АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп. 1 под. 2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-17351/2008-СА1-42
Резолютивная часть объявлена 09 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2008 года.
«16» декабря 2008 г. Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Салмановой Р.Р., рассмотрев по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Татспиртпром», г. Казань к Управлению Федеральной налоговой службы по РТ, г. Казань с привлечением соответчиков ФНС России, г. Москва и ФГУП «Гознак», г. Санкт-Петербург о признании незаконным бездействия должностных лиц, о понуждении вернуть денежные средства в размере 477256,30 рублей,
при участии:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 01.01.2008 г.,
от ответчиков:
- Управление ФНС России по РТ – представители ФИО2 по доверенности от 30.10.2008 г., ФИО3 по доверенности от 30.10.2008 г., ФИО4 по доверенности от 14.07.2008 г.,
- ФНС России – не явились,
- ФГУП «Гознак» - представитель ФИО5, по доверенности от 16.05.2008 г.,
от лица, ведущего протокол судебного заседания – судья Сальманова Р.Р.,
У С Т А Н О В И Л :
ОАО «Татспиртпром» (далее – заявитель) обратилось к Управлению Федеральной налоговой службы по РТ (далее – ответчик) с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц, о понуждении вернуть денежные средства в размере 477256,30 рублей.
Определением Арбитражного суда РТ от 30.10.2008 г. по ходатайству ответчика и с согласия представителя заявителя к участию в деле привлечены в качестве соответчиков: Федеральная налоговая служба России и ФГУП Гознак Министерства финансов Российской Федерации.
Представители ответчика, УФНС России по РТ, извещенные в порядке ст.123 АПК РФ, явились, требования не признали по основаниям, указанным в отзыве.
Соответчик, Федеральная налоговая служба России, требования не признала по основаниям, указанным в отзыве, ходатайствовала о рассмотрении без участия представителя.
Соответчик, ФГУ «Гознак», ходатайствовал об исключении его из числа соответчиков, поскольку дополнительных заявлений в материалах дела с конкретными требованиями к соответчикам не имеются.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования к первому ответчику, УФНС России по РТ поддержал, в отношении соответчиков Федеральной налоговой службы России и ФГУП «Гознак» просил об исключении их из числа соответчиков, поскольку не имеет к ним самостоятельных требований в связи с тем, что денежные средства на покупку федеральных специальных марок на маркировку алкогольной продукции были перечислены в УФНС РФ по РТ, ходатайствовал об оставлении в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФГУП «Гознак».
Протокольным определением суда в порядке ст.49,159 АПК РФ, с учетом мнения представителей ответчика УФНС России по РТ, возражавших в удовлетворении ходатайства заявителя, а также представителя соответчика, ФГУП «Гознак», поддерживающего указанное ходатайство, суд исключает ФНС России и ФГУП «Гознак» из числа соответчиков, оставив ФГУП «Гознак» в числе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Как следует из материалов дела, заявитель 09.04.2008 г. обратился в УФНС РФ по РТ и Министерство Финансов РФ с заявлением о возврате имеющейся переплаты в сумме 477256,30 руб. за федеральные специальные марки утвержденными Постановлением Правительства РФ № 212 от 11.04.2003 г. «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца».
Управлением ФНС РФ по РТ на вышеуказанное заявление о возврате имеющейся переплаты дан ответ № 10-01-36/007214 от 22.04.2008 г. о невозможности возврата денежных средств, поскольку вопрос возврата указанной переплаты решается вышестоящим налоговым органом (л.д. 40).
ФНС России (аналитическое управление), рассмотрев письмо заявителя, дало поручение № 1-6-03/000076@ от 10.06.2008 г. Управлению ФНС РФ по РТ рассмотреть обращение в установленном порядке и направить ответ заявителю (л.д. 41).
Считая, что бездействие УФНС РФ по РТ, выраженное в не возврате имеющейся переплаты в сумме 477256,30 руб. за федеральные специальные марки незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав доказательства по делу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N171-O3 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.
В силу п. 3 той же статьи федеральная специальная марка, акцизная марка и региональная специальная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в п. 2 настоящей статьи, и осуществление контроля за уплатой налогов.
Региональная специальная марка, кроме того, является подтверждением проведения субъектом Российской Федерации специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции на указанной территории.
Порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектом Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ.
Согласно п. 8, 9 Общих требований к порядку выдачи региональных специальных марок и их образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N723 (утратило силу с 01.01.2006г.) выдача марок организациям, осуществляется территориальными налоговыми органами Министерства РФ по налогам и сборам по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявок этих организаций только после вынесения ими авансовых платежей по акцизам за алкогольную продукцию.
В цену марки включаются расходы на ее изготовление, хранение, доставку и налог на добавленную стоимость, а также затраты, связанные с нанесением на марку штрих-кода и с осуществлением субъектом РФ специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для маркировки. Цена марки относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Постановлением Правительства РФ № 785 от 21 декабря 2005 г. «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» с 21 декабря 2005г. были отменены для использования федеральные специальные марки, образец которых был введен Постановлением Правительства РФ №212 от 11 апреля 2003г. «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца».
26.12.2005г. первоначальный текст Постановления №785 опубликован в изданиях «Собрание законодательства российской Федерации» №52 и 28.12.2005г. в «Российской газете» №293 и вступил в силу с 01.01.2006г., за исключением пунктов 4-6, вступивших в силу с даты первого официального опубликования Постановления, то есть с 26.12.2005г.
Подпунктом «а» пункта 6 Постановления №785 на Федеральную налоговую службу по состоянию на 31.12.2005г. возложено обеспечение проведения инвентаризации остатков федеральных специальных марок, введенных Постановлением №212, в территориальных налоговых органах, организациях, осуществляющих производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что заявителем в декабре месяце 2005 г. произведена оплата за федеральные специальные марки «старого образца» платежными поручениями №№ 17711, 17710, 17705, 17713, 17698, 17714, 17707, 17709, 17715, 17718, 17702, 17700, 17704от 01.12.2005 г.; № 17704 от 02.12.2005 г.; №17704 от 05.12.2005 г.; №№ 18509, 18510, 18507, 18508, 18511 от 16.12.2005 г. (л.д. 11 – 31) на общую сумму 8274095 руб., тогда как, за декабрь месяц 2005 г. были получены оплаченные марки по накладным № 54, 57, 58, 60 (л.д. 32 – 38) на общую сумму 7808704,20 руб.
Следовательно, у заявителя имеется переплата за федеральные специальные марки в сумме 477256,30 руб., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов, составленным ОАО «Татспиртпром» и УФНС РФ по РТ за период с 01.12.2005 г. по 01.01.2006 г. (л.д. 39).
Довод ответчика о том, что установленный порядок приобретения федеральных специальных марок не предусматривает возможности возврата денежных средств, уплаченных на условиях их предварительной оплаты, судом отклоняется по следующим основаниям.
Пунктом 5 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.
В соответствии с п. 3 ст. 203 НК РФ по истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявление о возврате имеющейся переплаты в сумме 477256,30 руб. подано заявителем в инспекцию 09.04.2008 г.
Однако налоговый орган в нарушение п. 3 ст. 203 НК РФ не принял решения о возврате заявителю сумм акцизов в течение двух недель после получения соответствующего заявления.
В соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд установил и налоговым органом не оспаривается, что общество переплатило за федеральные специальные марки в сумме 477256,30 руб., сведения о переплате названного налога в лицевой карточке общества подтверждается налоговым органом.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о недопустимости лишения заявителя своего права на возврат спорной суммы, поскольку нарушает защищенные ст. 8 Конституции РФ его права и законные интересы, направленные на свободное обращение финансовых средств, изначально являющихся по праву его собственностью.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь Федеральным законом от 31.12.2005 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (согласно которому оборот алкогольной продукции, маркированной по 31.12.2005 в установленном порядке, допускался по 30.06.2006 включительно), пришел к выводу о том, что ОАО «Татспиртпром» в спорном налоговом периоде являлось плательщиком акцизов, что соответствующая переплата имелась и требование Общества о возврате спорной суммы является обоснованным.
На основании вышеизложенного, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по госпошлине суд в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика по делу.
Руководствуясь ст.110, 112, 167-169, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной налоговой службы по РТ, г. Казань выраженное в не возврате ОАО «Татспиртпром», расположенного по адресу: РТ, г. Казань, уд. Декабристов, д. 81, зарегистрированного в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>, переплаты за федеральные специальные марки в сумме 477256 (четыреста семьдесят семь тысяч двести пятьдесят шесть) руб. 30 коп.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по РТ, г. Казань устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Татспиртпром» путем принятия соответствующего решения о возврате переплаты за федеральные специальные марки в сумме 477256 (четыреста семьдесят семь тысяч двести пятьдесят шесть) руб. 30 коп.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по РТ, г. Казань в пользу ОАО «Татспиртпром» судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 (две тысячи) руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения в апелляционную инстанцию и в двух месячный срок со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Р.Р. Сальманова