ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-7415/18 от 21.11.2018 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ

г. Тамбов                                                                                                Дело № А64-7415/2018

22 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Прохоровской

рассмотрел в судебном заседании дело №А64-7415/2018 по заявлению

ФГУП «Почта России», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН  <***>) в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России», г. Тамбов

к Управлению Роскомнадзора по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН   <***>,  ИНН  <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2018 №ПО-68/3/267 в части назначения наказания

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 08.08.2018 №050-АУФ-2018;

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 07.11.2018 №29-Д.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

ФГУП «Почта России», г. Москва, в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России», г. Тамбов, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роскомнадзора по Тамбовской области, г. Тамбов, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23.08.2018 №ПО-68/3/267 в части назначения наказания и назначении административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Определением от 10.09.2018 указанное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу №А64-7415/2018.

В заседании суда 21.11.2018 представитель заявителя заявленные требования поддержал, факт допущенного правонарушения не отрицал. Представитель заинтересованного лица против требований заявителя возражал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, в Управление Роскомнадзора по Тамбовской области (далее - Управление) поступила информация из Росфинмониторинга о признаках нарушения УФПС Тамбовской области - филиалом ФГУП «Почта России» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части порядка и сроков направления сообщений об операциях с денежными средствами от 20.10.2017 № 7, от 27.10.2017 № 9, от 11.01.2018 № 2 (вх. письмо от 29.05.2018 №13/68-ДСП), что явилось основанием для проведения Управлением внеплановой проверки в соответствии с приказом Управления от 25.06.2018 №46-нд на территории осуществления филиалом ФГУП «Почта России» своей деятельности (Тамбовская область, г. Тамбов).

По результатам анализа представленных филиалом ФГУП «Почта России» документов в период внеплановой проверки Управлением установлен факт осуществления операции выплаты денежных средств по почтовому переводу №9663 от 14.10.2017, получателем которого являлось физическое лицо, включенное в Перечень террористов (ФИО3 - получатель перевода №9663). Отправителем указанного почтового перевода являлось физическое лицо.

Установлены действия и сведения об осуществлении операции с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю, то есть операции по выплате почтового перевода №9663 на счет исправительного учреждения для отбывающего наказание получателя (адресата) почтового перевода, сведения о котором были включены в Перечень террористов, размещенный в Личном кабинете филиала ФГУП «Почта России» в сети   Интернет на официальном сайте (www.fedsfrn.ru) Росфинмониторинга. То есть установлено, что в отношении физического лица имелись следующие сведения о его причастности к терроризму в актуальном Перечне террористов, размещенном в Личном кабинете филиала ФГУП «Почта России»): ФОИ получателя(адресата) п/перевода - ФИО3, сумма п/перевода - 4000,0 руб., ОПС места приема п/перевода - ОПС 368624 (Республика Дагестан), номер и дата приема п/перевода - №9663 от 14.10.2017.

Дата совершения операции выплаты (дата и номер платежного поручения на выплату денежных средств в ИУ (перечисления) - 23.11.2017 №306882, что подтверждается документом «Трасса» перевода.

Факт (дата) нахождения физического лица (получателя перевода) в Перечне террористов (на дату совершения выплаты) - фигурант Перечня террористов подтверждается выпиской из Перечня от 19.10.2017 № 3348 и от 21.11.2017.

Факт направления сообщения ФЭС 2-ФМ о принятых мерах по замораживанию (блокированию) - не направлялось, что подтверждается сведениями из Личного кабинета филиала ФГУП «Почта России».

Факт направления сообщения ФЭС 1-ФМ о совершении операции выплаты перевода, о приостановлении операции - сообщение ФЭС 1-ФМ структуры FM01_6_ от 20.10.2017; FM01_l_ от 27.10.2017 подтверждается сведениями из Личного кабинета филиала ФГУП «Почта России».

Указанный почтовый перевод денежных средств №9663, поступивший в отделение почтовой связи Тамбовской области (ОПС 393950 Моршанск), был перечислен на расчётный счет исправительного учреждения для отбывающего наказание в данном исправительном учреждении получателя(адресата) почтового перевода, сведения о котором имелись в актуальным Перечне террористов на дату совершения операции с денежными средствами (выплаты почтового перевода).

Согласно требованиям приложения №12 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 №110, структура ФЭС 1 ФМ с №FM01_l_ установлена для представления информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Информация о факте совершения операции выплаты денежных средств по почтовому переводу №9663 фигуранту Перечня террористов (ФИО3) направлена СДЛ филиала ФГУП «Почта России» в Росфинмониторинг 27.10.2017, что подтверждается формализованным электронным сообщением (ФЭС), направленным в формате ФЭС 1-ФМ: (№FM01_l_7724261610682902001_20171027_0100000001 от 27.10.2017). При этом,  фактической датой совершения операции выплаты перевода №9663 является 23.11.2017, что подтверждается платежным поручением от 23.11.17 № 306882 и «Трассой» перевода №9663. При этом, в сообщении ФЭС 1-ФМ от 27.10.2017, направленном СДЛ филиала ФГУП «Почта России» в Росфинмониторинг, дата совершения операции и дата выявления операции указаны 14.10.2017 и 19.10.2017 соответственно. То есть фактическая дата совершения выплаты денежных средств по переводу №9663 на дату направления ФЭС 1-ФМ (FM01_l_), не состоялась.

Таким образом, по мнению административного органа, в Росфинмониторинг были также представлены неверные сведения о фактической дате совершения операции выплаты по почтовому переводу № 9663.

Кроме того, операция выплаты перевода №9663 была приостановлена, о чем свидетельствует направленное 20.10.2017 в Росфинмониторинг сообщение ФЭС 1-ФМ FM01_6_77242б 1 б 10682902001 _20171020_0100000001от 20.10.2017.

Таким образом, документами подтверждается, что информация о факте совершения операции выплаты почтового перевода денежных средств №9663 от 14.10.2017 направлена в Росфинмониторинг в формате ФЭС 1-ФМ.

Исходя из норм Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии  легализации (отмываю) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следует, что если получатель почтового перевода включенв Перечень террористов по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, а основание совершения перевода отлично от указанного  в  подпункте 3 пункта 2.4 статьи  6  Федерального  закона от 07.08.2001 №115-ФЗ (получение и расходование указанным лицом заработной платы, либо на осуществление   выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в Перечень террористов), то филиал ФГУП «Почта России» обязан в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ применить меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и незамедлительно проинформировать об этом уполномоченный орган (Росфинмониторинг). Если получатель почтового перевода денежных средств включен в Перечень террористов по основаниям, предусмотренным  пунктами 1, 6 и 7 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, то независимо от основания совершения почтового перевода его выплата подлежит замораживанию (блокированию) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

По почтовому переводу денежных средств №9663 основание его совершения отлично от указанного в подпункте 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, что подтверждается полученными в ходе проверки документами (а именно бланком почтового перевода №9663 от 14.10.2017, в котором «назначение денежных средств» отправителемне указано).

В этой связи, по мнению административного органа, основание для приостановления операции выплаты почтового перевода №9663 (в случаях, установленных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ) у филиала ФГУП «Почта России» отсутствовало.

Таким образом, по почтовому переводу денежных средств №9663, поступившему физическому лицу, сведения о котором были включены в Перечень террористов, филиал ФГУП «Почта России» обязан был применить положение подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ и принять меры по замораживанию (блокированию), незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств физических лиц (осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях), являющихся согласно бланкам почтовых переводов получателями переводов, и направить в Росфинмониторинг сообщения ФЭС 2-ФК4 установленным порядком.

Поскольку конечным получателем почтового перевода денежных средств №9663 являлось лицо, включенное в Перечень террористов, то, в силу того, что целью применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества является создание условий, при которых лицо, в отношении которого такие меры применяются, было лишено возможности получения и распоряжения соответствующими денежными средствами (активами), за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, ФГУП «Почта России» (филиалом) должны были быть применены меры, предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Таким образом, в результате обработки информации по итогам внеплановой проверки 23.07.2018 в 15 час. 00 мин. (время выявления административного правонарушения) административным органом обнаружены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма, а именно подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и пункта 15.1 Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества.

По результатам проверки составлен акт проверки от 23.07.2018  №А-68/3/46-нд/47.

Уведомлением от 24.07.2018 №5215-03/68 Управление Роскомнадзора по Тамбовской области известило ФГУП «Почта России» о необходимости явиться 25.07.2018 в 15 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. №409, для составления протокола об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

25.07.2018 ведущим специалистом – экспертом Управления Роскомнадзора по Тамбовской области в отношении ФГУП «Почта России» (в отсутствие его представителя, с учетом ходатайства о составлении протокола в свое отсутствие) составлен протокол №АП-68/3/563 об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Копия указанного протокола об административном правонарушении от 25.07.2018 №АП-68/3/563 с сопроводительным письмом от 26.07.2018 направлена в адрес ФГУП «Почта России» заказным письмом, что подтверждается почтовой квитанцией от 27.07.2018.

 Определением от 08.08.2018 рассмотрение административного дела по факту вменяемого ФГУП «Почта России» правонарушения назначено на 23.08.2018 на 11 час. 00 мин. Копия указанного определения направлена в адрес ФГУП «Почта России» заказным письмом, что подтверждается почтовой квитанцией от 10.08.2018.

23.08.2018 старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителем руководителя Управления Роскомнадзора по Тамбовской области в отношении ФГУП «Почта России» (в присутствии представителя по доверенности ФИО1) вынесено постановление №ПО-68/3/267 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ФГУП «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2.1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000,00 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФГУП «Почта России» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в обоснование своих доводов указало, что предприятие признало свою вину во вменяемом правонарушении и всячески содействовало административному расследованию, в связи с чем считает возможным назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей частью статьи КоАП РФ

Управление Роскомнадзора по Тамбовской области против требований заявителя возражает, считает постановление от 23.08.2018 №ПО-68/3/267 по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, так как в действиях ФГУП «Почта России » имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ, обстоятельства совершения правонарушения административным органом установлены, вина доказана, порядок привлечения к ответственности соблюден.

Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

Согласно ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ установлено, что неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» урегулированы отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации федеральной почтовой связи относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании: терроризма (далее - ПОД/ФТ).

ФГУП «Почта России» (и соответственно филиал) является организацией федеральной почтовой связи, на которую распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

В силу статьи 4 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ к мерам, направленным на ПОД/ФТ относятся, е том числе организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль, а также иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ:

внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма:

осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров:

операции с денежными средствами  или  иным имуществом  -  действия  физических  и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и    способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг, имущества - адресованный владельцу, собственнику или владельцу имущества организациям, осуществляющимоперации с денежными средствами или иным имуществом другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, операции с имуществом, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основание подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае,если хотя бы одной из сторон является организация  или  физическое лицо,  в  отношении  которых имеются  полученные  в установленном в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации, или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 №804 (далее - Правила), Правила в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ устанавливают порядок формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень террористов), и доведения указанного Перечня террористов до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Пунктом 20 Правил установлено, что информация о включении в Перечень террористов или об исключении из Перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальнойинформацией об организациях и о физических лицах, включенных в Перечень, в течение одного рабочего дня, следующегоза днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 Правил, размещается на официальном сайте (vvww.fedsfm.ru).

В соответствии с абзацем 1 и 2 пункта 21 Правил Росфинмониторинг доводит Перечень террористов до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, являющихся субъектами статьи 5 Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте (www.fedsfm.ru).

Таким образом, организации в целях выполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, в части организации и осуществления внутреннего контроля обязаны пользоваться Перечнем террористов, размещенным в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа (Росфинмониторинга), актуальным на дату совершения операций с денежными средствами.

Согласно пункту 2.4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта;

3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом,  направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный Перечень террористов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного   органа информации о включении  организации или физического лица в Перечень террористов, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209).

Таким образом, исходя из норм Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ в случае, если физическое лицо, включенное в Перечень террористов по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 6 и 7 пункта2.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, но независимо от основания совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, ее выплата подлежит замораживанию (блокированию) в соответствии с требованием подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

В соответствии с подпунктами «в» пункта 3 и пункта 4 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 №209 (далее - Положение о представлении информации в Росфинмониторинг, Постановление №209), организации представляют в Росфинмониторинг информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в Перечень террористов: такая информация представляется незамедлительно.

При этом формат представления информации, структура передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения и получения подтверждения о его принятии, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при представлении информации, определяются Росфинмониторингом (пункт 8 Положения о представлении информации в Росфинмониторинг).

Согласно пункту 6.1 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 №110 «Об утверждении (далее - Инструкция Росфинмониторинга №110) информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, включенного в Перечень террористов, направляется организацией в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица. Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой формализованного электронного сообщения (ФЭС): ФЭС 2-ФМ.

В соответствии с пунктом 15.1 Программы, регламентирующей порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества Правил внутреннего контроля редакции № 1 (утверждены Генеральным директоромФГУП «Почта России» от 28.09.2016 № 1.9.3.1.2-05/77-нд и действовали в период с 28.09.2016 по 24.12.2017, далее – Плавила внутреннего контроля) филиал применяет меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа (Росфинмониторинга) информации о включении организации или физического лица в Перечень террористов, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма)  при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень террористов, проинформировав уполномоченный орган о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств клиента незамедлительно в день их применения.

Таким образом, применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, направлено на реализацию основной цели Федерального закона № 115, в части лишения лиц, включенных в Перечень террористов, возможности использовать свои денежные средства (активы) в противоправных целях, путем создания соответствующего правового барьера (запрета осуществлять операции с денежными средствами).

По результатам анализа представленных филиалом ФГУП «Почта России» документов в период внеплановой проверки Управлением установлен факт осуществления операции выплаты денежных средств по почтовому переводу №9663 от 14.10.2017, получателем которого являлось физическое лицо, включенное в Перечень террористов (ФИО3 - получатель перевода №9663). Отправителем указанного почтового перевода являлось физическое лицо.

Установлены действия и сведения об осуществлении операции с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю, то есть операции по выплате почтового перевода №9663 на счет исправительного учреждения для отбывающего наказание получателя (адресата) почтового перевода, сведения о котором были включены в Перечень террористов, размещенный в Личном кабинете филиала ФГУП «Почта России» в сети   Интернет на официальном сайте (www.fedsfrn.ru) Росфинмониторинга. То есть установлено, что в отношении физического лица имелись следующие сведения о его причастности к терроризму в актуальном Перечне террористов, размещенном в Личном кабинете филиала ФГУП «Почта России»): ФОИ получателя(адресата) п/перевода - ФИО3, сумма п/перевода - 4000,0 руб., ОПС места приема п/перевода - ОПС 368624 (Республика Дагестан), номер и дата приема п/перевода - №9663 от 14.10.2017.

Дата совершения операции выплаты (дата и номер платежного поручения на выплату денежных средств в ИУ (перечисления) - 23.11.2017 №306882, что подтверждается документом «Трасса» перевода.

Факт (дата) нахождения физического лица (получателя перевода) в Перечне террористов (на дату совершения выплаты) - фигурант Перечня террористов подтверждается выпиской из Перечня от 19.10.2017 № 3348 и от 21.11.2017.

Факт направления сообщения ФЭС 2-ФМ о принятых мерах по замораживанию (блокированию) - не направлялось, что подтверждается сведениями из Личного кабинета филиала ФГУП «Почта России».

Факт направления сообщения ФЭС 1-ФМ о совершении операции выплаты перевода, о приостановлении операции - сообщение ФЭС 1-ФМ структуры FM01_6_ от 20.10.2017; FM01_l_ от 27.10.2017 подтверждается сведениями из Личного кабинета филиала ФГУП «Почта России».

Указанный почтовый перевод денежных средств №9663, поступивший в отделение почтовой связи Тамбовской области (ОПС 393950 Моршанск), был перечислен на расчётный счет исправительного учреждения для отбывающего наказание в данном исправительном учреждении получателя(адресата) почтового перевода, сведения о котором имелись в актуальным Перечне террористов на дату совершения операции с денежными средствами (выплаты почтового перевода).

Согласно статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные вправе получать переводы денежных средств. При этом в соответствии с пунктом 59 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Минюстом России от 16.12.2016 № 295, денежные переводы, поступившие осужденным,зачисляются на их лицевые счета.

Приказом ФГУП «Почта России» от 18.05.2016 №210-п утвержден «Порядок приема от осужденных и вручения (выплаты) адресованных осужденным исправительных учреждений почтовых переводов денежных средств через Единую систему почтовых переводов» (далее - Порядок). Пунктом6 Порядка  установлено, что  выплата  переводов,  поступающих в адрес осужденных в исправительное учреждение, производится только путем перечисления переводных сумм на счет исправительного учреждения в соответствующем отделении банка. Согласно пункту 4 Порядка при нахождении адресата (получателя) почтового перевода в Перечне террористов, то есть при полном  совпадении данных адресата: фамилии, имени, отчества, даты рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства(регистрации) или места пребывания, дальнейшая обработка почтового перевода должна осуществляться в соответствии с Правилами внутреннего контроля.

Согласно пункту 16.2 Правил внутреннего контроля специальное должностное лицо (СДЛ) Филиала анализирует и проверяет поступающую из Почтамтов информацию о почтовых переводах денежных средств, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, и принимает по ним решения: направляет сообщения в уполномоченный орган.

В соответствии с пп б) пункта 5.1 Правил внутреннего контроля редакции № 1 обязательному контролю подлежат операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности или терроризме, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

 В этой связи СДЛ Моршанского почтамта 19.10.2017 составлено внутреннее сообщение, в нем указано - отправить СДЛ Филиала, в котором в строке 2 раздела «Дополнительные сведения» указаны критерии (признаки), по которым операция может быть отнесена к необычным операциям - получатель числится в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Согласно требованиям приложения №12 Инструкции Росфинмониторинга №110 структура ФЭС 1 ФМ с №FM01_l_  установлена для представления информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Информация о факте совершения операции выплаты денежных средств по почтовому переводу №9663 фигуранту Перечня террористов (ФИО3) направлена СДЛ филиала ФГУП «Почта России» в Росфинмониторинг 27.10.2017, что подтверждается формализованным электронным сообщением (ФЭС), направленным в формате ФЭС 1-ФМ: (№FM01_l_7724261610682902001_20171027_0100000001 от 27.10.2017). При этом, фактической датой совершения операции выплаты перевода №9663 является 23.11.2017, что подтверждается платежным поручением от 23.11.17 № 306882 и «Трассой» перевода №9663. В тоже время, в сообщении ФЭС 1-ФМ от 27.10.2017, направленном СДЛ филиала ФГУП «Почта России» в Росфинмониторинг, дата совершения операции и дата выявления операции указаны 14.10.2017 и 19.10.2017 соответственно. То есть фактическая дата совершения выплаты денежных средств по переводу №9663 на дату направления ФЭС 1-ФМ (FM01_l_), не состоялась.

Таким образом, в Росфинмониторинг были также представлены неверные сведения о фактической дате совершения операции выплаты по почтовому переводу         № 9663.

Кроме того, операция выплаты перевода №9663 была приостановлена, о чем свидетельствует направленное 20.10.2017 в Росфинмониторинг сообщение ФЭС 1-ФМ FM01_6_77242б 1 б 10682902001 _20171020_0100000001от 20.10.2017.

Таким образом, документами подтверждается, что информация о факте совершения операции выплаты почтового перевода денежных средств №9663 от 14.10.2017 направлена в Росфинмониторинг в формате ФЭС 1-ФМ.

Исходя из норм  Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии  легализации (отмываю) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  следует, что если получатель почтового перевода включенв Перечень террористов по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, а основание совершения перевода отлично от указанного  в  подпункте 3 пункта 2.4 статьи  6  Федерального  закона от 07.08.2001 №115-ФЗ (получение и расходование указанным лицом заработной платы, либо на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в Перечень террористов), то филиал ФГУП «Почта России» обязан в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ применить меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и незамедлительно проинформировать об этом уполномоченный орган (Росфинмониторинг). Если получатель почтового перевода денежных средств включен в Перечень террористов по основаниям, предусмотренным  пунктами 1, 6 и 7 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, то независимо от основания совершения почтового перевода его выплата подлежит замораживанию (блокированию) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

По почтовому переводу денежных средств №9663 основание его совершения отлично от указанного в подпункте 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, что подтверждается полученными в ходе проверки документами (а именно бланком почтового перевода №9663 от 14.10.2017, в котором «назначение денежных средств» отправителемне указано).

В этой связи основание для приостановления операции выплаты почтового перевода №9663 (в случаях, установленных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ) у филиала ФГУП «Почта России» отсутствовало.

Таким образом, по почтовому переводу денежных средств №9663, поступившему физическому лицу, сведения о котором были включены в Перечень террористов, филиал ФГУП «Почта России» обязан был применить положение подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ и принять меры по замораживанию (блокированию), незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств физических лиц (осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях), являющихся согласно бланкам почтовых переводов получателями переводов, и направить в Росфинмониторинг сообщения ФЭС 2-ФК4 установленным порядком.

В соответствии с пунктами 6.1, 6.4 Инструкции Росфинмониторинга №110 информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств физического лица, включенного в Перечень террористов, направляется организацией в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица. Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 2-ФМ «Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества». Структура наименования ФЭС 2-ФМ определена в приложении № 13 к Инструкции Росфинмониторинга №110.

Согласно пункту 5.12 Правил внутреннего контроля подготовка и представление информации в уполномоченный орган осуществляется в виде ФЭС в соответствии с положениями и структурами, предусмотренными Инструкцией Росфинмониторинга №110.

Поскольку конечным получателем почтового перевода денежных средств №9663 являлось лицо, включенное в Перечень террористов, учитывая, что целью применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества является создание условий, при которых лицо, в отношении которого такие меры применяются, было лишено возможности получения и распоряжения соответствующими денежными средствами (активами), за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, ФГУП «Почта России» (филиалом) должны были быть применены меры, предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Таким образом, в результате обработки информации по итогам внеплановой проверки 23.07.2018 в 15 час. 00 мин. (время выявления административного правонарушения) административным органом обнаружены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма, а именно подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и пункта 15.1 Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества.

В силу положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Факт допущенного правонарушения установлен материалами дела. Вместе с тем, для установления состава административного правонарушения необходимо наличие всех его составляющих, в том числе наличие вины.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Кроме того, ст. 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ.

При этом ч. 5 ст. 205 АПК РФ устанавливает, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Событие правонарушения и вина ФГУП «Почта России» в совершенном административного правонарушении административным органом в рассматриваемом случае доказаны.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Необходимость выполнения той или иной обязанности в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства при осуществлении почтового перевода денежных средств, получателем которого явилось физическое лицо, включенное в Перечень террористов.

Суд считает, что в данном случае ФГУП «Почта России» имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что свидетельствуют о виновности юридического лица. Несоблюдение работниками филиала ФГУП «Почта России» соответствующих правил по осуществлению почтового перевода денежных средств, получателем которого явилось физическое лицо, включенное в Перечень террористов свидетельствует о недостаточности принятых мер.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что вина ФГУП «Почта России» в совершении вменяемого правонарушения установлена. Доказательств обратного ФГУП «Почта России» не представлено.

В заявлении от 04.09.2018 и в судебном заседании ФГУП «Почта России» факт допущенного правонарушения и вину в совершении вменяемого ему административного правонарушения признало.

 Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью собранных административным органом доказательств по делу.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Заявителем также не оспаривается соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

Срок для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, судом не установлены.

В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 № 10 разъясняется, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП.

Арбитражные суды, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК, принимают решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств. Необходимо отметить, что суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Сведений об обстоятельствах, которые в силу статьи 4.3 КоАП РФ отягчают административную ответственность, материалы дела не содержат. При этом материалами дела подтверждено, что фактически подконтрольное лицо переведенные ему денежные средство не получило, в частности, по причине приостановления операции выплаты почтового перевода по сообщению ФГУП «Почта России».

Учитывая изложенное выше, постановление от 23.08.2018 №ПО-68/3/267 по делу об административном правонарушении подлежит изменению в части назначенного наказания в виде штрафа в сумме 300000,00 рублей. Суд считает необходимым изменить административное наказание по оспариваемому постановлению, назначив ФГУП «Почта России» административное наказание по части 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного в размере 150000,00 руб. В остальной части постановление от 23.08.2018 №ПО-68/3/267 по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование ФГУП «Почта России», г. Москва, в лице УФПС  Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России», г. Тамбов,  удовлетворить.

Признать незаконным и изменить постановление Управления Роскомнадзора по Тамбовской области от 23.08.2018 №ПО-68/3/267 по делу об административном правонарушении в части привлечения Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>,  ИНН  <***>, юридический и фактический адрес: 131000, <...>) к административной ответственности по части 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 300 000,00 руб.

Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ОГРН <***>,  ИНН  <***>, юридический и фактический адрес: 131, <...>)  к административной ответственности по части 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: г. Воронеж, ул. Платонова, 8, через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья                                                                                                   М.А. Плахотников