Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
=====================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-11913/2013
06 сентября 2013 года
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ситдикова Б.Ш., рассмотрев по первой инстанции в порядке упрощенного судопроизводства дело по заявлению Полномочного представительства Республики Татарстан в Республике Казахстан, г.Казань к Территориальному управлению федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, г.Казань о признании постановления о назначении административного наказания №210В/2013П незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Полномочное представительство Республики Татарстан в Республике Казахстан, г.Казань (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, г.Казань (далее – ответчик) о признании постановления о назначении административного наказания №210В/2013П незаконным.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ответчик надлежащим образом извещен о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении определения от 22.07.2013 г. о принятии заявления к производству и рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
В данном определении, лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 142, 227, 228 АПК РФ.
Согласно п.6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при наличии в арбитражном суде доступа к электронной базе данных регистрирующего органа суд вправе проверить, соответствует ли информация о месте нахождения юридического лица, содержащаяся в выписке из Единого государственного реестра юридического лица либо ином документе, представленном заявителем в соответствии с требованиями п.9 ч.1 ст.126 АПК РФ, сведениям, содержащимся в указанной базе данных.
Арбитражным судом РТ получена соответствующая выписка в отношении заявителя, согласно которой местом его нахождения является: РТ, <...>.
Направленное, по указанному адресу определение о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства возвращено в адрес суда почтовой службой с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу.
Таким образом, заявитель был извещен судом по своему официальному адресу, который указан в ЕРЮЛ в качестве места нахождения данного государственного органа. Последствия невыполнения данной обязанности несет само представительство.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, ответчиком была проведена проверка заявителя по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В ходе проверки было выявлено, что 15 мая 2009 года Постоянным представительством Республики Татарстан в Республике Казахстан открыт счет (вклад) №KZ92722S000000469800 в банке за пределами территории РФ – filial АО «Kaspi Bank» g Astаna, Казахстан (согласно протоколу №1655201304290082 (13)).
Постоянным представительством Республики Татарстан в Республике Казахстан в Межрайонную ИФНС России №14 по Республике Татарстан 14 февраля 2013 года представлены отчеты о движении по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2012 года.
По данному факту 29 апреля 2013 года налоговым органом был составлен протокол об административном правонарушении №1655201304290082, на основании которого 21 мая 2013 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 210В/2013П.
Постановлением №210В/2013П от 21.05.2013 заявитель был привлечен к административной ответственности в соответствии с ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение ч.7, ст. 12 ФЗ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п. 4 постановления Правительства РФ № 819 от 28.12.2005 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ», а именно: заявитель представил отчет о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ в МРИ ИФНС № 14 по РТ за 3 квартал 2012 года 14.02.2013, при сроке - не позднее 30.10.2012г., нарушение срока составило 108 календарных дней.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на следующее:
- ПП РТ учреждено Указом Президента РТ № УП-464 от 10.09.1997 г. «Об учреждении Полномочного представительства Республики Татарстан в Республике Казахстан» как орган государственной власти РТ в полномочия которого входит представление интересов Республики Татарстан в Республике Казахстан. Соответственно, заявитель относится к категории – иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории РФ, и на него распространяется исключением, предусмотренное ч. 7 ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- заявителю вменен в нарушение пункт 4 Постановления Правительства № 819 от 28.12.2005 г. «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органом отчетов о движении средств по счетам ( вкладам) в банках за пределами территории РФ», однако, в вышеуказанном постановлении всего 3 пункта;
- заявителю выделяются финансовые средства на его содержание, данные операции совершаются Министерством финансов РТ, ПП РТ в РК получает финансовые средства в Казахстане;
- по счету, указанному в оспариваемом постановлении отсутствовало движение средств.
В силу положений ч.7 ст.210 АПК РФ, суд не связан доводами заявителя и проверяет законность оспариваемого акта в полном объеме.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. (в ред. действ. на момент вынесения оспариваемого постановления).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), является в том числе и несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
На основании п.4 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819 резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Пункты 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) устанавливают следующие требования - резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Согласно п.7 ст.12 Закона резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
На основании п.8 ст.12 Закона требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
Таким образом, на основании требований, установленных ч.7 ст.12 Федерального закона №173-ФЗ, п.4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 года №819 Постоянное представительство Республики Татарстан в Республике Казахстан обязано было представить в налоговый орган отчет о движении средств по счету (вкладу) в банке за переделами территории РФ за 3 квартал 2012 года не позднее 30 октября 2012 года.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований п.7 ст.12 Федерального закона №173-ФЗ отчет о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ за 3 квартал 2012 года был представлен Постоянным представительством Республики Татарстан в Республике Казахстан в Межрайонную ИФНС России №14 по Республике Татарстан 14 февраля 2013 года. Нарушение сроков составило 108 календарных дней соответственно.
Заявитель в заявлении ссылается на то, что Постоянное представительство Республики Татарстан в Республике Казахстан относится к разряду иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, либо к разряду постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, в связи с чем оно должно быть освобождено от предоставления отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации.
Однако, суд опровергает данный довод заявителя на основании ч.4 ст.10 Федерального закона от 04 января 1999 года №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» представительства субъектов Российской Федерации на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Доказательств, свидетельствующих о включении Постоянного представительства Республики Татарстан в Республике Казахстан в состав межправительственной организации, заявителем не представлено. В этой связи исключение, содержащееся в ч.7 ст.12 Федерального закона №173-Ф3, на заявителя не распространяется.
Аналогичная позиция изложена в решении АС РТ по делу № А65-32422/2012.
Также заявителем в заявлении указывается, что ответчик вменяет в вину Полномочному представительству РТ в Республике Казахстан нарушение п. 4
Постановления Правительства РФ №819 от 28.12.2005 «Об утверждении правил
представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам
(вкладам) в банках за пределами территории РФ». Однако
Полномочному представительству Республики Татарстан в Республике Казахстан в
обжалованном постановлении вменяется нарушение части 7 статьи 12 Федерального
закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном
контроле".
В тексте постановления об административном правонарушении допущена опечатка: вместо «Согласно п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №819 от 28.12.2005 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства)...», указано: «Согласно п.4 Постановления Правительства РФ №819 от 28.12.2005 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства)...». Данное обстоятельство подтверждается определением об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок №11-03-04-39/3733 от 10 июля 2013 года.
Кроме того, заявитель считает, что не обязан представлять отчеты о движении
средств по счетам открытым за пределами территории Российской Федерации, так как
согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном
регулировании и валютном контроле» только резиденты, осуществляющие валютные операции на территории Российской Федерации, должны представлять соответствующие документы.
Суд считает довод несостоятельным в виду следующего.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;
- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. То есть осуществляющие валютные операции в Российской Федерации.
Полномочное представительство Республики Татарстан в Республике Казахстане не вменяется в вину нарушение порядка осуществление валютных операций.
В данном случае акцент следует сделать на пункт 1 части 2 статьи 24 вышеуказанного закона, поскольку Полномочное представительство Республики Татарстан в Республике Казахстан не представило в установленный срок агенту валютного контроля (налоговой службе) документ, предусмотренный статьей 23 вышеуказанного закона - отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Тем не менее, местом нахождения (юридическим адресом) Полномочного представительства Республики Татарстан в Республике Казахстан является дом 1 на территории Кремль, город Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, следовательно, вывод о том, что все операции заявитель проводит за рубежом, некорректен.
Кроме того, наличие у Полномочного представительства Республики Татарстан в Республике Казахстан обязанности по предоставлению отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации предусмотрено в частью 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Довод заявителя об отсутствии движения по счетам, суд так же считает необоснованным. Отчет о движении денежных средств является обязательной формой финансовой отчетности. Налоговые органы осуществляют валютный контроль за предоставлением отчетов о движении денежных средств по открытым счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. Порядок представления резидентами отчетов о движении средств по счетам установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №819 от 28.12.2005 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».
Налоговый орган как агент валютного контроля должен быть уведомлен как о наличии движении средств, так об отсутствии движения средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Такая информация налоговым органом выясняется по представленным документам от резидентов. В связи с этим, обязанность по предоставлению отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ имеется и в случаях отсутствия движения средств по счетам.
В ходе рассмотрения дела процессуальных нарушений в ходе административного производства судом не установлено, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренного санкциями ч. 6 ст.15.25 КоАП РФ.
Суд с учетом характера совершенного административного правонарушения и обстоятельств его совершения, исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений при нарушении валютного законодательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ по рассматриваемым постановлениям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из положений статьи 2.9 КоАП РФ и пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях с учетом пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Учитывая обстоятельства совершения правонарушения, суд не находит оснований для квалификации совершенных правонарушений, в качестве малозначительных и применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку непредставление в установленный срок справок о подтверждающих документах фактически блокирует нормальную деятельность уполномоченного банка как агента валютного контроля, препятствует осуществлению им контрольных полномочий, предусмотренных валютным законодательством.
Поскольку факт правонарушения (ч.6 ст.15.25 КоАП РФ) подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Б.Ш.Ситдиков