ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-15169/2019
Дата составления мотивированного решения – августа 2019 года .
Дата резолютивной части – 29 июля 2019 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Андреева К.П., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Тэмпо-Логистик", Тукаевский район д.Старое Клянчино (ОГРН 1151674002468, ИНН 1639051410) к Обществу с ограниченной ответственностью "Актив+", Тукаевский район, с.Большая Шильна (ОГРН 1151674002424, ИНН 1639051385) о взыскании 00.00 руб. ущерба,
установил:
Истец Общество с ограниченной ответственностью "Тэмпо-Логистик", Тукаевский район д.Старое Клянчино обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью "Актив+", Тукаевский район, с.Большая Шильна, о взыскании 50000.00руб. ущерба.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.06.2019г. о принятии искового заявления к производству лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 142, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец, ответчик надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
29.07.2019г. судом вынесена резолютивная часть решения.
От истца поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между истцом, ООО «ТЭМПО-Логистик» (перевозчик) и ответчиком, ООО «Актив+» (заказчик) была заключена договор-заявка №Л/347 от 20.11.2018г. на перевозку груза - ЖБИ панели 20т. по маршруту г. Подольск - г. Новосибирск. Данную перевозку осуществлял водитель ФИО1 на транспортных средствах - тягач Камаз г/н <***> и полуприцеп г/н АУ9450/16.
При этом истец и ответчик в заявке к договору согласовали, что тип транспортного средства должен быть тентованный полуприцеп.
Согласно транспортной накладной №4367 от 21.11.2018г. в транспортное средство было загружено 19,675 тонн груза.
После совершения поездки в адрес истца поступил протокол 16 ТЮ от 14.01.2019г., акт определения весовых параметров транспортного средства №182 от 22.01.2018г., постановление по делу об административном правонарушении УИН 18810316192065247697 от 17.01.2019г.
Согласно вышеуказанным документам 22.11.2018г. в 09 часов 02 минуты на 88 км. автодороги Чистополь - Нижнекамск на весовом контроле был задержан а/м Камаз г/з Х286ЕС/П6, полуприцеп г/н АУ9450/16 под управлением водителя ФИО1. В результате взвешивания было установлено превышение допустимых нагрузок на 4ой и 5ой оси, превышение достигло 5,1% и 2,2%, что является нарушением ч.2 ст.31 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановлением №18810316192065247697 от 17.01.2019г. истца привлекли к административной ответственности по ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде уплаты штрафа в размере 100 000 руб.
На основании ст.32.2 КоАП РФ истцом был оплачен штраф в половинном размере 50 000 руб., что подтверждается платежным поручением №616 от 05.02.2019г.
26.02.2019 №166/2354 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить 50 000 руб. убытков как заказчику перевозки груза, не обеспечившему надлежащее размещение и укладку груза в транспортном средстве, однако ответчик ущерб не возместил, что послужило основанием для обращения в суд с исковом заявлении о взыскании 50 000 руб. ущерба.
Истцом полагает, что превышение массы ТС и превышение нагрузки на ось явилось результатом того, что ответчик не обеспечил надлежащую погрузку в транспортное средство, что повлекло для истца необоснованные убытки в виде штрафа в результате привлечения к административной ответственности.
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Кодекса.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По требованию о взыскании убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, лицо, требующее их возмещения, должно доказать наличие одновременно следующих условий: противоправность действий ответчика, факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, предусмотренной транспортным уставом или кодексом (части 1 и 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом, ООО «ТЭМПО-Логистик» (перевозчик) и ответчиком, ООО «Актив+» (заказчик) была заключена договор-заявка №Л/347 от 20.11.2018г. на перевозку груза - ЖБИ панели 20т. по маршруту г. Подольск - г. Новосибирск. Данную перевозку осуществлял водитель ФИО1 на транспортных средствах - тягач Камаз г/н <***> и полуприцеп г/н АУ9450/16.
При этом истец и ответчик в заявке к договору согласовали, что тип транспортного средства должен быть тентованный полуприцеп.
Согласно ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя; на должностных лиц, ответственных за перевозку, на юридических лиц, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства.
Частью 2 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленными транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрическою транспорта" установлено, что погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера -грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма права содержится в пункте 15 статьи 31 Закона N 257-ФЗ.
В силу статьи 23.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
На основании пункта 23.2 ПДД перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
Согласно пункту 11 статьи 11 Устава автомобильного транспорта грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить нарушения установленного порядка погрузки груза в транспортное средство, контейнер, за исключением случая, если погрузка груза осуществляется перевозчиком. В случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки.
Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза (§ 14 раздела 5 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971).
Согласно пункту 26 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в пункте 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.
В соответствии с п. 23 указанных Правил, пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.
Вышеуказанные положения закона регулируют правоотношения между грузоотправителем и перевозчиком, возлагая на последнего обязанности исключительно по проверке размещения, крепления и состояния груза во избежание его падения, создания помех для движения. В то время как лица, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае в обязанности истца, как лица, осуществляющего на профессиональной основе перевозку груза, входил контроль правильности погрузки груза в транспортное средство.
Из транспортной накладной N 4367 от 21.11.2018 следует, что груз массой 19,675 т. принят к перевозке у грузоотправителя ООО "Проект-Девелопмент" водителем ФИО1, погрузка груза в транспортное средство осуществлялась грузоотправителем и истцом. Из материалов дела не следует, что ответчик принимал какое-либо участи в погрузке груза. Договор-заявка N Л/347 от 20.11.2018 не содержит условий об обязанностях ответчика по проверке весовых характеристик перевозимого груза.
Следовательно, ответчик, действуя разумно и добросовестно, вправе был исходить из достоверности массы перевозимого груза, указанного в договоре-заявке и накладной, а именно 19,675 тонн.
Учитывая тот факт, что ответчик не присутствует в месте осуществления погрузки транспортных средств, грузоотправителем являлся ООО «Проект-Девелопмент», то согласование вида груза, его вес, а также требования к транспортному средству осуществляется до осуществления перевозки.
Учитывая тот факт, что каких-либо требований к грузоотправителю - ООО «Проект-Девелопмент» не имеется, а также отсутствия обращений к ответчику с какими-либо сомнениями или вопросами касающимися груза, истец проконтролировал и убедился в соответствии заявленного веса груза и правильности его расположении в транспортном средстве.
Согласно акту определения весовых параметров транспортного средства от 22.11.2018г. №182 превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства составила: на 3 ось – 20 кг, 4 ось – 460 кг, 5 ось – 240 кг.
Таким образом, причиной превышения полной массы транспортного средства послужил не груз, а его распределение внутри транспортного средства.
Данный факт полностью подтверждается представленным истцом актом весового контроля транспортного средства.
Из материалов дела следует, что истец привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, как лицо, осуществлявшее перевозку груза и владелец транспортного средства.
По смыслу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации между возникновением убытков и неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательства либо действием (бездействием) причинителя вреда должна быть причинная связь, т.е. объективно существующая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует во времени другому (следствию) и с необходимостью порождает его.
Погрузочные работы с нарушением, превышение при погрузке общей допустимой массы транспортного средства и нагрузок на оси сами по себе не могли породить привлечение истца к административной ответственности. К таким последствиям привело неисполнение работниками истца обязанностей по контролю за погрузочными работами и осуществление движения по автомобильной дороге без специального разрешения.
При этом исходя из положений ст. 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
С учетом установленного Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрета на осуществление движения по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, действующее законодательство предусматривает получение специальных разрешений именно лицами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, а не заказчиком перевозки или грузоотправителем.
Таким образом, наложение на истца штрафа в административном порядке обусловлено действиями (бездействием) самого истца, и именно истец был признан виновным в совершении правонарушения.
В нарушение ст.9, ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательства вины ответчика в причинении истцу заявленных убытков, не доказал противоправность его действий и причинно-следственную связь между этими действиями и наступившими для истца последствиями.
Необходимым условием для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца убытков является факт представления истцом суду допустимых, относимых и бесспорных доказательств, подтверждающих факт возникновения убытков в имущественной сфере истца, их размер, а также доказательств наличия причинно-следственной связи между виновными действиями ответчика и возникновением убытков.
При отсутствии хотя бы одного из условий мера гражданской ответственности в виде возмещения убытков не может быть применена.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о недоказанности истцом совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, поскольку отсутствует непосредственная причинно-следственная связь между действиями ответчика как заказчика и привлечением истца к ответственности в виде штрафа по делу об административном правонарушении - превышении допустимой нагрузки на ось т/с без специального разрешения.
Из материалов дела не следует, что ответчик непосредственно осуществлял погрузку; что обязан был осуществить взвешивание перевозимого груза; что действуя разумно и обоснованно мог избежать привлечения истца к административной ответственности.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 8, 15, 393, 401, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2.6.1, 12.21.1, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 4, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 11, 29, 31, 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", суд оснований для удовлетворения иска не находит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате госпошлины относятся на истца.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л :
В иске отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья К.П. Андреев