Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«26» мая 2020г. Дело № А64-7303/2019
Резолютивная часть решения объявлена «19» мая 2020г.
Полный текст решения изготовлен «26» мая 2020г.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Хорошун Е.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
помощником судьи Уколовой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело №А64-7303/2019 по иску
Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания», г. Тамбов в лице Рассказовского филиала АО «ТСК», Тамбовская область, г.Рассказово
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Тамбовская область, г.Котовск
о взыскании задолженности в размере 8356 руб. 08 коп. (с учетом уточнений)
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО2, представитель по доверенности от 16.10.2019г.;
от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности от 20.11.2019г.,
установил:
Акционерное общество «Тамбовская сетевая компания», г.Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Котовского филиала, г.Тамбов обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Тамбовская область, г.Котовск (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) с требованием взыскать задолженность за оказанные услуги по ТКО за период с 01.01.2019г. по 30.04.2019г. в размере 4 642 руб. 28 коп.
Определением суда от 14.10.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст.228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 11.12.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Истец в порядке ст.49 АПК РФ представил в материалы дела заявление об уточнении исковых требований от 10.02.2020г.
Согласно заявлению об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с ответчика задолженность за оказанные услуги по ТКО за период с 01.01.2019г. по 30.04.2019г. в размере 8356 руб. 08 коп.
Согласно ч.1 ст.49 АПК РФ, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Заявление об уточнении исковых требований принято судом к рассмотрению.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, каких-либо пояснений и ходатайств не представил.
Ответчик уточненный иск не признал, представил отзыв на уточненные исковые требования.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие истца по имеющимся материалам.
В судебном заседании 12.05.2020г., в порядке статьи 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 10 час. 45 мин. 19.05.2020г. для предоставления сторонами дополнительных доказательств. Информация о перерыве размещена на официальном Интернет сайте Арбитражного суда Тамбовской области (Пункты 11, 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках»).
19.05.2020г. судебное заседание продолжено после перерыва.
Истец уточненный иск поддержал в полном объеме.
Ответчик уточненный иск не признал.
Истец представил в материалы дела возражения на дополнительный отзыв на уточнения исковых требований.
Дополнительный отзыв приобщен к материалам дела.
Ответчик представил в материалы дела дополнение к отзыву на уточненные исковые требования.
Дополнение к отзыву приобщено к материалам дела.
Истец представил в материалы ходатайство о замене стороны истца с Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» в лице Котовского филиала АО «ТСК» на Акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» в лице Рассказовского филиала АО «ТСК» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Ответчик не возражал против удовлетворения указанного ходатайства.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд его удовлетворил и произвел замену истца по делу №А64-7303/2019 - Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» в лице Котовского филиала АО «ТСК» на его правопреемника - Акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» в лице Рассказовского филиала АО «ТСК».
Из материалов дела следует, что с 01.01.2019 акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» (АО «ТСК») приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Тамбовской области.
Ответчик - ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП (т.1, л.д.37-40) и с 01.01.2019г. должна оплачивать услуги истца по вывозу ТКО.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т.1, л.д.27-28) .
Письмом №106/380 от 22.05.2019г. от истца в адрес ИП ФИО1 был направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №595 от 01.01.2019г.
Как пояснил истец, в связи с тем, что, индивидуальный предприниматель ФИО1 не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019г., договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между истцом и ответчиком на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156. При этом, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (п. 8(18) Правил № 1156).
Поскольку за период январь 2019- апрель 2019г. оплата услуг по вывозу ТКО ответчиком не производилась, истец произвел расчет задолженности исходя из торговой площади 50 кв.м. Данная площадь была установлена истцом путем осмотра объекта торговли, принадлежащего ответчику, что подтверждается Актом проверки потребителя от 03.04.2019г.
Согласно расчету истца, задолженность ИП ФИО1 за период с января 2019г. по апрель 2019г. составила 4642,28 руб.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия №106/385 от 23.05.2019г. с требованием оплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке (т.1, л.д.13) оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» в лице Котовского филиала в Арбитражный суд Тамбовской области с требованием взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января по апрель 2019г. в размере 4642 руб. 28 коп.
В процессе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования (заявление от 10.02.2020г. №006/558) и просит взыскать с ответчика задолженность за период с 01.01.2019г. по 30.04.2019г. в размере 8356 руб. 08 коп., исходя из торговой площади – 90,3 кв.м.
Ответчик сумму заявленных уточненных требований в полном объеме не признал, представил отзыв на уточненное исковое заявление от 11.03.2020г., содержащий контррасчет задолженности.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащим частичному удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.
Из материалов дела следует, что с 01.01.2019 акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» (АО «ТСК») приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Тамбовской области.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
В силу п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно п. 8(12) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового-договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между истцом и ответчиком на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156. При этом, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене. равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (п. 8(18) Правил № 1156).
В отсутствие подписанного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, между сторонами сложились фактически договорные отношения.
Согласно условиям типового договора региональный оператор, обязуется принимать ТКО, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а Потребитель, в свою очередь, обязуется оплачивать услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п.п. 1, 6 договора).
В соответствии с п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор по вывозу ТКО является договором возмездного оказания услуг, правовая регламентация которого предусмотрена гл. 39 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По правилам ст.307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Частями 1, 2 ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Истец в обоснование иска ссылается на то, что проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был направлен в адрес ответчика сопроводительным письмом от 22.05.2019г., и, что ответчик не представил в установленный действующим законодательством срок подписанный договор или мотивированный отказ от подписания указанного договора.
Ответчик в своем отзыве на исковое заявление (т.2, л.д.6-11), пояснил, что фактически договор ответчиком был получен 04.07.2019г., что подтверждается штемпелем на конверте и отчетом об отслеживании почты России с почтовым идентификатором 39319236000886.
Ответчик полагает, что договор не заключен и не действует, ввиду отсутствия согласования существенных условий договора об объеме вывоза ТБО и сумме договора.
31.10.2019г. в адрес истца ответчиком были направлены документы для перерасчета суммы оплаты услуг по ТБО с января 2019г.
Однако перерасчет задолженности истцом произведен не был.
Ввиду того, что начало действия деятельности регионального оператора установлено с 01.01.2019 года. Ответчику произведены начисления с января по апрель 2019 года.
В процессе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчика задолженность за период с 01.01.2019г. по 30.04.2019г. в размере 8356 руб. 08 коп., исходя из торговой площади – 90,3 кв.м.
По мнению ответчика, расчет истца не соответствует фактической торговой площади ответчика, соответственно, неверно рассчитан объем принимаемых твердых коммунальных отходов.
Фактически разногласия между истцом и ответчиком возникли из-за порядка определения торговой площади.
Истец считает, что расчет объема ТКО следует производить исходя из суммарной площади торгового зала и площади склада. По его мнению, торговая площадь составляет 90,3 кв.м., то есть общая площадь зала и площадь склада. При этом расчет исковых требований производится исходя именно из торговой площади.
Ответчик считает, что расчет следует производить исходя исключительно из площади торгового зала.
Судом принято во внимание следующее.
В соответствии с Приказом Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области №43 от 10.05.2017г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области», норматив накопления ТКО для городских округов, городских и сельских поселений с населением от 10000 человек до 100000 человек составляет 0,04 м3/месяц за 1кв. метр торговой площади.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.11.2019 года и техническому паспорту на нежилое помещение -магазин по ул. Красногвардейская, д.15 г.Котовск, общая площадь нежилого здания составляет 107,7 кв.м.
Согласно экспликации к поэтажному плану здания торговый зал (фактическая торговая площадь) составляет – 17,1 кв.м, склад – 73,2 кв.м., коридор – 5,1 кв.м., склад – 6,3 кв.м.
В судебном заседании 12.02.2020г. судом, по ходатайству истца, исследована видеозапись, на которой зафиксировано внутренне помещение магазина, расположенное по адресу: <...>.
Кроме того, в судебном заседании 11.03.2020г. исследованы фото-материлы, представленные ответчиком на электронном носителе, на которых зафиксировано спорное помещение, расположенное по адресу: <...>.
В результате исследования представленных сторонами видеозаписи и фотоматериалов, судом установлено, что торговая площадь отделена от складского помещения. В торговом зале выставлены образцы товара, расчеты производятся непосредственно в торговом зале, оборудованном кассовым аппаратом. При просмотре видеофайла, судом установлено, что на товаре находящемся в торговом зале имеются ценники. Фактически складское помещение не используется для обслуживания покупателей, в нем осуществляется выбор хранящегося там крупногабаритного товара, который не может быть размещены в торговом зале.
Согласно статье 346.27 НК РФ, площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы);
Согласно представленному ответчиком в материалы дела техническому паспорту домовладения (л.д.т.2, л.д.41-43), площадь торгового помещения, расположенного по адресу: <...> составляет 17.1 кв.м.
Также для установления фактической площади торгового зала в помещении, расположенном по адресу: <...>, судом был сделан запрос в Бюро технической инвентаризации г.Котовска.
11.03.2020г. Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Тамбовской области в лице филиала по г.Котовску представило в материалы дела ответ на запрос суда, в котором пояснило, что технический паспорт по состоянию на 31.03.2003г. по данному адресу действителен на 01.01.2019г., в технический паспорт после 2003г. изменения не вносились, сведениями по изготовлению технического плана не располагает.
Указанный ответ на запрос приобщен к материалам дела.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу, что расчет объема ТКО следует производить, исходя из торговой площади – 17.1 кв.м., подтвержденной вышеперечисленными документами.
Довод истца о том, что налог при осуществлении торговли исчисляется, исходя из фактически используемой площади, судом отклоняется, поскольку по своей правовой природе расчет налога и расчет объемов ТКО не идентичны, и, к отношениям по вывозу ТКО не могут применяться нормы налогового кодекса в части расчетов налогов.
Судом установлено, что за период с января 2019г. по апрель 2019г. обязательства ответчика по оплате услуг, оказываемых истцом, не исполнены.
Доказательств, подтверждающих погашение ответчиком задолженности в полном объеме или частично, в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что ТКО вывозились какой-либо иной организацией на основании заключенного договора ответчиком также не представлено.
Возражая против размера взыскиваемой задолженности, ответчик представил в материалы дела контррасчет от 11.03.2020г.
Контррасчет судом проверен, признан арифметически верным и соответствующим положениям действующего законодательства.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19.12.2018 № 186-В в размере 483, 57 руб./м3 без НДС.
В соответствии с Приказом Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области №43 от 10.05.2017г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области», норматив накопления ТКО для городских округов, городских и сельских поселений с населением от 10000 человек до 100000 человек составляет 0,04 м3/месяц за 1кв. метр торговой площади.
Исходя из торговой площади – 17.1 кв.м., объем принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц составляет 17,1 х 0,04=0,684 куб.м.
Плата за услугу по обращению с ТКО в месяц по занимаемому помещению составляет 0,684 х 483,57+НДС 20% = 396,91 руб. в месяц х 4 месяца = 1587,64 руб.
Таким образом, общая сумма задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019г. по 30.04.2019г. составила 1587,64 руб.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает подлежащими частичному удовлетворению уточненные требования истца в размере 1587,64 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании задолженности суд отказывает.
Статьей 9 АПК РФ закреплено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статей 65, 66 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
В соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, считает уточненные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (на ответчика относится – 380 руб., на истца – 1620 руб.)
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Рассказовского филиала АО «ТСК» (<...>) задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1587 руб. 64 коп.; а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 380 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
2.По заявлению истца выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья Е.А. Хорошун