ул. Ново-Песочная, д.40, г. Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А65-18925/2016
Дата принятия решения: ноября 2016 года .
Дата объявления резолютивной части: 17 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Юшкова А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Аверс", г. Мытищи (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее истец) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛАК-Авто", г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее ответчик) о взыскании 1 652 865 руб. суммы убытков; с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Страховая Компания «Согласие», г. Москва; ООО «Летас», г. Санкт-Петербург;
с участием:
от истца: ФИО1, представитель, доверенность от 10.05.2016г.;
от ответчика: ФИО2, представитель, доверенность от 01.04.2016г.;
от СК «Согласие»: ФИО3, представитель, доверенность от 15.06.2016г.;
от ООО «Летас»: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику о взыскании 1 652 865 руб. суммы убытков.
В представленном отзыве ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В представленных возражениях истец с доводами ответчика не согласился.
СК «Согласие» в письменных пояснениях просила в иске отказать.
ООО «Летас» представило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В порядке ст.156 АПК РФ предварительное заседание проведено в отсутствие ООО «Летас».
В судебном заседании истец просил иск удовлетворить, ходатайствовал о приобщении к делу копии акта сверки взаимных расчетов с ООО «Летас» от 7.11.2016г.; постановлении от 12.05.2016г., 18.06.2016г.
Ответчик и СК «Согласие» просили в иске отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего:
Сторонами был заключен договор об организации перевозок автомобильным транспортом № 40 от 12 февраля 2016 года (далее договор). В соответствии с условиями указанного договора, на основании договора-заявки ответчик обязался предоставить истцу транспортное средство для перевозки товара, а истец в свою очередь обязался оплатить услуги ответчика.
В обоснование своих требований истец указал, что во исполнение указанного договора был подписан договор-заявка на оказание транспортных услуг № 199 от 17.02.2016 г. (далее заявка) для перевозки овощной продукции от поставщика ООО «Летас» находящегося в г. Санкт-Петербург на склад истца, расположенный по адресу: <...>. В данной заявке были отражены основные данные и сведения необходимые для перевозки: пункт погрузки, адрес разгрузки, наименования и регистрационные данные автотранспортного средства, а также паспортные данные водителя автотранспортного средства.
Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными Уставами и Кодексами, а ответственность сторон по этим перевозка определяются соглашением сторон, если транспортными Уставами и Кодексами не установлено иное.
На основании договора и заявки для перевозки продукции была предоставлена автомашина DAF государственный номер <***> с автоприцепом (рефрижератор) государственный номер АХ6286 63, водитель автомашины ФИО4 (паспорт <...>, выдан УФМС России по Самарской области в ленинском районе города Самары, 10.12.2014 г.).
Поставщик ООО «Летас» в присутствии представителя истца ФИО5 (финансовый директор) передал истцу по расходной накладной № 160 от 17.02.2016 г. овощную продукцию на сумму 1 875 885 руб. После погрузки автомашины представитель истца опломбировал рефрижератор, передал сопроводительные документы на перевозимую продукцию (п. 2.2.4. договора), согласовал маршрут движения, сроки доставки, а так же адрес разгрузки, которые отражены в заявке. Со стороны водителя автомашины, никаких претензий (требований) не поступило. Предупреждений о неисправности автомашины не последовало, и не было сообщено. Водитель отправился в рейс, а представитель истца железнодорожным транспортом в г. Москва.
Истец полагает, что факт принятия водителем груза стоимостью 1 875 885 руб. для доставки на склад истца, подтверждается оговором-заявкой на оказание транспортных услуг № 199, расходной накладной № 160, товарной накладной № 160, счет-фактурой № 160 от 17.02.2016 г.. Указанные в договоре-заявке данные о водителе, маршруте доставки товара, дате, месте загрузки совпадают с транспортными и товарными накладными.
В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ п. 2.11.7. Договора: по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату
В согласованные сроки прибытия (к 16:00 18.02.2016 г.) для разгрузки на склад истца (МО, <...>) автомашина не прибыла. На звонки истца на сотовый телефон водителя каждый раз следовали отговорки о невозможности прибыть под разгрузку в согласованное время. В итоге до 20.02.2016 г. автомашина под разгрузку на склад истца не прибыла. В связи с этим истец 20.02.2016 г. подал заявление в Отдел полиции Коммунарский УВД по Троицкому и Новомосковскому административным округам г. Москвы «О привлечении к уголовной ответственности за хищение имущества», что подтверждает Талон-уведомление № 4/18 от 20.02.2016 г. № по КУСП 1907.
В результате следственно-розыскных действий правоохранительными органами было установлено, что автомашина была разгружена в ООО «Альтекс» расположенном по адресу: г. Москва, <...> км Калужского шоссе, стр.10, где 23.02.2016 г. была изъята и передана истцу продукция на сумму 223 020 руб. 18.03.2016 г. вынесено постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству по ч. 4 ст. 159 УК РФ - мошенничество, то есть хищение чужого имущества, путем обмана и злоупотреблением доверием, совершенное в особо крупном размере.
В ходе предварительного расследования 29 марта 2016 года по уголовному делу № 11601453010000910 вынесено постановление о признании потерпевшим ООО «Аверс».
Пункт 6.2. Договора предусматривает: «Ущерб, причиненный в результате не сохранности груза, возмещается перевозчиком исходя из стоимости, указанной в ТТН, иных документов», данная норма закреплена ст. 796 ГК РФ, п. 5 ст. 34 ФЗ N° 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
В связи с тем, что отправленная продукция в соответствии с расходной накладной № 160 от 17.02.2016 г. не была доставлена на склад истца, последний 26. 02.2016 г. посредством электронной почты направил в адрес ответчика рекламацию о возмещении утраченного товара на сумму 1 625 865 руб. Указанная рекламация оставлена ответчиком без удовлетворения.
В соответствии с обычаями делового оборота истец посредством электронной почты (а так же продублировав почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения) в адрес ответчика направил претензию №. 1-П от 21.04.2016 г., с требованием о добровольном возмещении ущерба причиненного истцу в сумме 1 625 865 руб.
В ответ на данную претензию ответчик посредством электронной почты направил извещение № 36 от 29.04.2016 г., в котором просил предоставить полный пакет документов связанных с заявкой от 17.02.2016 г. Также в указанном извещении ответчик ссылается на обращение ООО СК «Согласие» № 501 от31.03.2016г.
Истец 11.05.2016 г. (направлено ценным почтовым отправлением с описью вложением 19.05.2016 г.) направил ответ № 28 от 10.05.2016 г. на извещение ответчика с пакетом документов. Ответчик не возместил понесенные истцом потери, а так же письменно не ответил на отправленные претензии.
Со ссылкой на ст. ст. 8, 12, 309, 310, 796 ГК РФ, п. 5 ст. 34 ФЗ № 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» истец просит взыскать с ответчика стоимость утраченного груза в размере 1 625 865 руб.
В обоснование своих возражений ответчик указал, что 11.02.2016г. им был принят на работу ФИО6 (на должность начальника отдела по логистике). Приступив к исполнению своих обязанностей 17.02.2016г. ФИО6 принял заявку на перевозку овощной продукции от истца.
В дальнейшем, для исполнения утвержденной перевозки, ФИО6 заключил договор-заявку № 200 от 17.02.2016 г. с ИП ФИО7.
В свою очередь ИП ФИО7 для осуществления перевозки предоставил, согласно извещению, полученному ФИО6, в электронной форме, водителя в лице ФИО4 на транспортном средстве DAF С649МУ163 с прицепом АХ6286 63.
В дальнейшем от истца поступила информация о не прибытии транспортного средства к 16:00 в 18.02.2016г. по адресу разгрузки (МО, <...>).
В связи полученной информацией о возникшей ситуации, в рамках заключенного договора страхования гражданской ответственности перевозчика/экспедитора №2009028-0645563/15ГОПЭ от 25.12.215г. и правил страхования, которые обязывают в течение суток извещать о происшествиях, Ответчик направил в страховую компанию, ООО СК «Согласие», извещение о случившемся происшествии.
Из-за появления сомнений по указанной перевозке, ответчиком было направлено истцу извещение о предоставлении полного пакета документов, связанного с договором-заявкой № 199 от 17.02.2016г.
Основываясь на исследовании товарной накладной № 160 от 17.02.2016г., счет фактуры №160 от 17.02.2016г., расходной накладной № 160 от 17.02.2016г., справки от 15.03.2016г. ответчик пришел к выводу, что отсутствуют доказательства передачи истцом груза ответчику. Из указанных документов усматриваются только отношения между ООО «Летас» и истцом.
Истцом в порядке ст.65 АПК РФ не представлено каких-либо доказательств того, что стороны и ООО «Летас» составили транспортную накладную, и зафиксировали подписи всех сторон (в том числе ответчика) в товарной накладной или ином документе который бы отражал факт передачи груза истцом уполномоченному представителю ответчика (водителю).
Кроме того, в данном случае водитель ФИО4 не имел доверенности на совершение от имени ответчика каких-либо действий, в том числе получения груза для перевозки.
Также при обнаружении факта пропажи груза, истец самостоятельно, без вызова ответчика, и без составления акта утраты, осуществил изъятие остатков груза с последующим расчетом количества оставшегося товара. И только после этого истец направил претензию ответчику.
В представленных ранее посредством электронной почты документов: товарная накладная № 160 от 17.02.2016г., и расходная накладная №160 от 17.02.2016г. факт приема передачи товара от 22.02.2016г. между ООО «Летас» и истцом имеет исправления в сумме 223 020 руб. В то время истец направил аналогичные документы в суд без исправлений и без акта приема передачи.
В иске указано, что товар был найден и передан истцу 23.02.2016г. Но в товарной накладной №160 от 17.02.2016г., полученной по электронной почте, и вкоторой фигурируют ООО «Летас» и истец, проставлена дата - 22.02.2016г.
Ответчик указывает, что факт заключения договора об организации перевозок автомобильным транспортом № 40 от 12.02.2016г. и договора-заявки № 199 от 17.02.2016г. не подтверждает факт приема-передачи груза от истца ответчику.
В соответствии абз.2 п.6 ип.7 Постановления Правительства РФ № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по утвержденной форме.
Заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).
При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8 -11,13,15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной. При перевозке опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов перевозчик указывает в пункте 13 транспортной накладной при необходимости информацию о номере, дате и сроке действия специального разрешения, а также о маршруте перевозки такого груза.
Согласно п. 9 Постановление Правительства РФ № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» - транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.
В силу п.79,80 и 86 Постановления Правительства РФ № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.
Акт составляется в следующих случаях: а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза; б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку; в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза; г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза; д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора
фрахтования; е) просрочка доставки груза; ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку; з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
Заинтересованная сторона составляет акт в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
В силу ст. 13 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» по окончании погрузки крытые транспортные средства, контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Пломбирование транспортных средств, контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Порядок пломбирования транспортных средств, контейнеров устанавливается правилами перевозок грузов. В соответствии с п.57 Постановление Правительства РФ № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер. Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной.
ООО СК «Согласие» в представленном отзыве также указало, что истцом не доказан факт приема-передачи груза ответчику. Товарно-транспортная накладная в материалах дела отсутствует.
Согласно п.4.10 Договора №40 об организации перевозок грузов автомобильным транспортом, заключенному ООО «Аверс» и ООО «ЛАК-Авто», погрузка и разгрузка считается законченной после вручения водителю надлежаще оформленных товарно-транспортных документов на груз.
В силу п.4.13 Договора о перевозке, грузоотправитель предъявляет перевозчику на предъявляемый к перевозке груз товарно-транспортную накладную, являющуюся основным провозным документом.
Согласно п.9 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ №272 от 15.04.2011) транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.
Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.
В судебном заседании представитель истца подтвердил, что накладная о передаче груза от истца ответчику не составлялась, доверенность от имени ответчика водителем ФИО4 истцу не представлялась, акт об утрате груза также не составлялся.
Таким образом, факт отсутствия накладной на передачу груза от истца ответчику, акта утраты груза и доказательств у водителя ФИО4 полномочий действовать от имени ответчика, судом установлен.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 1 ст. 796 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии со ст. 805 ГК РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
В силу ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон) при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
Из представленных документов, а также пояснений представителей лиц, участвующих в деле следует, что экспедиторские документы, а также иные сопроводительные документы, в том числе товарная накладная, водителю, ответчику, иным лицам истцом не вручались.
В силу ст. 7 Закона экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу.
В силу ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В соответствии с п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, предусмотренной соответствующим транспортным уставом (ст. 785 ГК РФ).
Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.
Заключение договора перевозки автомобильным транспортом в соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта подтверждается товарно-транспортной накладной. Обязательным элементом письменной формы договора перевозки является требование о совершении сделки на бланке определенной формы с обязательным заполнением его реквизитов.
Согласно ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые, согласно закону, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из анализа указанных норм следует, что принятие груза к перевозке по товарно- транспортной накладной должно производиться ответчиком либо водителем, как уполномоченным лицом ответчика (на основании соответствующей доверенности).
Представитель ответчика на протяжении всех заседаний пояснял, что с водителем в трудовых или иных договорных отношениях не состоит.
Согласно п.1 ст. 182, п.1 ст. 185 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Доверенностью признается письменное уполномочие, выданное одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Указанной доверенности в материалы дела не представлено, в связи с чем водитель ФИО4 не может быть установлен как полномочный представитель ответчика.
Статьей 38 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в ч. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.
В соответствии с п. 79 Правил перевозок автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 (далее - Правила перевозок автомобильным транспортом), в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза составляется акт.
Согласно п. 80 Правил перевозок автомобильным транспортом - акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
В данном случае судом установлено, что каких-либо документов об утрате груза в присутствии ответчика не составлялось и им не подписывалось.
С учетом пояснений в судебном заседании представителей истца и ответчика о том, что перевозчик, осуществляющий перевозку, не извещался о необходимости осмотра груза после утраты, а акт не составлялся, суд приходит к выводу об отсутствии специального установленного действующим законодательством документа, подтверждающего утрату груза. Доказательств уведомления непосредственного перевозчика о выявлении недостачи груза материалы дела также не содержат.
Доводы представителя истца о том, что ФИО4 является уполномоченным представителем ответчика, не подтверждаются документально. Несмотря на то, что водитель ФИО4 был представлен ответчиком для осуществления перевозки в заявке, это не освобождает истца от обязанности известить о недостаче груза непосредственного перевозчика, вступившего с ним в правоотношения, в том числе для вызова его на установление факта утраты груза. Договор-заявка не является документом, уполномочивающим водителя действовать в интересах ответчика, в связи с чем доводы истца об извещении водителя, а, следовательно, извещении ответчика о передаче груза, противоречат материалам дела и нормам действующего законодательства.
Доказательств вызова уполномоченного представителя ответчика для составления акта, а также выявления частичной утраты груза, материалы дела не содержат. Представитель истца при рассмотрении данного спора неоднократно указывал, что данных действий не производилось. С учетом изложенного, ответчик был лишен возможности участвовать в установлении количества и стоимости утраченного груза.
В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии со ст. 15 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании положений ст. 9, 41 АПК РФ, лицо, участвующее в деле, несёт риск наступления последствий совершения или не совершения процессуальных действий. В силу ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов ответственности: факта причинения вреда, его размера, вины лица, обязанного к возмещению вреда, противоправности поведения этого лица и юридически значимой причинной связи между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Ответчик и СК «Согласие» при рассмотрении данного спора указывали, что товарная накладная водителю не передавалась, В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В обоснование требования истец указал, что в связи с имевшим место ненадлежащим исполнением договорных обязательств по перевозке груза, истцом понесены убытки, связанные с выставленной стоимостью поврежденного товара.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, истец должен был проявить должную меру внимательности и осмотрительности при составлении и сборе документов по передаче и утрате груза, а также необходимую заботу для подтверждения достоверными доказательствами факта ненадлежащего исполнения обязательств в сфере гражданско-правовых отношений ответчиком.
С учетом представленных доказательств суд приходит к выводу, что предусмотренный законом порядок фиксации и удостоверения обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для возникновения ответственности перевозчика, не соблюден, накладная и акт не составлялись. Размер причиненного ущерба определен грузоотправителем без участия ответчика.
В данном случае истец не доказал факт передачи груза ответчику для перевозки, а равно факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору, в связи с чем отсутствуют предусмотренные ст.8 ГК РФ основания для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков.
Судебные расходы по оплате госпошлины в порядке ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 169 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья | А.Ю. Юшков |