ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-8902/19 от 25.06.2020 АС Тамбовской области

132/2020-36742(2)

Арбитражный суд Тамбовской области  392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12 

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов
«08» июля 2020 г. Дело № А64-8902/2019

Резолютивная часть решения объявлена 25.06.2020г.
Решение в полном объеме изготовлено 08.07.2020г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Игнатенко В.А. 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яниной Ю.В.
рассмотрел дело № А64-8902/2019 по заявлению

Администрации города Котовска Тамбовской области (ОГРН 1026801014855, ИНН  6825001535), Тамбовская область, г.Котовск 

к Контрольно-счетной палате Тамбовской области (ОГРН 1116829007767, ИНН  6829077630), г.Тамбов 

о признании недействительным уведомления о применении бюджетных мер принуждения  от 08.08.2019 № 04.3-05/332 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: 18.06.2020 - Чемеркина О.В., представитель по доверенности от 09.01.2020   № 1; 25.06.2020 – не явился, извещен; 

от ответчика: не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Котовска Тамбовской области (далее - Администрация)  обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления  о применении бюджетных мер принуждения от 08.08.2019 № 04.3-05/332. 

Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ заявлял об изменении заявленных требований,  просил признать недействительным уведомление о применении бюджетных мер  принуждения от 08.08.2019 № 04.3-05/332 и приказ Финансового управления Тамбовской  области № 100 от 06.09.2019 «О бесспорном взыскании сумы средств, предоставлены из  бюджета Тамбовской области бюджету города Котовска Тамбовской области» (заявление  от 11.02.2020 № 01.01-22/584). 

Судом установлено, что представитель ответчика в судебное заседание 18.06.2020  не явился, о времени и месте проведения судебного заседания ответчик извещен  надлежащим образом, в материалы дела представил ходатайство о рассмотрении дела в  отсутствие его представителя (ходатайство от 03.06.2020 № 01-26/180). 


На основании ст. 123, ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом  мнения представителя заявителя суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие  представителя ответчика по имеющимся материалам дела. 

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования  по основаниям, изложенным в заявлении. 

Судом в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв  до 25.06.2020. 25.06.2020 судебное заседание после перерыва продолжено. 

Судом установлено, что представители сторон в судебное заседание 25.06.2020 не  явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим  образом. Ответчиком в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в  отсутствие его представителя (ходатайство от 22.06.2020 № 01-26/188). 

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон,  арбитражный суд установил следующее. 

Контрольно-счетной палатой Тамбовской области (далее также - КСП) в  соответствии с пунктом 3.1.1 плана работы КСП на 2019 год, приказами КСП от  31.01.2019 № 3, о 01.04.2019 № 7 в период с 04.01.2019 по 30.04.2019 проведено  контрольное мероприятие - «Проверка исполнения бюджета муниципального  образования город Котовск Тамбовской области - получателя межбюджетных  трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области» (совместно с  контрольно - счетным органом муниципального образования), на объекте администрация  города Котовска, по результатам которой 30.04.2019 г. составлен акт, который доведен до  руководства администрации города Котовска 27 мая 2019 года. 

На поступившие от заявителя возражения на акт от 03.06.2019 № 01.01-20/2100 (с  вх. № 04.3-05/333 от 04.06.2019) руководителем контрольного мероприятия аудитором  Босси А.Э. подготовлено заключение. 

Решением коллегии Контрольно-счетной палаты от 17.07.2019 № 12/2 утвержден  отчет по результатам контрольного мероприятия. 

Во исполнение указанного решения в финансовое управление Тамбовской области  КСП направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения 08.08.2019 №  04.3-05/332 за допущенные администрацией города Котовска бюджетные нарушения при  выдаче в 2017 году субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, в  рамках реализации мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего  предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность»,  предусмотренного подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства»  муниципальной программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная  экономика» на 2014-2020 годы», которым предложено применить в отношении  муниципального образования город Котовск Тамбовской области меры бюджетного  принуждения в соответствии с требованиями статей 306.4, 306.8 БК РФ

Посчитав уведомление о применении бюджетных мер принуждения 08.08.2019 №  04.3-05/332 незаконным администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим  заявлением. 

Как следует из оспариваемого уведомления, КСП установлены следующие  бюджетные нарушения. 

Между управлением по развитию промышленности и предпринимательства  Тамбовской области и администрацией города Котовска Тамбовской области 28.06.2017  заключено Соглашение № 1-МОНО-17. 

Предметом указанного Соглашения (пункт 1.1) является предоставление субсидии  за счет средств бюджета Тамбовской области бюджету города Котовска на реализацию  мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства,  осуществляющих социально ориентированную деятельность, предусмотренного  подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной  программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 


2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Котовска от  16.12.2013 № 3088 (в редакции от 04.04.2017) (далее - Муниципальная программа). 

В соответствии с пунктом 1.3. Соглашения № 1-МОНО-17 субсидии  предоставляются в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных  управлению по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области,  как получателю средств бюджета Тамбовской области на цели указанные в пункте 1.1  раздела 1 указанного Соглашения (то есть пунктами 1.1, 1.3 указанного Соглашения был  определен предмет и цель предоставленной субсидии). 

Одним из условий предоставления из бюджета области субсидий бюджетам  монопрофильных муниципальных образований Тамбовской области для  софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего  предпринимательства являлось наличие утвержденной муниципальной программы,  содержащей перечень мероприятий с указанием объемов финансирования за счет средств  бюджета муниципального образования, а также показателей результативности  предоставления субсидии, соответствующих Госпрограмме. 

Кроме того, муниципальные образования должны были предоставить копию  муниципального правового акта, регулирующего предоставление субсидий юридическим  лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям  товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 78 БК РФ

Перечнем мероприятий муниципальной программы города Котовска  «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы» определено  мероприятие .2.5.2 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства,  осуществляющих социально ориентированную деятельность», с указанием ожидаемого  непосредственного результата от его реализации и объема средств на его  финансирование - «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства,  осуществляющих социально ориентированную деятельность, которым оказана  поддержка». 

Постановлением администрации города Котовска от 04.04.2017 № 463 утвержден  Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства,  осуществляющим социально ориентированную деятельность» (далее - Порядок № 463). 

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.09.2016   № 887 в пункте 1.1 Порядка № 463 указана цель предоставления субсидии - оказание  финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства,  осуществляющим социально ориентированную деятельность. 

На основании изложенного, КСП посчитала, что цель предоставления субсидии  определена Соглашением № 1-МОНО-17, муниципальной программой и Порядком №  463. 

Согласно условиям Соглашения № 1-МОНО-17 из бюджета области в бюджет  города Котовска перечислена субсидия сумме 4 840 553,12 руб. 

Порядком № 463 утвержден состав комиссии по отбору субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную  деятельность (далее - Комиссия по отбору), условия и порядок предоставления  субсидий, а также критерии оценки поданных предпринимателями заявок. 

Постановлением администрации города Котовска от 20.11.2017 № 1698 «О  предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства,  осуществляющим социально ориентированную деятельность» определен перечень  предпринимателей, осуществляющих социально ориентированную деятельность,  которым была предоставлена финансовая поддержка: 

ИП Артамонов А.В. в сумме 1000000,0 руб.; ИП Артамонова Ю.В. в сумме  1000000,0 руб.; ИП Аветисян А.А. в сумме 445276,50 руб.; ИП Джабраян Г.Р. в сумме  1000000,0 руб.; ИП Морев С.Н. в сумме 1000000,0 руб.; ИП Морева Д.З. в сумме  445276,50 руб. 


С каждым из указанных предпринимателей, было заключено соглашение, в  соответствии с которым администрацией города Котовска перечислены субсидии в  указанных суммах. 

В ходе контрольного мероприятия КСП были установлены нарушения в действиях  должностных лиц администрации, ответственных за прием и сбор необходимых  документов, Комиссии по отбору, а также должностных лиц, ответственных за  предоставление субсидии. 

Предоставленные Претендентами пакеты документов для участия в отборе на  получение субсидии не соответствовали требованиям пункта 2.3 Порядка № 463, а 

именно Претенденты, обеспечивающие занятость инвалидов, граждан пожилого 

возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в  возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов, а также лиц,  освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате  проведения отбора, в зависимости от категории работников дополнительно  представляют документы, подтверждающие принадлежность работника к данной  категории граждан. 

Однако, КСП в ходе проведения проверки установила, что ни один претендент на  получение субсидии не предоставил данные документы (в виду отсутствия данной  категории работников у пяти претендентов из шести). Тем не менее, Комиссией по  отбору при оценке Претендентов всем предпринимателям, получившим впоследствии  субсидии, выставлен максимальный балл по показателю «Наличие в штате Претендента  инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной  ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников  детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух)  лет, предшествующих дате проведения отбора». 

Комиссией по отбору также был оценен максимальным балом показатель  «Соответствие вида деятельности Претендента», при несоответствии видов деятельности  пяти претендентов, видам деятельности, установленных пунктом 1.1 Порядка № 463. ИП  Моревым С.Н., у которого основной вид деятельности входит в перечень,  установленный пунктом 1.1 Порядка № 463, не предоставлено каких-либо  подтверждений, что он осуществляет дополнительное образование детей и взрослых. 

Должностными лицами, ответственными за организацию отбора в нарушение  пункта 2.7 Порядка № 463 не запрашивались в пятидневный срок справки об отсутствии  задолженности и выписки из ЕГРИП на Претендентов, а принимались сведения от  Претендентов после окончания срока подачи заявок. В результате чего, решение  Комиссии по отбору от 09.11.20.17 в отношении ИП Моревой Д.З. принято без справки  об отсутствии задолженности по налогам и сборам, в отношении Джабраян Г.Р. без  выписки из ЕГРИП, в отношении ИП Морева С.Н. без выписки из ЕГРИП. 

КСП также посчитала, что в нарушение пункта 2.3 Порядка № 463 бизнес-  проекты всех Претендентов не содержат их сроков реализации, в них указываются сроки  окупаемости. Порядком № 463 не предоставлено Комиссии по отбору право на  определение сроков реализации бизнес-проектов, однако Комиссией по отбору  превышены установленные Порядком полномочия и осуществлена подмена понятий, в  результате чего срок окупаемости был принят за срок реализации бизнес-проектов, что  недопустимо. 

В заявках Претенденты ИП Морев С.Н., ИП Морева Д.З.,.ИП Джабраян Г.Р., ИП  Аветисян А. А. указывают - предполагаемую среднемесячную номинальную заработную  плату работников ниже 8,5 тыс. руб. - размера минимальной заработной платы для  работников внебюджетного сектора экономики, установленного действующим  Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области. В  соответствии с требованием пункта 1.7 Порядка № 463 при таких обстоятельствах  субсидирование не производится. Тем не менее, Комиссией по отбору данный факт не 


принят во внимание и данному показателю была дана положительная оценка при отборе  Претендентов. 

Кроме того, КСП установлено, что четверо Претендентов не соответствовали  требованиям, установленным пунктом 1.1 Порядка № 463, которые определяют  социальную направленность деятельности, а два Претендента Морев С.Н. и Джабраян  Г.Р. заявляли о социальной направленности своей деятельности, однако в  предоставленных материалах отсутствуют какие - либо документы, подтверждающие  данные обстоятельства. 

В ходе проверки доводов возражений администрации на акт от 30.04.2019 было  установлено, что предпринимателями Артамоновым А.В., Моревым С.Н., Аветисян А.А.  при предоставлении заявок на получение субсидии сообщены недостоверные сведения  об отсутствии задолженности, а ИП Моревым С.Н. еще и в отношении сведений о  работниках. 

Администрацией города предоставлены отчеты о достижении показателей  результативности в управление по развитию промышленности и предпринимательства  Тамбовской области в соответствии с Соглашением от 28.06.2017 № 1-МОНО-17.  Данные, указанные в отчетах подтверждены официальными документами. 

Однако, отдельные показатели результативности, по мнению КСП, в данных  отчетах не зависят от предоставленных субсидий и достигнуты до их предоставления  предпринимателям. Так, показатель «количество вновь созданных рабочих мест  субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими поддержку»  согласно отчетов администрации города Котовска за 4 квартал 2017 и 1 квартал 

развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области  свидетельствуют и те обстоятельства, что в соглашениях с предпринимателями срок  достижения показателей результативности администрацией города устанавливается 2018  год. 

Имеет место недостижение показателей результативности установленных  Соглашением от 28.06.2017 № 1-МОНО-17 и предоставление недостоверной  информации со стороны должностных лиц администрации города Котовска при  получении субсидии. 

Таким образом, КСП пришла к выводу, что средства субсидии в общей сумме 2  840 553,12 руб. (областного бюджета) были предоставлены предпринимателям, не  осуществляющим социально ориентированную деятельность, то есть использованы  администрацией города Котовска не на цели, предусмотренные Порядком № 463,  Соглашением от 28.06.2017 № 1-МОНО-17. Данное нарушение предусмотрено статьей  306.4 БК РФ - нецелевое использование бюджетных средств. 

Кроме того, КСП посчитала, что главным распорядителем бюджетных средств -  администрацией города Котовска допущены нарушения условий предоставления  (расходования) межбюджетных трансфертов на общую сумму 2000000,0 руб., что  является бюджетным нарушением, предусмотренным статьей 306.8 БК РФ

Наряду с нарушениями при предоставлении субсидии имеют место и нарушения 

при ее расходовании и предоставлении сведений, подтверждающих показатели  результативности. 


ИП Морева Д.З. приобрела надувной батут с характеристиками в два раза  меньшими, чем заявлялось в бизнес-плане. Оплата по договору подтверждается  распиской от 17.02.2018 от Обоянцева Д.В., согласно которой, он получил от ИП  Моревой Д.З. денежные средства в сумме 445276,5 руб. 

ИП Морев С.Н. приобрел четыре картинга 2011 года выпуска за счет субсидии по  200000,0 руб. за машину, а в качестве софинансирования за счет личных средств  приобрел картинг с такими же характеристиками за 150000,0 руб. В подтверждение  оплаты Морев С.Н. представляет расписку о получении Повчун В.П. денежных средств в  сумме 800000,0 руб. 

В число необходимых реквизитов первичного учетного документа в соответствии  с п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» входит дата  составления документа. Даты составления расписки о получении средств не указаны, в  связи с чем принятие расписки администрацией города Котовска, первичного учетного  документа, подтверждающего оплату по договору, совершено в нарушение требований  Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минфина РФ от  30.03.2015 № 52н. 

Два человека из трех принятых на работу ИП Джабраян Г.Р. не относились к  категории установленных п. 1.1. Порядка № 463. 

В обоснование заявленных требований администрация ссылается на следующее:

- оспариваемое уведомление направлено по истечение 30-дневного срока,  установленного для направления финансовому органу, что является незаконным и  является основанием для отказа в применении бюджетных мер принуждения; 

- Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в  Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного  (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и  внутреннего финансового аудита», вступившим в силу с 06.08.2019, статья 306.8  Бюджетного кодекса РФ утратила силу, следовательно, требование от 08.08.2019  применить к муниципальному образованию - город Котовск Тамбовской области меры  бюджетного принуждения в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ,  незаконно; 

- администрация города Котовска направила денежные средства по целевому  назначению, указанному в уведомлении № 1 от 28.06.2017 по расчетам между  бюджетами- на реализацию муниципальной программы, что подтверждается платежными  документами с указанием направления расходования средств; 

- все предприниматели соответствовали требованиям Порядка № 463 и выдача им  субсидий не может быть расценена как нецелевое использование бюджетных средств; 

- Об отсутствии в действиях администрации города признаков нецелевого  расходования бюджетных средств говориться и в представлении прокуратуры Тамбовской  области от 21.06.2019 № 07-57-2019/58, выданном по итогам проведения проверки  соблюдения Закона Тамбовской области «О контрольно-счетной палате Тамбовской  области» при проведении контрольного мероприятия в отношении администрации города  Котовска, а также подтверждается результатами проверок расходования вышеуказанных  бюджетных средств, проведенных в разное время другими контролирующими органами:  Управлением Федерального казначейства по Тамбовской области (акт проверки от  15.05.2018) и финансовым управлением администрации Тамбовской области (акт  проверки от 16.08.2018), в ходе нецелевого использования бюджетных средств не  установлено; 

- в ходе реализации должностными лицами полномочий главных распорядителей  (распорядителей) бюджетных средств нецелевое использование бюджетных средств не  допускается, соответственно, администрация города, возможно, допустила на стадии  отбора претендентов нарушение порядка предоставления субсидий, но не целевое  использование бюджетных средств. 


КСП считает оспариваемое уведомление законным и обоснованным, вынесенным в 

пределах предоставленных полномочий по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, 

письменной позиции по делу.

Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд  считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, при этом суд  руководствовался следующим. 

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также –  ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, установленными названной  статьей, в частности, путем признания права, восстановления положения,  существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре,  возмещения убытков, а также другими способами, предусмотренными законом. 

На основании статьи 12 ГК РФ, части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ  ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть  признаны судом недействительными. 

В соответствии с положениями части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации  и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

 При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных  лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта  или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и  устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту,  устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый  акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ). 

 При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения  и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а  именно: не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение  прав и законных интересов граждан и юридических лиц. 

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд  оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в  отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. 

Под ненормативным актом следует понимать юридически властное волеизъявление  государственного или иного органа, обращенное к конкретному лицу, влекущее для него  возникновение, изменение, или прекращение прав и обязанностей, рассчитанное на  однократное применение. 

Из материалов дела следует, что Финансовым управлением Тамбовской области от  06.09.2019г. № 100 на основании оспариваемого уведомления принят приказ об  исполнении бюджетной меры принуждения в отношении Администрации путем 


бесспорного взыскания в доход бюджета Тамбовской области суммы средств,  предоставленных из бюджета Тамбовской области бюджету города Котовска в размере  2840553,12 руб. 

Соответственно оспариваемое уведомление носит властно-распорядительный  характер, повлекло для объекта контроля неблагоприятные последствия в виде  применения бюджетных мер принуждения, в связи с чем является ненормативным  актом. 

 Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольносчетных  органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены  Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и  деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и  муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ). 

Деятельность КСП также регламентируется Законом Тамбовской области от  25.07.2011 № 41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области» (далее – закон №  41-З).  

Согласно п. 2 ст. 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)  при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному)  финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального)  финансового контроля, в том числе направляются финансовым органам (органам  управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении  бюджетных мер принуждения. 

Пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ предусмотрено, что бюджетная мера принуждения  применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30  настоящего Кодекса, на основании уведомления о применении бюджетных мер  принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. 

 К бюджетным мерам принуждения относятся:

бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета  бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы  Российской Федерации; 

бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными  из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету  бюджетной системы Российской Федерации; 

бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за  исключением субвенций). 

В силу п. 5 ст. 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер  принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного  (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым  органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), содержащий  сведения о выявленных бюджетных нарушениях, предусмотренных главой 30 настоящего  Кодекса, и об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому  бюджетному нарушению (без учета объемов средств, использованных с этими  бюджетными нарушениями и возмещенных в доход соответствующего бюджета до  направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения). 

При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений,  предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, орган внешнего государственного  (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со  дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер  принуждения финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным  фондом), а копию такого уведомления - участнику бюджетного процесса, в отношении  которого проводилось данное контрольное мероприятие. 


При этом суд принимает довод КСП о том, что днем окончания контрольного  мероприятия является дата утверждения отчета (заключения) о результатах контрольного  мероприятия, соответственно оспариваемое уведомление направлено в Финансовое  управление Тамбовской области в установленный законом срок. 

Согласно п. 6 ст. 306.2 БК РФ решение о применении бюджетных мер  принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, подлежит принятию в  течение 30 календарных дней после получения финансовым органом (органом управления  государственным внебюджетным фондом) уведомления о применении бюджетных мер  принуждения или уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащего  уточненные сведения, и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного  решения.  

Как следует из материалов дела, 06.09.2019г. в соответствии со ст. 306.2, 306.3,  306.4 на основании оспариваемого уведомления, Финансовым управлением Тамбовской  области издан приказ № 100 (т. 1 л.д. 20) об исполнении бюджетной меры принуждения в  отношении Администрации путем бесспорного взыскания в доход бюджета Тамбовской  области суммы средств, предоставленных из бюджета Тамбовской области бюджету  города Котовска в размере 2840553,12 руб., использованный не по целевому назначению. 

Таким образом, решение о применении бюджетных мер принуждения в отношении  Администрации в соответствии со ст. 306.8 БК РФ Финансовым управлением Тамбовской  области не принималось. 

Соответственно, оспариваемое уведомление в указанной части не нарушает права и  законные интересы администрации и не подлежит признанию по данному основании  недействительным. 

Согласно пунктам 1, 3 ст. 306.4 БК РФ Нецелевым использованием бюджетных  средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской  Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или  частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной  росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой,  договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для  предоставления указанных средств. 

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового  обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий  целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по  целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за  исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). 

Приложением 5 «Ведомственная структура расходов» к Закону Тамбовской  области от 23.12.2016 № 39-3 «О бюджете Тамбовской области на 2017 год и на плановый  период 2018 и 2019 годов» по главе ведомства 063 управление по развитию  промышленности и предпринимательства Тамбовской области определены бюджетные  ассигнования на «Государственную поддержку малого и среднего предпринимательства,  включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также реализацию мероприятий по  поддержке молодежного предпринимательства (Софинансирование муниципальных  программ развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых  монопрофильными муниципальными образованиями Тамбовской области)» в сумме 4  840553,12 руб. 

Оказание данной поддержки осуществлялось в рамках мероприятия,  предусмотренного п. 4.1.12 «Предоставление субсидий бюджетам монопрофильных  муниципальных образований Тамбовской области для софинансирования муниципальных  программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства»  подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной  программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», 


утвержденной Постановлением администрации Тамбовской области от 24.09.2013 №  1057) (далее - Госпрограмма). 

Порядком предоставления из бюджета области субсидий бюджетам  монопрофильных муниципальных образований Тамбовской области для  софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего  предпринимательства (приложение к подпрограмме «Развитие малого и среднего  предпринимательства») (далее – Порядок) определено, что предоставление субсидий  осуществляется в целях софинансирования расходных обязательств монопрофильных  муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов  местного самоуправления по реализации муниципальных программ (подпрограмм)  развития малого и среднего предпринимательства (пункт 1.3). 

Пунктом 2.1 Порядка установлено, что предоставление субсидий осуществляется  при соблюдении монопрофильными муниципальными образованиями Тамбовской  области следующих условий: 

- наличие утвержденной муниципальной программы, содержащей перечень  мероприятий с указанием объемов финансирования за счет средств бюджета  муниципального образования, а также показателей результативности предоставления  субсидии, соответствующих Госпрограмме; 

- наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное  обязательство монопрофильного муниципального образования, предусматривающего  софинансирование мероприятий муниципальной программы в размере не менее 1  процента от запрашиваемой суммы субсидии. 

Раздел 5 Порядка определяет, что муниципальные образования Тамбовской  области, претендующие на участие в отборе представляют копию муниципального  правового акта, регулирующего предоставление субсидий юридическим лицам,  индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ,  услуг в соответствии со статьей 78 БК РФ (Порядок № 463). 

Соглашение в соответствии с Порядком и Постановлением администрации  Тамбовской области от 28.06.2017 № 610 «Об утверждении распределения в 2017 году  субсидий за счет средств бюджета Тамбовской области бюджетам монопрофильных  муниципальных образований Тамбовской области для софинансирования муниципальных  программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства». 

Предметом соглашения № 1-МОНО-17, заключено между управлением по  развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области и  администрацией города Котовска 28.06.2017 (пункт 1.1) является предоставление  субсидии за счет средств бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств,  полученных из федерального бюджета, бюджету города Котовска на реализацию  мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства,  осуществляющих социально ориентированную деятельность», предусмотренного  подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной  программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная экономика» на  2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Котовска от  16.12.2013 № 3088 (в редакции от 04.04.2017) (далее - Муниципальная программа). 

При этом бюджет города Котовска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019  годов является программным. 

 В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения № 1-МОНО-17 субсидии  предоставляются в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных  управлению по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области,  как получателю средств бюджета Тамбовской области, на цели, указанные в пункте 1.1  раздела 1 указанного Соглашения. 

Таким образом, цель предоставления судбсидии определена пунктом 1.1  Соглашения № 1-МОНО-17. 


Приложением № 2 «Перечень мероприятий муниципальной программы города  Котовска Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на  2014 - 2020 годы» определено мероприятие 2.5.2 «Поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную  деятельность» с указанием ожидаемого непосредственного результата от его реализации и  объема средств на его финансирование. 

Приложением № 1 «Перечень показателей (индикаторов) муниципальной  программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная экономика» на  2014 - 2020 годы», подпрограмм Муниципальной программы и их значений» определен  показатель (индикатор) 1.7 «Количество субъектов малого и среднего  предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность,  которым оказана поддержка» в рамках мероприятия 2.5.2 «Поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную  деятельность». 

В соответствии с постановлением администрации города Котовска от 02.09.2013   № 2169 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных  программ города Котовска Тамбовской области» показатель (индикатор) количественно 

выраженная характеристика достижения цели или решения задачи.

Целью подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства»  Муниципальной программы является «Обеспечение благоприятных условий для развития  субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной  среды в экономике города». 

Соответственно целью предоставления субсидии в соответствии с Соглашением №  1-МОНО-17 за счет средств бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств,  полученных из федерального бюджета, бюджету города Котовска являлась реализация  конкретного мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего  предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность» в  рамках подпрограммы Муниципальной программы. 

В ходе проведения контрольного мероприятия КСП было установлено, что  поддержка при реализации мероприятия 2.5.2 «Поддержка субъектов малого и среднего  предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность» была  оказана в большинстве своем субъектам малого и среднего предпринимательства, не  осуществлявшим социально ориентированную деятельность. 

При этом используемое в Соглашении № 1-МОНО-17, Порядке № 463 понятие  «субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий социально  ориентированную деятельность» имеет специальный характер, составляющий предмет  конкретного мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего  предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность»,  предусмотренного подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства»  муниципальной программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная  экономика» на 2014-2020 годы». 

Согласно п. 7.4 Условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации,  бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на  государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства и требований к организациям, образующим 

инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Условия  конкурсного отбора по мероприятиям, предусмотренным в рамках мероприятия  «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства,  занимающихся социально значимыми видами деятельности», а также требования к  центрам молодежного инновационного творчества), утвержденных приказом  Министерства экономического развития РФ от 25.03.2015 № 167, действующего на  момент предоставления субсидии, предоставление субсидии федерального бюджета 


субъекту Российской Федерации для субсидирования части затрат субъектов социального  предпринимательства - субъектов малого и среднего предпринимательства,  осуществляющих социально ориентированную деятельность, направленную на  достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности  гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои  основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки  инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной  ситуации, осуществляется в соответствии с условиями конкурсного отбора, указанными в  пунктах 7.4.1 - 7.4.2 настоящих Условий и требований. 

Порядок № 463 разработан на основании Общих требований к нормативным  правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление  субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным  (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также  физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к  нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим  предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям,  а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее - Общие  требования). 

Пунктом 2 Общих требований определена структура разрабатываемых порядков,  пунктом 3 - установлено требование о необходимости указывать в разделе, посвященном  общим положениям о предоставлении субсидий: понятия, используемые для целей  правового акта; цели предоставления субсидий; а также категории и (или) критерии  отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий. 

Согласно п. 1.1. Порядка № 463 Настоящий Порядок разработан с целью оказания  финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства,  осуществляющим социально ориентированную деятельность (далее - субъект социального  предпринимательства), при выполнении одного из условий: 

субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов,  граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин,  имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов (далее -  лица, относящиеся к социально незащищенным группам граждан), а также лиц,  освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате  проведения отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий  граждан среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - не  менее 25%; 

субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по  предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах: 

содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие  занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам  граждан; 

социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам  граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового  спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях; 

организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных  туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан; 

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических,  техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов,  беженцам и вынужденным переселенцам; 

производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических  изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые 


могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или  реабилитации инвалидов; 

обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы- студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские); 

предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально  незащищенным группам граждан; 

содействие вовлечению в социально активную деятельность лиц, относящихся к  социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест  лишения свободы в течение 2 (двух) лет, и лиц, страдающих наркоманией и  алкоголизмом. 

Пункт 2.3 Порядка № 463 содержит правила для субъектов социального  предпринимательства, которые соответствуют критериям отбора, указанным в пункте 1.1  Порядка № 463, устанавливая условия предоставления таким субъектам субсидии и  порядок ее предоставления. 

На основании изложенного, суд не принимает довод Администрации о том, что  Порядок № 463 содержит лишь условия, которые претендент должен выполнить (п. 1.1.) в  будущем, то есть занятость определенных групп граждан и осуществить определенную  деятельность, а не требования к предпринимателям. 

Доводы КСП о предоставлении Администрацией субсидий предпринимателям в  нарушение Порядка № 463 заявителем не опровергнуты, доказательств реализации  реализации цели подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства»  «Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего  предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике города», а  также предоставления субсидий на цели, указанные в Соглашении № 1-МОНО-17, в  материалы дела не представлено. 

Кроме того, заявителем не опровергнут довод КСП о том, что при принятии  администрацией города Котовска решения о выделении спорных субсидий, а также при их  перечислении, администрация действовала как получатель бюджетных средств (как  казенное учреждение), поскольку перечисление средств субсидий осуществлено  предпринимателям с л/с 03643020490, в соглашениях с предпринимателями-получателями  субсидий от 15.11.2017 указан лицевой счет получателя бюджетных средств  администрации города Котовска (л/с 03643020490). 

 Суд также не принимает ссылку заявителя на отсутствие нарушений по  результатам иных проведенных в отношении Администрации контрольных мероприятий  не принимается судом, как не имеющую отношение к делу. 

В соответствии пунктами 1,2 статьи 1 Закона Тамбовской области от 25.07.2011 №  41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области» КСП является постоянно  действующим органом внешнего государственного финансового контроля Тамбовской  области образуется Тамбовской областной Думой и ей подотчетна; обладает  организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность  самостоятельно. 

 Вынесенное в адрес КСП представление прокуратуры Тамбовской области от  21.06.2019 № 07-57-2019/58 рассмотрено на заседании Коллегии КСП 27.06.2019 в  присутствии представителей прокуратуры Тамбовской области, проведена служебная  проверка. 

О результатах рассмотрения указанного представления КСП в адрес Прокуратуры  Тамбовской области сообщено письмом от 24.07.2019 № 01-26/297. 

Кроме того, 23.07.2019 КСП в адрес главы города Котовска вынесено  представление № 04-02/15, которым в том числе предложено рассмотреть вопрос о  взыскании в бюджет города Котовска средств субсидий, предоставленных в 2017 году  субъектам малого и среднего предпринимательства по постановлению администрации  города Котовска от 20.11.2017 № 1698, в соответствии с требованиями Порядка № 463 и 


соглашениями с субъектами малого и среднего предпринимательства от 15.11.2017 (п. 3  представления), что Администрацией сделано не было. 

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении  заявленных требований. 

Поскольку Администрации города Котовска Тамбовской области в силу подпункта  1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от  уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не  рассматривается. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении заявленных требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. 

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если  такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной  инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в вос- становлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы может быть обжаловано  в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в  течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. 

 Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение. Адрес  для корреспонденции: 392020, г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12. При переписке просьба  ссылаться на номер дела. 

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного  суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по  телефону (4752) 47-70-55 или в информационном киоске, расположенном на первом этаже  здания суда. 

Судья В.А. Игнатенко