АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп. 1 под. 2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-96-86, 292-07-57
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-12790/2010
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2011 года. Полный текст решения изготовлен 17 января 2011 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сальмановой Р.Р., рассмотрев в предварительном судебном заседании по первой инстанции дело по заявлению Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ, г. Казань к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительный комитет поселка городского типа Уруссу Ютазинского муниципального района РТ о признании недействительным акта приема-передачи государственного имущества-жилищного фонда в муниципальную собственность п.г.т. Уруссу, Ютазинского муниципального района от 16.10.2006 № 0810248 в части передачи дома № 7 по ул. Куйбышева и дома № 6 «б» по ул. М. Джалиля п.г.т.Уруссу, Ютазинского муниципального района, о признании незаконным действий Министерства земельных и имущественных отношений, выразившихся в передаче в муниципальную собственность п.г.т. Уруссу Ютазиснкого района дома № 7 по ул. Куйбышева и дома № 6 «б» по ул. М. Джалиля п.г.т.Уруссу, Ютазинского муниципального района, при участии:
от заявителя – представители ФИО1, доверенность от 29.09.2009,
от ответчиков:
- Министерство земельных и имущественных отношений РТ, представитель ФИО2, доверенность от 30.12.2010,
-Исполнительный комитет Исполнительный комитет поселка городского типа Уруссу, представитель ФИО3, доверенность от 15.12.2010;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:
-Исполнительный комитет Ютазинского муниципального района РТ, представитель ФИО4, доверенность от 15.12.2010;
1. ФИО5, прож. <...>, не явилась;
2. ФИО6, прож. <...>, не явился;
3. ФИО7, прож. <...>, не явилась;
4. ФИО8, прож. <...>, не явилась;
5. ФИО9, <...>;
6. ФИО10, <...>, не явилась;
7. ФИО11, <...>, не явился;
8. ФИО12, <...>, не явился;
9. ФИО13, <...>, не явилась;
10. ФИО14, <...>, не явилась;
11. ФИО15, <...>, не явилась;
12.Мухамадиев ФИО16, <...>, не явился;
13.Миннигалимов ФИО17, <...>, не явился;
14. ФИО18, <...>, не явился;
15. ФИО19, <...>;
16. ФИО20, <...>, не явился;
17. ФИО21, <...>, не явилась;
18.Салахова Сазида Галимзяновна, <...>, не явилась,
от лица, ведущего протокол секретарь судебного заседания – Карпухина Ю.Д.
У С Т А Н О В И Л:
Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ (далее – заявитель, Фонд) обратилась к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительному комитету Ютазинского муниципального района РТ (далее – ответчики) с заявлением о признании недействительным акта приема-передачи государственного имущества-жилищного фонда в муниципальную собственность п.г.т. Уруссу, Ютазинского муниципального района от 16.10.2006 № 0810248 в части передачи дома № 7 по ул. Куйбышева и дома № 6 «б» по ул. М. Джалиля п.г.т.Уруссу, Ютазинского муниципального района, о признании незаконными действий Министерства земельных и имущественных отношений, выразившихся в передаче в муниципальную собственность п.г.т. Уруссу Ютазиснкого района дома № 7 по ул. Куйбышева и дома № 6 «б» по ул. М. Джалиля п.г.т.Уруссу, Ютазинского муниципального района.
Определением Арбитражного суда РТ от 13.07.2010 по ходатайству заявителя ненадлежащий ответчик, Исполнительный комитет Ютазинского муниципального района РТ в порядке ч.1 ст.47 АПК РФ заменен надлежащим, Исполнительным комитетом поселка городского типа Уруссу Ютазинского муниципального района РТ.
26.08.2010 заявитель уточнил редакцию требований, указав, что просит признать недействительным акт приема-передачи государственного имущества – жилищного фонда в муниципальную собственность поселка городского типа Уруссу Ютазинского района от 16.10.2006 № 081-248 в части передачи 18 квартир , указанных в п.1 постановления № 55 от 15.02.2005, в отношении привлеченного надлежащего ответчика, Исполкома п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района требования не заявил, а также ходатайствовал о восстановлении срока в порядке ч.4 ст.198 АПК РФ (л.д.86 т.1 протокол с/з). Определением суда в порядке ч.1 ст.49 АПК РФ уточнение редакции требований судом принято и в порядке ст.159 АПК РФ ходатайство от 25.08.2010 о восстановлении срока приобщено к материалам дела.
27.10.2010 заявитель направил в суд уточнение редакции требований, указав, что просит признать недействительными действия (бездействия) Министерства земельных и имущественных отношений РТ по передаче государственного имущества –жилищного фонда в муниципальную собственность на основании акта приема передачи от 16.10.2006 № 081-248 в части передачи д.7 по ул. Куйбышева и д. 6 «б» по ул. М.Джалиля п.г.т Уруссу Ютазинского района (л.д.124 т.1). Протокольным определением суда в порядке ст.49 АПК РФ уточнение судом принято (л.д.134 т.1).
Заявитель в ходе судебного разбирательства 01.12.2010 представил дополнение к заявлению, в котором вновь уточнил редакцию требований, просил признать незаконными действия ответчика, Министерства земельных и имущественных отношений РТ по передаче государственного имущества жилищного фонда в муниципальную собственность п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района на основании акта от 16.10.20106 № 081-248 в части передачи дома № 7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района РТ (л.д.37 т.2). Требование в отношении второго ответчика не заявил. Протокольным определением суда в порядке ст.49 АПК РФ уточнение требований судом принято.
Определением Арбитражного суда РТ 01.12.2010 по ходатайству заявителя в порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований 18 физических лиц, в отношении которых постановлением Исполкома Ютазинского муниципального района № 155 от 10.11.2009 отменено постановление Главы администрации Ютазинского района № 55 от 15.02.2005 и ордера на квартиры признаны не выданными.
Представитель заявителя, извещенный в порядке ст.123 АПК РФ о месте и времени судебного разбирательства, явился, требования поддержал, в отношении второго ответчика требования не сформулировал.
Представитель ответчика, Министерства земельных и имущественных отношений РТ, явился, требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав о пропуске трех месячного срока для обжалования ненормативных актов и действий (бездействия) государственных органов, установленных ч.4 ст.198 АПК РФ.
Представитель ответчика, Исполнительного комитета поселка городского типа Уруссу Ютазинского муниципального района РТ и третьего лица, Исполкома Ютазинского муниципального района РТ, явился, требования не признал, указав о пропуске срока для обжалования как ненормативного акта, так и действий (бездействия) в порядке главы 24 АПК РФ (л.д.46,63 т.1). Кроме того, представил сообщение Управления Федеральной регистрационной службы по РТ от 24.11.2006.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, 18 физических лиц, извещенные в порядке ст.123 АПК РФ о месте и времени судебного разбирательства, не явились, ФИО8 прож. в кв.8, дома 7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу; ФИО6 кв. 5, ФИО22, кв.44 представили отзывы в суд, а физические лица: ФИО5, кв.4; ФИО7, кв.7; ФИО9, кв.18; ФИО11, кв. 21; ФИО13, кв.31, ФИО23 кв.35; ФИО18, кв.37; ФИО19 кв. 38; ФИО20, кв. 39; ФИО21, кв.40 направили отзывы и документы через представителя второго ответчика, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, просили отказать в удовлетворении требований. Указанные отзывы и документы приобщены с согласия заявителя и ответчика к материалам дела в порядке ст.159 АПК РФ.
Физические лица, не представившие отзывы по делу: ФИО10, кв. 19; ФИО24 кв. 25; ФИО14 кв.33, ФИО15 кв.34, ФИО25 кв. 36 не явились, извещены в порядке ст.123 АПК РФ о месте и времени судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, актом приема-передачи от 16.10.2006 ответчик, Министерство земельных и имущественных отношений РТ передал, а ответчик, Исполком п.г.т. Уруссу в лице Главы поселка принял государственное имущество - жилищный фонд согласно Приложению, в том числе жилой дом № 7 по ул. Куйбышева, имеющий 45 жилых квартир. Постановлением Исполкома Ютазинского муниципального района от 15.02.2005 № 55 физическим лицам выделена жилая площадь по Программе ликвидации ветхого жилья по Ютазинскому району. Постановлением Исполнительного комитета Ютазинского района РТ от 10.11.2009 № 155 постановление Главы Ютазинского района № 55 от 15.02.2005 в части 18-ти квартир (п.п. 4,5,7,8,18,19,21,25,31,33-40,44) отменено и в отношении указанных квартир ордера считаются не выданными и признаны недействительными.
Решением Ютазинского районного суда от 02.02.2010 по иску Исполкома п.г.т. Уруссу Ютазинского района РТ к физическим лицам (ФИО22) о признании не приобретшим права на жилое помещение квартиры № 44 д.7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу Ютазинского района, оставленным без изменения Кассационным Определением Верховного суда РТ от 08.04.2010, исковые требования удовлетворены. Согласно решению суда общей юрисдикции установлено, что выделение квартиры гр. ФИО22 произведено с нарушением ст.57 Жилищного кодекса РФ, квартира в которой ранее проживала семья гр. ФИО22 не признана непригодной к проживанию и не была включена в Программу ликвидации ветхого жилья по Ютазинскому району, а также не были выполнены условия договора, заключенного с заявителем и гр. ФИО22 в части передачи освободившейся квартиры в ГЖФ при Президенте РТ и о доплате за представленное жилье свыше нормы предоставления жилой площади. После состоявшихся решения суда общей юрисдикции от 02.02.2010 и Кассационного Определения Верховного суда Республики Татарстан от 08.04.2010, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании акта приема-передачи государственного имущества – жилищного фонда в муниципальную собственность от 16.10.2006 № 081-248 в части передачи квартир в д.7 по ул. Куйбышева, п.г.т. Уруссу, считая действия ответчика, Минземимущества РТ и Исполкома п.г.т. Уруссу Ютазинского района нарушающими права и его законные интересы в экономической деятельности и не соответствующими Закону РТ № 69-РТ от 27.12.2004 «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», Указу Президента РТ № УП-705 от 02.09.1999 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде», Федеральному закону от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», Закону РТ от 25.11.1998 № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».
Суд, исследовав доказательства по делу, выслушав представителей сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
1. Законом Республики Татарстан от 28 апреля 2006 г. N 33-ЗРТ (утратившим силу с 01.01.2008 на основании Закона РТ от 29 декабря 2007 г. N 71) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в том числе и Ютазинский муниципальный район) были наделены государственными полномочиями Республики Татарстан в области управления государственным имуществом Республики Татарстан и земельными ресурсами: по ведению учета государственной собственности Республики Татарстан в установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан порядке; организации предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на городском, районном уровнях; по осуществлению прав собственника жилых помещений, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан, в том числе по проведению приватизации жилищного фонда.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 ноября 2006 г. N 553 утверждены условия ведения учета объектов государственной собственности Республики Татарстан органами местного самоуправления, согласно которым устанавливается порядок ведения Перечней объектов государственного жилищного фонда Республики Татарстан в рамках Реестра государственной собственности Республики Татарстан в целях установления единого по Республике Татарстан порядка учета объектов государственного жилищного фонда Республики Татарстан, расположенного в различных районах и городах республики. Порядок распространяется на все объекты государственного жилищного фонда, в том числе построенные по Программе ликвидации ветхого жилья.
Как следует из материалов дела, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.02.2004 г. N 97 "Об утверждении Инвестиционной программы Республики Татарстан на 2004 год Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан" с изменениями, внесенными Указом Президента РТ NУП-438 от 4 октября 2004 предусмотрено инвестирование 45-ти квартирного жилого дома в п. Уруссу Ютазинского района в объеме капитальных вложений в размере 26,78 млн.рублей, строительство которого осуществляло ЗАО «Инвестиционно-холдинговая компания «Татгазинвест».
Согласно Договору № 501/Ф от 08.07.2004, заключенному между ГУ «ГЖФ при Президенте РТ» и ЗАО «Инвестиционно-холдинговая компания «Татгазинвест» Фонд является инвестором строительства 45-ти квартирного жилого дома по адресу: <...>, общей площадью 3423,80 кв.м. (л.д..18 т.1). Перечнем являющимся Приложением к указанному договору инвестору передано 45 квартир общей площадью 3423,8 кв. м (л.д.21 -21 об. т.1).
Актом государственной приемочной комиссии осуществлена государственная приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта: 45-ти квартирного жилого дома по ул. Куйбышева,д.7 в р.п. Уруссу (л.д.98-100 т.1).
Постановлением Главы администрации Ютазинского района РТ от 16.12.2004 № 579 указанный акт государственной приемочной комиссии утвержден и принят в эксплуатацию (л.д.97 т.1).
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, относятся к муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2008 года обязаны обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
Распоряжением Кабинета Министров РТ от 13.06.2006 г. N 777-р принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений РТ о поэтапной передаче государственного имущества РТ в собственность муниципальных образований. Этим же распоряжением ответчику поручено предусмотреть в решениях о передаче имущества из государственной собственности РТ в муниципальную собственность установление даты возникновения права собственности на передаваемое имущество с момента его исключения из реестра государственной собственности РТ.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 20.06.2006 г. N 1492-р принято предложение Глав муниципальных образований о передаче государственного имущества в муниципальную собственность согласно актам приема-передачи, утвержден регламент по подписанию актов приема-передачи государственного имущества РТ в собственность муниципальных образований и форма выписки из перечня объектов имущества, исключенного из реестра государственной собственности РТ, в связи с передачей в муниципальную собственность.
Актом приема –передачи от 16.10.2006 № 081-248 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан во исполнение Закона РТ от 30.12.2005 № 140-ЗРТ «О наделении муниципальных образований государственными материальными ресурсами и государственными субсидиями для решения вопросов местного значения», распоряжения Кабинетам Министров РТ от 13.06.2006 № 777-р и распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 20.06.2006 № 1492-р согласно приложению на 18 листах передано в муниципальную собственность поселка городского типа Уруссу Ютазинского муниципального района государственное имущество –жилищный фонд в том числе, спорный объект - здание жилого дома № 7 по ул. Куйбышева, п.г.т. Уруссу Ютазинского района, общей площадью 3 429,4 кв.м, что подтверждается Выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования п.г.т. Уруссу (л.д.11 т.1,л.д. 2,3 т.2).
Таким образом, передача жилого фонда по акту приема передачи от 16.10.2006, в том числе: дома № 7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу Ютазинского района, осуществлено ответчиком в соответствии с прямым указанием Федерального закона.
Постановлением Главы администрации от 15.02.2005 № 55 «О выделении жилой площади» квартиры распределены физическим лицам.
До обращения заявителя в арбитражный суд, постановлением Исполнительного комитета Ютазинского муниципального района от 10.11.2009 № 155 внесены изменения в п.п. 4,5,7,8,21,31,33-40,44 постановления Главы администрации Ютазинского района РТ от 15.02.2005 № 55, в части выделения жилой площади по 18 квартирам д.7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу Ютазинского района и предоставления жилой площади по 18 квартирам, отменены, и ордера на жилые помещения признаны не выданными, поскольку выделение 18 квартир осуществлено в нарушение ст.57 ЖК РФ, граждане не нуждались в предоставлении квартир, проживали в жилых помещениях не признанных непригодными для проживания.
Кроме того, данные обстоятельства установлены решением Ютазинского районного суда РТ от 02.02.2010, вступившим в законную силу на основании Кассационного Определения Верховного суда РТ от 08.04.2010 по иску Исполнительного комитета п.г.т. Уруссу Ютазинского района к гр. ФИО22, согласно которому удовлетворен иск Исполкома о признании не приобретшими права на жилое помещение, права пользования жилым помещением в кв. 44 , д.7 по ул. Куйбышева, п.г.т. Уруссу и о выселении их в ранее занимаемое жилое помещение и отказано в удовлетворении встречного иска С-вых к Исполкому о признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения.
Судом общей юрисдикции установлено, что между ГЖФ при Президенте РТ и гр. ФИО22 заключен договор о доплате за жилую площадь, предоставленную сверх установленной нормы предоставления жилой площади размере 323 095,50 рублей и передаче освободившейся 2-х комнатной квартиры Фонду, условия которой гр. С-вы не выполнили (л.д.75 т.1).
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
До обращения заявителя в арбитражный суд, постановлением Исполнительного комитета Ютазинского муниципального района от 10.11.2009 № 155 внесены изменения в п.п. 4,5,7,8,21,31,33-40,44 постановления Главы администрации Ютазинского района РТ от 15.02.2005 № 55, в части выделения жилой площади по 18 квартирам д.7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу Ютазинского района и предоставления жилой площади по 18 квартирам, отменены, и ордера на жилые помещения признаны не выданными, поскольку выделение 18 квартир осуществлено в нарушение ст.57 ЖК РФ, граждане не нуждались в предоставлении квартир, проживали в жилых помещениях не признанных непригодными для проживания.
Между тем, физическими лицами, привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: ФИО5, кв.4; ФИО6 кв. 5; ФИО7, кв.7; ФИО8 кв.8, ФИО9, кв.18; ФИО11, кв. 21; ФИО13, кв.31, ФИО23 кв.35; ФИО18, кв.37; ФИО19 кв. 38; ФИО20, кв. 39; ФИО21, кв.40 суду представлены договоры мены от 2007-2009, заключенные между Исполнительным комитетом п.г.т. Уруссу и физическими лицами, которым представлены квартиры по постановлению Главы Ютазинского района № 55 от 15.02.2005. Физические лица приняли на себя обязательства в течение 10 лет с момента заключения договора мены выплатить разницу стоимости представленных квартир, площадь которых превышает предоставляемую норму жилой площади, указанные договоры мены зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службой по РТ и выданы Свидетельства о государственной регистрации права в 2007-2009. Свидетельства о государственной регистрации права физических лиц на договоры мены квартир в д.7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района никем не оспорены и являются действующими. Иных доказательств не представлено.
Таким образом, доводы заявителя, что обжалуемыми действиями Министерства по передаче ненормативным актом от 16.10.2006 нарушены имущественные права Фонда, а именно Фондом не получены 4 672 660 рублей, являющиеся разницей в дополнительной площади, представленной Исполкомом не могут являться основанием для удовлетворения требований фонда, поскольку заявителем обжалуются действия Министерства по передаче всего дома № 7, тогда как незаконное распределение установлено судом общей юрисдикции лишь по одной квартире № 44, кроме того, постановлением Исполкома Ютазинского муниципального района от 10.11.2009 № 155 внесены изменения в п.п. 4,5,7,8,21,31,33-40,44 постановления Главы администрации Ютазинского района РТ от 15.02.2005 № 55 в части выделения жилой площади по 18 квартирам.
Из представленных физическими лицами дополнительных документов к делу следует, что Исполкомом п.г.т. Уруссу и физическими лицами заключены договоры мены, зарегистрированные в установленном законом порядке и имеют Свидетельства о государственной регистрации права, которые являются действующими. Пунктами 1.4, 1.5 Договоров установлено, что освободившиеся квартиры после предоставления квартир в д.7 по ул. Куйбышева переходят в собственность Исполкома муниципального образования п.г.т. Уруссу, а денежные средства, составляющие разницу в предоставляемой жилой площади по норме предоставления перечисляется на расчётный счёт муниципального образования.
Следовательно, между Фондом и Исполкомом возникли гражданско-правовые отношения, поскольку в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан № УП-705 от 02.09.1999 «О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом фонде» предусматривалось, что денежные средства, полученные за предоставленное за плату благоустроенные жилые помещения размером более установленной нормы предоставления жилой площади направляются на пополнение средств Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан для выполнения его уставных задач.
Требования к Исполнительному комитету п.г.т. Уруссу Фондом не заявлены. Доказательств обжалования действий Исполкома муниципального образования о зачислении денежных средств вопреки Указу Президента РТ № УП-705 от 02.09.1999 на счёт муниципального образования, поступающих от граждан за дополнительную площадь, представленную сверх предоставляемой нормы, суду не представлено.
Суд считает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, в силу положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец (заявитель) избрал способ защиты нарушенного права, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление прав, либо обратился за защитой прав в порядке, не предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, его требования не могут быть удовлетворены.
2. Кроме того, для признания незаконным действий (бездействия) государственного органа необходимо учитывать требования ч.4 ст.198 АПК РФ, в соответствии с которыми заявление о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О даны разъяснения, что установление причин пропуска срока подачи жалобы, осуществляется судом, к ведению которого относится решение вопроса о принятии жалобы к производству, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством исследования и оценки, представленных заявителем доказательств, обосновывающих ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Оценивая эти доказательства, суд определяет, имеются ли причины, препятствовавшие своевременно подать жалобу лицу, обратившемуся с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, которые могут быть признаны судом уважительными.
Заявителем подано ходатайство о восстановлении срока для подачи настоящего заявления, в котором уважительной причиной пропуска срока указано, что о нарушении прав и законных интересов Фонда заявителю стало известно лишь в рамках рассмотренного дела Ютазинского районного суда РТ от 02.02.2010, вступившего в законную силу на основании Кассационного Определения Верховного Суда РТ от 08.04.2010 по иску Исполкома п.г.т. Уруссу Ютазинского района к гр. ФИО22 о признании не приобретшим права на жилое помещение и пользования жилым помещением в кв.44 д.7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу Ютазинского района и о выселении, встречному иску С-вых о признании права собственности на жилье. Указанным решением суда общей юрисдикции требования истца удовлетворено, во встречном иске ответчика отказано. Постановлением Исполкома Ютазинского муниципального района № 155 от 10.11.2009 пункты 4,5,7,8,21,31,33-40,44 постановления Главы администрации Ютазинского района РТ от 15.02.2005 № 55 в части выделения жилой площади по 18-ти квартирам д.7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу Ютазинского района отменено и ордера на жилые помещения признаны не выданными и недействительными, однако, по мнению заявителя, последствия отмены Исполкомом не применены, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением (л.д.73-74 т.1).
Судом по рассматриваемому делу установлено, что заявитель еще 21.08.2008 за исх. № 5951 направил письмо Главе Ютазинского муниципального района, в котором указал, что Фонду известно о переселении 18 семей, не включенных в Программу ликвидации ветхого жилья («нецеливики»), и улучшении своих жилищных условий путем обмена «вторичных» квартир. При этом во «вторичные» квартиры заселены семья, включенные в Программу ликвидации ветхого жилья, доплата за обмен в Фонд не поступила . Этим же письмом Фонд разъяснил порядок оформления в собственность квартир «гражданами –нецелевиками» (л.д.48 т.1).
Кроме того, заявитель по Определению Ютазинского районного суда РТ от 27.10.2009 привлекался к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по иску Исполкома п.г.т. Уруссу к ФИО22 о признании недействительным договора приобретения права пользования дополнительной жилой площади (предоставленной постановлением № 55 от 15.02.2005), следовательно, о передаче Исполкомом квартир «нецелевикам» и о распределении дополнительной площади сверх нормы предоставления жилой площади, заявитель не знать не мог (л.д.---т.2).
Доводы заявителя, что стало известно о нарушении прав после состоявшегося решения суда общей юрисдикции по иску Исполкома к гр. ФИО22, которое вступило в законную силу после рассмотрения Верховным судом 08.04.2010, судом отклоняется, поскольку решение суда общей юрисдикции принято 02.02.2010, Фонд же обратился в арбитражный суд 03.06.2010, то есть по истечении трехмесячного срока. В совокупности с ранее указанными письмами, направленными Фондом в адрес Главы Ютазинского муниципального района 21.08.2008 суд считает, что о нарушении прав и законных интересов Фонду стало известно в 2008 году.
Следовательно, заявитель не мог не знать о нарушении его прав и интересов оспариваемым актом приема-передачи от 16.10.2006, а обращение в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства земельных и имущественных отношений РТ имело место лишь 03.06.2010. Суд, исследовав вопрос о наличии уважительных причин для восстановления срока на обращение в суд, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, считает, что представленные доказательства ответчиком о пропуске срока подтверждается материалами дела: судебным актом суда общей юрисдикции от 02.02.2010, письмами от 2007-2008 года, Ответчики также заявили о пропуске заявителем срока для обжалования акта приема-передачи от 16.10.2006.
Пропуск данного срока без наличия уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, при этом заявитель не лишается возможности судебной защиты его прав иными способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ.
Таким образом, заявленные требования к Министерству земельных и имущественных отношений республики Татарстан подлежат отклонению.
В отношении второго ответчика, Исполнительного комитета п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района РТ заявитель сформулированных требований не представил, следовательно, производство по делу в отношении Исполкома п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района подлежит прекращению.
В соответствие со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям. Поскольку в удовлетворении требований заявителя отказано, то уплаченная им государственная пошлина в сумме 2000 рублей взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.110, 112, 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» к Министерству земельных и имущественных отношений РТ о признании незаконными действий (действия) по передаче государственного имущества жилищного фонда в муниципальную собственность п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района на основании акта приема-передачи от 16.10.2006 № 081-248 в части передачи дома № 7 по ул. Куйбышева п.г.т. Уруссу, отказать.
В отношении ответчика Исполнительного комитета п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района РТ производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течении одного месяца в установленном законом порядке.
Судья Р.Р. Сальманова.