Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов
01 февраля 2018 года Дело №А64-8858/2017
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 01 февраля 2018 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Лужайской
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Первомайского района Тамбовской области, р.п. Первомайский Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица:
1) Линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Мичуринск, г. Мичуринск Тамбовской области
2) ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога, г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>), в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г. Воронеж
о признании права собственности
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО1, доверенность от 10.01.2018 №1;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц:
1) ФИО2, доверенность от 09.01.2018 № Д-1/1-2018;
2) не явился, извещен надлежащим образом.
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой области, г. Тамбов, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Администрации Первомайского района Тамбовской области, р.п. Первомайский Тамбовской области о признании права собственности на здание нежилое, площадью 262,4 кв.м., реестровый номер 68:12:034/120/0021/25Б, адрес: <...>.
Определением от 06.12.2017 заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой области принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу №А64-8858/2017, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Мичуринск, ОАО «РЖД» в лице Филиала Юго-Восточная железная дорога.
В судебное заседание 30.01.2018 представители ответчика и третьего лица ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога, г. Москва в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г. Воронеж не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. От третьего лица ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога, г. Москва в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г. Воронеж в материалы дела поступило письмо от 23.01.2018 №РНЮ-5/8, согласно которому третье лицо просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии с отзывом на иск (вх. от 24.01.2018) ответчик не возражает против удовлетворения исковых требований, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Первомайского района Тамбовской области.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в судебном заседании в отсутствие указанных представителей.
Истец представил ходатайство об уточнении иска от 30.01.2018, согласно которому просит признать право федеральной собственности на здание нежилое, площадью 204,5 кв.м., реестровый номер 68:12:034/120/0021/25Б, расположенное по адресу: <...>. Указанное уточнение в порядке ст. 49 АПК РФ рассмотрено судом и принято.
Третье лицо Линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Мичуринск, г. Мичуринск Тамбовской области считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в силу требований ст. 4 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» порядок разграничения объектов государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в спорный период устанавливался постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», действующими в 1994 году (и по настоящее время).
Согласно приложению №1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и пункту 2.1.17 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, объекты Министерства внутренних дел Российской Федерации отнесены исключительно к федеральной собственности и их приватизация запрещена.
В силу положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 №927, МВД России являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции» милиция входила в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. В силу ст. 35, ст. 36 Закона РФ «О милиции», распоряжения Совмина СССР от 19.03.1971 №493-рс, Приказа Министра внутренних дел от 02.07.1971 №0406, Приказа Министра гражданской авиации и Министра внутренних дел от 15.04.1975 органы транспорта были обязаны предоставлять служебные помещения органам транспортной милиции.
В настоящее время в силу пунктов 1, 6 Положения «О Министерстве внутренних дел РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 01 марта 2011 г. №248, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками. Главное управление на транспорте входит в структуру Центрального аппарата МВД, линейные управления и отделы являются территориальными органами МВД.
В соответствии с пунктом 4 Положения «О министерстве внутренних дел РФ» территориальными органами МВД России на районном уровне являются управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, Управление МВД России на комплексе "Байконур".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Согласно ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», транспортные организации предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.
В соответствии с приказом Линейного отдела МВД РФ на станции Мичуринск от 14.06.2016 №122 линейный отдел полиции на железнодорожной станции Богоявленск, является структурным подразделением линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Мичуринск. Линейный отдел полиции на железнодорожной станции Богоявленск входит в систему органов внутренних дел РФ, является структурным подразделением линейного отдела Министерства внутренних дел на станции Мичуринск, который в свою очередь входит в состав Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральном округу (приказ Линейного отдела МВД РФ на станции Мичуринск от 13.07.2015 №123). Линейный отдел Министерства внутренних дел на станции Мичуринск является территориальным органом Министерства внутренних дел РФ на районном уровне и подчинен Управлению на транспорте Министерства внутренних дел по Центральному федеральному округу (приказ Линейного отдела МВД РФ на станции Мичуринск от 14.08.2015 №312).
Постановлением Администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области от 15.06.2015 №197 в целях упорядочения нумерации объектов недвижимости в <...> дом. 25 административному зданию линейного отдела полиции на железнодорожной станции Богоявленск присвоен почтовый адрес: <...>.
Согласно пояснениям истца и третьего лица Линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Мичуринск, на протяжении более 20 лет структурными подразделениями Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу - линейным отделением полиции на железнодорожной станции ФИО3 МВД России на станции Мичуринск используется здание, расположенное по адресу: <...> Б.
В соответствии с техническим паспортом, спорного здания представляет собой одноэтажное нежилое здание площадью 204,5 кв.м., год постройки 1978 г.
Спорное здание в уставный капитал ОАО «РЖД» не внесено и на балансе структурных подразделений Мичуринского узла Мичуринского территориального управления ЮВЖД не числится (письмо от 04.07.2016 №НРИР-5/95).
Согласно искового заявления указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 68:00:0000000:19, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир - участок железной дороги Ряжско-Зверево. Почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, Первомайский район, Мичуринский, Петровский районы, г. Мичуринск, который находится в собственности Российской Федерации, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.08.2007 сделана запись регистрации №68-68-01/001/2007-905.
Специального порядка передачи в федеральную собственность необходимого для обеспечения деятельности полиции имущества законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В связи с тем, что произвести государственную регистрацию права собственности в установленном законом порядке на указанный объект ввиду отсутствия в полном объеме правоустанавливающих документов не представляется возможным, заявлен настоящий иск в уточненном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, согласно которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на основании пункта 4.1.1. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 №63 (в редакции Приказа от 17.01.2014 №08) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
В настоящее время Территориальное управление входит в структуру Федерального агентства по управлению государственным имуществом, являясь уполномоченным органом федеральной исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом на территории Тамбовской области.
В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу ст. 11, 12 ГК РФ защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ и ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Приложения №1-3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" содержат перечни объектов, которые относятся к федеральной собственности, которые могут быть переданы в собственность субъекта Российской Федерации, и относящиеся к муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 Постановления №3020-1 и пункту 2 раздела 2 приложения №1 к этому Постановлению имущество органов внутренних дел Российской Федерации независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий относится исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Как указывалось выше, линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте являются территориальными органами МВД России.
В соответствии с п.2 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью.
В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации.
Согласно искового заявления, спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 68:00:0000000:19, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир - участок железной дороги Ряжско-Зверево. Почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, Первомайский район, Мичуринский, Петровский районы, г. Мичуринск, который находится в собственности Российской Федерации, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.08.2007 сделана запись регистрации №68-68-01/001/2007-905.
Как установлено судом год постройки спорного здания 1978г. и на протяжении более 20 лет структурными подразделениями Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу - линейным отделением полиции на железнодорожной станции ФИО3 МВД России на станции Мичуринск оно используется здание для осуществления соответствующей деятельности.
Согласно письмам филиала ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога от 21.11.2014 №Исх-239/ЮВНЗРЕГ-3, от 04.07.2016 №НРИР-5/95 здание, расположенное по адресу: <...>, в уставный капитал ОАО «РЖД» не внесено и на балансе структурных подразделений Мичуринского узла Мичуринского территориального управления ЮВЖД не числится.
Таким образом, спорный объект находится в фактическом пользовании Линейного отдела МВД России на станции Мичуринск, лицами, что лицами участвующими в деле не оспаривается. Третье лицо Линейный отдел МВД России на станции Мичуринск несет бремя содержания здания, что подтверждается справкой от 19.05.2016 №15,
Безопасность спорного объекта подтверждается техническим паспортом, составленным по состоянию на 09.06.2015, инженерно-техническим обследованием составленным по состоянию на 06.10.2016.
В письме от 14.07.2016 ГУПТИ Тамбовской области Первомайский н/х участок сообщает об отсутствии зарегистрированных прав на здание, расположенное по адресу: <...> до 01.04.1998.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области от 07.04.2017 №68-0-1-122/5509/2017-967, сведения о спорном объекте недвижимости в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Сведения о зарегистрированных правах на спорное недвижимое имущество - здание, расположенное по адресу: <...> в реестре объектов муниципального имущества Первомайского района Тамбовской области, в реестре государственной собственности Тамбовской области не значатся (письма Администрации Первомайского района Тамбовской области от 13.07.2016 №01-01-36/3002, Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 12.07.2016 №05-048/5158).
С учетом изложенного, поскольку в настоящее время иным способом, иначе как в судебном порядке невозможно установить право собственности истца на спорное имущество, а также, принимая во внимание отсутствие сведений и заявлений других лиц о принадлежности им спорных объектов на праве собственности или ином праве, суд считает требования истца обоснованными.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из требований ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право федеральной собственности на здание нежилое, площадью 204,5 кв.м., реестровый номер 68:12:034/120/0021/25Б, расположенное по адресу: <...>.
Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество в установленном законом порядке и не заменяет собой документы, выдаваемые этим органом.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья Т.В. Егорова