Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«16» октября 2018 года Дело №А64-8412/2017
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2018 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Тишина А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Петровой
рассмотрел дело № А64-8412/2017
по исковому заявлению
Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» в лице Уваровского филиала Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания», Тамбовская область, г. Уварово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Служба единого заказчика» Тамбовская область, г. Уварово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица:
Тамбовское областное государственное унитарное предприятие «Единый расчетный центр»
Управление по государственному регулированию тарифов Тамбовской области
о взыскании задолженности в размере 11 539 707 руб. 40 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 - представитель, доверенность №006/018 от 29.12.2017, ФИО2 - представитель, доверенность № 006/023 от 29.12.2017
от ответчика: ФИО3 - представитель, доверенность от 09.01.2018
от третьего лица Тамбовского областного государственного унитарного предприятия «Единый расчетный центр»: не явился, извещен
от третьего лица Управления по государственному регулированию тарифов Тамбовской области: не явился, извещен
отводов не заявлено
установил:
Акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» в лице Уваровского филиала Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Служба единого заказчика» о взыскании задолженности по Договору водоснабжения и водоотведения № 231/в от 01.06.2009 г. за период с 01.12.2016 г. по 31.08.2017 г. включительно, в размере 11 539 707 руб. 40 коп.
Определением суда от 23.11.2017 в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Тамбовское областное государственное унитарное предприятие «Единый расчетный центр».
Определением суда от 21.03.2018 в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление по государственному регулированию тарифов Тамбовской области.
Определением суда от 14.05.2018 требование истца о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Служба единого заказчика» задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение по договору водоснабжения и водоотведения №231/в от 01.06.2009г. за период с 01.01.2017г. по 31.08.2017г. включительно, в размере 1 697 767 рублей 72 коп. выделены в отдельное производство.
В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 49 АПК РФ истец неоднократно уточнял исковые требования. Заявлением об уточнении исковых требований от 09.10.2018 истец просил взыскать с ответчика задолженность по договору водоснабжения и водоотведения №231/в от 01.06.2009 в части горячего водоснабжения за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 в размере 9 296 182,74 руб.
Уточнение исковых требований было рассмотрено и принято судом.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме в срок до 01 мая 2008 года обязаны были выбрать один из способов управления многоквартирным домом, таких как непосредственное управление собственниками помещений, управление товариществом собственников жилья либо жилищным (специализированным потребительским) кооперативом, управление управляющей организацией.
На этом основании было создано общество с ограниченной ответственностью «Служба единого заказчика» (далее ООО «СЕЗ») в городе Уварово, в управлении которого находятся многоквартирные дома.
Во исполнение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 года №307, письму Министерства регионального развития РФ от 03.05.2007г. №8326-РМ/07, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, 01.06.2009 года между ООО «СЕЗ» (Исполнитель), ОАО «ТСК» (Ресурсоснабжающая организация ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс» (Оператор по приему платежей) заключен договор водоснабжения и водоотведения №231/в, согласно которому Поставщик обязуется осуществлять холодное и горячее водоснабжение далее (водоснабжение), водоотведение н объекты Исполнителя - дома, расположенные в г. Уварово.
Согласно пункту 1.1. заключенного договора, Поставщик обязуется осуществлять холодное и горячее водоснабжение, водоотведение в количества параметрах и по цене, установленных договором, а Исполнитель обязуется оплачивать полученную воду и сброшенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктами 4.3 - 4.6. договора оплата за водоснабжение и водоотведение осуществляется за счет платежей потребителей путем перечисления денежных средств на расчетный счет Участника в расчетах либо путем внесения наличных денежных средств в кассу Участника в расчетах до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с п. 5.3. договора ООО «СЕЗ» несет ответственность за неполное или несвоевременное поступление денежных средств от собственников помещений многоквартирных домов за услуги водоснабжения и водоотведения.
В рамках исполнения договора на водоснабжение №231/в от 01.06.2009г. в период с 01.01.2017г. по 31.08.2017г. включительно, ответчик потребил:
- горячее водоснабжение компонент тепло (по двухконтурному прибору учета) - 5 770,629 Гкал на сумму - 12 904 125,71 руб.;
- горячее водоснабжение компонент тепло (по двухконтурному прибору учета на общедомовые нужды) - 3 905,303 Гкал на сумму - 8 733 486,26 руб.;
- горячее водоснабжение компонент вода (по двухконтурному прибору учета) - 100 618,885 м3 на сумму - 2 894 076,48 руб.;
- горячее водоснабжение компонент вода (по двухконтурному прибору учета на общедомовые нужды) - 16 282,829 м3 на сумму - 432 500,00 руб.;
- горячее водоснабжение компонент вода (на общедомовые нужды с повышающим коэффициентом) на сумму 3 084,360 руб.
Итого на общую сумму 24 980 419,22 руб.
При расчете задолженности ОАО «ТСК» применены тарифы, установленные приказами Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области: №199-В от 30.11.2015г.; №237-Т от 16.12.2015г. №165-В от 13.12.2016г.; №169-Т от 13.12.2016г.
12.10.2017. ответчику вручена претензия исх.№006/866 от 12.10.2017г., с требованием погасить задолженность. Ответ на претензию получен (исх.№1197 от 09.11.2017), но требование не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО «ТСК» в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Судом установлено, что представители 3-их лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-их лиц по имеющимся материалам дела.
В материалы дела от ответчика 08.10.2018 поступил пояснения по делу.
Представитель истца уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность по договору водоснабжения и водоотведения №231/в от 01.06.2009 в части горячего водоснабжения за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 включительно, в размере 9 296 182,74 руб.
Представитель ответчика не возражал принять к рассмотрению уточненный иск.
Уточненные исковые требования судом приняты к рассмотрению.
Представитель ответчика признал уточненный иск в части, представил пояснение по уточненному исковому заявлению, пояснил, что факт оказания услуг истцом не оспаривает, однако не признает правильность определения истцом объема.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 10 час. 30 мин. до 10 час. 40 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель истца представил оригинал возражений на отзыв для приобщения к материалам дела.
Суд приобщил к материалам дела оригинал возражений на отзыв.
Дополнений и ходатайств от сторон не поступило.
Оценив представленные документы, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части (с учетом принятого судом уточнения исковых требований).
При этом суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
Исходя из правил, установленных в статьях 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются согласно правилам статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае обязательства сторон установлены договором водоснабжения и водоотведения №231/в от 01.06.2009.
В соответствии со статьей 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 3 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Положения данной нормы применяются и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией (статья 548 ГК РФ). К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст. 548 ГК РФ).
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения, связанные с подачей абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Судом установлено, что между истцом и ответчиком заключен договор на водоснабжение №231/в от 01.06.2009г. в период с 01.01.2017г. по 31.08.2017г.
Как следует из материалов дела и объяснения сторон, разногласия возникли по поводу порядка расчета объема коммунального ресурса (горячей воды), потребленной многоквартирными домами, находящимися в управлении ответчика.
При этом суд отмечает, что факт поставки ресурса в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, в спорный период подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Истец рассчитал объем горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, на основании показаний общедомового прибора учета и двухкомпонентного тарифа.
Ответчик считает необходимым использовать при расчете стоимости приобретенной горячей воды расчетный объем коммунального ресурса, исчисленного исходя из норматива расчета тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Изучив материалы дела объяснения сторон, суд считает, доводы истца ошибочными, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам № 354, установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 разъяснения по применению Правил № 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В письме от 22.03.2017 № 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено.
Если же использовать механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение в меньшем размере, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства.
Применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению показаний приборов учета тепловой энергии, использованной на цели горячего водоснабжения, в определенных ситуациях привело бы к резкому увеличению платы отдельным потребителям в зависимости от интенсивности потребления в тех или иных помещениях многоквартирного дома, а также наличия или отсутствия факта потребления горячей воды.
Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2017 по делу № 305-ЭС17-8232, А41-27683/2016, Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2017 по делу № 306-ЭС17-15822, А49-3824/2016, Определение Верховного Суда РФ от 02.04.2018 № 306-ЭС17-15156 по делу № А72-4096/2016, Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2018 № 305-ЭС17-20562 по делу № А40-2475/2017), содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 № АКПИ17-943 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по формулам 23 и 24 Правил № 354 определяется в зависимости от потребленного за расчетный период объема горячей воды, определенного по показаниям приборов учета при их наличии. Тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирного дома является горячая вода.
Ответчик не оспаривает сам факт оказания истцом услуги по горячему водоснабжению многоквартирных домов, ответчик оспаривает правомерность определения истцом объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в спорные многоквартирные дома.
Истец рассчитал объем горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, на основании показаний общедомового прибора учета и двухкомпонентного тарифа.
Ответчик считает необходимым использовать при расчете стоимости приобретенной горячей воды расчетный объем коммунального ресурса, исчисленного исходя из норматива расчета тепловой энергии ( в его отсутствие с применением коэффициента энергетической эффективности в размере 0,05521Гкал/куб. ) , используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Судом установлено, что в спорный период норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не был утвержден.
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области в настоящее время принят приказ от 22.12.2017 № 03/247 об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вступивший в силу только с 01.07.2018. Указанным приказом утверждены нормативы расходы тепловой энергии от 0,055 Гкал на 1 куб.м. до 0,065 Гкал на 1 куб.м. в зависимости от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Пунктом 2 Постановления № 129 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 № 1670) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020. В то же время порядок расчета платы за горячее водоснабжение в период до введения в действие нормативов по горячему водоснабжению предусмотрен не был.
В определении от 15.08.2017 № 305-ЭС17-8232 Верховный Суд Российской Федерации указал, что установленный пунктом 2 Постановления № 129 срок не может рассматриваться как исключающий применение до указанной даты ранее установленных нормативов.
Представитель истца и ответчика не оспаривали, что Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области в информационном письме № 03-16/85 от 20.01.2016 «О применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду», было рекомендовано, что до введения в действие нормативов по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов следует использовать значения показателей энергетической эффективности (удельного количества тепловой энергии, расходуемой на подогрев горячей воды, Гкал/куб.м.), утвержденных приказами управления об установлении тарифов на горячую воду для ресурсоснабжающих организации.
Согласно письма Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.01.2016 №03-16/85 до введения в действие нормативов по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентного тарифов следует использовать значения показателей энергетической эффективности, утвержденных приказами управления об установлении тарифов на горячую воду для ресурсоснабжающих организаций (для г. Уварово - 0,05521).
Судом было предложено истцу и ответчику составить расчет задолженности с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды (введен с 01.07.2018г. в размере 0,06 Гкал/м3 и 0,065Гкал/м3) и с применением коэффициента энергетической эффективности в размере 0.05521Гкал/м3.
Согласно расчетам следует, что задолженность ответчика за спорный период составляет:
- 3 850 523,25 руб. (норматив в размере 0,06 Гкал/м3 и 0,065Гкал/м3 в зависимости от конструктивных особенностей МКД );
- 2 092 924,17 руб. (коэффициент энергетической эффективности в размере 0,05521Гкал/м3.);
- 3 346 472,98 руб. (норматив в размере 0,06 Гкал/м3.).
Судом расчеты арифметически проверенны.
При этом суд отмечает, что правовая неопределенность в данном вопросе, а именно отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды, не должна приводить к нарушению прав управляющей организации, отвечающей перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население).
Указанный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2018 № 301-ЭС18-326, и подтверждается складывающейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.04.2018 № Ф01-907/2018 по делу № А82-2161/2017, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.2018 № Ф01-1157/2018 по делу № А82-4907/2017).
Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), не имеют собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действуют в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем объем их обязательств перед ресурсоснабжаемыми организациями по общему правилу не может превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей.
В случае применения к спорному периоду вступающих в силу с 01.07.2018 г. нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение потребуются перерасчеты в начислении платы за горячее водоснабжение в сторону увеличения платы для Потребителей - собственников помещений в многоквартирных домах. Такое увеличение является ухудшением положения указанных лиц, что противоречит ч. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 157.1 ЖК РФ предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы, и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия определяют Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.
Согласно пункту 4 Основ формирования индексов предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) и индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации) устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг, за исключением случаев, когда изменение объема обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 10 Основ формирования индексов применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Таким образом, согласно Основам формирования индексов базовым периодом при расчете индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов является декабрь предыдущего года.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 г. № 2464-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2017 год» средний индекс по Тамбовской области на первое полугодие 2017 года равен 0, а на второе полугодие 2017 года установлен 3,4.
В соответствии с постановлением главы администрации Тамбовской области от 30.11.2016 № 208 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тамбовской области на 2017 год» предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по г. Уварово в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 составил 0%, в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 5,5%.
Следовательно, применение норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды (введен с 01.07.2018г. в размере 0,06 Гкал/м3 и 0,065Гкал/м3) приведет к превышению предельного индекса платы за коммунальные услуги.
Данный вывод суда также подтвержден расчетами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (т.6 л.д. 29-33).
Нормативы на подогрев воды, утвержденные приказом Управления по регулированию Тамбовской области от 22.12.2017 г. № 03/247 вступают в силу с 01.07.2018 г., т.е. в спорный период иного законного основания для определения платы за горячее водоснабжение, кроме письма Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.01.2016 №03-16/85 не имеется.
Названный нормативный акт не имеет обратной силы, в связи с чем отсутствуют основания для его применения к правам и обязанностям сторон, связанным с расчетами по договору в 2017 г., возникшим до вступления нормативного акта в силу.
При этом суд отмечает, что компенсация имущественных потерь поставщика может быть осуществлена путем их учета в следующих периодах регулирования, на что также указано в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена».
Согласно расчету истца и ответчика задолженность с учетом применения коэффициента энергетической эффективности за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 составляет 2 092 924,17 руб.
Проверив представленный истцом и ответчиком расчет, суд признает его арифметически верным.
В удовлетворении остальных исковых требований следует отказать.
Ответчик признал исковые требования в части взыскания задолженности в размере 2 092 924,17 руб.
В соответствии со ст. 70 АПК РФ признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору, суд находит их достаточными для разрешения спора по существу.
Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 49, 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить в части.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Служба единого заказчика» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" в лице Уваровского филиала Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» (Тамбовская область, г. Уварово, ул. Красная Заря, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность по договору водоснабжения и водоотведения №231/в от 01.06.2009 в части горячего водоснабжения за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 в размере 2 092 924,17 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 15643 руб.
3. В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
4. Возвратить истцу из федерального бюджета госпошлину в сумме 11 907 руб., уплаченную по платежному поручению №08\00809 от 01.11.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд (394006, Воронеж, ул. Платонова, дом 8), а также в порядке кассационного обжалования в Арбитражный суд Центрального округа в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд Тамбовской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда Арбитражного суда Центрального округа.
Судья Тишин А.А.