Арбитражный суд Тамбовской области
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
01 июня 2022г. Дело № А64-7672/2021
Резолютивная часть решения оглашена 25.05.2022г.
Решение в полном объёме изготовлено 01.06.2022г.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Хорошун Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уколовой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания», г.Тамбов в лице Тамбовского филиал АО «ТСК», г.Тамбов
к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области», Тамбовская область, Сосновский район, п.Рабочий
к Федеральной службе исполнения наказаний, г.Москва
третьи лица:
субъект РФ – Тамбовская область, г. Тамбов
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, г.Тамбов
о взыскании задолженности в размере 2 146,44 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 27.12.2021г.,
от ответчиков:
от ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области»: не явился, извещен надлежащим образом,
от Федеральной службы исполнения наказаний – не явился, извещен надлежащим образом,
от третьи лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Акционерное общество «Тамбовская сетевая компания», <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Тамбовского филиала, Тамбовская область обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области», Тамбовская область, (ОГРН <***>, ИНН <***>) с требованием взыскать задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019г. по 31.05.2021г. в размере 2146,44 руб.
Определением суда от 20.09.2021г. дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.11.2021г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 13.01.2022г. в качестве соответчика привлечена к участию в деле Федеральная служба исполнения наказаний.
Определением от 23.03.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен субъект РФ – Тамбовская область.
Определением от 19.04.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях.
Истец представил в материалы дела заявление об уточнении исковых требований, в порядке ст.49 АПК РФ.
Согласно заявлению об уточнении исковых требований, истец просит:
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области» в пользу акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» в лице Тамбовского филиала задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019г. по 31.05.2021г в размере 2 146 руб. 44 коп.
При недостаточности денежных средств (лимитов бюджетных обязательств), произвести взыскание, в субсидиарном порядке, с Федеральной службы исполнения наказаний России (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Москва, ГСП-1, Житная ул., д. 14).
Согласно ч.1 ст.49 АПК РФ, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Заявление об уточнении исковых требований было принято судом к рассмотрению.
Истец уточненный иск поддержал в полном объеме.
Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени его проведения.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчиков и третьих лиц по имеющимся материалам.
В судебном заседании 23.05.2022г., в порядке статьи 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 15 час. 45 мин. 23.05.2022г. для дополнительного исследования материалов дела. Информация о перерыве размещена на официальном Интернет сайте Арбитражного суда Тамбовской области (Пункты 11, 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках»).
23.05.2022г. судебное заседание продолжено после перерыва, в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик представил в материалы дела копии счетов на оплату потребленных коммунальных услуг.
Документы, представленные ответчиком, приобщены к материалам дела.
В судебном заседании 23.05.2022г., в порядке статьи 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 09 час. 45 мин. 25.05.2022г. для дополнительного исследования материалов дела. Информация о перерыве размещена на официальном Интернет сайте Арбитражного суда Тамбовской области (Пункты 11, 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках»).
25.05.2022г. судебное заседание продолжено после перерыва, в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается по представленным сторонами материалам.
Из материалов дела следует, что с 01.01.2019г. акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» (АО «ТСК») приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Тамбовской области.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (п. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 (далее по тексту - Правила № 1156)).
Согласно п. 8(12) Правил № 1156, в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил. На основании вышеуказанной нормы действующего законодательства, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между истцом и ответчиком на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 №1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Публичная оферта (договор) на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размещена в печатном издании - общественно-политической газете «Тамбовская жизнь» от 28.12.2018 года, а также на официальном сайте АС) «ТСК» (https://oaotsk.ru).
Поскольку собственник твердых коммунальных отходов не направил истцу заявку на заключение договора и документы в указанный срок, постольку договор считается заключенным на условиях типового договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 (далее по тексту - Правила № 1 156.
Согласно выписке из ЕГРН №99/2021/369543630 от 14.01.2021 Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» на праве оперативного управления принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
Письмом от 12.07.2021г. ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» подтвердило данный факт, а также сообщило, что указанная квартира никому не распределена.
Обладатели права оперативного управления с момента возникновения такого права обязаны нести расходы на содержание казенного имущества.
В соответствии с условиями типового договора региональный оператор, обязуется принимать ТКО, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а Потребитель, обязуется оплачивать услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п.п. 1, 6 договора).
В соответствии с Приказом Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области №43 от 10.05.2017г. норматив накопления ТКО в жилых помещениях составляет 0,13 куб.м в месяц на 1 человека.
Согласно выписке из лицевого счета №ЛС 4052606100136, в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, отсутствуют зарегистрированные лица, в связи с чем, расчет производится исходя из 1 человека (собственника).
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО:
- на I полугодие 2019 год установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19.12.2018 № 186-В в размере 580,29 руб./м3 с НДС,
- на II полугодие 2019 год установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 13.06.2019 г. № 44-В в размере 575,83 руб./ м3 с НДС.
- на I полугодие 2020 года установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 18.12.2019 г. № 205-В в размере 549,00 руб. (НДС не облагается),
- на II полугодие 2020 года установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 18.12.2019 г. № 205-В в размере 570,92 руб. (НДС не облагается).
- на I полугодие 2021 года установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.12.2020 г. № 136-В в размере 570,92 руб. (НДС не облагается).
В соответствии с п. 8(18) Правил 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Согласно п. 8 ст. 23 Федерального Закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2019 г.
Истец за период с 01.01.2019г. по 31.05.2021г. оказал ответчику услуги по вывозу ТКО в объеме 3.38 м3.
За спорный период у ответчика перед истцом образовалась задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 2146,44 руб.
В адрес ответчика истцом направлена претензия с требованием оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке в течение 10 дней со дня получения настоящей претензии (л.д.8). В ответе на претензию от 12.07.2021г. ответчик сообщил, что спорная квартира никому не распределена, в связи с отсутствием обращений сотрудников. Следовательно, в указанной квартире в спорный период никто не проживал и накопления ТКО быть не могло. В связи с вышеизложенным, ответчик пояснил, что основания для запроса и выделения денежных средств из федерального бюджета на коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, отсутствуют (л.д.11).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» в лице Тамбовского филиала АО «ТСК» в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим исковым заявлением.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просит взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области» в пользу акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» в лице Тамбовского филиала задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019г. по 31.05.2021г в размере 2 146 руб. 44 коп. При недостаточности денежных средств (лимитов бюджетных обязательств), произвести взыскание, в субсидиарном порядке, с Федеральной службы исполнения наказаний России (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Москва, ГСП-1, Житная ул., д. 14).
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что уточненные исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По правилам ст.307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Частями 1, 2 ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между АО «ТСК» и ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области» не подписан. Следовательно, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между истцом и ответчиком на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156. При этом, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (п. 8(18) Правил № 1156).
Данный Договор является договором возмездного оказания услуг, правовая регламентация которого предусмотрена гл. 39 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрена обязанность заказчика по оплате оказанных ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как было указано выше, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» на праве оперативного управления принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН и ответчиком не оспаривается.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении спорного помещения считается заключенным между истцом и ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» на условиях типового договора.
Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления (в данном случае Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области») с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание казенного имущества.
Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования указанным имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника с исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами № 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором с 01.01.2019 г.
Доказательств того, что ТКО вывозились какой-либо иной организацией на основании заключенного договора ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» не представлено.
На основании изложенного, с момента начала оказания региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (01.01.2019) у ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» возникла обязанность по оплате АО «ТСК» услуг по обращению с ТКО.
Истец за период с 01.01.2019г. по 31.05.2021г. оказал ответчику услуги по вывозу ТКО в объеме 3.38 м3.
За спорный период у ответчика перед истцом образовалась задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 2146,44 руб.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016г. №505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Расчет истцом произведен исходя из норматива накопления ТКО в количестве 1 человека (собственника).
Проверив уточненный расчёт истца (л.д.132), суд пришел к выводу, что расчет произведен арифметически верно. Ответчик арифметическую верность расчета не оспаривал.
Доказательств, подтверждающих погашение ответчиком задолженности в полном объеме или частично, в материалы дела не представлено. Контррасчет задолженности ответчиком не представлен.
ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» считает, что услуги по вывозу ТКО истцом не оказывались, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между истцом и ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» не подписан.
Из положений статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» следует, что правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
В данном случае вышеуказанное Постановление от 12 ноября 2016 года № 1156 разъясняет, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641»).
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе 6 типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Доказательств составления ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, в материалы дела не представлено, равно как и сведений о том, что потребитель был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному лицу в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором.
Таким образом, довод о неоказании услуг по вывозу ТКО документально не подтвержден.
Также ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» считает, что при временном отсутствии граждан в жилом помещении, внесение платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» ссылается на то, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области самостоятельно не распоряжается денежными средствами федерального бюджета.
Доводы ответчика отклоняется по следующим обстоятельствам.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.,
Следовательно, обязанность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает в силу закона независимо от факта пользования указанным имуществом и начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении указанного жилого помещения является законодательно обоснованным и не подлежит перерасчету.
Доказательств обращения ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области» к региональному оператору с заявлением о том, что в спорном помещении никто не проживает и ответчик (ФКУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области») не нуждается в оказании услуг, суду не представлено.
Необходимо также отметить, что согласно разъяснениям ВАС РФ, содержащимся в п.8 Постановления Пленума от 22.06.2006 №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п.1 ст.401 ГК РФ.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении Верховного суда от 18.01.2018 №305-ЭС17 – 13822 по общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Однако, такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства.
При этом, неподписание сторонами актов при доказанности самого факта оказания услуг не может являться основанием для освобождения заказчика от их оплаты и для отказа в иске по мотиву отсутствия доказательств оказания услуг. Подтверждение факта оказания услуг иной первичной документацией, помимо актов оказанных услуг, само по себе не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
Таким образом, исходя из установленных тарифов, норматив накопления ТКО в спорном помещении и периода просрочки, общая сумма задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019г. по 31.05.2021г. составила 2146 руб. 44 коп.
Возлагая субсидиарную ответственность на Федеральную службу исполнения наказаний России, суд руководствовался следующим.
В силу пунктов 1, 4 статьи 123.22 ГК РФ, государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Казенное учрежден отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарная ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В соответствии с п. 2 ст. 56 ГК РФ, казенное предприятие отвечает по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ.
Пунктом 6 ст. 113 ГК РФ установлено, что собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, ФСИН России является главным распорядителем денежных средств федеральной бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы иi реализацию возложенных на нее функций, в ведении которой находится Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области», что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Таким образом, по обязательствам Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области» субсидиарную ответственность несет Федеральная служба исполнения наказаний России.
На основании ст.399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Из системного толкования положений ст. ст. 113, 399 ГК РФ, ч.3 ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества казенного предприятия является дополнительной к ответственности последнего, являющегося основным должником. Она наступает только при недостаточности имущества у данного предприятия, которая может быть установлена лишь на стадии исполнения судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской 5 Федерации», при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный п.1 ст.399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит нормам п.1 ст.399 ГК РФ, в этом случае вопрос об имущественном положении казенного предприятия при рассмотрении дела не является значимым, поскольку субсидиарная ответственность муниципального образования наступит лишь в случае установления с соблюдением предусмотренного законом порядка при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него имущества.
Задолженность взыскана судом с Федеральной службы исполнения наказаний России лишь на случай недостаточности имущества у основного должника с учетом того обстоятельства, что недостаточность имущества может быть выявлена только на стадии исполнения решения суда.
Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит нормам п. 1 ст. 399 ГК РФ, ст. 113 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.09.2019 по делу №А64-9415/2018.
Учитывая вышеизложенное, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствие со ст.102 АПК РФ, основания и порядок уплаты государственной пошлины, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области», <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Тамбовского филиал АО «ТСК» (<...>) задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019г. по 31.05.2021г в размере 2146 руб. 44 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. В случае недостаточности денежных средств (лимитов бюджетных обязательств) у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области», произвести взыскание в субсидиарном порядке с Федеральной службы исполнения наказаний России (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) в пользу Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Тамбовского филиал АО «ТСК» (<...>) задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019г. по 31.05.2021г в размере 2146 руб. 44 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
По заявлению истца выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья Е.А. Хорошун