте культурного наследия.

В соответствии с п. 1.2 Положения вывеска – информационная конструкция, размещаемая на фасаде здания, являющегося объектом культурного наследия, в месте нахождения или осуществления деятельности организации (индивидуального предпринимателя), содержащая сведения о профиле деятельности и (или) виде реализуемых товаров и услуг, фирменное наименование и или коммерческое обозначение, не подлежащее обязательному включению в учредительные документы.

Требования к размещению вывески установлены разделом 2 Положения.

Согласно п. 2.2 Положения не допускается при размещении вывески использование текста вывески на иностранном языке (за исключением зарегистрированных товарных знаков или фирменных наименований, указанных в учредительных документах).

При отсутствии противоречий с требованиями пунктов 2.1-2.5 настоящего Положения, размещение вывески должно соответствовать правилам благоустройства, принятым органами местного самоуправления, на территории которого располагается объект культурного наследия.

В силу п. 3.1 Положения проект размещения вывески на объекте культурного наследия подлежит согласованию с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия области.

Между тем, ответчиком согласования проекта вывески с уполномоченным органом по государственной охране объектов культурного наследия в установленном порядке не произведено, доказательств обратного в материалы дела не представлено. С истцом как лицом, обязанным выполнять охранное обязательство, проект информационной конструкции ответчиком не согласован, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Согласно пояснениям истца, Комиссией по рассмотрению материалов и принятию решения о принудительном демонтаже информационных конструкций на территории городского округа – город Тамбов проведено рейдовое мероприятие по выполнению Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа – город Тамбов, приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия от 16.02.2016 №32 «Об утверждении Положения «О порядке согласования и размещения вывески на объекте культурного наследия» применительно к зданию по адресу: <...>.

Комиссией выявлены несоответствия размещенной информационной конструкции по вышеуказанному адресу на фасаде здания в части использования в текстах (надписях), размещаемых на информационных конструкциях, товарных знаков и знаков обслуживания на иностранном языке, в отсутствие доказательств их регистрации в установленном порядке на территории Российской Федерации; размещения информационной конструкции за пределами площади внешних поверхностей помещений; превышения максимального размера настенных конструкций, размещаемых организациями, индивидуальными предпринимателями на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, по высоте - 0,50 м.

Таким образом, при размещении информационной конструкции ответчиком нарушены п.2 ч.7 ст.1, ч.6 ст.1, пп.4,5 ч.11, ст.2, ч.9 ст.2, п.2 ч.8 ст.2,  ч.4 ст.2 Правил размещения и содержания информационных конструкций.

В отношении ответчика Администрацией г.Тамбова составлено предписание, которым ответчику предложено в тридцатидневный срок с даты получения предписания демонтировать информационную конструкцию, не соответствующую Правилам размещения и содержания информационных конструкций (л.д. 6).

 Указанное предписание ответчиком не обжаловано и не признано судом недействительным.

Доказательств исполнения предписания ответчиком не представлено.

В силу части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ) проверка, проведенная Комиссией, относится к мероприятиям, не требующим взаимодействия надзорного органа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а потому к такому мероприятию применяется порядок оформления соответствующих заданий и результатов, установленный федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 названной статьи).

Истец после обращения в арбитражный суд с настоящим иском повторно произвел проверку размещенной информационной конструкции по адресу: <...>,на фасаде здания, представил акт осмотра от  07.11.2019г. с фотофиксацией, согласно которому комиссией установлено, что выявленные нарушения не устранены.  

Доказательств обратного суду не представлено.

Ответчик отзыв на иск не представил, возражений по иску не заявил.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком при размещении информационной конструкции не соблюдены требования действующего законодательства, в связи с чем, исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из положений части 3.1 статьи 70 Кодекса следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Часть 5 статьи 70 Кодекса предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном этой статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.

Таким образом, положения части 5 статьи 70 Кодекса распространяются на обстоятельства, которые считаются признанными стороной в порядке части 3.1 статьи 70 Кодекса (указанная позиция подтверждена также Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 N 8127/13).

Представленные по делу и исследованные судом доказательства и  обстоятельства  по  спору  сторон согласно заявленных оснований,   предмета  иска   и отсутствие  возражений ответчика   суд   находит   достаточными для разрешения спора по существу.

Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:      

Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) демонтировать информационную конструкцию «#XNAIL» на фасаде здания по ул. Интернациональной, д. 10 в г. Тамбове, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей 00 копеек.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (394006, <...>).

Судья                                                                                                        Ю.Н. Митина