Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://www.tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
10 октября 2019 года Дело №А64-6875/2019
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области, Рассказовский район Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации Зелёновского сельсовета Рассказовского района Тамбовской области, Рассказовский район Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании права оперативного управления
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО2, доверенность от 12.08.2019 №14;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области, Рассказовский район Тамбовской области, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Зелёновского сельсовета Рассказовского района Тамбовской области, Рассказовский район Тамбовской области, о признании права оперативного управления на объект недвижимости: гараж – склад; инвентарный номер 121/331, площадью 157,3 кв.м., расположенный по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером 68:15:1802001:18.
Определением арбитражного суда от 13.09.2019 указанное исковое заявление принято к производству арбитражного суда, в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях.
В предварительное судебное заседание 08.10.2019 представители ответчика и третьего лица не явились, о дате, месте, времени его проведения и назначении судебного разбирательства извещены определением от 13.09.2019. В заявлении от 19.09.2019 №01.25/395 администрация Зелёновского сельсовета Рассказовского района Тамбовской области, в отзыве на иск от 08.10.2019 №68-ЮО-02.3/8232 МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях просят рассмотреть дело в отсутствии своих представителей, с заявленными истцом требованиями согласны. Руководствуясь ч. 4 ст. 137 АПК РФ арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. Суд в порядке ст.ст. 123, 136, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных представителей. Представитель истца заявленные исковые требования поддержал.
Как следует из материалов дела, за счет средств федерального бюджета в 1984 г. по адресу: <...>, осуществлено строительство объекта недвижимого имущества: гараж – склад, площадью 157,3 кв.м. По акту приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссии законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения от 30.08.1984 принято здание гаража - склады, расположенное по адресу: <...>.
В соответствии с бухгалтерской справкой №00000005 данный объект поставлен на забалансовый учет ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области 02.11.2017.
04.04.2019 ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области обратилось в Межмуниципальный отдел по Рассказовскому и Ржаксинскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области (на территории Рассказовского района) для постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на спорный гараж. В учреждение поступило уведомление от 25.04.2019 №КУВД-001/2019-4297131/1 о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости. В сообщении от 26.07.2019 №КУВД-001/2019-4297131/1 указано об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на гараж – склад в связи с непредставлением правоустанавливающих документов.
Возведенный объект используются учреждением с 2017 г. на режимной территории центра для выполнения задач стоящих перед уголовно-исполнительной системой и фактически не выбывал из его владения.
В соответствии с п. 5.1. устава ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области, имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.
Полагая, что спорный объект является самостоятельным объектом недвижимого имущества и подлежат отдельному учету, ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании права оперативного управления.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ и п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Истец является учреждением и в силу ч. 2 ст.48 ГК РФ относится к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности.
В силу ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
Ч. 1 ст. 296 ГК РФ устанавливает, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Статьей 11 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с ч. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу ч. 2 ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 8 разд. II приложения № 1 указанного постановления № 3020-1 предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.
Таким образом, спорные объекты на момент разграничения государственной собственности и по настоящее время, являются имуществом, находящимся в федеральной собственности в силу закона.
До издания Указа Президента Российской Федерации от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» исправительные учреждения, к которым относится истец, входила в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 5 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу п. 6 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 в случае, если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения.
Положение об учете федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, определяет обязанность правообладателя имущества по предоставлению сведений об объектах учета. Отсутствие в реестре федеральной собственности соответствующей записи о спорном объекте не свидетельствует об отсутствии права на него, поскольку согласно п. 1 ст. 6 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Материалами дела установлено, что гараж - склад, построенный в 1984 г. используется учреждением для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой и право федеральной собственности, возникшее в том числе в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, не прекращалось.
В соответствии с разделом V Устава ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством РФ. Источниками формирования имущества учреждения являются федеральной имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; федеральное имущество, приобретенное за счет средств федерального бюджета; иные источники приобретения имущества, предусмотренные законодательством РФ.
Строительство спорного объекта осуществлялось за счет средств федерального бюджета на земельном участке с кадастровым номером 68:15:1802001:18, входящем в кадастровый квартал 68:15:1802001 общей площадью 3440 кв. м., расположенном по адресу: <...> (план земельного участка).
В соответствии с отзывом МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от 08.10.2019 №68-ЮО-02.3/8232 в реестре федерального имущества числится земельный участок с кадастровым номером 68:15:1802001:18, который, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Тамбовской области от 22.03.2017 №96-р, предоставлен ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в ЕГРН 30.03.2017 сделана запись №68:15:1802001:18-68/020/2017-2.
На основании данных норм и представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу, что относящийся к федеральной собственности объект принадлежит истцу на праве оперативного управления.
С учетом изложенного, поскольку в настоящее время иным способом, иначе как в судебном порядке невозможно установить право оперативного управления истца на спорное имущество, суд считает требования истца обоснованными.
В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из требований ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право оперативного управления ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области, Рассказовский район Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), на объект недвижимости: гараж – склад; инвентарный номер 121/331 площадью 157,3 кв. м, расположенный по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером 68:15:1802001:18.
Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество в установленном законом порядке и не заменяет собой документы, выдаваемые этим органом.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья Т.В. Егорова