Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
г. Казань Дело № А65-14076/2015
августа 2015 года .
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ситдикова Б.Ш., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Общества с ограниченной ответственностью «Апекс», г.Казань к Территориальному управлению в Республике Татарстан Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Минфина России об отмене постановления №221В/2015П от 02.06.2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Апекс», г.Казань (далее – заявитель) обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению в Республике Татарстан Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Минфина России (далее – ответчик) об отмене постановления №221В/2015П от 02.06.2015.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015г. произведена замена судьи Насырова А.Р. на судью Ситдикова Б.Ш. в порядке ст. 18 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2015 о принятии заявления к производству лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 142, 227, 228 АПК РФ.
Ответчик направил отзыв на заявление, материалы административного дела, просит отказать в удовлетворении заявления.
Заявитель направил возражения на отзыв ответчика.
Как следует из материалов дела, административным органом было установлено, что между ООО «Апекс» (Покупатель) и фирмой «Aragsrl» (Продавец), Италия заключен контракт №19/2009 от 19.11.2009 (далее - контракт).
Предмет контракта: «Продавец продаёт, а Покупатель покупает продукцию части для сельскохозяйственных распылителей) (далее - товар) в ассортименте указанном в приложениях».
Сумма контракта: 4.000.000,00 евро. Единица валюты платежа: евро.
Согласно п. 13.4 контракта: настоящий контракт действует в течение двух лет со дня подписания контракта. Срок действия контракта до 31.12.2016.
28.01.2010 ООО «Апекс» оформлен в филиале ОАО «Сбербанк России» -Ленинское отделение №6672 паспорт сделки (ПС) №10010006/1481/1481/2/0.
29.08.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения сведений о юридическом адресе ООО «Апекс» (подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ №129020816201403880979 от 29.08.2014).
Изменения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, затрагивали сведения, указанные ООО «Апекс» в ранее оформленном ПС №10010006/1481/1481/2/0 (п.1.2 «Адрес» раздела 1 «Сведения о резиденте»).
В соответствии с требованиями пункта 8.4 Инструкции № 138-И ООО «Апекс» необходимо было представить в банк ПС заявление о переоформлении ПС, документы и информацию, которые необходимы для переоформления ПС об изменении юридического адреса ООО «Апекс» в срок не позднее 10.10.2014 (дата совершения правонарушения - 11.10.2014, место совершения правонарушения - 420006, Российская Федерация, <...>).
Нарушая требование пункта 8.4 Инструкции № 138-И, переоформленный ПС №10010006/1481/1481/2/0 и документы, подтверждающие изменение юридического адреса, ООО «Апекс» в банк ПС представлены 15.10.2014. Нарушение срока составило 5 календарных дней.
Административный орган пришел к выводу о том, что при осуществлении внешнеторговой деятельности в рамках контракта № 19/2009 от 19.11.2009 ООО «Апекс» нарушены требования, установленные п.8.4 Инструкции № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», выразившееся в непредставлении в установленные сроки в банк ПС, переоформленный ПС № 10010006/1481/1481/2/0 и документов, подтверждающих изменение юридического адреса.
По факту выявленного нарушения был составлен протокол об административном правонарушении от 20.05.2015г., на основании которого ответчиком вынесено постановление о назначении административного наказания №221В/2015П от 02.06.2015г. в соответствии с ч.6. ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что административным органом при назначении наказания не учтено то, что в 2014году было два региональных праздника, а именно 30.08.2014г. – День города и 04.10.2014г. – Курбан Байрам, следовательно, нарушение составило 1 день, в связи с чем, заявитель просит применить ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон), Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Пункты 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона устанавливают следующие требования - резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Пункты 1) и 2) части 2 статьи 24 Закона устанавливают следующие требования - резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1)представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;
2)вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (часть 1).
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (часть 2).
Согласно пункту 8.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 №138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) резидент, при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.
Согласно пункту 8.3 Инструкции №138-И, одновременно с заявлением о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС (в случае, установленном пунктом 7.10 настоящей Инструкции, - при их наличии), за исключением случая, установленного пунктом 8.8 настоящей Инструкции.
Согласно абзацу 3 пункта 8.4 Инструкции № 138-И при изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с требованиями пункта 8.4 Инструкции № 138-И ООО «Апекс» необходимо было представить в банк ПС заявление о переоформлении ПС, документы и информацию, которые необходимы для переоформления ПС об изменении юридического адреса ООО «Апекс».
Между тем, административный орган указал, что документы необходимо было представить срок не позднее 10.10.2014 (дата совершения правонарушения - 11.10.2014, место совершения правонарушения - 420006, Российская Федерация, <...>).
Нарушая требование пункта 8.4 Инструкции № 138-И, переоформленный ПС №10010006/1481/1481/2/0 и документы, подтверждающие изменение юридического адреса, ООО «Апекс» в банк ПС представлены 15.10.2014. Нарушение срока составило 5 календарных дней.
Между тем, административным органом не учтено следующее.
Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Из пунктов "б" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По смыслу части 3 статьи 11, частей 2 и 5 статьи 76, статей 72, 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 20-ПВ11 указано, что анализ положений норм Конституции Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации не исключается право на соответствующей территории объявить нерабочие (праздничные) дни по поводу религиозных праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам.
Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 19.02.92 N 1448-ХII "О праздничных днях и памятных датах Республики Татарстан" в редакции Закона Республики Татарстан от 14.10.2010 N 74-ЗРТ Ураза-байрам в Республике Татарстан объявлен нерабочим праздничным днем.
Указом Президента Республики Татарстан от 01.07.2014 N УП-623 "Об определении дней проведения праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в 2014 году" определено, что 04.10.2014 является началом проведения праздника Ураза-байрам.
В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
Следовательно, праздничные нерабочие дни 30.08.2014г.- перенесенный рабочий день на 01.09.2014г. и 04.10.2014г. не должны учитываться при подсчете дней, таким образом, срок предоставления документов 14.10.2014г. Заявителем срок нарушен на 1 день.
На основании изложенного, ООО «Апекс» не соблюдены требования п.6.1 Инструкции №138-И, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ - нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Таким образом, ООО «Апекс» нарушен порядок осуществления валютных операций, установленный п.6.1 Инструкции № 138-И, который является составной частью правил оформления паспортов сделок, установленных Инструкцией № 138-И. Дата совершения правонарушения -01.05.2014. Место совершения правонарушения - 422624, Республика Татарстан, <...>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о не принятии заявителем всех необходимых мер для соблюдения требований закона, и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено.
Довод заявителя о применении ст. 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 25 Закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение резидентами требований п.8.3 Инструкции № 138-И установлена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ - нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.
Исходя из изложенного, ООО «Апекс» за совершенное административное правонарушение привлечено к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ - нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Объектом административного правонарушения установленного в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ являются правоотношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. О высокой степени общественной опасности посягательств на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка, свидетельствуют годичный срок давности привлечения к административной ответственности, ужесточение требований валютного законодательства в части сокращения сроков по предоставлению резидентами органам и агентам валютного контроля отчетов по проводимым валютным операциям. Целью Закона N 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Следовательно, валютные операции признаются государством сферой особого контроля.
Совершенное заявителем правонарушение посягает на осуществление контрольных функций со стороны агентов валютного контроля.
В качестве существенной угрозы охраняемым общественным отношениям суд в данном случае расценивает пренебрежительное отношение заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Кроме того, закон лишь предоставляет право, но не обязывает судью, орган, полномочные решать дела об административных правонарушениях, применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, а такие обстоятельства, как личность и имущественное положение лица, добровольное устранение последствий правонарушения, предотвращение вредных последствий административного правонарушения, привлечение к административной ответственности впервые не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют сведения об объективных препятствиях для своевременного исполнения заявителем публично-правовой обязанности, а равно о принятии исчерпывающих мер для соблюдения требований валютного законодательства, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Неустранимые сомнения в виновности Общества отсутствуют.
ООО «Апек» привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения. Административный штраф назначен с соблюдением требований статей 4.1 и 4.3 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку факт правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не установлено, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, в размере 40 000 рублей, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Б.Ш.Ситдиков