АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-17-60, 292-07-57
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-11294/2010
Резолютивная часть решения объявлена "24" мая 2011 г.
Полный текст решения изготовлен «27» мая 2011 г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хамитова З.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сайдашевой Р.Д.,
рассмотрев 24 мая 2011 г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело позаявлениюОбщества с ограниченной ответственностью «Торнадо», г.Набережные Челны, РТ (далее-заявитель) с требованием отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ, г.Казань, РТ (далее-ответчик) №239 от 22.04.2010 г. и прекратить административное дело,
третьи лица без самостоятельных требований - Муниципальное образование Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата»
при участии в заседании:
от заявителя – представитель ФИО1
от ответчика – (извещен) не явились
от Муниципального образования Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан – (извещен) не явились
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан – (извещен) не явились
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан – (извещен) не явились
от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан –(извещен) не явились
от Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» -(извещен) не явились
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ, г.Казань, РТ (далее-ответчик) №239 от 22.04.2010 г. и прекратить административное дело.
Представитель заявителя в судебном заседании требования изложенные в заявлении поддержал.
Представители ответчика и третьих лиц без самостоятельных требований в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц без самостоятельных требований в порядке ст.156 АПК РФ.
Из представленных в суд материалов дела следует, что 15 апреля 2010 года при проведении плановой выездной проверки соблюдения ООО «Торнадо» требований законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на земельном участке в выделе 21 квартала 188, выделах 8, 10, 13 квартала 191 Челнинского лесохозяйственного участка ФГУ "Национальный парк «Нижняя Кама» (функциональная зона обслуживания посетителей) в Тукаевском муниципальном районе, используемом ООО «Торнадо» согласно договору аренды земель особо охраняемых природных территорий от 24.08.2006 № 381, выявлен факт нарушения установленного режима охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории государственного национального парка, выразившийся в осуществлении ООО «Торнадо» деятельности по планировке (изменении рельефа) территории арендуемого земельного участка и допущении передвижения по территории арендуемого земельного участка тяжелых транспортных средств, что повлекло нарушение растительного и почвенного покрова, а также нарушение условий обитания объектов животного мира на общей площади 500 метров квадратных на арендуемом земельном участке (в местах, нарушенных передвижением тяжелых транспортных средств, травянистый покров отсутствует, верхние горизонты почвенного покрова разбиты и перемешаны на глубину 10 см, нарушен микрорельеф поверхности).
По результатам проверки составлен акт проверки №80 от 15.04.2010, протокол об административном правонарушении №85 от 15.04.2010, вынесено постановление о наложении административного наказания на юридическое лицо №239 от 22.04.2010 г. за совершение правонарушения предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, виде штрафа в размере 30 000 руб.
Заявитель не согласился с вынесенным постановлением и обратился в суд с требованием отменить указанное постановление.
Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
Судом установлено, что заявитель был привлечен к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ за нарушение установленного режима охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории государственного национального парка «Национальный парк «Нижняя Кама», выразившееся в осуществлении деятельности по планировке (изменению рельефа) территории арендуемого земельного участка и допущение передвижения по территории арендуемого земельного участка тяжелых транспортных средств.
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.39 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает установленный Законом о животном мире, Законом об охране окружающей среды (и принятыми в соответствии с ними иными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов Российской Федерации) режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, т.е. участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного оборота и для которых установлен особый режим охраны.
ФГУ Национальный парк "Нижняя Кама" в своей деятельности руководствуется Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ, положением "О ФГУ Национальный парк "Нижняя Кама", утвержденного приказом МНР РФ от 17.03.2005 г. N 66 и другими федеральными законами, постановлениями Правительства РФ. В соответствии с указанными законами и постановлениями Правительства РФ деятельность ФГУ Национальный парк "Нижняя Кама" осуществляется на определенной территории закрытого типа, в которой могут присутствовать "лесные, водные и другие участки". Согласно со статьей 3 вышеуказанного федерального закона "Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". Кроме того в вводной части указанного Федерального закона указывается, что "Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны".
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Согласно статье 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа в размере на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Под режимом использования подразумевается применение различных не запрещенных полномочными органами и не приводящих к уничтожению объектов природы или причинению им непоправимого вреда способов получения от них необходимых благ. Под режимом охраны - установленный законом перечень ограничений в использовании особо охраняемых природных территорий и ответственность за их нарушение.
Суд, при рассмотрении дела установил, что земля, формально арендуемая ООО «Торнадо» у ФГУ «Национальный парк «Нижняя Кама», согласно договора аренды земель особо охраняемых природных территорий от 24.08.2006 г. №381, фактически находится не на территории государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, а в том числе и ФГУ «Национальный парк «Нижняя Кама».
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 30 июня 2006 г. № 1672р производственному кооперативу «Камский» был предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, площадью 1037, 7084 га.
По заказу ПК «Камский» 03 июля 2006 г. зам.начальника Межрайонного отдела № 10 Управления Роснедвижимости по Республике Татарстан утверждено землеустроительное дело № 3950 и акт установления и согласования границ земельного участка ПК «Камский».
Из материалов дела следует, что ПК «Камский» отказался от права пользования земельными участками общей площадью 1037, 7084 га, в связи с чем договор аренды указанного земельного участка на основании распоряжения Минземимущества Республики Татарстан от 30 июня 2006 г. № 1672р заключен не был.
Таким образом, запись в Единый государственный реестр прав о том, что ПК «Камский» является правообладателем указанного земельного участка, не была внесена.
14 августа 2006 г. глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в связи с отказом ПК «Камский» от права пользования земельными участками общей площадью 1037, 7084 га, вынес постановление № 915 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному образованию «Малошильнинское сельское поселение» земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 1037, 7084 га (кадастровый номер 16:39:00 00 00:0056) из землепользования производственного кооператива «Камский». В состав этих земель вошли земельные участки арендуемые ООО «Торнадо» за использование которых он привлечен к административной ответственности по настоящему делу.
На основании указанного постановления за муниципальным образованием Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на названный земельный участок.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 октября 2006 г. серии ААХ 0091639.
При таких обстоятельствах судом установлено, что земельный участок, переданный оспариваемым постановлением Малошильнинскому сельскому поселению, ранее находился в пользовании ПК «Камский» как земли сельскохозяйственного назначения, а не Елабужского лесхоза, как указывает ответчик, соответственно не входит в состав земель ФГУ «Национальный пар «Нижняя Кама».
Судом признается несостоятельной ссылка ФГУ «Национальный парк «Нижняя Кама» на кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 16:39:10 21 01:0001, свидетельство о государственной регистрации права от 14 апреля 2004 г., в соответствии с которыми за Российской Федерацией закреплено право собственности на участок лесного фонда на территории национального парка «Нижняя Кама» общей площадью 9 539 га.
Из названных документов не следует, что указанный в них земельный участок входит в состав земельного участка, переданного Малошильнинскому сельскому поселению оспариваемым постановлением.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Тукаевского районного суда от 09 сентября 2009 г. по делу № 2-1336 кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 16:39:10 21 01:0001 и сведения, содержащиеся в нем, признаны недействительными.
Свидетельство о государственной регистрации права от 14 апреля 2004 г. также признано недействительным, а действия Тукаевского отдела УФРС по РТ по регистрации права собственности на участок лесного фонда признаны незаконными.
В материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 декабря 2009 г., из которой следует, что такой объект как земельный участок лесов национальных парков площадью 95390000 кв.м. ликвидирован 26 ноября 2009 г.
Кроме того, проведенной в 2000 г. инвентаризацией земель, в результате которой спорный земельный участок был отнесен к землям ПК «Камский», что подтверждается справкой ООО «Земельное Бюро» от 12 марта 2009 г., к которому с заявлением от 02 марта 2009 г. совместно обратились директор ПК «Камский» и глава Малошильнинского сельского поселения, также подтверждается, что земельный участок площадью 1037, 7084 га до передачи его Малошильнинскому сельскому поселению находился в пользовании ПК «Камский».
По результатам проведенной инвентаризации проведен государственный кадастровый учет земель сельскохозяйственного назначения. Из землеустроительного дела по установлению границ земельного участка ПК «Камский» следует, что на местности граница земель государственной собственности участка определена на основании материалов инвентаризации земель с/х угодий 2000 г., после проведения межевания земель общей долевой собственности.
Государственный кадастр недвижимости содержит актуальные сведения об учтенных объектах недвижимости с уникальными характеристиками и является официальным источником информации о принадлежности земельных участков к той или иной категории. Отнесение государственным кадастром спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения никем не оспорено, решением суда не отменено.
Согласно ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Порядок участия Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен ст. 125 ГК РФ.
Вышеизложенное установлено вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда РТ по делу №А65-15404/2008, подтверждено Постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 г. и ФАС ПО от 12.04.2010 г. и повторному установлению не подлежит.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у административного органа отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности ООО «Торнадо» за правонарушение ответственность за которое предусмотрена ст.8.39 КоАП РФ, поскольку Обществом использовалась земля сельскохозяйственного назначение, которая не является особо охраняемым объектом, принадлежащим ФГУ «национальный парк «Нижняя Кама».
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан о наложении административного наказания на юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Торнадо» №239 от 22.04.2010 г. за совершение правонарушения предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд РТ в течение десяти дней со дня принятия.
Судья З.Н. Хамитов