ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-19962/09 от 02.10.2002 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп. 1 под. 2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: arbitr@kzn.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-17-60, 292-07-57

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело №А65-19962/2009СА1-42

Резолютивная часть решения объявлена 02.10.2002 года. Полный текст решения изготовлен 07.10.2009 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сальмановой Р.Р., рассмотрев в судебном заседании по первой инстанции дело по заявлению

от заявителя – представитель Гаврилова Е.В., доверенность от 31.12.2008,

от ответчика – представитель Иваськевич Е.Р., доверенность от 11.01.2008,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сальмановой Р.Р.,

УСТАНОВИЛ:

Казанское открытое акционерного общество «Органический синтез (далее –заявитель, Общество) обратилось к Татарстанской Таможне Приволжского Таможенного Управления (далее – ответчик, таможенный орган) с заявлением о признании незаконными действий, выраженных в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 44 500 рублей, обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем возврата денежных средств.

Стороны, извещенные о месте и времени судебного разбирательства в порядке ст.123 АПК РФ, явились.

Представитель заявителя требования поддержал, ходатайствовал об его удовлетворении.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, указанным в отзыве (л.д.20), представил документы заявителя по таможенному оформлению товара по контракту от 05.11.2008.

В судебном разбирательстве в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.10.2009 до 13 час.30 мин., продолженное в назначенное время при участии тех же лиц.

Как следует из представленных документов, 22.04.2009 Общество в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Казанского таможенного поста заявило товар по ГТД № 10404053/220409/0001527 в таможенном режиме «Экспорт 10» в виде полиэтилена низкой плотности в количестве 50 тонн (1 вагон) с указанием фактурной стоимости товара в 19 500 000 рублей и оплатил таможенный сбор в сумме 50 000 рублей, вместо фактической фактурной стоимости товара в сумме 1 950 000 рублей и оплаты таможенного сбора в сумме 5 500 рублей. 27.04.2009 декларант подал заявление о корректировке графы 22 ГТД, указав, что им допущена техническая ошибка. Ответчиком графа 22 ГТД скорректирована. В последующем декларант обратился за возвратом излишне оплаченного таможенного сбора. Ответчик письмом от 01.06.09 отказал в возврате суммы таможенных сборов в силу п.2 ст.357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Заявитель, считая данный отказ незаконным и не соответствующим статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушающим права и его законные интересы в предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Суд, исследовав доказательства по делу, выслушав представителей сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке ч.1 ст.45 Таможенного кодекса Российской Федерации любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Судом установлено, что 22.04.2009 Общество в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Казанского таможенного поста заявило товар по ГТД № 10404053/220409/0001527 в таможенном режиме «Экспорт 10» в виде полиэтилена низкой плотности в количестве 50 тонн (1 вагон) с указанием фактурной стоимости товара в 19 500 000 рублей (л.д.10).

27.04.2009 декларантом ответчику подано заявление о корректировке графы 22 ГТД, в которой неправильно отражена фактурная стоимость товара, вместо указания 1 950 000 рублей, неправильно указана сумма 19 500 000 рублей, таможенные сборы за таможенное оформление которой составили 50 000 рублей вместо 5 500 рублей (л.д.12).

Согласно платежного поручения № 804513 от 30.03.2009, оплаченной по счету 64/15424 от 25.03.2009 за таможенное оформление экспертных грузов в общей сумме 500 000 рублей, на обороте платежного поручения имеется отметка, что за таможенное оформление по ГТД 10404053/220409/0001527 произведена оплата в сумме 50 000 рублей, остаток денежных средств 152 431,68 рублей (л.д.9-9об).

На основании заявления декларанта от 27.04.09 ответчиком произведена корректировка графы 22 ГТД (л.д.11), о чем заявителю направлено письмо от 19.05.2009 № 33-12/6587 с приложением распечатанной из электронной базы данных ГТД, скорректированная ГТД № 10404053/220409/0001527 и в п.2 письма указано, что в соответствии с п.2 ст.357.8 Таможенного кодекса РФ возврат суммы таможенных сборов за таможенное оформление не производится.

26.05.09 декларант обратился к ответчику с заявлением о зачете денежных средств в сумме 44 500 рублей в соответствии со ст.355 Таможенного кодекса РФ, на которое ответчиком дан ответ от 01.06.2009 № 32-12/7518 об отказе в возврате таможенного сбора за таможенное оформление.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет, что таможенные сборы за таможенное оформление относятся к таможенным сборам (ст.357.1), оплачиваемые до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (ст.357.6).

Согласно ст.357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.

Письмом Федеральной таможенной службы от 20 апреля 2005 г. N 01-06/12388 "О таможенных сборах за таможенное оформление" в целях единообразного применения главы 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Таможенного кодекса и пунктом 5.3 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Правительством Российской Федерации от 21.08.2004 N 429, даны разъяснения, что в соответствии с пунктом 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса при корректировке сведений, содержащихся в таможенной декларации, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.

Положения данного пункта применяются в случаях корректировки сведений как до, так и после выпуска товаров. При выявлении случаев неправильного исчисления и уплаты таможенных сборов за таможенное оформление в результате допущенных технических ошибок, не влекущих   корректировку сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенное оформление, либо неправильного применения ставок таможенных сборов за таможенное оформление, возврат и взыскание таможенных сборов за таможенное оформление производится в установленном порядке.

Таким образом, в силу прямого указания закона при корректировке сведений, содержащихся в таможенной декларации, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.

Поскольку из материалов дела следует, что ответчиком по заявлению Общества от 27.04.2009 произведена корректировка фактурной стоимости товара в ГТД № 10404053/220409/0001527, влияющая на величину сборов за таможенное оформление, то в данном случае отказ ответчика в возврате таможенного сбора за таможенное оформление в сумме 44 500 рублей, правомерно.

Доводы ответчика о неправильном применении ответчиком норм материального права и необходимости применения норм Налогового кодекса РФ, в частности ст.78 НК РФ, судом отклонены, поскольку по общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).

В соответствии с п.1 ст.3 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей, судам следует учитывать, что на основании части второй статьи 2 Кодекса соответствующие правоотношения регулируются Таможенным кодексом Российской Федерации.

Часть 2 статьи 2 Налогового кодекса РФ, в свою очередь, устанавливает, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Kодексом.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований Общества, не имеется, и требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку заявленные требования Общества не удовлетворены, то уплаченная им государственная пошлина при подаче заявления возврату не подлежит.

Руководствуясь ст. 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в установленном законом порядке.

Судья - Р.Р.Сальманова